Дело № 2а-660/2021
(№ 2а-5027/2020)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 февраля 2021 года г. Калининград
Центральный районный суд города Калининграда в составе:
председательствующего судьи Стома Д.В.
при секретаре Казакявичюте Б.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 ФИО7, ФИО2 ФИО8 к Агентству по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области о признании незаконным приказа,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 и ФИО2 обратились в суд с вышеназванным административным иском, указав, что являются собственниками земельного участка, расположенного по адресу: ФИО9 с кадастровым номером №. Комитетом архитектуры и строительства Администрации городского округа «Город Калининград» 12.04.2011 было выдано разрешение на строительство жилого дома на указанном участке № №. На основании разрешительной документации и с соблюдением всех строительных норм нами был возведен жилой дом в границах земельного участка. Земельный участок имеет неправильную форму и перепад высот по периметру участка. В соответствии со ст. 40 ГрК РФ правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства разрешается для отдельного земельного участка при соблюдении требований технических регламентов. В ноябре 2019 года обратились в Агентство по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области, по вопросу выдачи разрешения на отклонение от предельных параметров строительства, установленным градостроительным планом, в части сокращения минимального отступа от северной границы земельного участка до жилого дома с 3,0 м до 2,3 м.
Согласно постановлению № № от 20.12.2019 года состоялись публичные слушания. По итогам публичных слушаний Комитетом территориального развития и строительства Администрации городского округа «Город Калининград» в комиссию по подготовке проекта правил землепользования и застройки муниципальных образований Калининградской области было направлено заключение от 06.02.2020 года № № о результатах публичных слушаний от 28 января 2020 года, на основании которого комиссия сочла возможным предоставление ФИО1 и ФИО2 разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства - индивидуального жилого дома по < адрес >. Заключение о результатах публичных слушаний опубликовано в официальном печатном издании органом местного самоуправления городского округа «Город Калининград» - газета «Гражданин» № № от 13.02.2020 г. Исходя из общих принципов градостроительного законодательства, требующих обязательного учета мнения населения при принятии градостроительных решений, Градостроительный кодекс РФ предусматривает проведение публичных слушаний по ряду вопросов градостроительной деятельности с участием заинтересованных лиц, чьи законные интересы могут быть нарушены в связи с реализацией на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта, того или иного градостроительного решения (статьи 24,28, 31, 39,40 и 46). Совместно с заявлением о возможности предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства нами было предоставлено письменное личное согласие собственника смежного участка на предоставление заявителям разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, что отражено в заключение от 06.02.2020 о результатах публичных слушаний. При принятии решения о предоставлении разрешения на отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, учитывается, обязательное мнение населения при принятии градостроительных решений в целях согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области для обеспечения благоприятных условий проживания. При этом наличие согласия участников публичных слушаний на предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства является одним из решающих факторов при принятии органом местного самоуправления соответствующего решения. Эти аспекты не были учтены ответчиком при принятии решения. На официальном сайте Администрации ГО «Город Калининград» был размещен проект приказа в соответствии, с которым Агентство по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области предоставляет разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства. Однако 25.06.2020 приказом № № Агентство по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области отказало ФИО1 и ФИО2, в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объектов капитального строительства на земельном участке, расположенном по адресу: < адрес > с кадастровым номером №
Считают, что таким отказом Агентством по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области нарушены права и законные интересы заявителя. Принятый Агентством обжалуемый ненормативный правовой акт вопреки требованиям ч. 6 ст. 40 Градостроительного кодекса РФ не содержит мотивированных причин, по которым заявителю отказано в выдаче разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства. Указанный немотивированный отказ не позволяет заявителю определить конкретные нарушения, препятствующие получению разрешения, а также в целях их устранения представить в полном объеме весь необходимый пакет документов для получения положительного решения.
На основании изложенного просят признать незаконным приказ № № Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области об отказе ФИО1 и ФИО2, в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объектов капитального строительства на земельном участке, расположенном по адресу: <...> кадастровым номером №. Обязать Агентство принять решение о предоставлении ФИО1 и ФИО2 разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства.
В судебное заседание административные истцы и их представитель по доверенности ФИО3 не явились, извещены надлежаще, просили дело рассмотреть в их отсутствие.
Представитель административного ответчика Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области по доверенности – ФИО4 в судебном заседании просила в удовлетворении административного иска отказать, представила письменные возражения.
Представитель заинтересованного лица администрации ГО «Город Калининград» в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.
Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, дав им оценку, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ основанием для удовлетворения судом заявленных требований является признание оспариваемых решений, действий (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Судом установлено и не оспаривается, что ФИО1 и ФИО2 являются собственниками земельного участка, расположенного по адресу: < адрес > с кадастровым номером №. На основании выданного 12.04.2011 комитетом архитектуры и строительства администрации городского округа «Город Калининград» разрешения на строительство № №, на указанном земельном участке, административными истцами возведен жилой дом.
11.11.2019 истцы обратились в комиссию по подготовке проекта правил землепользования и застройки муниципальных образований Калининградской области (далее - Комиссия) с заявлением о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства «Индивидуальный жилой дом» в границах земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: < адрес >, в части сокращения минимальных отступов зданий, строений, сооружений от северной границы земельного участка с 3,0 метров до 2.3 метров.
Порядок принятия Агентством решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства регламентируется статьями 38 и 40 Градостроительного кодекса РФ и Административным регламентом предоставления Агентством государственной услуги по предоставлению разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, утвержденным приказом Агентства от 23.10.2017 № №.
В соответствии с п. 77 Административного регламента по результатам рассмотрения заявления административного истца Агентством был подготовлен проект приказа о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства для рассмотрения на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.
Указанный проект письмом от 19.11.2019 № № направлен в администрацию городского округа «Город Калининград» для организации проведения публичных слушаний, подготовки протокола и заключения по результатам публичных слушаний, о чем истцы были проинформированы.
На основании постановления администрации от 20.12.2020 № № 28.01.2020 были проведены публичные слушания по проекту приказа Агентства о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства - индивидуального жилого дома ул. < адрес >, расположение которого планируется в границах земельного участка с кадастровым номером №, в части сокращения минимального отступа от северной границы земельного участка до индивидуального жилого дома с 3,0 м до 2,3 м, по результатам которых администрацией были подготовлены протокол от 08.01.2020 и заключение 06.02.2020 № №
На основании заключения администрации о результатах публичных слушаний, проведенных от 06.02.2020 № №, Агентством подготовлена формация в Комиссию.
В соответствии с протоколом заочного заседания комиссии от 28.04.2020 № №, членами комиссии по результатам рассмотрения поступивших материалов, принято решение отказать в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства «Индивидуальный жилой дом» в границах земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: улица < адрес >, в части сокращения минимальных отступов зданий, строений, сооружений от северной границы земельного участка с 3,0 м до 2,3 м.
В обоснование оспариваемого решения в протоколе Комиссии указано, что земельный участок с кадастровым номером № по улице < адрес >, практически полностью расположен в границах территории объекта культурного наследия местного (муниципального) значения «< адрес >, действие градостроительного регламента на которую не распространяется, и частично в границах защитной зоны объекта культурного наследия местного (муниципального) значения «< адрес >» 1920-е годы.
Объект культурного наследия местного (муниципального) значения «< адрес >» 1920-е годы, < адрес > включен в перечень объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, находящихся на территории муниципального образования «Городской округ «Город Калининград» постановлением Правительства Калининградской области от 23.03.2007 № 132 «Об объектах культурного наследия регионального и местного значения».
Приказом службы государственной охраны объектов культурного наследия Калининградской области от 22.01.2015 № № установлены границы территории объекта культурного наследия согласно перечню координат характерных точек границ территории. Граница территории и граница защитной зоны объект культурного наследия местного (муниципального) значения «< адрес >» 1920-е годы отображена в Правилах. Таким образом, земельный участок с кадастровым номером № практически полостью располагается в границах территории объекта культурного наследия.
Согласно п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Статьей 36 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Согласно ст. 40 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых, благоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонение предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, что предполагает подачу заявления о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров, проведение публичных слушаний на данную тему и принятие соответствующего решения.
Таким образом, действующее земельное и градостроительное законодательство позволяет правообладателю земельного участка претендовать на изменение параметров разрешенного строительства объекта путем получения разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объектов капитального строительства, при наличии неблагоприятных условий использования земельного участка.
В соответствии с правилами землепользования и застройки городского округа «Город Калининград», утвержденными решением Окружного Совета депутатов от 25.12.2017 № 339 (далее - Правила) земельный участок с кадастровым номером № расположен в территориальной зоне - зона застройки -индивидуальными жилыми домами (индекс «№»).
Градостроительным регламентом территориальной зоны № установлены следующие предельные параметры разрешенного строительства:
- минимальные отступы зданий, строений, сооружений от красной линии - 5 метров,
- минимальные отступы зданий, строений, сооружений от границы земельного участка - 3 метра.
В соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 36 Градостроительного кодека РФ действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий памятников и ансамблей, включенных в иный государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий памятников или ансамблей, которые являются выявленными объектами культурного наследия и решения о режиме содержания, параметрах реставрации, консервации, воссоздания, ремонта и приспособлении которых принимаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об охране объектов культурного наследия.
Учитывая, что градостроительный регламент на указанную территорию не распространяется, оснований для предоставления разрешения на уклонение от предельных параметров разрешенного строительства, установленных градостроительным регламентом, на имеется.
Более того, согласно п. 4 ст. 99 Земельного кодекса РФ, в целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия. В пределах земель историко-культурного назначения за пределами земель населенных пунктов вводится особый правовой режим использования земель, запрещающий деятельность, несовместимую с основным назначением этих земель. Использование земельных участков, не отнесенных к землям историко-культурного назначения и неположенных в указанных зонах охраны, определяется правилами землепользования и застройки в соответствии с требованиями охраны памятников истории и культуры.
В силу частей 1, 2 ст. 56 Земельного кодекса РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами. Могут устанавливаться такие ограничения прав на землю, как: ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий; особые условия охраны окружающей среды, в том числе памятников истории и культуры.
Исходя из положений п. 1, пп. 6, 7, 10 п. 2 ст. 33 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружи среды и от иных негативных воздействий. Государственная охрана объекта культурного наследия включает в себя, в том числе, установление предмета охраны объекта культурного наследия, включенного в реестр, и границ территории объекта; разработку проектов зон охраны объектов культурного наследия, установление требований к осуществлению деятельности в границах территории.
В силу статьи 3.1. Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» территорией объекта культурного наследия является территория, непосредственно занятая данным объектом культурного наследия и (или) связанная исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью и установленная в соответствии с настоящей статьей.
В границах территории объекта культурного наследия на территории памятника или ансамбля запрещаются строительство объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик существующих на территории памятника или ансамбля объектов капитального строительства; проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.
По указанным выше основаниям, в соответствии с рекомендациями Комиссии от 16.06.2020 № №, в предоставлении истцам разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства «Индивидуальный жилой дом» в границах земельного участка с кадастровым номером № в части сокращения минимальных отступов зданий, строений, сооружений от северной границы земельного обоснованно рекомендовано отказать.
Доводы административных истцов о том, что при разработке проекта зон охраны, согласования границ проектируемых зон, границ территорий объектов культурного наследия необходимо было руководствоваться ранее установленным градостроительным регламентом и существующим положением использования земельных участков вокруг памятника иными собственниками, не могут быть приняты во внимание, так как основаны на ошибочном понимании норм действующего законодательства.
Кроме того, основанием для выдачи разрешения на отступ от установленных параметров строительства согласно ч. 2 ст. 40 Градостроительного кодекса РФ являются неблагоприятность по каким-либо характеристикам земельного участка для застройки и возможность при отклонении от предельных параметров соблюдения требований технических регламентов, тогда как административные истцы обратились за получением такого разрешения на отклонение после строительства жилого дома.
Учитывая изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемый приказ Агентства от 25.06.2020 № № принят с учетом рекомендаций Комиссии в полном соответствии с требованиями действующего законодательства, прав и законных интересов истцов не нарушает.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что административный иск не подлежит удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск ФИО1 ФИО10, ФИО2 ФИО11 к Агентству по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области о признании незаконным приказа – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Центральный районный суд города Калининграда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 04.03.2021.
Судья Д.В. Стома