ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-502/18 от 26.01.2018 Ленинскогого районного суда г. Ижевска (Удмуртская Республика)

Дело № 2а-502/18

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 января 2018 года

Ленинский районный суд города Ижевска Удмуртской Республики в составе: председательствующего судьи Москалевой Л.В., при секретаре Кутузовой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Камалетдиновой Ф.М. к Главному управлению архитектуры и градостроительства Администрации <адрес> о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома, о понуждении выдать разрешение на строительство объекта индивидуального жилищного строительства,

У с т а н о в и л:

Административный истец Камалетдинова Ф.М. обратилась в суд с иском к административному ответчику Главному управлению архитектуры и градостроительства Администрации города Ижевска (далее ГУАиГ) о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство, изложенное в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ, о понуждении выдать разрешение на строительство объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке по адресу: <адрес> на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ. В обоснование исковых требований истец указала следующие обстоятельства. ДД.ММ.ГГГГ в ГУАиГ было подано заявление о выдаче разрешения на строительство следующего объекта индивидуального жилищного строительства: индивидуальный жилой дом на земельном участке: <адрес>, кадастровый , из земель населенных пунктов с разрешенным использованием под индивидуальное жилищное строительство и ведение личного подсобного хозяйства. ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком было принято решение об отказе в выдаче разрешения на строительство, о чем было выдано Уведомление , в котором указано, что земельный участок находится в границах красных линий, обозначающих территорию общего пользования, планируемую под развитие улично-дорожной сети города; не соблюдены противопожарные разрывы между соседними постройками (<адрес>, согласно таблице 1 СП 4.113130.2013, утвержденного приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ). Истец считает, что решение об отказе в выдаче разрешения на строительство незаконным по следующим основаниям: строительство планируется в соответствии с целевым назначением земельного участка с соблюдением требований ст. ст. 40,42 ЗК, так как согласно кадастровому паспорту принадлежащий ей на праве собственности земельный участок находится на землях населенных пунктов с разрешенным использованием под индивидуальное жилищное строительство и ведение личного подсобного хозяйства; в отношении принадлежащего ей земельного участка какие-либо ограничения ее прав не существуют, каких-либо ограничений в использовании участка не имеется, установлено разрешенное использование: индивидуальное жилищное строительство и ведение личного подсобного хозяйства; согласно градостроительного плана земельный участок расположен в границах красных линий, обозначающих территорию общего пользования, планируемую под развитие улично-дорожной сети, однако процедура изъятия участка в соответствии с требованиями главы VП-1 ЗК РФ не начата, что ограничивает право собственности в части использования земельного участка. Приказ МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ, на который ссылается административный ответчик, не зарегистрирован в Минюсте. СП 42.13330.2016 Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89 не устанавливает требований к расстоянием между зданиями на участках для индивидуального жилищного строительства. Кроме того, планируется улучшение противопожарного состояния, так как будет осуществляться строительство кирпичного дома на расстоянии трех метров от межи. В соответствии с ч. 14 ст. 51 ГрК РФ отказ в выдаче разрешения может быть оспорен застройщиком в судебном порядке.

В судебном заседании административный истец Камалетдинова Ф.М., его представитель Камалетдинов А.М., действующий в порядке ст. 55,57 КАС РФ по устному ходатайству истца, исковые требования поддержали, дали объяснения, изложенные в исковом заявлении, дополнительно суду пояснили, что в связи с размещением земельного участка в охранной зоне газопровода проект строительства был дополнительно согласован, в том числе, со смежным землепользователем.

Представитель ответчика ГУАиГ – Казакова Н.В. в судебное заседание не явилась, ДД.ММ.ГГГГ направила в суд заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика и письменный отзыв по существу заявленных требований. В связи с истечением срока действия доверенности, выданной ДД.ММ.ГГГГ сроком на один год, суд признает, что поступившие документы подписаны и представлены не полномочным должностным лицом ответчика.

Дело рассмотрено в порядке ст. 150 КАС РФ в отсутствие представителя административного ответчика, извещенного о времени и месте разбирательства дела надлежащим образом, что подтверждается почтовыми уведомлениями.

Суд, изучив доводы и возражения сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В соответствии со статьей 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу ч.ч. 1,5,7 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ДД.ММ.ГГГГ Камалетдинова Ф.М. обратилась в ГУАиГ с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ ГУАиГ отказало в выдаче разрешения на строительство жилого дома письмом в связи с несоответствием схемы планировочной организации земельного участка градостроительным регламентам, указанным в Градостроительном плане земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ: согласно Правилам землепользования и застройки города Ижевска, утвержденных представительным органом местного самоуправления – решением Городской Думой города Ижевска от 27.11.2007 года № 344, земельный участок расположен в границах красных линий, обозначающих территорию общего пользования, планируемую под развитие улично-дорожной сети города; на представленной схеме не соблюдены противопожарные разрывы между соседними постройками.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в суд с исковыми требованиями об оспаривании данного отказа, то есть с соблюдением сроков и требований ст. 219 КАС РФ.

В соответствии с ч. 4 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ (далее ГрК РФ) разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления.

Аналогичное положение содержит ст. 44 Устава МО «г. Ижевск», в соответствии с которой выдача разрешений на строительство относится к компетенции Администрации г. Ижевска.

Согласно п. 2.7 Положения о Главном управлении архитектуры и градостроительства Администрации города Ижевска, утвержденного Решением Городской думы г. Ижевска от 6.06.2006г. № 121, выдача разрешений на строительство при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, входит в полномочия ГУАиГ Администрации г. Ижевска. Таким образом, решение об отказе в разрешении на строительство вынесено уполномоченным органом, подписано должностным лицом – начальником управления, к компетенции которого отнесен вопрос о выдаче (отказе в выдаче) разрешений на строительство.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ истцу на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ на праве собственности принадлежит жилой дом с постройками и пристройками, и земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: индивидуальное жилищное строительство и ведение личного подсобного хозяйства, общая площадь 496 кв.м, расположенные по адресу: <адрес>

Постановлением Администрации города Ижевска от 19.07.2013 года № 829 утвержден Проект планирования территории, включающей жилые районы Александровский и Юго-западный в Ленинском административном районе.

Согласно кадастровой выписки о земельном участке по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ кадастровый по адресу: <адрес>, принадлежащем административному истцу, разрешенное использование: индивидуальное жилищное строительство и ведение личного подсобного хозяйства.

Согласно градостроительному плану земельный участок с кадастровым номером расположен в красных линиях, градостроительный регламент земельного участка установлен в составе Правил землепользования и застройки города Ижевска, утвержденных представительным органом местного самоуправления – решением Городской Думой города Ижевска от 27.11.2007 года № 344, действие градостроительного регламента не распространяется.

Исходя из смысла ст.ст. 2, 18, 51 ГрК РФ, п. 4 ст. 85 ЗК РФ возведение индивидуального жилого дома возможно только при наличии разрешения на строительство, выдаваемого уполномоченными органами, в рассматриваемом случае ГУАиГ Администрации г.Ижевска, в соответствии с генеральными планами поселений и на их основе разработанных Правил застройки и градостроительных регламентов, установивших зонирование территории.

Согласно части 1 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы, в частности, правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка (часть 7 статьи 51 ГрК РФ).

Суд принимает во внимание, что пунктом 8 ст.1 Земельного кодекса РФ закреплен один из основных принципов земельного законодательства - деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Правовое регулирование деления земель в Российской Федерации на категории определяется Земельным кодексом РФ, тогда как разрешенное использование в соответствии с зонированием территорий относится в большей мере к предмету регулирования Градостроительного кодекса РФ.

Градостроительное зонирование - это зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (п.6 ст.1 Градостроительного кодекса РФ).

Градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (п.9 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ).

Документом градостроительного зонирования являются правила землепользования и застройки (п.8 ст.1 Градостроительного кодекса РФ).

Правила землепользования и застройки города Ижевска утверждены решением Городской думы города Ижевска от 27.11.2007г. № 344, являются нормативным правовым актом, устанавливающим границы территориальных зон и градостроительный регламент (виды разрешенного использования земельных участков) для каждой территориальной зоны.

Из вышеприведенных норм следует, что именно Правила землепользования и застройки устанавливают регламент территориальной зоны (все допустимые виды разрешенного использования), и, соответственно, всех земельных участков, расположенных в границах данной территориальной зоны.

В соответствии с п. 3 ст.85 Земельного кодекса РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

Соблюдение правового режима земельных участков устанавливается ст. 260 Гражданского кодекса РФ, ст.40 Земельного кодекса РФ, регулирующих правомочия собственника земельного участка.

Строительство новых объектов должно осуществлять в соответствии с требованиями градостроительных регламентов. Аналогичные положения содержатся и в ст.40 Земельного Кодекса РФ.

Кроме того, и п.4 ст. 2 Градостроительного кодекса РФ закреплен один из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности - осуществление строительства на основе документов территориального планирования и правил землепользования и застройки. Градостроительные регламенты являются составной частью Правил землепользования и застройки.

Правовой режим конкретного земельного участка находит отражение в градостроительном плане земельного участка, который выполняется на основании Правил землепользования и застройки. Подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам (п.1 ст.44 Градостроительного кодекса РФ). В соответствии с частью 7 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами. Нормативно-правовой акт, регулирующий такое использование земельных участков, в настоящее время не установлен. Однако отказ в реализации законного права не может быть оправдан отсутствием специального законодательства.

В силу статьи 209 ГК РФ собственник вправе свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своей собственностью.

Согласно статье 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием.

В соответствии со статьей 263 ГК РФ, собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос - при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о назначении земельного участка.

Правила землепользования и застройки города Ижевска указывают, что принадлежащий административному истцу земельный участок не располагается в составе жилых зон, а расположен в красных линиях, в связи с чем, действие градостроительных регламентов на данную территорию не распространяется.

Согласно пункту 11 статьи 1 ГрК РФ красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

В целом, основными задачами красных линий являются: отграничение территорий общего пользования от иных территорий, определение границ земельных участков, на которых расположены линейные объекты. Красные линии сами по себе не создают ограничений или запретов для собственников земельных участков, так как они являются лишь условными обозначениями в проекте планировки территории и проекте межевания территории границ публичных земель или местоположения линейных объектов (существующих или проектируемых).

Суд отмечает, что красные линии не являются сервитутами или ограничениями прав правообладателей земельных участков, поскольку они не запрещают строительную деятельность или иную хозяйственную деятельность на земельных участках и не предоставляют права доступа на чужие земельные участки. Красными линиями запрещается или ограничивается застройка земельных участков не в силу того, что устанавливаются или ограничиваются права, а в силу иных причин.

Под территориями общего пользования понимаются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары) (пункт 12 статьи 1 ГрК РФ). Поскольку в ГрК РФ указывается на то, что земли общего пользования должны быть сформированы в виде соответствующих земельных участков, суд полагает, что названные ограничения возникают на стадии образования соответствующих земельных участков, а не на стадии подготовки и утверждения проекта планировки территории, в котором отображаются красные линии.

Статья 56 ЗК РФ предусматривает возможность ограничения прав на землю по основаниям, установленным Кодексом, федеральными законами. Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления или решением суда. Ограничения прав на землю устанавливаются бессрочно или на определенный срок и сохраняются при переходе права собственности на земельный участок к другому лицу. Ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

В силу статьи 56.1 ЗК РФ предусмотренные подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 40 настоящего Кодекса права собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков на использование земельных участков могут быть ограничены в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд. Ограничения права собственности и иных вещных прав на земельные участки в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд устанавливаются настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Таким образом, резервирование земель относится к числу ограничений и является предпосылкой к последующему изъятию участка для государственных или муниципальных нужд. Ограничения прав на земельный участок, возникшие на основании акта о резервировании земель, подлежат государственной регистрации в силу статьи 56 ЗК РФ. Не прошедшие государственной регистрации ограничения, указанные в акте о резервировании земель для публичных нужд, не влекут предусмотренных законом обременений для собственников, пользователей, землевладельцев и арендаторов этих участков.

Судом установлено, что свидетельство о государственной регистрации права, выписка из кадастрового паспорта о земельном участке с кадастровым номером 18:26:040343:4, не содержат указаний на какие-либо ограничения в пользовании, владении Камалетдиновой Ф.М. земельным участком, красные линии в выписке также не обозначены. Таким образом, красные линии в рассматриваемом случае являются планируемыми, а не существующими. Из системного толкования указанных норм следует, что ограничение прав собственника земельного участка подлежит регистрации, однако и это ограничение не запрещает собственнику пользоваться и владеть своей собственностью по своему усмотрению, только возлагает на собственника риск отнесения на него бремени расходов и не включение их в выкупную цену, при строительстве, расширении и реконструкции зданий и сооружений, совершенных после регистрации ограничения.

Таким образом, одним из обязательных условий застройки земельного участка является осуществление строительства в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием.

Суд исходит из того, что к моменту разрешения спора в суде, административным ответчиком не представлено ни одного доказательства, подтверждающего введение ограничения прав собственника по отношению к спорному земельному участку.

Само по себе существование проекта планировки территории, при отсутствии доказательств его реализации, не может являться основанием для ограничения прав собственника на использование земельного участка в соответствии с его целевым назначением.

Таким образом, отказ Камалетдиновой Ф.М. в выдаче разрешения на строительство жилого дома на принадлежащем ей земельном участке по мотиву расположения его земельного участка в квасных линиях, нарушает ее права собственника, приводит к конфликту частного и публичного интереса, при разрешении которого, следует исходить из того, что органом местного самоуправления не предоставлены доказательства наличия каких-либо ограничений на спорный земельный участок по состоянию на дату обращения заявителя с заявлением о выдаче разрешения на строительство жилого дома, не возможности сочетания строительства индивидуального жилого дома с разрешенным видом использования земельного участка, существования обстоятельств, препятствующих выдаче в установленном статьей 51 ГрК РФ порядке разрешения на строительство.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права на земельный участок разрешенное использование земельного участка – индивидуальное жилищное строительство и ведение личного подсобного хозяйства. Сведения об иных видах разрешенного использования данного земельного участка отсутствуют.

Приказ МЧС России от 24.04.2013 года № 288, устанавливающий противопожарные разрывы между зданиями на соседних земельных участках, на который ссылается административный ответчик, не зарегистрирован в Минюсте РФ, в связи с чем ссылка на него ответчиком не состоятельна. СП 42.13330.2016 Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89 не устанавливает требований к расстоянием между зданиями на участках для индивидуального жилищного строительства. Кроме того, планируется строительство кирпичного жилого дома на расстоянии трех метров от межи с соседним земельным участком, собственник которого согласовал строительство указанного объекта.

Таким образом, оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство, предусмотренных ч. 13 ст. 51 ГрК РФ судом не усматривается.

При таких обстоятельствах, имеются основания для признания незаконным отказа ГУАиГ Администрации г. Ижевска от ДД.ММ.ГГГГ и возложении на ГУАиГ обязанности выдать разрешение на строительство объекта индивидуального жилищного строительства по указанному адресу.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Камалетдиновой Ф.М. к Главному управлению архитектуры и градостроительства Администрации города Ижевска о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома, о понуждении выдать разрешение на строительство объекта индивидуального жилищного строительства удовлетворить.

Признать незаконным и отменить решение административного ответчика Главного Управления архитектуры и градостроительства Администрации города Ижевска об отказе в выдаче разрешения на строительство, изложенное в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Главное Управление архитектуры и градостроительства Администрации города Ижевска выдать разрешение на строительство объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке по адресу: <адрес> на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в порядке апелляционного производства в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 31 января 2018 года.

Судья Л.В. Москалева