РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. ФИО7 12 августа 2021 года
Муравленковский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи Ракутиной Ж.К.,
при секретаре Чуркиной О.В.,
с участием представителя административного ответчика ОМВД России по г. ФИО7 ФИО4, действующей на основании доверенности № от 22.12.2020,
представителя заинтересованного лица Управления социальной защиты населения Администрации г. ФИО7 ФИО5, действующего на основании доверенности № от 10.09.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-502/2021 по административному иску Администрации города ФИО7 к старшему дознавателю отделения дознания ОМВД России по г. ФИО7 ФИО6, ОМВД России по г. ФИО7 о признании незаконным представления,
УСТАНОВИЛ:
Администрация города ФИО7 обратилась в суд с административным исковым заявлением об оспаривании представления старшего дознавателя отделения дознания ОМВД России по г. ФИО7 ФИО6 о принятии мер по устранению обстоятельств, способствующих совершению преступления № от 08.06.2021. Требования мотивированы тем, что по окончанию производства по уголовному делу № в отношении ФИО1 по признакам состава преступления, предусмотренного ч.1 ст.159.2 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее УК РФ), по факту хищения денежных средств путем предоставления заведомо ложных и недостоверных сведений, в Управление социальной защиты населения Администрации города ФИО7 (далее Управление социальной защиты населения) внесено представление о принятии мер по устранению обстоятельств, способствующих совершению преступления. Из содержания представления следует, что в адрес Управления социальной защиты населения был направлен запрос о размере незаконно выплаченных подозреваемой ФИО1 социальных выплат и пособий, однако в результате некорректной работы специалистов отдела по предоставлению мер социальной поддержки Управления социальной защиты населения, органу предварительного расследования были предоставлены заведомо недостоверные сведения. В связи с чем, возникала необходимость в повторном направлении запроса. Всего органом дознания в адрес Управления социальной защиты населения направлено 5 запросов о предоставлении сведений, при этом в ответе на каждый из них сумма неправомерно выплаченных социальных выплат и пособий указывалась разной, что не позволяло принять законное и обоснованное решение в порядке статьи 145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее УПК РФ). Кроме того, в представлении указано, что в ходе телефонного разговораначальник отдела по предоставлению мер социальной поддержки Управления социальной защиты населения ФИО2 и начальник Управления социальной защиты населения ФИО3 позволяли себе повышенный тон общения, некорректные высказывания в адрес должностных лиц ОМВД России по г. ФИО7, что явилось нарушением приказа Минтруда России от 31.12.2013 № 792 «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения работников органов управления социальной защиты населения и учреждений социального обслуживания». Также указано, что за 2020-2021 годы отделением дознания ОМВД России по г. ФИО7 было окончено производством 9 уголовных дел данной категории, по которым общая сумма ущерба, причиненная бюджету Ямало-Ненецкого автономного округа, путем незаконного предоставления социальных выплат и пособий, составила более 300 000 руб. Каждое из указанных преступлений было выявлено силами сотрудников ОМВД России по г. ФИО7. По мнению дознавателя, обстоятельством, способствующим совершению данных преступлений, явилось не принятие со стороны руководителя Управления социальной защиты населения и начальника отдела по предоставлению мер социальной поддержки Управления социальной защиты населения мер, направленных на предупреждение и пресечение указанных преступлений, а именно отсутствие разъяснительной работы с лицами, впервые поступающими на учет и лицами, состоящими на учете в Управлении социальной защиты населения о возможности наступления уголовного преследования и уголовной ответственности за предоставление недостоверных сведений при постановке на учет и умолчания фактов, влекущих прекращение, приостановление и изменение размера социальных выплат и пособий, а также непринятие мер, направленных на проверку правомерности получения социальных выплат и пособий лицами, состоящими на учете. В целях принятия мер, направленных на предотвращение причин и условий, способствующих совершению преступлений в сфере социальных выплат, в представлении предложено: указать должностным лицам Управления социальной защиты населения о необходимости проведения правового просвещения и правового информирования граждан, имеющих право на получение социальных выплат и пособий, о сроках извещения органа социальной защиты населения, осуществляющего выплату, о наступлении обстоятельств, влекущих приостановление либо прекращение социальных выплат и пособий, а также о наступлении ответственности вплоть до уголовной, в случае неисполнения данного требования; при необходимости разработать типовые памятки или иные меры информирования; изучить приказ Минтруда России от 31.12.2013 № 792 «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения работников органов управления социальной защиты населения и учреждений социального обслуживания». Административный истец полагает, что оспариваемое представление не содержит положения закона, которые были нарушены Управлением социальной защиты населения при проведении процедуры проверки заявлений и прилагаемых к ним материалов при выплате социальных выплат ФИО1, и в чем именно заключается такое нарушение. Также не указаны причины и условия, способствовавшие совершению преступления, в том числе, несоблюдение каких именно правовых норм должностными лицами Управления социальной защиты населения облегчило, либо способствовало совершению ФИО1 преступления, в связи с чем, требование о принятии мер к недопущению указанных в представлении фактов не соответствует принципам исполнимости и определенности решения должностного лица государственного органа, поскольку в представлении содержится лишь описание обстоятельств совершенного преступления. Администрация города ФИО7 просит признать представление старшего дознавателя отделения дознания ОМВД России по г. ФИО7 ФИО6 о принятии мер по устранению обстоятельств, способствующих совершению преступления № от 08.06.2021 незаконным.
В судебное заседание административный истец, извещенный о месте и времени судебного разбирательства, представителя не направил, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, на удовлетворении административного иска настаивал.
Административный ответчик старший дознаватель отделения дознания ОМВД России по г. ФИО7 ФИО6 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом. Ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие. Мнение по административному иску не представила.
Представитель административного ответчика ОМВД России по г. ФИО7 в судебном заседании административный иск не признала по доводам, изложенным в письменных возражениях на иск.
Представитель заинтересованного лица Управления социальной защиты населения административный иск поддержал по доводам письменного отзыва.
Суд, заслушав указанных лиц, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч.2 ст.158 УПК РФ дознаватель, руководитель следственного органа, следователь, установив в ходе досудебного производства по уголовному делу обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, вправе внести в соответствующую организацию или соответствующему должностному лицу представление о принятии мер по устранению указанных обстоятельств или других нарушений закона. Данное представление подлежит рассмотрению с обязательным уведомлением о принятых мерах не позднее одного месяца со дня его вынесения.
С учетом анализа приведенной нормы, представление следователя подлежит рассмотрению с обязательным уведомлением о принятых мерах. Представление следователя в досудебном производстве является процессуальным решением, и как любое решение должностного лица государственного органа должно отвечать принципам законности, исполнимости и определенности.
В производстве отделения дознания ОМВД России по г. ФИО7 находилось уголовное дело № в отношении ФИО1, возбужденное по признакам состава преступления, предусмотренного ч.1 ст.159.2 УК РФ, по факту хищения денежных средств путем предоставления заведомо ложных и недостоверных сведений в Управление социальной защиты населения.
08.06.2021 по окончании производства по уголовному делу старшим дознавателем отделения дознания ОМВД России по г. ФИО7 ФИО6 в порядке ч.2 ст.158 УПК РФ Главе города ФИО7 внесено представление № от 08.06.2021 о принятии мер по устранению обстоятельств, способствующих совершению преступления (л.д.13-18).
Согласно данного представления, для установления характера и размера вреда, причиненного преступлением, органом предварительного расследования в адрес Управления социальной защиты населения был направлен запрос о размере незаконно выплаченных подозреваемой ФИО1 социальных выплат и пособий. В результате некорректной работы специалистов отдела по предоставлению мер социальной поддержки Управления социальной защиты населения, органу предварительного расследования были предоставлены заведомо недостоверные сведения. В связи с чем, возникала необходимость в повторном направлении запроса о предоставлении указанных сведений, с указанием конкретного срока предоставления, в целях осуществления уголовного судопроизводства в разумный срок, установленный Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации и защиты прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступления, но должностными лицами Управления социальной защиты населения сроки предоставления необходимой для уголовного дела информации были проигнорированы.
Кроме того, начальник отдела по предоставлению мер социальной поддержки Управления социальной защиты населения ФИО2 и начальник Управления социальной защиты населения ФИО3 позволяли себе повышенный тон общения, некорректные высказывания в адрес должностных лиц ОМВД России по г. ФИО7, проводивших доследственную проверку, давали негативную оценку деятельности и компетентности сотрудников ОМВД России по г. ФИО7, что явилось нарушением приказа Минтруда России от 31.12.2013 № 792 «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения работников органов управления социальной защиты населения и учреждений социального обслуживания» в части соблюдения норм служебной и профессиональной этики, правил делового поведения и общения, а также проявления корректности и внимательности в обращении с гражданами и должностными лицами.
Также указано, что за 2020-2021 годы отделением дознания ОМВД России по г. ФИО7 было окончено производством 9 уголовных дел данной категории, по которым общая сумма ущерба, причиненная бюджету Ямало-Ненецкого автономного округа, путем незаконного предоставления социальных выплат и пособий, составила более 300 000 руб. Каждое из указанных преступлений было выявлено силами сотрудников ОМВД России по г. ФИО7. Обстоятельством, способствующим совершению данных преступлений, явилось не принятие со стороны руководителя Управления социальной защиты населения и начальника отдела по предоставлению мер социальной поддержки Управления социальной защиты населения мер, направленных на предупреждение и пресечение указанных преступлений, а именно отсутствие разъяснительной работы с лицами, впервые поступающими на учет и лицами, состоящими на учете в Управлении социальной защиты населения о возможности наступления уголовного преследования и уголовной ответственности за предоставление недостоверных сведений при постановке на учет и умолчания фактов, влекущих прекращение, приостановление и изменение размера социальных выплат и пособий, а также непринятие мер, направленных на проверку правомерности получения социальных выплат и пособий лицами, состоящими на учете.
В целях принятия мер, направленных на предотвращение причин и условий, способствующих совершению преступлений в сфере социальных выплат, в представлении предложено: указать должностным лицам Управления социальной защиты населения о необходимости проведения правового просвещения и правового информирования граждан, имеющих право на получение социальных выплат и пособий, о сроках извещения органа социальной защиты населения, осуществляющего выплату, о наступлении обстоятельств, влекущих приостановление либо прекращение социальных выплат и пособий, а также о наступлении ответственности вплоть до уголовной, в случае неисполнения данного требования; при необходимости разработать типовые памятки или иные меры информирования; изучить приказ Минтруда России от 31.12.2013 № 792 «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения работников органов управления социальной защиты населения и учреждений социального обслуживания», и руководствоваться им в своей деятельности в целях исключения возникновения конфликтных ситуаций при взаимодействии с правоохранительными органами и иными учреждениями.
В соответствии с Положением об Управлении социальной защиты населения, утвержденном решением Городской Думы города ФИО7 от 25.03.2021 № 64, Управление социальной защиты населения обеспечивает в пределах переданных ему полномочий проведение государственной политики в сфере предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан.
Для решения возложенных задач данным Положением определены функции Управления социальной защиты населения в части, касающейся информирования населения, а именно: осуществление приема граждан; в установленные сроки рассмотрение предложений, заявлений и жалоб граждан, принятие по ним необходимых мер; информирование заявителей; информирование жителей города через средства массовой информации, социальные сети, в занимаемых помещениях и иных отведенных для этих целей местах по вопросам, относящимся к сфере деятельности социальной защиты населения.
Консультации граждан по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан осуществляются специалистами Управления социальной защиты населения лично и по телефону, специалистами многофункционального центра. Специалисты Управления социальной защиты населения акцентируют внимание граждан на необходимость сообщения о фактах, влияющих на приостановку или прекращение выплат, в том числе о фактах трудоустройства. Данное требование отражено в выдаваемых перечнях документов.
С 01.03.2018 на территории округа работает консультационный центр по вопросам социальной защиты населения. Любой гражданин может задать интересующий его вопрос по единому номеру телефона: <***>. Специалисты Управления социальной защиты населения, согласно графику, утвержденному Департаментом социальной защиты населения Ямало-Ненецкого автономного округа (далее – Департамент), принимают участие в работе консультационного центра.
В соответствии с требованиями раздела административных регламентов «Требования к порядку информирования о предоставлении государственной услуги»:
- на информационных стендах Управления социальной защиты населения размещена справочная информация об органах, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, также размещены: выдержки из административных регламентов по предоставлению государственных услуг и муниципальных услуг в доступной для ознакомления форме, информационные листки о возможности наступления уголовной ответственности по статье 159.2 Уголовного кодекса Российской Федерации за мошенничество при получении социальных выплат и пособий, информационный листок «Основания приостановки жилищно-коммунальной выплаты», информационный листок с адресом интернет-сайта Управления социальной защиты населения раздел «Меры социальной поддержки» (л.д.46-47);
- на интернет-сайте Управления социальной защиты населения www.uszn.muravlenko.com. в разделе «Меры социальной поддержки» размещена информация по предоставляемым пособиям, выплатам и т.п. с указанием нормативно-правовых актов, перечня документов, условий, сроков назначения, размеров выплат, обязанностей и ответственности получателей, бланки всех заявлений, адреса, телефоны для консультаций и подачи документов (л.д.48-52);
- на информационной стойке размещены памятки для граждан по мерам социальной поддержки, на мониторах в здании Управления социальной защиты населения в течение рабочего дня транслируются слайды по различным мерам социальной поддержки (л.д.63-75);
- по мере внесения изменений в действующее законодательство по мерам социальной поддержки осуществляется своевременная актуализация ранее размещенной информации; нововведения размещаются в новостном блоке интернет-сайта Управления социальной защиты населения, публикуются в социальных сетях, в газете «Наш город»;
Информация о достоверности представленных сведений в заявлении, а также информированность заявителя об ответственности за достоверность представленных сведений указывается в заявлении и подтверждается подписью заявителя.
Указанные в представлении меры социальной поддержки, получателем которых является ФИО1, являются государственными услугами.
Порядок и стандарт предоставления государственных услуг, сроки и последовательность административных процедур (действий) уполномоченных органов в сфере переданных государственных полномочий Ямало-Ненецкого автономного округа по предоставлению государственных услуг, порядок взаимодействия между структурными подразделениями уполномоченного органа и их должностными лицами, между уполномоченным органом и заявителями, иными органами государственной власти и местного самоуправления, учреждениями и организациями в процессе предоставления государственной услуги установлены административными регламентами.
При установлении правовых оснований для назначения выплат специалистами отдела по предоставлению мер социальной поддержки Управления социальной защиты населения осуществляется проверка наличия всех необходимых документов, установленных административными регламентами, проверка наличия подписи в заявлении о том, что заявитель обязан в десятидневный срок уведомить орган социальной защиты о возникновении обстоятельств, влекущих изменение размеров, приостановление или прекращение предоставления мер социальной поддержки и (или) социальной выплаты, а также проинформирован о том, что излишне выплаченные по вине получателя суммы, в случае невыполнения указанных обязательств, а также при предоставлении мер социальной поддержки и (или) социальной выплаты по представленным документам с заведомо неверными сведениями, возвращаются гражданами добровольно или взыскиваются в судебном порядке.
В соответствии со статьей 22 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 03.11.2006 № 62-ЗАО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ямало-Ненецком автономном округе» граждане, обратившиеся за предоставлением мер социальной поддержки, обязаны в десятидневный срок извещать органы, уполномоченные на их предоставление, о возникновении обстоятельств, влекущих изменение размеров, приостановление или прекращение предоставления мер социальной поддержки.
Уведомление осуществляется путем подачи заявления об изменении персональных данных по форме, утвержденной административными регламентами.
К заявлению об изменении персональных данных представляются оригиналы документов, подтверждающих изменение персональных данных.
21.05.2021 ФИО1 представила в Управление социальной защиты населения три заявления на изменение персональных данных с приложением документов, подтверждающих факт осуществления трудовой деятельности.
ФИО1 были разъяснены обстоятельства, которые влекут прекращение выплат, что подтверждено ее подписями на каждом из трех заявлений, которые подавались для назначения мер социальной поддержки.
В соответствии со статьями 5 и 18 Федерального закона от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации», органы местного самоуправления являются субъектами профилактики правонарушений, которые в целях правового просвещения и правового информирования доводят до сведения граждан и организаций информацию, направленную на обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, общества и государства от противоправных посягательств. Указанная информация может доводиться до сведения граждан и организаций путем применения различных мер образовательного, воспитательного, информационного, организационного или методического характера.
Введение в заблуждение уполномоченных органов в целях незаконного получения средств государственного бюджета влечет уголовную ответственность, предусмотренную, в частности, статьей 159.2 УК РФ. Объективная сторона преступления и состоит в создании у представителей органов, осуществляющих соответствующие выплаты, ложного представления о наличии оснований для предоставления субсидии. При этом объектом преступного посягательства выступает исполнение уполномоченным органом установленной законом обязанности по предоставлению таких выплат. В полномочия сотрудников Управление социальной защиты населения проверка подлинности предоставляемых для получения субсидий документов не входит.
Из материалов дела следует, что в связи с проводимыми оперативно-розыскными мероприятиями и расследованием уголовного дела, возбужденного по признакам состава преступления, предусмотренного ч.1 ст. 159.2 УК РФ в отношении ФИО1, в период с 25.12.2020 по 25.05.2021 от сотрудников ОМВД России по г. ФИО7 в Управление социальной защиты населения поступило несколько запросов о предоставлении различных сведений о причиненном ущербе, ответы на которые предоставлялись своевременно, в соответствии с формулировками запросов и указанными в них периодами (л.д.19-42).
При этом в представлении не указано, по какому из поступивших в Управление социальной защиты населения запросов предоставлены заведомо недостоверные сведения и по какому основанию предоставленные сведения являются заведомо недостоверными.
Начальником Управления социальной защиты населения в адрес начальника ОМВД России по г. ФИО7 направлено письмо от 31.05.2021 № с просьбой рассмотреть возможность установления реальных сроков исполнения запросов, а также обратить внимание на некорректное поведение старшего дознавателя отделения дознания ОМВД России по г. ФИО7 ФИО6 в отношении муниципальных служащих Администрации города ФИО7 (л.д.43-44).
Письмом ОМВД России по г. ФИО7 от 09.06.2021 № дан ответ о том, что с ФИО6 проведена профилактическая беседа о соблюдений требований к служебному поведению и профессиональной этике сотрудника органов внутренних дел (л.д.45).
Административным истцом предоставлены статистические сведения, не оспоренные административным ответчиком, следующего характера.
По результатам проведенной Управлением социальной защиты населения информационной работы с получателями социальных выплат заявителями поданы заявления об изменении персональных данных в связи с трудоустройством, приостановлены выплаты в 2020 году – 213 чел., за истекший период 2021 года – 85 чел. В целях недопущения неправомерного получения выплат и пособий отдельным категориям граждан, государственной социальной помощи малоимущим гражданам, недопущения переплат средств окружного и федерального бюджетов, на основании заключенного с представительством АО «ЕРИЦ ЯНАО» в г. ФИО7 соглашения от 15.10.2019, специалистами Управления социальной защиты населения проводится ежемесячная сверка по выбывшим и умершим гражданам, в результате которой сняты с регистрационного учета в связи с отсутствием правовых оснований для получения льгот в 2020 году – 373 чел., за истекший период 2021 года – 185 чел. Гражданам, у которых имеется переплата в связи с несвоевременным сообщением о снятии с регистрационного учета, направляются уведомления о необходимости возврата неправомерно полученных сумм. В результате проведенной работы возвращено в окружной бюджет неправомерно полученных средств в 2020 году – от 48 человек на сумму 868 796 руб., за истекший период 2021 года – от 56 человек на сумму 735 686 руб.
Таким образом, исходя из установленных судом обстоятельств дела, доводы представления на непринятие со стороны руководителя Управления социальной защиты населения и начальника отдела по предоставлению мер социальной поддержки Управления социальной защиты населения мер, направленных на предупреждение и пресечение преступлений указанной категории в ввиду отсутствия разъяснительной работы с лицами, впервые поступающими на учет и лицами, состоящими на учете в Управлении социальной защиты населения о возможности наступления уголовного преследования и уголовной ответственности за предоставление недостоверных сведений при постановке на учет и умолчания фактов, влекущих прекращение, приостановление и изменение размера социальных выплат и пособий, равно как и непринятие мер, направленных на проверку правомерности получения социальных выплат и пособий лицами, состоящими на учете, являются несостоятельными.
Содержание оспариваемого представления сводится к изложению обстоятельств уголовного дела и не содержит указания на сущность допущенных Управлением социальной защиты населения нарушений закона, способствовавших совершению преступления, а равно и конкретные меры, принятие которых приведет к устранению конкретных причин и условий, способствовавших их совершению применительно к компетенции Управления социальной защиты.
В силу ч.2 ст. 158 УПК РФ представление дознавателя подлежит рассмотрению с обязательным уведомлением о принятых мерах. Представление дознавателя в досудебном производстве является процессуальным решением, и как любое решение должностного лица государственного органа должно отвечать принципам законности, исполнимости и определенности.
Внесенное дознавателем в адрес Главы города ФИО7 оспариваемое представление приведенным принципам не соответствует, поскольку комплекс мер в виде необходимости проведения правового просвещения и правового информирования граждан, имеющих право на получение социальных выплат и пособий, о сроках извещения органа социальной защиты населения, осуществляющего выплату, о наступлении обстоятельств, влекущих приостановление либо прекращение социальных выплат и пособий, а также о наступлении ответственности вплоть до уголовной, в случае неисполнения данного требования, Управлением социальной защиты выполняется, а поручение дознавателя разработать типовые памятки выходит за рамки компетенции Управления социальной защиты населения.
Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать представление старшего дознавателя отделения дознания ОМВД России по г. ФИО7 ФИО6 о принятии мер по устранению обстоятельств, способствующих совершению преступления № от 08.06.2021 незаконным.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа путем подачи апелляционной жалобы через Муравленковский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья /подпись/ Ж.К. Ракутина
Копия верна
Решение суда в окончательной форме изготовлено 19.08.2021 года. Подлинник решения хранится в деле № 2а-502/2021 (УИД: 89RS0006-01-2021-000627-23) в Муравленковском городском суде Ямало-ненецкого автономного округа.