ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-502/2022 от 07.06.2022 Сосновоборского городского суда (Ленинградская область)

Дело № 2а-502/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 июня 2022 года г. Сосновый Бор

Сосновоборский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Колотыгиной И.И.,

при ведении протокола помощником судьи Самохваловой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению МИФНС России №3 по Ленинградской области к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций,

установил:

Административный истец МИФНС России №3 по Ленинградской области (далее ИФНС) обратилась в суд с административным иском к ФИО1, в котором просили взыскать с административного ответчика задолженность по страховым взносам за 2018г. на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в сумме 26.545 руб., пени в сумме 1.780,72 рублей; по страховым взносам за 2018г. на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере в сумме 5.840 рублей, пени в сумме 391,77 рублей.

В обоснование требований указано, что ответчик являлся индивидуальным предпринимателем в период с 22.09.2005г. по 13.01.2021г., и после закрытия ИП у него образовалась задолженность за 2018г. по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование. ИФНС обращалось в судебный участок № 64 г. Сосновый Бор Ленинградской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с ответчика задолженности по налогам. 20.05.2021 года судебный приказ был вынесен, но в связи с поступившими возражениями ответчика судебный приказ был отменен определением мирового судьи от 04.06.2021 года.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО2 требования поддержал, просил их удовлетворить.

В судебном заседании административный ответчик ФИО1 с требованиями был не согласен, указывая, что в 2018г. находился в местах лишения свободы, в связи с чем полагал, что не должен оплачивать указанные страховые взносы.

Выслушав стороны, исследовав материалы административного дела и представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Судом установлено и следует из материалов дела, что ИФНС предъявляет требование к ФИО1 о взыскании с него задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование, будучи являясь индивидуальным предпринимателем.

При этом, административный истец указывает, что несмотря на утрату должником статуса индивидуального предпринимателя, указанное лицо продолжает нести ответственность, возникшую из обязательств индивидуального предпринимателя, но только как физическое лицо, долг не прекращается, поскольку возможность его погашения не утрачивается.

18 сентября 2019 года налоговым органом выявлена недоимка по уплате ФИО1 страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере и по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере за 2018год.

В этой связи административному ответчику было направлено требование № 17642 о необходимости уплаты задолженности в срок до 18 декабря 2019 года (л.д.40-41), которое не было исполнено.

20.05.2021г мировым судьей судебного участка № 64 г.Сосновый Бор Ленинградской области был вынесен судебный приказ № 2а-892/2021 о взыскании с ответчика суммы задолженности и пеней. В связи с поступившими возражениями ответчика судебный приказ мировым судьей был отменен 04.06.2021 года (л.д.18).

После чего административное исковое заявление ИФНС о взыскании с ответчика задолженности по налогам поступило в суд 06.12.2021 года (л.д.30).

В силу части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

Согласно пункту 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

В соответствии с пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Таким образом, обращение налоговой инспекции в суд с административным иском о взыскании обязательных платежей и санкций последовало в пределах установленного п.3 ст.48 НК РФ срока.

Также судом установлено, что в период с 01.09.2015г. по 06.09.2019г. ФИО1 находился в местах лишения свободы (л.д.48).

В установленном законом порядке требование налогового органа не оспаривал.

В силу статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.

В силу статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», индивидуальные предприниматели являются застрахованными лицами, на которых в соответствии с названным Законом распространяется обязательное пенсионное страхование.

Согласно статье 10 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» индивидуальные предприниматели являются застрахованными лицами, на которых в соответствии с названным Законом распространяется обязательное медицинское страхование.

В соответствии с частью 2 статьи 54 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Министерством финансов Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 статьи 55 Налогового кодекса Российской Федерации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя последним налоговым периодом для такого индивидуального предпринимателя является период времени с 1 января календарного года, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, до дня утраты силы государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Частью 5 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, прекращения статуса адвоката, освобождения от должности нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения членства арбитражного управляющего, оценщика, занимающегося частной практикой, в соответствующей саморегулируемой организации, исключения патентного поверенного, занимающегося частной практикой, из Реестра патентных поверенных Российской Федерации, прекращения занятия частной практикой оценщиком, патентным поверенным, прекращения деятельности медиатора, иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов.

Согласно статье 75 Налогового кодекса Российской Федерации, пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.

В соответствии со ст. 14 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

В соответствии со ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ.

Согласно ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

Учитывая вышеназванные правовые нормы, и установленные обстоятельства, суд полагает требования ИФНС к ФИО1 законными и обоснованными.

При этом, суд также учел, что обязанность ответчика исполнена не была, принимая во внимание соблюдение налоговым органом процедуры извещения налогоплательщика о необходимости уплаты исчисленных взносов, а также процедуры судебного взыскания задолженности, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения административного иска в полном объеме.

При этом, суд полагает необходимым отметить, что исходя из положений подпункта 2 пункта 1 статьи 419 и пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уплачивают за себя страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование.

В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Таким образом, обязанность по уплате страховых взносов у индивидуального предпринимателя возникает с момента приобретения статуса индивидуального предпринимателя и до момента исключения из ЕГРИП (Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей) в связи с прекращением деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. Запись в реестр производится на основании поданного в регистрирующий орган заявителем заявления о государственной регистрации прекращения деятельности.

Не предприняв действий по исключению из ЕГРИП, предприниматель сохраняет статус индивидуального предпринимателя и обязан уплачивать упомянутые страховые взносы, независимо от того, осуществляет он предпринимательскую деятельность или нет, и факта получения дохода от этой деятельности.

Положениями главы 34 Налогового кодекса не предусмотрено освобождение плательщиков страховых взносов - индивидуальных предпринимателей от уплаты за себя страховых взносов, за исключением периодов в частности, ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет и т.д., указанных в пунктах 1, 3, 6 - 8 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (пункт 7 статьи 430 Налогового кодекса), в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность, при условии представления документов, подтверждающих отсутствие деятельности в указанные периоды.

Периоды пребывания под домашним арестом или отбывания наказания в местах лишения свободы в пунктах 1, 3, 6 - 8 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" не поименованы, следовательно, индивидуальные предприниматели не освобождаются от обязанности уплачивать страховые взносы за указанные периоды.

Период отбывания наказания в местах лишения свободы в качестве основания для освобождения от обязательства уплаты страховых взносов в пункте 7 статьи 430 НК РФ не указан и налоговым законодательством не предусмотрен.

В связи с чем, суд критически относится к доводам ФИО1, что он не вел деятельность по ИП, находился в местах лишения свободы, поэтому не должен оплачивать указанные страховые взносы, как основанными на неверном толковании норм права.

На основании статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с ФИО1 в доход бюджета муниципального образования Сосновоборский городской округ Ленинградской области подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 1.236,72 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 286-290 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление МИФНС России №3 по Ленинградской области удовлетворить.

Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца , зарегистрированного по адресу: , в пользу МИФНС России №3 по Ленинградской области задолженность по страховым взносам за 2018г. на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии в сумме 26.545 рублей, пени в сумме 1.780 рублей 72 копейки; задолженность по страховым взносам за 2018г. на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, в сумме 5.840 рублей, пени в сумме 391 рубль 77 копеек, а всего 34.557 (тридцать четыре тысячи пятьсот пятьдесят семь) рублей 49 копеек.

Взыскать с ФИО1 в доход бюджета муниципального образования Сосновоборский городской округ Ленинградской области государственную пошлину в размере 1.236 (одна тысяча двести тридцать шесть) рублей 72 копейки.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд через Сосновоборский городской суд Ленинградской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.

Судья Колотыгина И.И.

Мотивированное решение изготовлено 21.06.2022г.

Судья Колотыгина И.И.