к делу №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Сочи 19 августа 2021 года
Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Тайгибова Р.Т.,
при секретаре судебного заседания Роговой В.Ю.,
с участием:
административного истца ФИО1,
представителя административного ответчика – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю Сочи, по доверенности ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Центрального районного суда города Сочи административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к административному ответчику – Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю Сочи об оспаривании решения об отказе государственного кадастрового учета
УСТАНОВИЛ:
Административный истец – ФИО1. обратился в Центральный районный суд города Сочи с административным исковым заявлением о признании незаконным уведомление об отказе государственного кадастрового чета недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ№, направленное на его имя; обязании Хостинский отдел Управления Росреестра по Краснодарскому краю устранить нарушение его конституционных прав и осуществить государственный кадастровый учет на основании межевого пана, выполненного кадастровым инженером ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ, и находящегося в электронном виде у административного ответчика.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что в соответствии с приложением №1 к решению Исполкома Сочинского Горсовета от 19.11.1986 года № 523/3 «Об отводе земель для коллективного садоводства предприятиям и организациям Центрального района» СМУ-18 был выделен земельный участок для садоводства. Решением РИК Центрального района города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ№ зарегистрировано садоводческое товарищество «Прогресс-2».
Постановлением администрации Хостинского района города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ№ зарегистрирована новая редакция устава садоводческого товарищества «Прогресс-2» и на основании данного постановления садоводческому товариществу «Прогресс-2» выдан государственный акт № на право бессрочного (постоянного пользования) на земельный участок.
Как указывает административный истец, в соответствии со ст.77 Земельного кодекса РСФСР от 01.07.1970 года и ст.66 Земельного кодекса РСФСР от 25.04.1991 года, действовавших в периоды создания, перерегистрации и выдачи правоудостоверяющего документа на земельный участок (государственного акта) товариществу «Прогресс-2», земельные участки, предоставленные для коллективного садоводства, используются в соответствии с уставом садоводческого товарищества.
Распоряжением главы администрации Хостинского района города Сочи от 07.11.2019 года № 310-р «О предварительном согласовании предоставления ФИО1<адрес>», утверждена схема расположения указанного земельного участка на кадастровом плане территории площадью 872 кв.м, в СНТ «Прогресс-2» и ему, ФИО1, доверено право обращения без доверенности с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права на испрашиваемый земельный участок.
Однако, указывает административный истец, обратившись к административному ответчику с указанными заявлениями, после ДД.ММ.ГГГГ в его адрес направлено уведомление об отказе государственного кадастрового учета с указанием причины: основной - утвержденная схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории не определяет местоположение границ земельного участка при его образовании и не предоставлен проект организации и застройки СНТ «Прогресс-2», а в качестве дополнительной причины – в приложении к межевому плану внесены «лишние документы». При этом, административный ответчик ссылается на Федеральный закон от 15.04.1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», в то время как СНТ «Прогресс-2» на дату принятия и вступления закона в силу существовало уже более 20 лет, и в момент его создания, и в момент его перерегистрации тех обязательных требований, на которые ссылается административный ответчик, законодательством установлено не было.
Считает данный отказ необоснованным и незаконным, нарушающим его права и законные интересы, так как создает ему препятствия в реализации его конституционных прав на приобретение недвижимого имущества.
В судебном заседании административный истец ФИО1 заявленные требования поддержал в полном объеме, по изложенным в исковом заявлении основаниям, настаивал на их удовлетворении.
Представитель административного ответчика – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю Сочи, по доверенности ФИО2, в судебном заседании разрешение вопроса по существу и принятие по нему решения оставила на усмотрение суда.
В назначенное судебное заседание не явился представитель заинтересованного лица – администрации города Сочи, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил. Суд, руководствуясь правилами ст.150 Кодекса административного судопроизводства РФ, находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя заинтересованного лица.
Выслушав доводы административного истца и представителя административного ответчика, исследовав материалы административного дела, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме, по следующим основаниям.
Задачами административного судопроизводства, в силу ст.3 Кодекса административного судопроизводства РФ, являются: обеспечение доступности правосудия в сфере административных и иных публичных правоотношений; защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений; правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел; укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Статьей 4 Кодекса административного судопроизводства РФ установлено, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Принуждение к отказу от права на обращение в суд является недопустимым.
В силу ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Как установлено судом, следует из материалов дела, в соответствии с приложением № 1 к решению Исполкома Сочинского Горсовета от 19.11.1986 года № 523/3 «Об отводе земель для коллективного садоводства предприятиям и организациям Центрального района» СМУ-18 был выделен земельный участок для садоводства.
Решением РИК Центрального района города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ№ зарегистрировано садоводческое товарищество «Прогресс-2».
Постановлением администрации Хостинского района города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ№ зарегистрирована новая редакция устава садоводческого товарищества «Прогресс-2» и на основании данного постановления садоводческому товариществу «Прогресс-2» выдан государственный акт № на право бессрочного (постоянного пользования) на земельный участок.
В соответствии со ст.77 Земельного кодекса РСФСР от 01.07.1970 года и ст.66 Земельного кодекса РСФСР от 25.04.1991 года, действовавших в периоды создания (возникновения спорного правоотношения), перерегистрации и выдачи правоудостоверяющего документа на земельный участок (государственного акта) товариществу «Прогресс-2», земельные участки, предоставленные для коллективного садоводства, используются в соответствии с уставом садоводческого товарищества.
Распоряжением главы администрации Хостинского района города Сочи от 07.11.2019 года № 310-р «О предварительном согласовании предоставления ФИО1<адрес>», утверждена схема расположения указанного земельного участка на кадастровом плане территории площадью 872 кв.м, в СНТ «Прогресс-2» и ФИО1 доверено право обращения без доверенности с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права на испрашиваемый земельный участок.
Вместе с тем, обратившись к административному ответчику с указанными заявлениями, после ДД.ММ.ГГГГ в адрес административного истца направлено уведомление об отказе государственного кадастрового учета с указанием причины: основной - утвержденная схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории не определяет местоположение границ земельного участка при его образовании и не предоставлен проект организации и застройки СНТ «Прогресс-2», а в качестве дополнительной причины – в приложении к межевому плану внесены «лишние документы».
При этом, административный ответчик ссылается на Федеральный закон от 15.04.1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», в то время как СНТ «Прогресс-2» на дату принятия и вступления Федерального закона в силу существовало уже более 20 лет, и в момент его создания, и в момент его перерегистрации тех обязательных требований, на которые ссылается административный ответчик, законодательством установлено не было.
В соответствии с действующим на период принятия администрацией Хостинского района города Сочи распоряжения № 310-р, действовала ч.3 ст.14 Федерального закона «О садоводческих, дачных и огороднических некоммерческих объединениях граждан», земельные участки, образованные в соответствии с проектом межевания территории из земельного участка, предоставленного садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению, предоставляются членам такого объединения в соответствии с распределением образованных или образуемых земельных участков в собственность или аренду без проведения торгов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации. Садовые, огородные или дачные земельные участки предоставляются в собственность бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
При этом, СНТ «Прогресс-2» было образовано намного ранее принятия данного Федерального закона.
В соответствии со ст.11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (для СНТ «Прогресс-2» не применима в силу ст.4 Гражданского кодекса РФ, так как эти нормы права вступили в силу после создания, регистрации и получения государственного акта товариществом); проектная документация лесных участков (не для садоводческих товариществ); утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Согласно ч.1, 2 ст.14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; межевой план (при государственном кадастровом учете образуемых земельных участков, государственном кадастровом учете в связи с образованием части земельного участка (за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 44 настоящего Федерального закона), государственном кадастровом учете в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади в случаях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 43 настоящего Федерального закона);
Таким образом, предусмотренный законом способ осуществления государственного кадастрового учета - утвержденная схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
В соответствии со ст.62 Кодекса административного судопроизводства РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия).
При этом, допустимых доказательств в опровержение доводов административного истца, представителем административного ответчика суду не представлено.
Статья 2 Конституции Российской Федерации гласит человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
На основании ст. 11 Гражданского кодекса РФ судебная защита нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляется в судебном порядке.
В силу ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Пунктом 9 ст.227 Кодекса административного судопроизводства РФ установлено, что в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО1 к административному ответчику – Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю Сочи об оспаривании решения об отказе государственного кадастрового учета – удовлетворить.
Признать незаконным уведомление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю Сочи об отказе государственного кадастрового учета недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ№, направленное на имя ФИО1.
Обязать Хостинский отдел Управления Росреестра по Краснодарскому краю устранить нарушение конституционных прав ФИО1 и осуществить государственный кадастровый учет недвижимого имущества на основании межевого пана, выполненного кадастровым инженером ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ, и находящегося в электронном виде у административного ответчика.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Центральный районный суд города Сочи в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий судья Р.Т.Тайгибов
Мотивированное решение составлено и подписано судьей ДД.ММ.ГГГГ года