ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5031/16 от 14.09.2016 Ленинскогого районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область)

Мотивированное решение составлено 14 сентября 2016 года

Дело № 2а-5031/16

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 сентября 2016 года г. Ростов-на-Дону

Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе председательствующего судьи Лазаревой М.И., при секретаре Кузиковой Н.И., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к УВМ ГУ МВД России по Ростовской области об оспаривании бездействия, выразившегося в нарушении сроков рассмотрения жалобы, несвоевременном направлении ответа на жалобу, обязании провести мероприятия по устранению нарушений,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с настоящим иском, в обоснование которого указала, что ДД.ММ.ГГГГ направила в УФМС России по Ростовской области жалобу о нарушении должностными лицами прав и законных интересов истца при предоставлении государственной услуги по приобретению гражданства Российской Федерации. Жалоба была зарегистрирована в УФМС ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрена только ДД.ММ.ГГГГ, ответ заявителю был направлен ДД.ММ.ГГГГ.

Однако в соответствии с пунктом 17 Правил подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.08.2012 г. № 840 «О порядке рассмотрения жалоб..» ответ по результату рассмотрения жалобы направляется заявителю не позднее дня, следующего за днем принятия решения, в письменной форме.

Допущенное УФМС России по Ростовской области нарушение срока рассмотрения жалобы повлекло нарушение права истца на своевременное получение ответа и его обжалование в установленном законом порядке.

Ссылаясь на вышеизложенные обстоятельства и положения действующего законодательства, истец просит суд признать бездействие должностных лиц УФМС России по Ростовской области, выразившиеся в несвоевременном принятии решения по жалобе от ДД.ММ.ГГГГ и несвоевременном направлении ответа на жалобу, - незаконными и обязать руководителя УВМ ГУ МВД России по Ростовской области установить виновных лиц, провести мероприятия по устранению указанных нарушений.

ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, согласно заявлению просила о рассмотрении дела в ее отсутствие. Дело в отсутствие административного истца рассмотрено судом в порядке ст. 226 КАС РФ.

Представитель административного ответчика ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебном заседании против удовлетворения административного искового заявления возражала по доводам, изложенным в возражениях на исковое заявление, просила в иске отказать. Пояснила, что права и законные интересы ФИО1 ничем не нарушены, ее обращение рассмотрено уполномоченным должностным лицом в установленный законом срок, заявителю направлен мотивированный ответ, ФИО1 полученный, что не оспаривалось административным истцом. Вместе с тем, в настоящее время заявление ФИО1 о приеме в гражданство принято и находится на рассмотрении.

Изучив материалы дела, выслушав представителя административного ответчика, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

В силу ст. 40 Федерального закона от 31.05.2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" отказ в рассмотрении заявления по вопросам гражданства Российской Федерации и иные нарушающие порядок производства по делам о гражданстве Российской Федерации и порядок исполнения решений по вопросам гражданства Российской Федерации действия должностных лиц полномочных органов, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации, могут быть обжалованы вышестоящему в порядке подчиненности должностному лицу либо в суд.

Административный порядок обжалования по вопросам гражданства Российской Федерации, согласно приведенной норме права, предполагает обращение к вышестоящему в порядке подчиненности должностному лицу. Правовую основу обжалования действий (бездействия) должностных лиц по вопросам гражданства Российской Федерации в административном порядке образуют Федеральный закон от 02.05.2006 года N 56-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", раздел V Административного регламента исполнения Федеральной миграционной службой государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации, утвержденного приказом ФМС России от 19.03.2008 года N 64.

В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи. В силу ч. 1.1 Федерального закона от 02.05.2006 года N 59-ФЗ письменное обращение, поступившее высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и содержащее информацию о фактах возможных нарушений законодательства Российской Федерации в сфере миграции, рассматривается в течение 20 дней со дня регистрации письменного обращения.

Согласно п. 28.1 Административного регламента, в части досудебного обжалования заявители имеют право обратиться с жалобой лично (устно) (в установленные часы приема) или направить письменное предложение, заявление или жалобу по почте в адрес ФМС России или территориальных органов. При обращении заявителей в письменной форме срок рассмотрения такого обращения не должен превышать 30 дней с момента его регистрации в подразделении делопроизводства соответствующего органа.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в УФМС России по Ростовской области поступило заявление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следовало, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 была вызвана в отделение № 1 МО УФМС России по РО, где ей было предложено дать письменное согласие на обработку персональных данных, связанных с подачей заявления о приеме в гражданство Российской Федерации. ФИО1 подписала согласие. Однако факт подписания согласия на обработку персональных данных не был добровольным волеизъявлением ФИО1, в связи с чем ФИО1 просила принять к сведению, что она отменяет согласие на обработку своих персональных данных от ДД.ММ.ГГГГ.

Заявление ФИО1 было рассмотрено в установленный законом срок и ДД.ММ.ГГГГ заявителю подготовлен ответ, подписанный начальником отдела по вопросам гражданства УФМС России по Ростовской области ФИО3

Из ответа следует, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 было подано заявление о приеме в гражданство Российской Федерации в соответствии со ст. 41.3 ФЗ от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве РФ». Сам факт подачи данного заявления в соответствии с положениями действующего законодательства свидетельствует о согласии ФИО1 на обработку персональных данных.

Ответ УФМС России по Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ исх. ФИО1 был направлен и ею получен, что не оспаривалось истцом, а также подтверждается фактом приобщения указанного ответа к административному исковому заявлению.

Не согласившись с действиями УФМС России по Ростовской области в части сроков рассмотрения заявления ФИО1 и направления ответа, истец оспорил их в суде.

Исследовав обстоятельства дела и оценив доказательства по правилам ст. 84 КАС РФ, учитывая приведенные положения действующего законодательства и фактические обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что жалоба ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, поданная в УФМС России по Ростовской области, рассмотрена должностным лицом, уполномоченным на рассмотрение таких жалоб, в установленный действующим законодательством срок. По доводам жалобы должностным лицом подготовлен мотивированный ответ, который направлен в адрес подателя жалобы, им получен, что не оспаривалось административным истцом.

Таким образом, суд полагает, что при рассмотрении жалобы ФИО1 административным ответчиком нарушений действующего законодательства не допущено.

Довод ФИО1 о том, что УФМС России по Ростовской области нарушен срок рассмотрения ее жалобы от ДД.ММ.ГГГГ, установленный Федеральным законом "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", суд находит несостоятельным, ввиду следующего.

Понятие "государственная услуга" определено в ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", согласно которой государственная услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.

Приведенное положение закона свидетельствует о том, что государственная услуга по своей природе - не что иное, как механизм реализации функций органов государственной власти, в целях которых они созданы или создаются.

Вместе с тем, необходимо иметь в виду, что не все функции органов государственной власти могут быть реализованы как государственная услуга, поскольку понятие "функция" является более широким, нежели понятие "государственная услуга".

Указом Президента Российской Федерации от 21.05.2012 года N 636 "О структуре федеральных органов исполнительной власти", Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2012 года N 711 "О вопросах Федеральной миграционной службы" утверждено Положение о Федеральной миграционной службе, в п. 1 которого указано, что Федеральная миграционная служба (ФМС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции, правоприменительные функции, функции по федеральному государственному контролю (надзору) и предоставлению (исполнению) государственных услуг (функций) в сфере миграции.

Пунктом 5 названного Положения предусмотрено, что Федеральная миграционная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы на окружном, межрегиональном уровнях и в субъектах Российской Федерации, загранаппарат, а также иные входящие в ее систему организации и подразделения.

Приказом Федеральной миграционной службы от 19.03.2008 года N 64 утвержден Административный регламент исполнения Федеральной миграционной службой государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации.

Согласно п. 1 данного Административного регламента, таковой устанавливает порядок исполнения государственной функции по определению наличия гражданства Российской Федерации, приобретению или прекращению гражданства Российской Федерации, согласованию или отклонению, либо отмене решений по вопросам гражданства, ведению учетов лиц, изменивших гражданство; требования, предъявляемые к порядку исполнения государственной функции, сроки и последовательность действий (административные процедуры) Федеральной миграционной службы и территориальных органов ФМС России, порядок и формы контроля за исполнением государственной функции, порядок обжалования действий (бездействия) должностного лица или принимаемого им решения, а также взаимодействие ФМС России, ее территориальных органов и их структурных подразделений с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления при осуществлении данных полномочий.

В п. 3 Административного регламента исполнения Федеральной миграционной службой государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации определен перечень нормативных актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с исполнением государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации, в числе которых поименован и Федеральный закон N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

Кроме того, в силу ч. 10 ст. 11.2 ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок рассмотрения жалоб на нарушения прав граждан и организаций при предоставлении государственных и муниципальных услуг, не распространяются на отношения, регулируемые Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

При таких обстоятельствах, в данном случае у административного ответчика отсутствовали законные основания применения положений Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", в том числе и в части срока рассмотрения жалобы на действия должностных лиц.

Кроме того, суд полагает, что права и законные интересы ФИО1 административным ответчиком нарушены не были, поскольку оспариваемые действия не повлекли для истца никаких негативных последствий. Ответ от ДД.ММ.ГГГГ носит разъяснительный характер, не препятствует рассмотрению заявления ФИО1 о приеме в российское гражданство, которое, согласно пояснениям представителя административного ответчика ФИО2 данным в судебном заседании, принято УФМС России по Ростовской области и в настоящее время находится на рассмотрении. Каких либо доказательств, подтверждающих, что права и законные интересы ФИО1 были нарушены, административным истцом суду не представлено.

Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, суд не находит оснований для удовлетворения административных исковых требований ФИО1

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования ФИО1 к УВМ ГУ МВД России по Ростовской области об оспаривании бездействия, выразившегося в нарушении сроков рассмотрения жалобы, несвоевременном направлении ответа на жалобу, обязании провести мероприятия по устранению нарушений, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца с даты принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий