ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5032/20 от 24.08.2020 Центрального районного суда г. Челябинска (Челябинская область)

КОПИЯ:

Дело № 2а-5032/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Челябинск 24 августа 2020 года

Центральный районный суд г. Челябинска в составе председательствующего судьи Лисицына Д.А., при секретаре Протосевич Т.Ю., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по административному иску ФИО1 к Министерству экологии Челябинской области о признании отказа незаконным,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Министерству экологии Челябинской области в котором просила признать незаконным отказ ответчика от ДД.ММ.ГГГГ в согласовании проекта строительства газопровода высокого давления к лесному участку с кадастровым номером , также просила обязать ответчика согласовать проект.

Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с заявлением о повторном рассмотрении обращения ООО «СиТиПроект» о газификации принадлежащей истцу базы отдыха «Теремок». В удовлетворении заявления отказано ввиду того, что строительство газопровода высокого давления к земельному участку с кадастровым номером в границах Кичигинского бора будет являться новым строительством, что противоречит режиму особой охраны Кичигинского бора. Истец полагает, что данный отказ является незаконным, просит устранить допущенные нарушения.

В судебном заседании ФИО1 участия не принимала, извещена надлежащим образом.

Представитель истца ФИО2 на удовлетворении иска настаивала.

Представитель ответчика, представитель заинтересованного лица ООО «СиТиПроект» при надлежащем извещении в суд не явились.

Заслушав объяснения представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска ввиду следующего.

Из материалов дела следует, и не оспаривается сторонами, что истец является владельцем нежилых зданий, представляющих собой базу отдыха «Теремок». Земельный участок с кадастровым номером на территории которого расположены корпуса базы отдыха передан истцу на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ в аренду для осуществления рекреационной деятельности.

С целью газификации базы отдыха «Теремок» ООО «СиТиПроект» был разработан соответствующий проект строительства газопровода и направлен на согласование в Министерство экологии Челябинской области.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Министерство экологии Челябинской области разъяснило, что район расположения проектируемого объекта «Газопровод-ввод высокого давления от точки врезки до границы земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес>» частично располагается на территории памятника природы регионального значения Кичигинский бор, в связи с чем, размещение объекта на территории памятника природы Кичигинский бор будет противоречить режиму особой охраны памятника природы.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в Министерство экологии Челябинской области с письмом, в котором просила повторно рассмотреть обращение ООО «СиТиПроект», ссылаясь на то обстоятельство, что планируемый трубопровод спроектирован таким образом, что вырубка деревьев для его прокладки не требуется. Кроме того, указа, что газопровод не является линейным объектом, возведение трубопровода не следует рассматривать как новое строительство.

В ответ на обращение истца Министерство экологии Челябинской области письмом от ДД.ММ.ГГГГ сообщило, что возведение газопровода (линейного объекта) следует рассматривать как новое строительство, что противоречит режиму особой охраны Кичигинского бора.

Согласно п. 14 ст. 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» основные виды разрешенного использования земельных участков, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, определяются положением об особо охраняемой природной территории.

В случаях, если разрешенное использование земельных участков в границах особо охраняемой природной территории допускает строительство на них, в положении об особо охраняемой природной территории устанавливаются предельные (максимальные и (или) минимальные) параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

Указанные виды разрешенного использования земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства не распространяются на случаи размещения линейных объектов. При этом не допускается размещение линейных объектов в границах особо охраняемых природных территорий в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, а в случае зонирования особо охраняемой природной территории - в границах ее функциональных зон, режим которых, установленный в соответствии с настоящим Федеральным законом, запрещает размещение таких линейных объектов.

Согласно ст. 25 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.

Памятники природы могут быть федерального, регионального значения.

На территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы (п. 1 ст. 27 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях»).

Как указано в ст. 15 Закона Челябинской области от 14 мая 2002 года № 81-ЗО «Об особо охраняемых природных территориях Челябинской области» памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения. Природные комплексы и объекты объявляются Правительством Челябинской области памятниками природы, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями.

В соответствии с п. 2 ст. 16 Закона Челябинской области «Об особо охраняемых природных территориях Челябинской области» на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.

Кичигинский бор отнесен к памятникам природы областного значения решением Исполнительного комитета Челябинского областного Совета народных депутатов от 21 января 69 года № 29 «Об охране памятников природы в области».

В силу положений п. 13 Положения о памятнике природы Челябинской области Кичигинский бор, утвержденном Постановлением Правительства Челябинской области от 20 сентября 2007 года № 223-П в границах Памятника природы запрещается отвод земельных участков и предоставление в аренду участков под новое строительство, включая коллективные сады, жилищное и хозяйственное строительство; проведение сплошных рубок (за исключением санитарных) и иных рубок, отрицательно влияющих на изменения природных характеристик Памятника природы; иные виды деятельности, препятствующие сохранению, восстановлению и воспроизводству Памятника природы в естественном состоянии.

Леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях, относятся к защитным лесам (п. 2 Приказа МПР РФ от 16 июля 2007 года № 181 «Об утверждении Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях»).

Леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях, в соответствии с частью 4 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

Леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях, используются в соответствии с режимом особой охраны особо охраняемой природной территории и целевым назначением земель, определяемыми лесным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях и положением о соответствующей особо охраняемой природной территории.

В лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях, запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями.

Лица, которым земельные участки, расположенные на землях особо охраняемых природных территорий, предоставлены в установленном законодательством Российской Федерации порядке в аренду, осуществляют использование лесов, расположенных на таких земельных участках, в соответствии с проектом освоения лесов и Положением о соответствующей особо охраняемой природной территории, а также на условиях договора аренды соответствующего земельного участка (п. 3 Приказа МПР РФ от 16 июля 2007 года № 181).

Как указано в ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, линейные объекты - линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения; строительство - создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).

Учитывая, что строительство участка газопровода, который, по смыслу приведенных выше нормативных актов является линейным объектом, предполагается на территории Кичигинского бора, отнесенного к памятникам природы областного значения, что недопустимо в силу закона, оспариваемый ответ Министерства экологии Челябинской области не может быть признан незаконным по тем доводам, на которые ссылается истец.

Ответ на обращения истца от ДД.ММ.ГГГГ дан Министерством экологии Челябинской области в пределах срока, установленного ст. 12 Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Из анализа указанного положения следует, что суд отказывает в удовлетворении административного иска, если установит, что оспариваемое решение или действие (бездействие) принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Наличие нарушений требований закона в действиях ответчика установлена не было, права административного истца действиями ответчика не нарушены, оснований для обязания ответчика согласовать проект строительства газопровода не имеется, так как суд не полномочен решать вопрос о соответствии или не соответствии проектов требованиям законодательства, как следствие суд отказывает в удовлетворении иска.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск ФИО1 оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Центральный районный суд г. Челябинска.

Председательствующий: п/п Д.А. Лисицын

Копия верна. Решение не вступило в законную силу.

Судья Центрального районного

суда г. Челябинска: Д.А. Лисицын

Секретарь: Т.Ю. Протосевич

Решение вступило в законную силу

Судья Центрального районного

суда г. Челябинска: Д.А. Лисицын

Секретарь:

Мотивированное решение изготовлено 31 августа 2020 года.