ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5035/17 от 11.09.2017 Фрунзенского районного суда г. Владивостока (Приморский край)

Дело № 2а-5035/17

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 сентября 2017 года город Владивосток,

ул. Адмирала Фокина. 23А

Фрунзенский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе председательствующего судьи Булановой Н.А., при секретаре Кучер Г.М., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Чихунова Максима Николаевича к Департаменту внутренней политики Приморского края о признании действий незаконными,

УСТАНОВИЛ:

Чихунов М.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным отказ Департамента внутренней политики Приморского края, выраженный письмом от дата. (исх. ), в согласовании проведения публичного мероприятия в форме митинга дата с 12 ч 00 мин до 15 ч 00 мин. на привокзальной площади (<адрес>) у памятника ФИО9; дата. с 15 ч 00 мин до 18 ч 00 мин на центральной площади г. Владивостока у памятника <адрес>дата с 13 ч 00 мин до 15 ч 00 мин на Корабельной набережной <адрес> (<адрес>); дата с 15 ч 00 мин до 18 ч 00 мин в <адрес>

В обоснование заявленных требований истец указывает, что уведомление о проведении публичного мероприятия подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц либо пикетирования, осуществляемого одним участником с использованием быстровозводимой сборно-разборной конструкции, создающей препятствия для движения пешеходов и транспортных средств, уведомление о проведении публичною мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем (нерабочими праздничными днями) - не позднее четырех дней до дня его проведения. Если срок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия полностью совпадает с нерабочими праздничными днями, уведомление может быть подано в последний рабочий день, предшествующий нерабочим праздничным дням. Планируемая дата проведения - дата. дата (воскресенье, не рабочий день) начало течения 15-ти дневного срока. дата. в 08 ч 19 мин. истцом подано уведомление о проведении публичного мероприятия на электронную почту ответчика. дата в 08 ч 00 мин. истцом подано уведомление на официальный сайт «Администрации Приморского края» в раздел обращение граждан, с указанием департамента ответчика. дата. (понедельник, первый рабочий день) в 09 ч 13 мин истцом было подано уведомление (вх. ) - нарочно. При подаче уведомления дата в 09 ч 13 мин, истец уточнился у ответчика, подавались ли еще уведомления, кроме него. В случае, если уведомления подавались, истец бы сменил планируемые места, или время проведения. Ответчик пояснил, что кроме истца были поданы уведомления: <...> (вх. от датаФИО13 (от дата. в 09 ч 06 мин), ФИО14 (от дата в 09 ч 08 мин.). Других уведомлений не имеется, в том числе и дата. (последний рабочий день перед началом течения 15-ти дневного срока, выпадающего на не рабочий день - воскресенье). дата. истец получил отказ в согласовании публичного мероприятия в заявленных местах, обосновав это тем, что данные площадки заняты иными участниками, чьи уведомления были поданы заблаговременно до подачи уведомления истцом. дата. истец отказался от согласования публичного мероприятия не по заявленным площадкам (вх. от дата.). Таким образом, ответчиком незаконно было отказано в согласовании митинга.

В дополнительных пояснениях истец указал на то, что ответчиком, в нарушении прав истца на равноправную подачу уведомления на проведение публичного мероприятия согласно ст. 31 Конституции РФ, в сроки, указанные в ФЗ-54 перед другими организаторами публичных мероприятий, установленных ст. 7 ФЗ-54 «О митингах, шествиях и пикетированиях» были приняты в нерабочее время уведомления от следующих организаторов: дата. (вх. ) от ФИО10 (лидер организации Мотообъединение «<...>»), принято в воскресенье. дата. (вх. ) от ПРОО «Казачий стан», принято в 08 ч 15 мин. дата. (вх. ) от ПРО ПП «Единая Россия» (исх. № РИК/1 287 от 29.05.2017г.) принято в 07 ч 10 мин. Начало 15 дневного срока на подачу уведомления - дата. (воскресенье) и по аналогии закона, начало срока па подачу уведомления - первый рабочий день после выходного дня. т.е. дата. Исходя из Постановления Губернатора № 57 пг и норм ст. 111, ст. 113 ТК РФ следует, что необходимым условием привлечения ответчика к работе является: исключительный случай, письменное распоряжение работодателя, письменное согласие работника. При этом, ответчиком в возражениях, не указано какой случай выхода на работу ответчика в воскресенье является исключительным, не представлены письменное распоряжение работодателя о выходе работников ответчика на работу в выходной день - воскресенье, не представлены письменные согласия работников на выход на работу в воскресенье, не представлено распоряжение работодателя и перечень сотрудников для ненормированного рабочего дня. Истец о ненормативных днях и работе ответчика в воскресенье не знал, в каких-либо СМИ о работе ответчика в эти дни опубликовано не было.

В судебном заседании истец требования искового заявления поддержал в полном объеме.

Административный ответчик - представитель ФИО4ФИО7 края по доверенности ФИО11 возражала против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в письменных возражениях, в котором указала, что дата истцом было подано уведомление о проведении публичного мероприятия в форме митинга дата на следующих территориях: 1) с 12ч.00 мин. до 15ч.00 мин.- привокзальная площадь (<адрес>) у памятника ФИО9; 2) с 15ч.00 мин до 18.ч.00 мин. - центральная площадь <адрес>; 3) с 13ч.00 мин. до 15ч.00 мин - Корабельная набережная <адрес>; 4) с 15ч.00 мин. до 18ч.00 мин - Театральный сквер у театра им. М. Горького. датаФИО4 подготовлены обоснованные предложения об изменении места и времени публичного мероприятия в связи с тем, что в заявленных ФИО5 местах на указанное время ранее согласовано проведение других публичных мероприятий. В соответствии с постановлением Администрации <адрес> от датадата на центральной площади <адрес> с 09.00 до 18.00 проводилась ярмарка. На привокзальной площади (<адрес>) у памятника ФИО9дата с 7:00 до 22:00 согласовано уведомление ПРОО «Казачий стан» о проведении митинга «Фестиваль казачьей культуры». На Корабельной набережной <адрес>дата с 07:00 до 22:00 согласовано уведомление HOMO по развитию мотоциклетного движения Мотообъединение «Братство Востока» о праздновании Дня независимости России. В театральном сквере у театра им. М. Горького дата с 07:00 до 22:00 согласовано уведомление регионального исполнительного комитета ФИО7 регионального отделения всероссийской политической партии «Единая Россия». С учетом изложенного считает, что ответ ФИО4 не является отказом в проведении митинга. Истцу как организатору митинга лишь предложено провести публичные мероприятия в другом месте и в другое время.

В дополнениях к возражению ответчик указал на то, что служебный распорядок органов исполнительной власти ФИО7 края, подразделений аппарата ФИО2 края и аппарата Администрации ФИО7 края (далее - Служебный распорядок), утвержден постановлением ФИО2 края от дата-пг. При возникновении служебной необходимости привлечение государственных гражданских служащих к работе в выходные и праздничные дни осуществляется в исключительных случаях по письменному распоряжению представителя нанимателя в соответствии с требованиями действующего трудового законодательства Российской Федерации и ФИО7 края (п.2.4). Учитывая изложенное, гражданские служащие ФИО4ФИО7 края имели законное основание находиться на рабочем месте в выходной день и за пределами рабочего времени. Ссылается на то, что единственная форма, в которой может быть подано уведомление о проведении публичного мероприятия, - письменная. Возможность подачи уведомления в форме электронного документа данным Федеральным законом не предусматривается. Таким образом, ФИО4ФИО7 края критически относится к утверждению истца о его подачи на электронную почту ФИО4 уведомления о проведении публичного мероприятия в электронной форме. На основании вышеизложенного просила в удовлетворении искового заявления отказать.

Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, представленные сторонами документы, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

В соответствии со ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

При рассмотрении дела административный ответчик должен доказать законность совершенных действий или принятых решений, тогда как на административном истце лежит обязанность доказать нарушение непосредственно его прав и свобод.

Порядок организации и проведения публичного мероприятия установлен главой 2 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ).

В соответствии с пунктами 1,3 ст. 2 Федерального закона N 54-ФЗ митинг – это одна из форм публичного массового мероприятия, представляющая собой массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.

В рамках организации публичного мероприятия Законом о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях предусматривается ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности (ст. 4).

Согласно пункту 1 части 4 статьи 5 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия.

Уведомление о проведении публичного мероприятия осуществляется в порядке, установленном статьей 7 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ.

В соответствии с частью 1 указанной статьи уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в сроки, указанные в данной норме.

Порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления регламентируется соответствующим законом субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 7 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ).

На основании части 1 статьи 3 Закона Приморского края от 25 февраля 2011 года № 742-КЗ «О публичных мероприятиях в Приморском крае» в орган исполнительной власти Приморского края уведомление о проведении публичного мероприятия подается организаторами публичного мероприятия в письменной форме в орган исполнительной власти Приморского края, уполномоченный Администрацией Приморского края, или администрацию муниципального образования Приморского края, на территории которого планируется его проведение, в срок, установленный федеральным законодательством.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан, в том числе:

1) документально подтвердить получение уведомления о проведении публичного мероприятия, указав при этом дату и время его получения;

2) довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения – в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации понятие "согласование проведения публичного мероприятия с органом публичной власти" - по своему конституционно-правовому смыслу - не предполагает, что орган публичной власти может по своему усмотрению запретить проведение публичного мероприятия или изменить его цели, место, время или форму; он вправе лишь предложить изменить место и (или) время его проведения, причем такое предложение должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в заявленное организатором время), либо иными подобными причинами, исчерпывающее законодательное определение которых ограничивало бы дискрецию публичной власти по реализации своих конституционных обязанностей (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 02 апреля 2009 года N 484-О-П).

При согласовании публичного мероприятия уполномоченные представители публичной власти должны привести веские доводы в обоснование того, что проведение публичного мероприятия в заявленном месте и (или) в заявленное время не просто нежелательно, а невозможно в связи с необходимостью защиты конституционно признаваемых ценностей, и предложить организаторам публичного мероприятия такой вариант, который позволял бы реализовать его цели, включая свободное формирование и выдвижение участниками публичного мероприятия своих требований, в том числе политических, и их доведение до соответствующих адресатов (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2013 года N 4-П).

Департамент внутренней политики Приморского края, в силу постановления Администрации Приморского края от 07.11.2012 № 322-па «О переименовании управления внутренней политики Приморского края и об утверждении Положения о департаменте внутренней политики Приморского края», является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Приморского края, обеспечивающим проведение на территории Приморского края единой государственной внутренней политики. Департамент в соответствии с возложенными на него задачами выполняет определенные функции, в том числе, рассмотрение уведомлений о проведении публичных мероприятий.

Судом установлено, что организатор публичного мероприятия Чихунов М.Н. дата в Департамент внутренней политики Приморского края подал уведомление о проведении публичного мероприятия в форме митинга дата на следующих территориях:

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

Уведомления о проведении публичного мероприятия были направлены Чихуновым М.Н. дата в 08 ч. 19 м. на электронную почту ответчика. дата в 08 ч 00 мин. истцом подано уведомление на официальный сайт «Администрации ФИО7 края» в раздел обращение граждан, с указанием ФИО4 ответчика. дата в 09 ч 13 мин истцом было подано уведомление (вх. ) - нарочно.

дата письмом Департаментом внутренней политики Приморского края организатору Чихунову М.Н. предложено изменить место и время проведения публичного мероприятия, в связи с тем, что в заявленных организатором Чихуновым М.Н. местах на указанное время ранее согласовано проведение других публичных мероприятий.

Так, в соответствии с постановлением Администрации г. Владивостока от дата, дата на <адрес> с 09.00 до 18.00 проводилась ярмарка.

<адрес>дата с 7:00 до 22:00 согласовано уведомление ПРОО «Казачий стан» о проведении митинга «Фестиваль казачьей культуры».

<адрес>дата с 07:00 до 22:00 согласовано уведомление HOMO по развитию мотоциклетного движения Мотообъединение «Братство Востока» о праздновании Дня независимости России.

<адрес>дата с 07:00 до 22:00 согласовано уведомление регионального исполнительного комитета ФИО7 регионального отделения всероссийской политической партии «Единая Россия».

Указанное решение Департамента соответствует положению пункта 1.2 статьи 8 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» при реализации конституционного права граждан на свободу мирных собраний (митингов, демонстраций, шествий и пикетирований их использования должны обеспечиваться возможность достижения целей публичных мероприятий, транспортная доступность специально отведенных мест, возможность использования организаторами и участниками публичных мероприятий объектов инфраструктуры, соблюдение санитарных норм и правил, безопасность организаторов и участников публичных мероприятий, других лиц. В случае направления организаторами нескольких публичных мероприятий уведомлений о проведении публичных мероприятий в специально отведенных местах в одно и то же время очередность использования специально отведенных мест определяется исходя из времени получения соответствующего уведомления органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления).

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия ввиду несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ.

Уведомление административного истца о проведении публичного мероприятия было принято и зарегистрировано в точном соответствии с предписаниями пункта 1 части 1 статьи 12 Закона о митингах. В дальнейшем, в пределах, предоставленных вышеназванным федеральным и региональным законодательством полномочий, Департамент рассмотрел его и довел до административного истца предложение об изменении места и времени проведения публичного мероприятия. При этом предложение об изменении места и времени проведения публичного мероприятия не является произвольным, а обосновано реально существующими обстоятельствами, а именно - проведением в этом же месте и в это же время другими лицами публичного мероприятия, имеющих иную цель, чем цель проведения мероприятия, указанная административным истцом, и подавшим уведомления о его проведении ранее, чем административный истец. То есть в данном случае предложение об изменении места и времени проведения мероприятия является обоснованным, как того и требует пункт 2 части 1 статьи 12 Закона о митингах.

Ответ на поданное уведомление от дата. получено истцом дата

дата. в адрес Департамента внутренней политики Приморского края Чихуновым М.Н. направлен отказ от проведения заявленных публичных мероприятий в предложенных ответчиком местах, в том числе в сквере Ветеранов.

Доводы истца о незаконном принятии Департаментом внутренней политики Приморского края уведомлений о проведении публичных мероприятий в выходной день, не подлежат удовлетворению.

Служебный распорядок органов исполнительной власти Приморского края, подразделений аппарата Губернатора Приморского края и аппарата Администрации Приморского края (далее - Служебный распорядок), утвержден постановлением Губернатора Приморского края от 27.07.2017 № 57-пг.

В соответствии с пунктом 2.2. Служебного распорядка для государственных гражданских служащих устанавливается следующий режим служебного времени (при пятидневной рабочей неделе с двумя выходными - суббота и воскресенье):

время начала ежедневной службы (работы) - 9 часов 00 минут;

время окончания служебного дня - 18 часов 00 минут;

время окончания службы (работы) по пятницам - 17 часов 00 минут;

перерыв для отдыха и питания составляет один час в период с 13 часов 00 минут до 14 часов 00 минут.

При возникновении служебной необходимости привлечение государственных гражданских служащих к работе в выходные и праздничные дни осуществляется в исключительных случаях по письменному распоряжению представителя нанимателя в соответствии с требованиями действующего трудового законодательства Российской Федерации и Приморского края (п.2.4).

В случае необходимости служебный день государственного гражданского служащего может быть увеличен сверх нормативной продолжительности служебного времени. Установление ненормированного служебного дня означает, что государственные гражданские служащие эпизодически привлекаются к выполнению своих должностных обязанностей за пределами нормальной продолжительности служебного времени (п.2.7).

Согласно представленному ответчиком в судебном заседании Приказу Губернатора Приморского края от дата директор Департамента внутренней политики Приморского края Ясевич Павел Евгеньевич, в связи со служебной необходимостью, был привлечен к работе в выходной день дата., о чем имеется его подпись.

Учитывая изложенное, гражданские служащие департамента внутренней политики Приморского края имели законное основание находиться на рабочем месте в выходной день и за пределами рабочего времени.

Довод истца о том, что уведомление направил в Департамент внутренней политики Приморского края дата в 08 ч. 19 м. посредством электронной почты, не свидетельствует о нарушении прав истца.

В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.

Из приведенной нормы следует, что единственная форма, в которой может быть подано уведомление о проведении публичного мероприятия, - письменная. Возможность подачи уведомления в форме электронного документа данным Федеральным законом не предусматривается.

При таких обстоятельствах, оснований утверждать о нарушении прав административного истца, гарантированных статьей 31 Конституции Российской Федерации, не имеется.

Учитывая, что в судебном заседании не установлено нарушение требований закона и прав истца, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Чихунова Максима Николаевича к Департаменту внутренней политики Приморского края о признании незаконным отказа, выраженного письмом от дата. , - отказать.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Фрунзенский районный суд города Владивостока в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда – 16.09.2017г.

Судья Н.А.Буланова