РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 мая 2019 года город Шелехов
Шелеховский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Плындиной О.И., при секретаре Галихановой А.В., с участием представителя административного истца Красноперовой Т.В., действующей на основании доверенности от *дата скрыта*, представителя ответчика - председателя Думы Шелеховского муниципального района Саломатова Ф.С., действующего на основании решения от *дата скрыта*, представителя Кузнецова А.С., действующего на основании доверенности от *дата скрыта*,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело 2а-503/2019 по административному иску Администрации Шелеховского муниципального района к Думе Шелеховского муниципального района о признании незаконным решения Думы Шелеховского муниципального района в части,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Шелеховского муниципального района Иркутской области обратилась в Шелеховский городской суд Иркутской области с иском к Думе Шелеховского муниципального района о признании решения Думы Шелеховского муниципального района от 31 января 2019 года № 3-рд «О внесении изменений в Регламент Думы Шелеховского муниципального района». В обоснование административный истец указывает, что пп. 9 ч. 10 ст. 35 Федерального закона от 6 октября 2013 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что к исключительной компетенции представительных органов муниципальных образований относится контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами органов местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения. Иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами мцниципальных образований.
Иными федеральными законами, Уставом Иркутской области, законами Иркутской области, Уставом Шелеховского района такая форма контроля, как обязанность исполнительного органа представлять в представительный орган для утверждения решением проводимых по инициативе депутатов отчетов органов и должностных лиц органов местного самоуправления, должностных лиц муниципальных органов, муниципальных учреждений и муниципальных унитарных предприятий, не предусмотрена. В связи с чем, полагает об отсутствии правовых оснований возложения на Администрацию района правовых Думой Шелеховского района такой обязанности.
Административный истец считает, что обжалуемая норма Регламента в редакции решения № 3-рд принята с превышением полномочий Думы Шелеховского муниципального района, что противоречит федеральному законодательству и является вмешательством в деятельность исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, и просит признать решение в части подпункта 6 пункта 1 недействующим со дня его принятия.
В судебном заседании представитель административного истца - Администрации Шелеховского муниципального района Красноперова Т.В., действующая на основании доверенности от *дата скрыта*, просила признать решение Думы Шелеховского муниципального района от 31 января 2019 года № 3-рд «О внесении изменений в Регламент Думы Шелеховского муниципального района» в части подпункта 6 пункта 1 противоречащим закону и недействующим со дня принятия данного решения.
Представитель административного ответчика - председатель Думы Шелеховского муниципального района Саломатов Ф.С, действующий на основании решения от *дата скрыта*, возражал против удовлетворения требований административного истца.
Представитель административного ответчика Думы Шелеховского мцниципального района Кузнецов А.С., действующий на основании доверенности от *дата скрыта*, требования административного истца не признал и указал на несоответствие административного иска требованиям ч. 2 ст. 125 КАС РФ, что в силу ст. 130 КАС РФ влечет оставление административного искового заявления без движения. Ссылается на необходимость претензионного или иного досудебного порядка урегулирования спора в случаях, предусмотренных договором или законом (ч. 5 ст. 4 АПК РФ, ч. 7 ст. 132 ГПК РФ, ч. 3 ст. 4 КАС РФ), и поскольку исковое заявление судом принято к производству - оставлению без рассмотрения.
Приводит положения ст. 17 КАС, разъяснений Пленума Верховного Суда РФ в постановлении от 27.09.2016 г. № 36, суды рассматривают дела, возникащие из правоотношений, которые не основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности его участников, при этом один из участников правоотношений реализаует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законови подзаконных актов по отношению к другому участнику. Просит оставить административное исковое заявление без рассмотрения.
Выслушав стороны, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Как предусмотрено ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Частью 2 ст. 62 КАС РФ предусмотрена обязанность соответствующего органа, организации или должностного лица доказать законность оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и долдностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями. Административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых или нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны указать, каким нормативным правовым актом, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействия).
Согласно Регламенту Думы Шелеховского муниципального района, Дума является представительным с органом местного самоуправления Шелеховского района и обладает собственной компетенцией по вопросам местного значения в соответствии с федеральным, областным законодательством, Уставом Шелеховского района и настоящим Регламентом.
Статья 43 Регламента Думы Шелеховского муниципального района устанавливает формы и порядок осуществления контроля Думой района.
Часть 1(1) статьи 43 Регламента Думы Шелеховского муниципального района (в редакции решения Думы Шелеховского муниципального района от 27 января 2011 года № 2-рд) предусматривает, что Дума района заслушивает (рассматривает) и утверждает решением следующие отчеты:
1) об исполнении бюджета района за соответствующий год;
2) о выполнении планов и программ развития Шелеховского района;
3) о деятельности Контрольно-ревизионной палаты Шелеховского района за прошедший год;
4) о результатах деятельности Администрации Шелеховского муниципального района и иных подведомственных Мэру органов местного самоуправления Шелеховского района, в том числе о решении вопросов, постановленных Думой района.
Подпунктом 6 пункта 1 решения Думы Шелеховского муниципального района от 31 января 2019 года № 9-рд «О внесении изменений в Регламент Думы Шелеховского муниципального района» внесены изменения в Регламент Думы Шелеховского муниципального района путем дополнения части 1(1) статьи 43 пунктом 5 следующего содержания:
«5) заслушивает проводимые по инициативе депутатов отчеты органов и должностных лиц органов местного самоуправления, должностных лиц муниципальных органов, муниципальных учреждений и муниципальных унитарных предприятий».
В соответствии с пп. 9 ч. 10 ст. 35 Федерального закона от 6 октября 2013 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к исключительной компетенции представительных органов муниципальных образований относится контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами органов местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.
Подпунктом 11.1 ч. 10 ст. 35 Федерального закона от 6 октября 2013 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что представительный орган муниципального образования заслушивает ежегодные отчеты главы муниципального образования, главы местной администрации о результатах их деятельности, деятельности местно администрации и иных подведомственных главе муниципального образования органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных в представительным органом муниципального образования.
При таких обстоятельствах, обжалуемое решение Думы Шелеховского района от 31 января 2019 года № 3-рд в части подпункта 6 пункта 1 принято за пределами исключительной компетенции Думы и является незаконным.
Ссылка представителя административного ответчика на несоблюдении административным истцом требований ст. 125 КАС РФ, что влечет оставление иска без движения, суд находит несостоятельной. Административный иск подан органом, его наименование и местонахождение, как того требует ст. 125 КАС РФ, указаны, и подписан лицом на основании надлежащей доверенности.
Доводы представителя административного ответчика о несоблюдении административным истцом досудебного порядка урегулирования спора и необходимости оставления без рассмотрения основаны на неверном толковании закона, а потому удовлетворению не подлежат.
Оценив установленные фактические обстоятельства дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований административного истца Администрации Шелеховского муниципального района в полном объеме.
Руководствуясь статьями 175-179, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Администрации Шелеховского муниципального района к Думе Шелеховского муниципального рацона о признании незаконным решения Думы Шелеховского муниципального района от 31 января 2019 года № 3-рд «О внесении изменений в Регламент Думы Шелеховского муниципального района» в части подпункта 6 пункта 1 противоречащим закону и недействующим со дня принятия данного решения - удовлетворить.
Признать подпункт 6 пункта 1 решения Думы Шелеховского муниципального района от 31 января 2019 года № 3-рд «О внесении изменений в Регламент Думы Шелеховского муниципального района» противоречащим закону и недействующим со дня принятия данного решения.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Шелеховский городской суд Иркутской области в течение месяца со дня его вынесения в мотивированном виде, которое будет изготовлено в 16 часов 20 мая 2019 года.
Судья О.И. Плындина