ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-503/19 от 29.10.2019 Никольского районного суда (Пензенская область)

№2а-503/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«29» октября 2019 года Никольский районный суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Саулиной В.В.,

при секретаре Незванкиной Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Никольске в помещении районного суда административное дело по административному иску ФИО1 к администрации города Никольска Никольского района Пензенской области о признании незаконными действий и понуждении к устранению допущенных нарушений,

установил:

Административный истец ФИО1 обратился в суд с административным иском, в котором просил признать незаконными действия администрации города Никольска Никольского района Пензенской области по отказу в выдаче ему справки о проживании в зоне с льготным социально-экономическим статусом в периоды с 26.04.1986 г. по 21.08.1990 г. и с 01.11.1991 г. по 01.02.1998 г.; обязать выдать ему указанную справку.

В обоснование требований указал, что г.Никольск Пензенской области в период с 26.04.1986 г. по 01.02.1998 г. был отнесен к зоне с льготным социально-экономическим статусом. В период с 26.04.1986 г. по 21.08.1990 г., с 01.11.1991 г. по 01.02.1998 г. он проживал в <...>.

Со ссылкой на письмо ФИО2 от 27.04.1993 г. №ВД-10-2079 (зарегистрированном в Минюсте РФ 19.05.1993 №235), полагает, что любой гражданин проживающий в зоне с льготным социально-экономическим статусом имеет право в любой момент выезда или исключения населенного пункта из территорий, отнесенных к зоне с льготным социально-экономическим статусом на обращение в местные органы власти для получения справки установленного образца о проживании (работе) в данной зоне (для решения вопросов пенсионного обеспечения), а местные органы власти обязаны подтвердить статус гражданина и выдать соответствующую справку.

23.07.2019 года он обратился в администрацию г. Никольска Никольского района Пензенской области с заявлением о выдаче справки о проживании в зоне с льготным социально-экономическим статусом, предоставив справку №4636 от 09.12.1997 г., выданную Никольской администрацией Пензенской области о его проживании с 1985 г. по 1997 г. в зоне с льготным социально-экономическим статусом; паспорт гражданина РФ, содержащий информацию о его регистрации в г. Никольске в период с 25.11.1993 г. по 07.03.2013 г.; трудовую книжку, копию удостоверения ветерана труда. Однако в выдаче вышеуказанной справки ему было отказано, со ссылкой на то, что администрация сведениями о его проживании в зоне с льготным социально-экономическим статусом не располагает, указав при этом, что для получения данной справки необходимо представить сведения о регистрации в г. Никольске с 26.04.1986 г. по 01.02.1998 г. (домовые книги, поквартирные карточки регистрации, справку паспортного стола). Дополнительно устно ему пояснили, что в администрацию города Никольска Никольского района поступило письмо из УПФР г. Городище Пензенской области, предписывающее не выдавать справки без домовой книги. Считает, что у администрации города Никольска Никольского района Пензенской области отсутствовали законные основания для отказа в выдаче ему вышеуказанной справки.

Административный истец ФИО1 неоднократно уточнял исковые требования, окончательно просил признать незаконным письмо администрации города Никольска Никольского района Пензенской области №1094 от 25.07.2019 года, в котором фактически содержится отказ в выдаче справки о его проживании в зоне с льготным социально-экономическим статусом; признать незаконным бездействие администрации в истребовании поквартирных карточек регистрации; обязать администрацию города Никольска Никольского района Пензенской области заново рассмотреть его заявление о предоставлении справки о его проживании в зоне с льготным социально-экономическим статусом в периоды с 26.04.1986 г. по 21.08.1990 г., с 01.11.1991 г. по 01.02.1998 г. на основании представленных им документов и документов, имеющихся в распоряжении администрации г. Никольска Никольского района Пензенской области.

В судебном заседании административный истец ФИО1 заявленные требования поддержал, при этом пояснил, что ответ администрации г. Никольска №1094 от 25.07.2019 г. является незаконным, поскольку администрация г. Никольска возложила на него обязанность по представлению документов (домовых книг, поквартирных карточек, справку паспортного стола) которых у него не могло быть, поскольку они могли находится у балансодержателя многоквартирных жилых домов завода «Красный гигант». Считает, что администрация тем самым проявила свое бездействие в истребовании данных документов в порядке межведомственного взаимодействия, как предусмотрено действующим законодательством, т.е. фактически своим ответом отказала ему в выдаче справки. Такого понятия как «паспортный стол» вообще нет в законодательстве. Тем не менее, он обратился в миграционный пункт МО МВД России «Никольский», в УФМС Пензенской области, в государственный архив Пензенской области, предполагая, что должен представить справку о своей регистрации в г. Никольске из этих организаций.

Представитель административного истца по доверенности ФИО3 заявленные требования ФИО1 поддержал по основаниям изложенным в административном исковом заявлении. Дополнительно пояснил, что ФИО1 справка о проживании в зоне с льготным социально-экономическим статусом необходима для обращения в Пенсионный фонд с заявлением о назначении пенсии со снижением возраста на 3 года в соответствии со статьей 34 Закона РФ от 15 мая 1991 г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». ФИО1 в Пенсионный фонд намерен обратиться заблаговременно, поэтому ему необходима справка о проживании в зоне с льготным социально-экономическим статусом. Однако административным ответчиком дан ответ №1094 от 25.07.2019 года, который не содержит разрешения поставленного в заявлении ФИО1 вопроса. Так у ФИО1 изначально не могло быть домовых книг на многоквартирные дома, поквартирных карточек за период, когда г. Никольск относился к загрязненной зоне, справку паспортного стола ФИО1 также не мог представить, так как такой организации давно не существует. Считает, что администрация г.Никольска, рассматривая заявление ФИО1 проявила бездействие и только после того, как ФИО1 обратился с жалобой в прокуратуру Никольского района, к Уполномоченному по правам человека в Пензенской области начала истребовать домовые книги, поквартирные карточки сама. В ходе рассмотрения дела в суде, администрация выдала ФИО1 справку о проживании в <...> за период с 25.11.1993 г. по 01.02.1998 г. Однако без законных оснований потребовала у ФИО1 справку отдела 25 завода «Красный гигант», которая явилась основанием для выдачи справки Никольской городской администрацией №4636 от 09.12.1997 г. о проживании ФИО1 в г. Никольске с 1985 года, для выдачи ему справки о его проживании в г. Никольске за периоды с 26.04.1986 г. по 21.08.1990 г., с 01.11.1991 г. по 01.02.1998 г.

Представитель администрации города Никольска Никольского района Пензенской области по доверенности ФИО4 исковые требования признал частично и пояснил, что администрация признает заявленные требования в части не выдачи справки о проживании ФИО1 в зоне с льготным социально-экономическим статусом (г. Никольск Пензенской области) за период с 25.11.1993 года по 01.02.1998 г., поскольку ФИО1 при обращении в администрацию г. Никольска был предоставлен паспорт, удостоверяющий его личность, с отметкой о регистрации по месту жительства с 25.11.1993 года. Указанная справка администрацией города Никольска Никольского района направлена ФИО1 17.10.2019 года по почте, т.е. нарушение права устранено на момент рассмотрения дела в суде. Считает, что справка о проживании ФИО1 в зоне с льготным социально-экономическим статусом за период с 26.04.1986 г. по 21.08.1990 г., с 01.11.1991 г. по 24.11.1993 г. обоснованно не выдана ФИО1, поскольку не представлены документы, подтверждающие регистрацию и проживание в указанный период в г. Никольске. На момент обращения ФИО1 в администрацию г. Никольска за выдачей справки не был утвержден Административный регламент по использованию муниципальной услуги «Выдача справок о подтверждении проживания граждан на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом», поэтому администрация города Никольска при выдачи таких справок руководствовалась Законом № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», приказом Минтруда от 28.11.2014 года №958н «Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению»; Положением о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 г. №828, а также Порядком и условиями оформления и выдачи специальных удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденным приказом МЧС России, Минздравсоцразвития России и Минфина России от 11.04.2006 №228-271-63н. Из анализа указанных нормативно-правовых актов следует, что документом, подтверждающим регистрацию гражданина по месту жительства является паспорт, а также иные документы, как то: выписки из похозяйственных, домовых книг, поквартирные карточки, домовые (поквартирные) книги (подлинники), справки паспортных столов, иные первичные документы. Административным истцом в подтверждение своего проживания в период с 26.04.1986 г. по 21.08.1990 г., с 01.11.1991 г. по 24.11.1993 г. были предоставлены: копия справки Никольской городской администрации №4636 от 09.12.1997 г.; трудовая книжка, на основании которых необходимая справка не может быть выдана. Администрация города Никольска Пензенской области, предложив ФИО1 в ответе от 25.07.2019 года представить документы (домовые книги, поквартирные карточки, справку паспортного стола), также предприняла меры к истребованию домовых книг на многоквартирные дома по адресу: <...> а также поквартирных карточек, так как они не передавались в администрацию. Однако данные документы не подтвердили проживание ФИО1 в спорные периоды в г. Никольске. Считает, что администрация своими действиями не допустила нарушение прав, свобод и законных интересов ФИО1, так как в выдаче справки за этот период не отказала, а предложила представить соответствующие документы, подтверждающие его регистрацию в г. Никольске в спорные периоды.

Представитель ГУ УПФР в г. Городище Пензенской области (межрайонное) в судебное заседание не явился, о дне слушание извещен, каких-либо возражений по административному иску суду не представил.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 статьи 226 КАС РФ, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи 226 КАС РФ, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Закон РФ №1244-1 от 15.05.1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» направлен на защиту прав и интересов, а также определяет государственную политику в области социальной поддержки граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы.

В соответствии с п.8 ч.1 ст.13 Закона РФ №1244-1 от 15.05.1991 года к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Согласно Перечню населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 года №1074 «Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», с 26 апреля 1986 года и по 01.02.1998 года г. Никольск Пензенской области был отнесен к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом. Проживание в указанной зоне порождает определенные социальные льготы, в том числе и право на досрочное пенсионное обеспечение.

Согласно Правил предоставления ежемесячной денежной компенсации гражданам в зависимости от времени проживании (работы) на территориях зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 года, документом, подтверждающим время проживания в загрязненной зоне, является справка с места постоянного проживания с указанием периода проживания в зоне радиоактивного загрязнения (справка с места работы с указанием периода работы в зоне радиоактивного загрязнения) (подп. «в» п.2 Правил).

Приказом Минтруда России от 28.11.2014 года №958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению» (далее - Перечень документов), пунктом 98 которого установлено, что участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных или техногенных катастроф подтверждается удостоверением установленного образца и (или) документами, выдаваемыми органами местного самоуправления о проживании на загрязненной территории.

Проживание (период проживания) в зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», подтверждается удостоверениями установленного образца, документами, подтверждающими проживание в указанных зонах (регистрацию по месту жительства или месту пребывания) (пункт 100 Перечня документов).

Аналогичные положения были закреплены в п.22 постановления Минтруда РФ, ПФ №19па от 27.02.2002 года «Об утверждении перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утратившим силу с 01.01.2015 года.

В соответствии с письмом Госкомчернобыля от 27.04.1993 г. №ВД-1-2079 «О порядке подтверждения пребывания в зоне с льготным социально-экономическим статусом» разъяснено, что у граждан выезжающих из зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, удостоверение проживающего на загрязненной радиацией территории изымается. Взамен его местным органом власти выдается справка установленного образца о проживании (работе) в данной зоне (для решения вопросов пенсионного обеспечения).

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, ФИО1 23.07.2019 года обратился в администрацию города Никольска Никольского района Пензенской области с заявлением о выдаче ему справки о проживании в зоне с льготным социально-экономическим статусом для предоставления по месту требования, в соответствии с Законом «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Письмом от 25.07.2019 года №1094 глава администрации города Никольска Никольского района Пензенской области, ФИО1, что администрация не располагает сведениями по данному вопросу. Для получения справки о проживании в зоне с льготным социально-экономическим статусом, в соответствии с Законом «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» необходимо представить сведения о регистрации в г. Никольск с 26.04.1986 г. по 01.02.1998 г. (домовые книги, поквартирные карточки регистрации, справку паспортного стола).

Поскольку выдача органом местного самоуправления справок о проживании в зоне с льготным социально-экономическим статусом - <...> за период с 26.04.1986 г. по 01.02.1998 г. является муниципальной услугой, под которой согласно п.2 ст.2 Федерального закона от 27.07.2010 г. №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, осуществляемая по запросам заявителей в пределах полномочий этого органа, на возникшие правоотношения распространяются положения указанного закона, а также Федерального закона от 02.05.2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», регламентирующего право граждан на обращение в органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан органами местного самоуправления.

При рассмотрении заявления ФИО1, администрация города Никольска Никольского района Пензенской области руководствовалась действовавшими на момент обращения нормативно-правовыми актами, регулирующими вопросы подтверждения проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом, в том числе для решения вопросов пенсионного обеспечения.

Как следует из п.4 приказа МЧС России №228, Минздравсоцразвития №271, Минфина №63н от 11.04.2006 г. (в ред. от 23.11.2017) «Об утверждении Порядка и условий оформления и выдачи специальных удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», документы, подтверждающие факт проживания и (или) прохождения военной службы (службы) гражданином в зонах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (выписки из похозяйственных, домовых книг, архивов жилищно-эксплуатационных управлений, жилищно-коммунальных отделов, справки паспортных столов, иные документы), предоставляются по инициативе гражданина. В случае, если такие документы гражданином не представлены, документы (сведения), подтверждающие информацию, указанную в абзаце первом настоящего пункта, запрашиваются уполномоченным органом в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

Как установлено в ходе рассмотрения дела, заявителем ФИО1 вместе с заявлением были представлены следующие документы: паспорт, военный билет, трудовая книжка, копия справки Никольской городской администрации №4636 от 09.12.1997 года о проживании в <...> с 1985 года.

Вместе с тем администрация г. Никольска Никольского района Пензенской области не приняв меры к надлежащему рассмотрению заявления (обращения) ФИО1 в нарушение действующего законодательства, предложила ФИО1 представить документы, подтверждающие его проживание в <...> в период отнесения его к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом с 26.04.1986 г. по 01.02.1998 г., а именно: домовые книги, поквартирные карточки, справку с паспортного стола, заведомо зная, что ФИО1 самостоятельно представитель домовые книги, поквартирные карточки за период с 26.04.1986 г. по 01.02.1998 г. не имеет реальной возможности, поскольку указанные документы находились в отделе №25 завода «Красный гигант» до его ликвидации, а затем переданы в ООО «Никольскжилсервис», что в судебном заседании не оспаривалось представителем административного ответчика.

Доводы представителя администрации г.Никольска о том, что указанные документы на момент обращения ФИО1 с заявлением также отсутствовали в администрации г.Никольска, не свидетельствуют о надлежащем рассмотрении заявления (обращения) ФИО1, поскольку в силу приказа МЧС России №228, Минздравсоцразвития №271, Минфина №63н от 11.04.2006 г. (в ред. от 23.11.2017) «Об утверждении Порядка и условий оформления и выдачи специальных удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», администрация г. Никольска, в случае непредставления указанных документов заявителем, обязана была запросить их в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

Кроме того, в тексте ответа администрации г. Никольска Пензенской области от 25.07.2019 года допущены неопределенность, неполнота выражений о представлении ФИО1 документов (домовых книг, поквартирных карточек, справки паспортного стола), что поставило ФИО1 в затруднительное положение при реализации своих прав на получение необходимой ему справки.

На момент рассмотрения дела в суде, установлено, что администрация г. Никольска Никольского района Пензенской области направила ФИО1 по почте справку №54 от 17.10.2019 г. о его проживании на территории проживания с льготным социально-экономическим статусом (г. Никольск Пензенской области) за период с 25.11.1993 г. по 01.02.1998 г. Одновременно в письме №2098 от 17.10.2019 г. сообщила ФИО1, что в случае предоставлении им подлинного экземпляра справки отдела №25 завода «Красный гигант», послужившей основанием для выдачи справки Никольской городской администрацией №4636 от 09.12.1997 г., ему дополнительно будет выдана справка о проживании в <...> в периоды с 26.04.1986 г. по 21.08.1990 г., с 01.11.1991 г. по 24.11.1993 г.

В соответствии с ч.9 ст.227 КАС РФ, в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

Поскольку фактически административный ответчик уклонился от решения вопроса по существу, суд полагает необходимым обязать административного ответчика повторно рассмотреть заявления ФИО1 от 23.07.2019 года о выдаче ему справки о его проживании в зоне с льготным социально-экономическим статусом (за период с 26.04.1986 года по 24.11.1993 года) в установленные законом сроки.

Анализируя вышеизложенное, суд полагает, что администрацией города Никольска Никольского района Пензенской области допущены нарушения прав ФИО1, поскольку его заявление (обращение) было рассмотрено ненадлежащим образом, на него не дан ответ в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что требования заявителя подлежат частичному удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.174,175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

Административный иск ФИО1 к администрации города Никольска Никольского района Пензенской области о признании незаконными действий и понуждении к устранению допущенных нарушений удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие администрации города Никольска Никольского района Пензенской области, выразившееся в ненадлежащем рассмотрении обращения ФИО1 от 23.07.2019 года в соответствии с действующим законодательством.

Обязать администрацию города Никольска Никольского района Пензенской области устранить допущенное препятствие к осуществлению ФИО1 его прав и свобод, вновь рассмотреть заявление ФИО1 от 23.07.2019 года о выдаче ему справки о проживании в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом - <...>.

В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Никольский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 30.10.2019 года.

Судья