ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-503/2022 от 09.06.2022 Хасынского районного суда (Магаданская область)

Дело № 2а-503/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Палатка

Магаданской области 09 июня 2022 г.

Хасынский районный суд Магаданской области в составе

председательствующего судьи Комарова О.Н.,

при секретаре Карвацкой А.А.,

с участием прокурора Хасынского района Андрющенко И.И.,

представителя административного ответчика ФИО4, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Хасынского районного суда административное дело по административному исковому заявлению прокурора Хасынского района в защиту прав, свободы и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Хасынского городского округа, главе Муниципального образования «Хасынский городской округ» об оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии административного регламента по предоставлению муниципальной услуги, и возложении обязанности разработать и принять административный регламент по предоставлению муниципальной услуги,

установил:

Прокурор Хасынского района обратился в Хасынский районный суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Хасынский городской округ» об оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии административного регламента по предоставлению муниципальной услуги, и возложении обязанности разработать и принять административный регламент по предоставлению муниципальной услуги.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в результате проведенного прокуратурой района мониторинга состояния муниципального нормотворчества выявлены обстоятельства, свидетельствующие о длительном бездействии органов местного самоуправления Хасынского городского округа по правовому регулированию отдельных сфер правоотношений. Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 № 138 утверждены Федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации (далее по тексту также – Правила № 138), пунктом 49 которых органы местного самоуправления наделены полномочиями самостоятельно принимать решения о выдаче (об отказе в выдаче) разрешений на использование воздушного пространства. Согласно требованиям действующего законодательства выдача разрешения на использование воздушного пространства осуществляется в соответствии с административным регламентом, так как является муниципальной услугой, поскольку связана с решением вопросов местного значения. Так как на территории Хасынского городского округа не принят административный регламент, определяющий порядок оказания муниципальной услуги по выдаче разрешений по использованию воздушного пространства потенциальными пользователями, указанная услуга не внесена в Реестр муниципальных услуг, прокурором района ДД.ММ.ГГГГ внесено главе администрации Хасынского городского округа представление с требованиями принять меры к устранению нарушений закона, а также причин и условий им способствовавших, которое ДД.ММ.ГГГГ рассмотрено и отклонено. До настоящего времени вышеназванный административный регламент органами местного самоуправления не разработан и не принят в установленном законом порядке, внесение сведений о соответствующей муниципальной услуги в реестре муниципальных услуг не обеспечено. Полагает, что отсутствие такого регламента нарушает права неопределенного круга лиц на предоставление пользователям воздушного пространства соответствующих разрешений, создает предпосылки нарушения требований законодательства в сфере безопасного использования воздушного пространства и, как следствие, угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, имуществу организаций при выполнении несогласованных с органом местного самоуправления действий над населенным пунктом. Выдача органами местного самоуправления разрешения на полет над населенным пунктом является средством обеспечения интересов жителей муниципального образования. Считает, что органы местного самоуправления, выдавая разрешения на полеты над населенными пунктами, исходя из целей такой разрешительной деятельности, реализуют соответствующие полномочия по решению вопросов местного значения. Действующее законодательство, регламентирующее вопросы предоставления государственных и муниципальных услуг, предусматривает безусловную обязанность соответствующего органа местного самоуправления разработать и утвердить процедуру предоставления каждой из муниципальных услуг в форме административного регламента. Между тем данная обязанность администрацией муниципального образования «Хасынский городской округ» не исполнена, что свидетельствует о незаконном бездействии администрации и нарушении прав неопределенного круга лиц на предоставление муниципальной услуги, безопасное использование воздушного пространства. Ссылаясь на приведенные обстоятельства, просит суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Хасынский городской округ», выразившееся в непринятии нормативного правового акта, устанавливающего порядок оказания муниципальной услуги по выдаче разрешений по использованию воздушною пространства потенциальными пользователями в случаях, предусмотренных пунктом 49 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 № 138; возложить на администрацию муниципального образования «Хасынский городской округ» устранить выявленные нарушения, путем принятия в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу нормативного правового акта, устанавливающего порядок оказания муниципальной услуги по выдаче разрешений по использованию воздушного пространства потенциальными пользователями в случаях, предусмотренных пунктом 49 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 № 138, включить информацию о предоставляемой муниципальной услуге в реестр муниципальных услуг.

Определением судьи от 19 апреля 2022 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена глава муниципального образования «Хасынский городской округ», в качестве заинтересованного лица Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу федеральной службы по надзору в сфере транспорта.

В судебном заседании прокурор просил принять изменение исковых требований и считать просительную часть административного искового заявления в следующей редакции: признать незаконным бездействие администрации Хасынского городского округа, выразившееся в непринятии нормативного правового акта, устанавливающего порядок оказания муниципальной услуги по выдаче разрешений по использованию воздушного пространства потенциальными пользователями в случаях, предусмотренных пунктом 49 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 № 138; возложить на администрацию Хасынского городского округа устранить выявленные нарушения, путем принятия в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу нормативного правового акта, устанавливающего порядок оказания муниципальной услуги по выдаче разрешений по использованию воздушного пространства потенциальными пользователями в случаях, предусмотренных пунктом 49 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 № 138, включить информацию о предоставляемой муниципальной услуге в реестра муниципальных услуг. Исковые требования, с учетом изменений, поддержал по основаниям, изложенным в административном иске.

Протокольным определением суда от 09.06.2022 принято изменение исковых требований, просительную часть административного искового изложить в следующей редакции: признать незаконным бездействие администрации Хасынского городского округа, выразившееся в непринятии нормативного правового акта, устанавливающего порядок оказания муниципальной услуги по выдаче разрешений по использованию воздушного пространства потенциальными пользователями в случаях, предусмотренных пунктом 49 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 № 138; возложить на администрацию Хасынского городского округа устранить выявленные нарушения, путем принятия в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу нормативного правового акта, устанавливающего порядок оказания муниципальной услуги по выдаче разрешений по использованию воздушного пространства потенциальными пользователями в случаях, предусмотренных пунктом 49 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 № 138, включить информацию о предоставляемой муниципальной услуге в реестр муниципальных услуг.

Представитель административного ответчика исковые требования признала частично. Считает, что требование административного истца о признании бездействия административного ответчика, выразившееся в непринятии нормативного правового акта, устанавливающего порядок оказания муниципальной услуги по выдаче разрешений по использованию воздушного пространства потенциальными пользователями в случаях, предусмотренных пунктом 49 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 № 138, являются необоснованными, ввиду того, что администрацией Хасынского городского округа в лице Комитета жизнеобеспечения территории администрации Хасынского городского округа, было разработано и утверждено постановлением от 05.12.2019 года за № 46 «Положение о выдаче разрешений на выполнение авиационных работ, парашютных прыжков, демонстрационных полетов воздушных судов, полетов беспилотных воздушных судов (за исключением полетов беспилотных воздушных судов с максимальной взлетной массой менее 0,25 кг), подъемы привязных аэростатов над территорией муниципального образования «Хасынский городской округ», которым определялся порядок выдачи указанного разрешения, а также состав и порядок действия комиссии по рассмотрению заявления о выдаче разрешения. Кроме того, постановлениями администрации ХГО от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ и в указанное постановление Администрации ХГО от ДД.ММ.ГГГГ были внесены изменения в связи с изменениями федерального законодательства и для приведения положения в соответствие с законом. Указанные постановления Администрации ХГО являются нормативными правовыми актами органа местного самоуправления так как обладают всеми его признаками. Проекты указанных нормативных документов были направлены на согласование в прокуратуру Хасынского района, для получения заключения. Никаких возражений, замечаний, предостережений о необходимости принятия иного вида (формы) нормативного правового акта от административного истца не поступило. Указанные нормативные акты были приняты. Указала, что в административном исковом заявлении прокурор полагает, что выдача разрешения на авиационные работы, парашютные прыжки, демонстрационные полеты воздушных судов, полеты беспилотных воздушных судов (за исключением полетов беспилотных воздушных судов с максимальной взлетной массой менее 0,25 кг), подъемы привязных аэростатов над населенными пунктами в соответствии с федеральным законом от 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» является муниципальной услугой, в связи с чем, подлежит регламентированию. Однако федеральный закон был принят не в 2014 году, как указывает прокурор, а в 2010 году, и с указанного времени ни разу при согласовании нормативного правового акта ни одной из надзорных структур, в том числе и прокуратурой района, не было указано на необходимость разработки иного вида документа. Также пояснила, что в настоящее Комитетом жизнеобеспечения территории администрации Хасынского городского округа время в отдел экономики администрации Хасынского городского округа направлен для согласования и проведения экспертизы проект «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешения на выполнение авиационных работ, парашютных прыжков, демонстрационных полетов воздушных судов, полеты беспилотных воздушных судов (за исключением полетов беспилотных воздушных судов с максимальной взлетной массой менее 0,25 кг), подъема привязных аэростатов над населенными пунктами Хасынского городского округа, а также посадку (взлет) на расположенные в границах населенных пунктов Хасынского городского округа площадки, сведения о которых не опубликованы в документах аэронавигационной информации».

Допрошенный в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ свидетель ФИО5 – начальник отдела архитектуры, градостроительства, строительства, благоустройства и дорожного хозяйства Комитета жизнеобеспечения территории администрации Хасынского городского округа, пояснил, что в 2019 году в адрес Администрации ХГО поступило обращение о необходимости разработать нормативный правовой акт регулирующий выдачу разрешения на летательные аппараты над территорией муниципального образования «Хасынский городской округ». Им, как специалистом, было разработано данное Положение и направлено на согласование в надзорный орган по воздушному транспорту. Никаких возражений, замечаний и жалоб о нарушении чьи-либо прав в адрес Администрации не поступало. Пояснил, что Положение о летательных аппаратах, не входит в список социально-массовых и значимых услуг. Ссылаясь на в 210-ФЗ указал, что муниципальное образование само вправе принимать решение, будет ли это услуга оказываться или нет. Считает, что раз нет спроса зачем разрабатывать Регламент, если есть Положение.

Административный ответчик - глава муниципального образования «Хасынский городской округ», представитель заинтересованного лица УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, в связи с чем суд на основании ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные доказательства по делу, и оценив их в совокупности, суд приходит к следующему.

Положениями ч. 4 ст. 218 КАС РФ предусмотрено, что прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.

Как установлено судом и следует из материалов дела, прокуратурой Хасынского района проведен мониторинг состояния муниципального нормотворчества, регламентирующего вопросы в сфере организации предоставления муниципальных услуг, в ходе которого установлено, что во исполнение п. 49 Правил № 138 административный регламент, устанавливающий порядок оказания муниципальной услуги по выдаче разрешений по использованию воздушного пространства потенциальными пользователями администрацией Хасынского городского округа не разработан и не утвержден, информация о предоставляемой услуге в реестр муниципальных услуг не включена.

ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района в связи с наличием правового пробела главе Хасынского городского округа внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, в котором содержалось требование о необходимости разработать и принять административный регламент по предоставлению муниципальной услуги по выдаче (об отказе в выдаче) разрешений на выполнение авиационных работ, парашютных прыжков, демонстрационных полетов воздушных судов, полетов беспилотных летательных аппаратов, подъемов привязных аэростатов над населенными пунктами, а также посадки (взлета) и расположенных в границах населенных пунктов площадок.

ДД.ММ.ГГГГ в своем ответе глава Хасынского городского округа сообщила прокурору Хасынского района об отсутствии оснований для удовлетворения представления, в связи с тем, администрацией разработано постановление "Об утверждении Положения о выдаче разрешений на выполнение авиационных работ, парашютных прыжков, демонстративных полетов воздушных судов, полеты беспилотных воздушных судов (за исключением полетов беспилотных воздушных судов с максимальной взлетной массой менее 0,25 кг), подъема привязных аэростатов над территорией муниципального образования «Хасынский городской округ»» и утверждено ДД.ММ.ГГГГ за . В указанном постановлении установлен порядок выдачи разрешений на выполнение авиационных работ. Также указала, что отсутствие регламента не нарушает права неопределённого круга лиц на предоставление пользователем воздушного пространства соответствующих разрешений, не создает предпосылки нарушений требования законодательства в сфере безопасного использования воздушного пространства, и как следствие, не влечет угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, имуществу организаций при выполнении действий над населенными пунктами. Выдача разрешения не связана с решением вопросов местного значения и не является муниципальной услугой.

Полагая, что бездействие администрации Хасынского городского округа в непринятии административного регламента нарушает права неопределенного круга лиц на предоставление муниципальной услуги и безопасное использование воздушного пространства, прокурор обратился в суд с вышеназванным административным иском.

Возражая против требований прокурора, сторона административного ответчика ссылается на Положение о выдаче разрешения с внесёнными в него изменениями, которым определены порядок выдачи разрешения, состав и порядок действия комиссии по рассмотрению заявления о выдаче разрешения, утверждены форма заявления о выдаче разрешения на полеты и форма разрешения на полеты, в связи с чем считает, что права физических и юридических лиц не нарушаются, при этом настаивает, что обязанность у администрации Хасынского городского округа разработать административный регламент действующим законодательством не предусмотрена.

Разрешая заявленные требования, суд учитывает следующее.

В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет, в том числе надзор за исполнением законов органами местного самоуправления и их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами местного самоуправления и их должностными лицами.

Согласно ст. 2 Воздушного кодекса Российской Федерации воздушное законодательство Российской Федерации состоит из названного кодекса, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации (п. 1).

Федеральные правила использования воздушного пространства и федеральные авиационные правила - это нормативные акты, регулирующие отношения в области использования воздушного пространства и в области авиации и принимаемые в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (п. 2).

В силу ст. 11 Воздушного кодекса Российской Федерации использование воздушного пространства представляет собой деятельность, в процессе которой осуществляются перемещение в воздушном пространстве различных материальных объектов (воздушных судов, ракет и других объектов), а также другая деятельность (строительство высотных сооружений, деятельность, в процессе которой происходят электромагнитные и другие излучения, выброс в атмосферу веществ, ухудшающих видимость, проведение взрывных работ и тому подобное), которая может представлять угрозу безопасности воздушного движения (п. 1).

Пользователями воздушного пространства являются граждане и юридические лица, наделенные в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства (п. 2).

Положениями ст. 14 Воздушного кодекса Российской Федерации установлено, что организация использования воздушного пространства предусматривает обеспечение безопасного, экономичного и регулярного воздушного движения, а также другой деятельности по использованию воздушного пространства. Организация использования воздушного пространства включает в себя установление структуры и классификации воздушного пространства; планирование и координирование использования воздушного пространства в соответствии с государственными приоритетами, установленными ст. 13 названного Кодекса; обеспечение разрешительного или уведомительного порядка использования воздушного пространства; организацию воздушного движения, представляющую собой: обслуживание (управление) воздушного движения; организацию потоков воздушно движения; организацию воздушного пространства в целях обеспечения обслуживания (управления) воздушного движения и организации потоков воздушно движения.

Пунктом 49 Правил № 138 предусмотрено, что авиационные работы, парашютные прыжки, демонстрационные полеты воздушных судов, полеты беспилотных воздушных судов (за исключением полетов беспилотных воздушных судов с максимальной взлетной массой менее 0,25 кг.), подъемы привязных аэростатов над населенными пунктами, а также посадка (взлет) на расположенные в границах населенных пунктов площадки, сведения о которых не опубликованы в документах аэронавигационной информации, выполняются при наличии у пользователей воздушного пространства разрешения соответствующего органа местного самоуправления.

Таким образом, приведенным правовым регулированием органы местного самоуправления наделены полномочиям самостоятельно принимать решения о выдаче (об отказе в выдаче) разрешений на использование воздушного пространства в случаях, предусмотренных п. 49 Правил № 138.

При этом суд находит не основанным на законе утверждение административного ответчика о том, что выдача разрешений по использованию воздушного пространства в указанных случаях, не является муниципальной услугой, поскольку не связана с решением вопросов местного значения.

Разрешение на использование воздушного пространства в случаях, предусмотренных п. 49 Правил № 138, не является разрешением на использование воздушного пространства, под которым понимается предоставление пользователю воздушного пространства права действовать в соответствии с условиями, доведенными центрами Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (п. 2, 119 Правил № 138), в то же время выдача такого разрешения позволяет дополнительно учесть как характеристики населенного пункта, так и конструктивные и технические особенности используемых воздушных судов, и, таким образом, обеспечивает принятие уполномоченным органом на основе норм воздушного законодательства обоснованного решения относительно возможности осуществления таких полетов над населенными пунктами в каждом конкретном случае.

Выдача органами местного самоуправления разрешения на полет над населенным пунктом является не инструментом регулирования порядка использования воздушного пространства, а средством обеспечения интересов жителей такого муниципального образования. В связи с этим данное полномочие может рассматриваться в рамках решения перечисленных в ч. 1 ст. 15 Закона об общих принципах организации местного самоуправления вопросов местного значения муниципального района.

Перечень вопросов местного значения муниципального района предусмотрен ч. 1 ст. 15 Закона об общих принципах организации местного самоуправления.

К ним, в частности относятся: участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района; создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры; обеспечение условий для развития на территории муниципального района физической культуры, школьного спорта и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий муниципального района; организация и осуществление мероприятий межпоселенческого характера по работе с детьми и молодежью (п. 6.1, 7, 19.1, 26, 27 ч. 1 ст. 15 приведенного Закона).

С учетом изложенного, органы местного самоуправления, выдавая разрешения на полеты над населенными пунктами, исходя из целей такой разрешительной деятельности, реализуют соответствующие полномочия по решению вышеперечисленных вопросов местного значения.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Закон об организации предоставления муниципальных услуг) муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления - это деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Законом об общих принципах организации местного самоуправления и уставами муниципальных образований.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 6 Закона об организации предоставления муниципальных услуг органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.

Положениями ч. 1 ст. 12 Закона об организации предоставления муниципальных услуг также установлено, что предоставление муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.

Разработку проекта административного регламента и его утверждение осуществляет орган, предоставляющий муниципальную услугу (ч. 1 ст. 13 Закона об организации предоставления муниципальных услуг).

Таким образом, приведенные положения действующего федерального законодательства обязывают соответствующий орган местного самоуправления разработать и утвердить процедуру предоставления каждой из муниципальных услуг в форме административного регламента, а довод стороны административного ответчика об обратном не основан на законе.

Учитывая перечисленные в п. 49 Правил № 138 случаи, при которых соответствующее разрешение выдается органом местного самоуправления, принимая во внимание приведенные положения Закона об общих принципах организации местного самоуправления, суд считает, что указанные положения в их взаимосвязи свидетельствуют о том, что услуга, о предоставлении которой заявлено прокурором, является муниципальной услугой, поскольку связана с деятельностью органа местного самоуправления по решению вопросов, отнесенных к вопросам местного значения муниципального округа, а потому по ее оказанию должен быть разработан административный регламент.

В силу закона администрация Хасынского городского округа, как орган, осуществляющий предоставление муниципальной услуги, обязана предоставлять ее в соответствии с административным регламентом.

Данная обязанность администрацией Хасынского городского округа не исполнена, что не оспаривалось стороной административного ответчика в ходе судебного разбирательства, что, в свою очередь, свидетельствует об их незаконном бездействии и нарушении прав неопределенного круга лиц на получение муниципальной услуги, а также безопасное использование воздушного пространства.

При этом вопреки доводу представителя административного ответчика утверждение администрацией Хасынского городского округа Положения о выдаче разрешения не освобождает орган местного самоуправления от обязанности разработать и принять административный регламент.

Прокурором заявлены требования о признании незаконным бездействия административного ответчика, выразившегося в непринятии нормативного правового акта, устанавливающего порядок оказания муниципальной услуги, предоставлять которую в силу требований ст. 6 Закона об организации предоставления муниципальных услуг орган местного самоуправления обязан в соответствии с административным регламентом.

Таким образом, прокурор в обоснование заявленных требований указывает на неисполнение органом местного самоуправления императивных норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения.

На возможность в судебном порядке обязать принять нормативный правовой акт в случае, если соответствующая обязанность органа государственной власти, органа местного самоуправления предусмотрена законом, а недостаточная правовая урегулированность административных и иных публичных правоотношений может повлечь нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, указано Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в постановлениях от 27 декабря 2016 года № 63 (п. 2) и от 25 декабря 2018 года № 50 (п. 37).

При этом структуру административного регламента, критерии и иные вопросы, связанные с порядком предоставления муниципальной услуги, орган местного самоуправления определяет самостоятельно с учетом требований, установленных, в том числе Законом об организации предоставления муниципальных услуг.

При таком положении суд находит бездействие администрации Хасынского городского округа, выразившееся в непринятии нормативного правового акта - административного регламента по предоставлению муниципальной услуги, предусмотренной п. 49 Правил № 138, не соответствующим требованиям действующего законодательства.

Исходя из содержания положений ст. 62 и ст. 227 КАС РФ для удовлетворения требований об оспаривании решения, действия (бездействия) должностного лица необходима совокупность двух обязательных условий, одним из которых является несоответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту, а вторым - нарушение прав и свобод заявителя.

Между тем в нарушение указанных требований закона, возлагающих обязанность по доказыванию законности принятого решения на должностное лицо, административные ответчики не представили суду соответствующих доказательств, подтверждающих, что бездействие по непринятию вышеприведенного нормативного правового акта является законным.

При этом суд считает заслуживающим внимания довод прокурора о нарушении оспариваемым бездействием прав неопределенного круга лиц, поскольку непредоставление муниципальной услуги в случаях, предусмотренных п. 49 Правил № 138, влечет нарушение прав граждан на предоставление муниципальной услуги и безопасное использование воздушного пространства.

Принимая во внимание, что оспариваемое бездействие противоречит закону, нарушает права неопределенного круга лиц, то оно является незаконным.

Поскольку суд пришел к выводу о признании незаконным бездействия администрации Хасынского городского округа, выразившегося в непринятии нормативного правового акта - административного регламента по предоставлению муниципальной услуги, предусмотренной п. 49 Правил № 138, то в соответствии с ч. 9 ст. 227 КАС РФ на администрацию Хасынского городского округа подлежит возложению обязанность устранить допущенные нарушения путем разработки и принятия административного регламента по предоставлению муниципальной услуги о выдаче разрешения на выполнение авиационных работ, парашютных прыжков, демонстрационных полетов воздушных судов, полетов беспилотного воздушного судна, подъемов привязных аэростатов над территорией муниципального образования «Хасынский городской округ», а также посадку (взлет) на расположенные в границах населенных пунктов муниципального образования «Хасынский городской округ» площадки, сведения о которых не опубликованы в документах аэронавигационной информации, и включить информацию о предоставляемой услуге в реестр муниципальных услуг.

В соответствии с ч. 2 ст. 178 КАС РФ при принятии решения суд при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.

Принимая во внимание, что на администрацию Хасынского городского округа возложена обязанность разработать и принять нормативно-правовой акт, суд считает необходимым с учетом правового статуса административного ответчика, характера и длительности допущенного нарушения установить срок для исполнения решения - в течение трех месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу, который, по мнению суда, является разумным и достаточным.

Об исполнении настоящего решения административному ответчику администрации Хасынского городского округа необходимо сообщить в суд и административному истцу в течение одного месяца со дня истечения срока, установленного для исполнения решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 227-298 КАС РФ, суд

решил:

административные исковые требования прокурора Хасынского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Хасынского городского округа, главе Муниципального образования «Хасынский городской округ» об оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии административного регламента по предоставлению муниципальной услуги, и возложении обязанности разработать и принять административный регламент по предоставлению муниципальной услуги - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие административного ответчика администрации Хасынского городского округа, выразившееся в непринятии нормативного правового акта, устанавливающего порядок оказания муниципальной услуги по выдаче разрешений по использованию воздушного пространства потенциальными пользователями в случаях, предусмотренной п. 49 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2010 года № 138.

Возложить на административного ответчика администрацию Хасынского городского округа обязанность в течение трех месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу разработать и принять административный регламент по предоставлению муниципальной услуги о выдаче разрешения на выполнение авиационных работ, парашютных прыжков, демонстрационных полетов воздушных судов, полетов беспилотного воздушного судна, подъемов привязных аэростатов над территорией муниципального образования «Хасынский городской округ», а также посадку (взлет) на расположенные в границах населенных пунктов муниципального образования «Хасынский городской округ» площадки, сведения о которых не опубликованы в документах аэронавигационной информации, а также включить информацию о предоставляемой услуге в реестр муниципальных услуг.

Об исполнении настоящего решения административному ответчику администрации Хасынского городского округа сообщить в суд и административному истцу в течение одного месяца со дня истечения срока, установленного для исполнения решения суда.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Магаданский областной суд путем подачи апелляционной жалобы, принесения апелляционного представления через Хасынский районный суд Магаданской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Установить день составления мотивированного решения - 14 июня 2022 года.

Председательствующий подпись О.Н. Комаров