ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5040/20 от 29.10.2020 Центрального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело № 2а-5040/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 октября 2020 года г. Хабаровск

Центральный районный суд г. Хабаровска в составе

председательствующего судьи Крюк А.А.,

при секретаре Супонькиной А.Г.

с участием помощника прокурора Железнодорожного района г.Хабаровска Мезенцевой Т.Ю., представителя административных ответчиков ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Железнодорожного района г.Хабаровска к администрации г.Хабаровска, управлению дорог и внешнего благоустройства администрации г.Хабаровска о возложении обязанности,

установил:

Прокурор Железнодорожного района г.Хабаровска обратился с иском к администрации г.Хабаровска о возложении обязанности.

В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Железнодорожного района г. Хабаровска, по заданию прокуратуры г. Хабаровска проведена проверка содержания дорог по пер. Ягодный в г. Хабаровске. Прокуратурой района в ходе проверки установлено, что проезд к домам №№ 82, 76 по пер. Ягодный в г. Хабаровске (от ул. Оригинальная до <...>) находится в границах городского округа «город Хабаровск», является единственным подъездом к частным домам, покрытие дороги - грунтовое. Ширина проезда – 3 м. Покрытие проезда имеет многочисленные неровности, продольные неровности. Водоотведение отсутствует. В нарушение п. 5.2.1 ГОСТ Р 50597-2017 просвет под трехметровой рейкой составляет 70мм. Таким образом, в ходе проверки установлено, что проезжая часть проезда к частным домам требованиям ГОСТ Р 50597-2017 не соответствует.

Просит обязать администрацию г. Хабаровска принять меры к соблюдению требований безопасности дорожного движения, а именно провести работы по приведению в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» покрытие проезжей части по проезду по пер. Ягодный в г. Хабаровске (от ул. Оригинальная г. Хабаровска до <...>).

Определением от 29.10.2020 к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено управление дорог и внешнего благоустройства администрации г.Хабаровска.

Помощник прокурора Железнодорожного района г.Хабаровска Мезенцева Т.Ю. уточненные исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям, считает разумным срок исполнения решения 12 месяцев.

В судебном заседании представитель административных ответчиков ФИО1. исковые требования не признал, ссылаясь на основания и доводы, изложенные в возражениях, согласно которых, надлежащим ответчиком по данной категории дел является управление дорог и внешнего благоустройства администрации города Хабаровска. Также просит предоставить срок для исполнения решения 12 месяцев.

Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В статье 2 Конституции Российской Федерации закреплено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В силу ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут Обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие- либо обязанности.

При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными суд выясняет, чем нарушены свободы и законные интересы административного истца, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (ч. 9 ст. 226 КАС РФ).

Как следует из ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Пунктом 5 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения отнесены дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 года «О безопасности дорожного движения», органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.

В силу ч. 9 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2008 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Исходя из приведенных норм права, бремя финансирования всех мероприятий по содержанию дорожной деятельности, в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Хабаровска, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации возложено на муниципальное образование и осуществляется за счет принимаемого с этой целью бюджета города.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

Уставом городского округа «город Хабаровск» к компетенции Администрации города Хабаровска отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Хабаровска и обеспечение безопасности дорожного движения на них (п. 5 ст. 9).

Как предусмотрено ст.ст. 17 и 18 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», содержание и ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

В соответствии с Приложением № 1 к постановлению Мэра г. Хабаровска от 01.10.2007 № 1537 «О классификации автомобильных дорог в г. Хабаровске», к автомобильным дорогам общего пользования, предназначенным для решения вопросов местного значения, относятся дороги, расположенные на территории города Хабаровска, не отвечающие показателям определения дорог федерального и регионального или межмуниципального значения, имеющие, в том числе, следующие показатели: автомобильные дороги между жилыми, промышленными районами и общественными центрами городского округа «Город Хабаровск», автомобильные дороги в пределах жилых районов и микрорайонов.

Согласно п. 17 ст. 6 Правил благоустройства, содержание территории - комплекс работ, включающий в себя в том числе, действия по ремонту, реконструкции, уборке автомобильных дорог местного значения, отмосток, тротуаров, дворовых и межквартальных проездов, озелененных территорий, подпорных стенок, парковок (парковочных мест), внутриквартальной и придомовой ливневой канализации и дренажа, других элементов благоустройства, отвечающий строительным, экологическим и санитарным требованиям, а также условиям безбарьерной среды для маломобильных групп населения, включающий текущий и капитальный ремонт, регулярную уборку от мусора, снега, льда, подсыпку песком или разрешенными противогололедными материалами проезжей части улиц, тротуаров, остановочных и посадочных площадок в местах остановок общественного транспорта при образовании гололеда.

Требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог и улиц, допустимому но условиям обеспечения безопасности дорожного движения, установлены государственным стандартом «ГОСТ Р 50597-2017. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения.», утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26.09.2017 г. №1245-ст.

В соответствии с требованиями п. 5.2.4 ГОСТ, покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, провалов, колей и иных повреждений, устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3 - размеры дефектов покрытия и сроки их устранения.

Исходя из содержания указанной таблицы отдельное повреждение (выбоина, просадка, пролом) предельные размеры отдельных просадок, выбоин не должны превышать по длине 15 см., глубине 5 см. и площадью один квадратный метр.

Судом установлено, что прокуратурой Железнодорожного района г. Хабаровска, по заданию прокуратуры г. Хабаровска проведена проверка содержания дорог по пер. Ягодный в г. Хабаровске.

В ходе проверки установлено, что проезд к домам №№ 82, 76 по пер. Ягодный в г. Хабаровске (от ул. Оригинальная до <...>) находится в границах городского округа «город Хабаровск», является единственным подъездом к частным домам, покрытие дороги - грунтовое. Ширина проезда – 3 м. Покрытие проезда имеет многочисленные неровности, продольные неровности. Водоотведение отсутствует. В нарушение п. 5.2.1 ГОСТ Р 50597-2017 просвет под трехметровой рейкой составляет 70мм.

Вопреки положениям ст. 62 КАС РФ, установленные судом в ходе рассмотрения дела обстоятельства нарушения ГОСТ Р 50597-2017 административным ответчиком не опровергнуты, доказательств соответствия покрытия проезжей части требованиям ГОСТ не представлено.

При таких обстоятельствах, непринятие городским округом «Город Хабаровск» своевременных мер по ремонту и содержанию автомобильных дорог местного значения, находящихся в пределах границ города, влечет нарушение прав граждан муниципального образования на обеспечение безопасности дорожного движения, указанное бездействие администрации г.Хабаровска по соблюдению требований законодательства о безопасности дорожного движения, непринятию мер по устранению просадки проезжей части, выбоин, восстановлению асфальтобетонного покрытия является незаконным, противоречащим приведенным выше правовым нормам, в связи с чем, исковые требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно ст. 187 КАС РФ, решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.

На основании изложенного, принимая во внимание, что для исполнения решения суда объективно требуется время, с учетом наступления зимнего периода, суд полагает возможным установить срок, в течение которого административным ответчиком должно быть исполнено решение суда – 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 226-228 КАС РФ, суд

решил:

административный иск удовлетворить.

Возложить на администрацию города Хабаровска в течение 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу обязанность принять меры к соблюдению требований безопасности дорожного движения, а именно провести работы по приведению в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» покрытие проезжей части по проезду по пер. Ягодный в г. Хабаровске (от ул. Оригинальная г. Хабаровска до <...>).

В иске к управлению дорог и внешнего благоустройства администрации г.Хабаровска отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г. Хабаровска в течение месяца со дня составления мотивированного решения – 03 ноября 2020г.

Председательствующий подпись А.А. Крюк

----------------------------------------¬

¦"КОПИЯ ВЕРНА" ¦

¦Судья ______________________ А.А. Крюк ¦

¦ ¦

¦Секретарь с/з___________А.ФИО2 |

¦ _______________________¦

¦"_____" ___ 2020 г. ¦

L-----------------------------------------

Решение (определение, постановление) суда вступило (не вступило) в законную силу _________

Уникальный идентификатор дела 27RS0001-01-2020-006506-93

Подлинник находится в материалах дела № 2а-5040/2020 Центрального районного суда г.Хабаровска.

Секретарь