ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5040/2022 от 29.09.2022 Кировского районного суда г. Астрахани (Астраханская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 сентября 2022г. г. Астрахань

Кировский районный суд города Астрахани в составе:

председательствующего судьи Мелиховой Н.В.

при секретаре Матвеевой Ю.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Кировского районного суда г.Астрахани, расположенном по адресу: г. Астрахань, ул. Набережная 1 Мая, 43 административное дело №2а-5040/2022 по административному иску Покасовой Натальи Александровны к администрации муниципального образования «Город Астрахань», управлению муниципального имущества администрации муниципального образования «Город Астрахань» о признании незаконным отказа в установлении вида разрешенного использования земельного участка и понуждении устранить допущенные нарушения,

УСТАНОВИЛ:

Покасова Н.А. обратилась в суд с административным иском, указав, что является собственником нежилого здания – конторы биржи сырья, общей площадью 1626,2 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. Указанное здание располагается на земельном участке, площадью 1541 кв.м. с кадастровым номером 30:12:040176:967 без установленного вида разрешенного использования. В апреле 2022г. она обратилась в управление муниципального имущества администрации МО «Город Астрахань» с заявлением об установлении вида разрешенного использования «склады». Однако письмом от 25 июля 2022г. в удовлетворении её обращения отказано. Считает этот отказ незаконным, нарушающим её права, в связи с чем была вынуждена обратиться в суд и просит признать отказ управления муниципального имущества администрации МО «Город Астрахань» от 25 июля 2022г. в установлении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 30:12:040176:967, расположенного по адресу: <адрес>А незаконным и отменить; обязать установить вид разрешенного использования указанного земельного участка в установленный законом срок.

В судебное заседание истец не явилась, извещена надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в её отсутствие, просила заявленные требования удовлетворить.

Представитель истца Покасовой Н.А. по доверенности Краснюк Т.С. в судебном заседании заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, просила удовлетворить.

Представитель административных ответчиков управления муниципального имущества администрации МО «Город Астрахань» и администрации МО «Город Астрахань» Зеленский А.Н. в судебном заседании заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в письменных возражениях, просил в их удовлетворении отказать.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с требованиями части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Судом установлено, что Покасова Н.А. является собственником нежилого здания – конторы биржи сырья, с кадастровым номером 30:12:040176:271, общей площадью 1626,2 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.

Исходя из представленных документов, 11 апреля 2022г. Покасова Н.А. через своего представителя обратилась в управление муниципального имущества администрации муниципального образования «Город Астрахань» с заявлением об установлении вида разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, литер строения 42, кадастровый - склады.

Указанные обращение рассмотрено и письмом управления муниципального имущества администрации МО «Город Астрахань» от 25 июля 2022г. за Покасовой Н.А. сообщено, что на этом земельном участке расположен объект недвижимости – контора биржи сырья, а не склад, в связи с чем установить вид разрешенного использования, спорного земельного участка, указанный заявителем, не представляется возможным. Дополнительно административный истец была проинформирована, что не все категории складов могут располагаться в санитарно-защитной зоне с реестровым номером 30:12-6.545, зоне с особыми условиями территорий, что также является препятствием для изменения вида разрешенного использования данного земельного участка.

В силу статьи 1 Земельного кодекса одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требований законодательства.

В соответствии с требованиями статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, предусмотренные пунктом 1 указанной статьи.

Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель и земельных участков определяется в соответствии с федеральными законами исходя из их принадлежности к той или иной категории земель и разрешенного использования.

В отношении земельного участка в соответствии с федеральным законом могут быть установлены один или несколько основных, условно разрешенных или вспомогательных видов разрешенного использования. Любой основной или вспомогательный вид разрешенного использования из предусмотренных градостроительным зонированием территорий выбирается правообладателем земельного участка в соответствии с настоящим Кодексом и законодательством о градостроительной деятельности. Правообладателем земельного участка по правилам, предусмотренным федеральным законом, может быть получено разрешение на условно разрешенный вид разрешенного использования.

Основной или условно разрешенный вид разрешенного использования земельного участка считается выбранным в отношении такого земельного участка со дня внесения сведений о соответствующем виде разрешенного использования в Единый государственный реестр недвижимости. Внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о вспомогательных видах разрешенного использования земельного участка не требуется.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Согласно статье 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам.

Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

Земельные участки в составе производственных зон предназначены для застройки промышленными, коммунально-складскими, иными предназначенными для этих целей производственными объектами согласно градостроительным регламентам.

Согласно части 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются: 1) виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства; 2) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства; 3) ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

Таким образом, применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Вид разрешенного использования можно подтвердить иными документами, например свидетельством о государственной регистрации права. Вид разрешенного использования земельного участка устанавливается в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков и неразрывно связан с размещенным на нем объектом недвижимости.

Исходя из представленных документов, на спорном земельном участке расположенном по адресу: <адрес>, литер строения 42, кадастровый размещен объект недвижимости – контора биржи сырья. При этом документы, подтверждающие размещение на этом земельном участке склада к заявлению в орган местного самоуправления Покасовой Н.А. не прикладывались и в суд не представлялись.

При таких обстоятельствах письмо управления муниципального имущества администрации МО «Город Астрахань» от 25 июля 2022г. за об отказе в установлении вида разрешенного использования спорного земельного участка – склад, является законным и обоснованным.

Обоснованы и доводы ответчика о том, что не все виды складов могут быть размещены в санитарно-защитной зоне с реестровым номером 30:12-6.545, зоне с особыми условиями территорий. При этом, поскольку объект недвижимости в виде склада, принадлежащий Покасовой Н.А. на праве собственности на этом земельном участке не размещен, то и определить в каких целях используется (может быть использован) этот склад в этой зоне не представляется возможным.

Доводы представителя истца о том, что в соответствии с заключением кадастрового инженера ООО «Нижневолжское БТИ» здание «контора биржи сырья» по адресу: <адрес> «а» используется как здание склада, не могут быть приняты во внимание, поскольку ничем объективно не подтверждены. Исходя из представленных фотоматериалов и указанного заключения, спорное здание является двухэтажным, явно с производственными площадями. Однако на фотографиях отражено только одно помещение из всего здания, в котором сложен строительный мусор. Кроме того, в данном заключении кадастровый инженер отразил свое личное мнение по поводу назначения объекта недвижимости без отражения мотивации указанного мнения, но с приведением его толкования норм материального права, что не может служить основанием для изменения назначения объекта недвижимости, отраженного в Едином государственном реестре недвижимости, а также основанием для удовлетворения ответчиком обращения истца.

Учитывая изложенное и приведенные правовые нормы, суд приходит к выводу, что в удовлетворении заявленных требований следует отказать.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении административного иска Покасовой Натальи Александровны к администрации муниципального образования «<адрес>», управлению муниципального имущества администрации муниципального образования «Город Астрахань» о признании незаконным отказа в установлении вида разрешенного использования земельного участка и понуждении устранить допущенные нарушения отказать в полном объеме.

Решение суда может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение одного месяца.

Полный текст решения изготовлен 13 октября 2022г.

Судья: