ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5044/20 от 03.11.2020 Балашихинского городского суда (Московская область)

Дело № 2а-5044/2020

РЕШЕНИЕ СУДА

Именем Российской Федерации

03 ноября 2020 года г.Балашиха

Балашихинский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Кобзаревой О.А.

при секретаре Влазневой О.А.,

с участием

представителя административного истца Ногинского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Московской области - ФИО2

представителя административного ответчика МУ МВД России "Балашихинское" - ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административный иск Ногинского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Московской области к МУ МВД России " Балашихинское", следователю СУ МУ МВД «Балашихинское» ФИО4 о признании незаконным представления и его отмене, признании решения незаконным и его отмене,

установил:

Административный истец обратился в суд с настоящим административным требованием указав, что в адрес Роспотребнадзора поступило преставление следователя ФИО4 о проведении беседы с сотрудниками, установлении дополнительного контроля за сотрудниками, на которых возложен контроль и надзор в сфере потребительского рынка за контрафактной продукцией на территории г.Балашиха. указанное преставление вынесено в рамках уголовного дела. Административный истец считает данное представление незаконным, не мотивировано. Административный истец просит:

Признать внесенное следователем СУ МУ МВД России «Балашихинское» ФИО4 представление (исх. №66 от 26.02.2020 года) незаконным и отменить.

Признать решение заместителя начальника - начальника СУ МУ МВД России «Балашихинское» подполковника юстиции ФИО5 (исх. №48/сл3290 орт 18.05.2020 года, вх. № 50-22638-2020 от 08.06.2020 года) незаконным и отменить.

В судебном заседании представитель административного истца настаивал на требованиях.

Представитель административного ответчика МУ МВД «Балашихинское» с требованиями не согласен, представил возражения.

Административный ответчик следователь ФИО4 не явилась, извещена.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 2 ст. 158 УПК РФ, установив в ходе досудебного производства по уголовному делу обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, руководитель следственного органа вправе внести в соответствующую организацию представление о принятии мер по устранению указанных обстоятельств или других нарушений закона. Данное представление подлежит рассмотрению с обязательным уведомлением о принятых мерах не позднее одного месяца со дня его вынесения.

Согласно ответа МВ МВД «Балашихинское» уголовное дело №11901460001001611 было направлено с обвинительным заключением согласно ст. 222 УПК РФ в Балашихинский городской суд, где было рассмотрено по существу. Приговором Балашихинского суда от 03.06.2020 (судья О.А. Быстрякова) ФИО1ФИО1 оглы, ДД.ММ.ГГГГ г.р. осужден за совершение преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 180 УК РФ за действия, связанные с незаконным использованием товарных знаков «Адидас», «Рибок», «Найк», при продаже товаров в магазине по адресу: <адрес>. Приговор вступил в законную силу 16.06.2020.

В адрес Ногинского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Московской области для рассмотрения по территориальной принадлежности, поступило представление (исх. №66 от 26.02.2020, per. № 50-10201-2020 от 08.04.2020), внесенное следователем СУ МУ МВД России «Балашихинское» ФИО4, с требованиями рассмотреть указанное представление, провести беседу с сотрудниками, установить дополнительный контроль за сотрудниками, на которых возложен контроль и надзор в сфере потребительского рынка за контрафактной продукцией в соответствии с действующим законодательством на территории г. Балашиха.

Согласно данного представления, оно вынесено в рамках уголовного дела №11901460001001611.

Из текста представления установить исходя из чего следователем СУ МУ МВД России «Балашихинское» ФИО4 и на основании каких фактов сделан вывод о том, что Ногинский территориальный отдел и Управление Роспотребнадзора по Московской области в целом, допустило со своей стороны какие-либо нарушения требований законодательства - не представляется возможным.

Представление должно отвечать требованиям к форме, содержанию, обоснованности и мотивированности, в том числе содержать краткое изложение обстоятельств уголовного дела с той степенью подробности, которая бы обеспечивала уяснение сущности нарушений и принятие надлежащих мер по устранению отмеченных недостатков; указание на обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, и на установленные случаи нарушений закона со ссылкой на соответствующие правовые нормы, нарушение которых имело (имеет) место; изложение доказательств установленных фактов нарушений закона.

Другими словами, не допускается вносить представление не мотивированное, не содержащее ссылок на конкретные нормы закона или подзаконного акта, нарушения которых усмотрел следователь СУ МУ МВД России «Балашихинское» ФИО4 в действиях (бездействии) лица, которому представление адресовано.

Представление является юридическим основанием для привлечения лица, создавшего неблагоприятные условия, способствующие совершению преступления, к уголовной, административной или дисциплинарной ответственности. В связи с этим внесенное представление должно основываться на собранных в ходе проведения проверки доказательствах. Только после того, как должностное лицо придет к выводу о наличии достаточных данных для принятия соответствующего процессуального решения в целях устранения обстоятельств, обусловивших совершение преступления, оно вправе внести соответствующее законное и обоснованное представление.

Однако, следователем СУ МУ МВД России «Балашихинское» ФИО4, вышеуказанные требования выполнены не были.

В описательной части представления указано лишь о том, что не установленное лицо, в неустановленном месте незаконно использовало товарные знаки «Reebok», «Adidas», «Nike», принадлежащих правообладателям, которые наносили на предметы одежды и обуви, после чего ввели указанные товары народного потребления в гражданский оборот. После чего, 19.02.2019 в ходе проведения ОРМ «проверочная закупка» сотрудниками полиции в магазине «Смешные цена» ИП ФИО6, расположенном по адресу: <адрес>, были обнаружены и изъяты, причинен крупный ущерб на сумму более 250 тыс. рублей.

Далее идет резолютивная часть Представления, согласно которой, следователь СУ МУ МВД России «Балашихинское» ФИО4 указывает, что так как Роспотребнадзор осуществляет контроль и надзор за деятельностью в сфере потребительского рынка, ввиду наличия указанного в описательной части факта, территориальным органом федерального органа исполнительной власти должным образом не осуществляется контроль за деятельность по реализации контрафактной продукции, в связи с чем, не мотивировано, не обосновано, в отсутствии достаточных данных, без указания конкретных норм закона или подзаконного акта, нарушений которых он усмотрел в действиях (бездействии) лица, которому Представление адресовано, требует рассмотреть указанное представление, провести беседу с сотрудниками, установить дополнительный контроль за сотрудниками, на которых возложен контроль и надзор в сфере потребительского рынка за контрафактной продукцией в соответствии с действующим законодательством на территории г. Балашиха.

В соответствии с Указом Президента РФ от 21.05.2012 № 636 «О структуре Федеральных органов исполнительной власти», Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является органом исполнительной власти, а Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области - территориальным органом Федерального органа исполнительной власти.

Ногинский территориальный отдел в свою очередь является структурным подразделением Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, разработке и утверждению государственных санитарно- эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.Руководство деятельностью Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет Правительство Российской Федерации.

Согласно положениям, закрепленным в п. 2 ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет:

- надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

Из анализа указанной статьи следует, что полномочиями по осуществлению надзора за исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, их должностными лицами, наделены исключительно органы прокуратуры.

Из изложенных выше фактов следует, что следователь СУ МУ МВД России «Балашихинское» не обладает полномочиями вносить представления в адрес федеральных органов исполнительной власти, в том числе, по вопросам организации их деятельности.

При вынесении данного представления следователь указал несуществующую норм права - п.4 ч.1 ст.38 УПК РФ.

Ссылка на ч.3 ст. 30 Закона о полиции указывает только, что законные требования сотрудника полиции обязательны для выполнения гражданами и должностными лицами.

Кроме того, при рассмотрении данных требований административными ответчиками не представлены доказательства, что имели место обращения к административному истцу с жалобами по данному факту, и что роспотребнадзор не предпринял необходимых мер в установленном законом порядке.

В представлении не мотивировано какие именно действия административного истца способствовали совершению преступления.

Таким образом, внесенное представление необоснованно и незаконно привлекает к ответственности, а также незаконно возлагает на федеральный орган исполнительной власти дополнительные обязанности, не предусмотренные законом.

Ногинским территориальным отделом, в адрес вышестоящего начальника МУ МВД России «Балашихинское» была подана жалоба о признании внесенного Представления незаконным и его отмене.

По результатам рассмотрения жалобы Ногинского территориального отдела, заместителем начальника - начальником СУ МУ МВД России «Балашихинское» подполковником юстиции ФИО5 вынесено решение об отказе в удовлетворении жалобы (исх. №48/сл3290 от 18.05.2020, вх. № 50-22638-2020 от 08.06.2020).

В решении заместителя начальника СУ МУ МВД России «Балашихинское» ФИО5 изложенным в жалобе доводам не дана надлежащая правовая оценка, в мотивировочной части дана лишь ссылка на требования предусмотренные ч.2 ст. 158 УПК РФ и не дана объективная оценка фактическим обстоятельствам о незаконности внесенного следователем ФИО4 представления.

Согласно ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров,

Также следует отметить, что в соответствии с 4.1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Согласно ч.5, 7 ст. 219 КАС РФ, пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.

Административный истец просит восстановить срок, поскольку Ногинский территориальный отдел добросовестно пользовался правами которыми наделен, имел намерение реализовать право на обжалование указанного представления, что подтверждается совокупностью следующих действий территориального отдела.

Ногинский территориальный отдел, не согласившись с указанным представлением, в досудебном порядке, в адрес вышестоящего начальника МУ МВД России «Балашихинское» подал жалобу о признании внесенного Представления незаконным и его отмене. Указанная жалоба была направлена по средствам почтового отправления с почтовым идентификатором №14398746012115.

08.06.2020 согласно имеющего регистрационного номера (per. №50-22638- 2020 от 08.06.2020), Ногинским территориальным отделом был получен ответ (исх. №48/сл3290 от 18.05.2020), из которого следует что указанная жалоба рассмотрена заместителем начальника - начальником СУ МУ МВД России «Балашихинское» ФИО5, по результатам рассмотрения жалобы в удовлетворении заявленных Ногинским территориальным отделом требований отказано.

Также, в указанном ответе, территориальному отделу был разъяснён дальнейший порядок обжалования указанных актов вышестоящему руководителю следственного органа, прокурору либо в суд.

Ногинским территориальным отделом, в свою очередь, принято решение о направлении жалобы в суд в соответствии с указанным в решении (исх. №48/сл3290 от 18.05.2020) порядком.

Постановлением Балашихинского городского суда Московской области по делу №3/10-87/2020 от 10.07.2020 года (per. №50-30712-2020 от 31.07.2020) в принятии к рассмотрению указанной жалобы в порядке предусмотренном гл. 16 УПК РФ отказано, по основанию того, что внесение следователем представления о принятии мер по устранению обстоятельств, способствующих совершению преступления, является по своей природе решением должностного лица, возлагающим административную обязанность по рассмотрению указанного представления и уведомления лица, вынесшего представление, о результатах его рассмотрения, то обжалование указанного представления, а также ответа вышестоящего должностного лица - заместителя начальника СУ МУ МВД России «Балашихинское» осуществляется в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.

В связи с чем Ногинским территориальным отделом по уважительной причине пропущен установленный законом срок для обжалования Представления следователя СУ МУ МВД России «Балашихинское» №66 от 26.02.2020, срок подлежит восстановлению.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

решил:

Административный иск удовлетворить.

Признать внесенное следователем СУ МУ МВД России «Балашихинское» ФИО4 представление (исх. №66 от 26.02.2020 года) незаконным и отменить.

Признать решение заместителя начальника - начальника СУ МУ МВД России «Балашихинское» подполковника юстиции ФИО5 (исх. №48/сл3290 орт 18.05.2020 года, вх. № 50-22638-2020 от 08.06.2020 года) незаконным и отменить.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Балашихинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья О.А. Кобзарева

Решение в окончательной форме принято 30 ноября 2020 года

Судья О.А.Кобзарева