РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Новокузнецка Кемеровской области
В составе председательствующего судьи Даниловой О. Н.
При секретаре Герасимовой О. Д.
Рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Новокузнецке
12 декабря 2018 г.
дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Хлебокомбинат» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, ведущему специалисту - эксперту Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области ФИО1 АлексА.не о признании незаконным отказа в осуществлении кадастрового учета изменений объекта,
УСТАНОВИЛ:
ООО «Хлебокомбинат» обратилось в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, ведущему специалисту - эксперту Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области ФИО1 АлексА.не о признании незаконным отказа в осуществлении кадастрового учета изменений объекта.
Просит признать незаконным решение ведущего специалиста – эксперта Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области ФИО1 № № от 24.08.2018 года об отказе в учете изменений объекта недвижимости.
Требования мотивирует тем, что ООО «Хлебокомбинат» является собственником отдельно стоящего нежилого здания (магазина) с кадастровым номером №, площадью 89,4 кв.м., расположенного в Кемеровской области, в <адрес> 03.07.2017 г. Решением № 12 единственного участника ООО «Хлебокомбинат» было принято решение об изменении функционального назначения объекта «отдельно стоящее нежилое здание (здание магазина продовольственных товаров) (кадастровый (или условный) №, адрес: <адрес> без изменения его технических (конструктивных) характеристик, изменении наименование объекта и читать «Отдельно стоящее нежилое здание склад». 08.12.2017 года Общество обратилось в Комитет градостроительства и земельных ресурсов администрации города Новокузнецка о выдаче разрешения на капитальный ремонт отдельно стоящего нежилого здания (здания магазина) под отдельно стоящее нежилое здание (склад), расположенного в <адрес>. 13.12.2017 года Комитет градостроительства и земельных ресурсов администрации города Новокузнецка дал ответ о том, что разрешение на капитальный ремонт объекта капитального строительства не требуется. 24.01.2018 г. в Комитет градостроительства и земельных ресурсов администрации города Новокузнецка Обществом было направлено заявление исх. № 5 от 24.01.2018 года о выдаче разрешения на изменение сведений о наименовании, основных характеристик и местоположения границ здания расположенного <адрес>. 06.03.2018 года от Комитета был получен ответ, в котором сообщено об отсутствии полномочий на выдачу разрешения на изменение сведений о наименовании объекта учета. Какой орган правомочен выдавать указанный акт, Комитет не указал, тогда как иные службы администрации города Новокузнецка по своей специфике не работают в вышеуказанной сфере деятельности. Следовательно, в администрации города Новокузнецка отсутствует субъект, наделенный полномочиями по выдаче акта органа местного самоуправления. 17.05.2018 года Общество обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Кемеровской области с заявлением о кадастровом учете – изменений сведений о наименовании объекта. С заявлением были представлены: решение единственного участника Общества № 12 от 03.07.2017 года, письмо Комитета № 1755-04 от 06.03.2018 года, технический план здания в электронном виде № б/н от 30.03.2018 года, учредительные документы ООО «Хлебокомбинат». 24.05.2018 года уведомлением № 42-0-1-12/3001/20181604 Росреест уведомил Общество о приостановлении государственного кадастрового учета объектов на 3 месяца в связи с непредставлением заявителем документа о смене наименования здания. 14.06.2018 года ООО «Хлебокомбинат» подал в Росреестр пояснения, в которых изложил свою позицию касаемо требуемого акта органа местного самоуправления. 18.06.2018 года уведомлением № 42-0-1-112/3001/2018-1604 административный ответчик уведомил Общество об отказе в снятии приостановления государственного кадастрового учета. 04.07.2018 года административным истом было направлено письмо Главе города Новокузнецка с просьбой разрешить проблему, связанную с выдачей акта органа местного самоуправления: назначить уполномоченных лиц по реализации п. 3 ст. 8 ФЗ от 13.07.2015 года № 218 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и выдать разрешения (акты) органа местного самоуправления об изменении сведений в части наименования здания ООО «Хлебокомбинат», располагающегося в городе <адрес> Ответ на свое письмо истец получил лишь 01.09.2018 г., согласно которому, Общество как собственник объекта капитального строительства вправе самостоятельно обратиться с заявлением о смене вида разрешенного использования объекта капитального строительства в орган регистрации прав на объекты недвижимости. 06.07.2018 года Общество обратилось с жалобой в апелляционную комиссию по обжалованию решения о приостановлении государственного кадастрового учета, отказа в снятии приостановления государственного кадастрового учета Управления Росресстра по Кемеровской области. 25.07.2018 года апелляционной комиссией было принято решение № 32 об отклонении заявления об обжаловании решения о приостановлении, на основании п. 11 ч. 5 ст. 8 Закона «О государственной регистрации недвижимости». 25.08.2018 года ведущим специалистом – экспертом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области Новокузнецкого отдела ФИО2, было вынесено решение № 4200/18-24422 об отказе в учете изменений объекта недвижимости. Причина отказа – не предоставлен документ о смене наименования объекта учета. Считает, что данным решением ведущего специалиста – эксперта Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области Новокузнецкого отдела ФИО2 нарушены права ООО «Хлебокомбинат», так как иным способом Общество лишено возможности внести изменения в наименование объекта недвижимости.
В ходе рассмотрения дела к участию в нем в качестве заинтересованных лиц привлечены администрация г. Новокузнецка, Комитет градостроительства и Земельных ресурсов администрации города Новокузнецка, о чем вынесены определения.
В судебном заседании административный истец ООО «Хлебокомбинат» в лице представителя ФИО3, действующей на основании доверенности, представившей диплом о высшем юридическом образовании, на административных исковых требованиях требования настаивал, просит административные исковые требования удовлетворить в полном объеме. В настоящее время права административного истца нарушены и иным способом, кроме как обращение с административным иском в суд, восстановлены быть не могут.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области в лице представителя ФИО4 С., действующая на основании доверенности, представившая диплом о высшем юридическом образовании, исковые требования не признала, пояснив, что ведущий специалист - эксперт Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области ФИО2, отказывая в осуществлении государственного кадастрового учета изменений, руководствовалась положением ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", согласно которому для внесения дополнительных сведений об объекте недвижимости необходимо решение органа государственной власти. Поскольку наименование объекта относится к дополнительным сведениям, то помимо желания административного истца изменить наименование «магазин» на «склад», необходимо соответствующее разрешение органа местного самоуправления.
Административный ответчик ведущий специалист - эксперт Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области ФИО2 административные исковые требования не признала, пояснив, что при вынесении 24.08.2018 года решения № 4200/18-24422 руководствовалась положением ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". В удовлетворении административных исковых требования просит отказать.
Представитель заинтересованных лиц Комитета градостроительства и земельных ресурсов администрации г. Новокузнецка, администрация г. Новокузнецка ФИО5, действующий на основании доверенности, представивший диплом о высшем юридическом образовании, пояснил, что у администрации г. Новокузнецка, Комитета градостроительства и земельных ресурсов администрации г. Новокузнецка отсутствуют полномочия для выдачи акта о согласовании изменения наименования объекта недвижимости в связи с чем, в выдаче такого разрешения ООО «Хлебокомбинат» было отказано ответом Комитета от 06.03.2018 г.
Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд полагает, что заявленные административные исковые требования не подлежат удовлетворению.
В силу ст. 1 КАС РФ настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями (далее также - суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
Суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела: об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст. 1 ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 N 457 утверждено положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, в соответствии с п. 1 Положения Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В силу п. 5 положения Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в нем; государственный кадастровый учет недвижимого имущества.
В ходе судебного разбирательства установлено, что ООО «Хлебокомбинат» является собственником отдельно стоящего нежилого здания (магазина) с кадастровым номером № площадью 89,4 кв.м., расположенного в Кемеровской области, в <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № от 13.08.2009 г.
03.07.2018 года единственным участником ООО «Хлебокомбинат» принято решение № 12 об изменении функционального назначения объекта «отдельно стоящее нежилое здание (здание магазина продовольственных товаров) (кадастровый (или условный) №, адрес <адрес> без изменения его технических (конструктивных) характеристик, изменении наименования объекта и читать «Отдельно стоящее нежилое здание (склад).
Решением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 30.09.2009 N 8/92 "Об учреждении Комитета градостроительства и земельных ресурсов администрации города Новокузнецка" учрежден с 01.01.2010 в структуре администрации города Новокузнецка Комитет градостроительства и земельных ресурсов администрации города Новокузнецка путем слияния в процессе реорганизации органов администрации города Новокузнецка: Главного управления архитектуры и градостроительства администрации города Новокузнецка и Управления по земельным ресурсам и землеустройству администрации города Новокузнецка.
12.12.2017 года ООО «Хлебокомбинат» обратилось в Комитет градостроительства и земельных ресурсов администрации города Новокузнецка с заявлением о выдаче разрешения на капитальный ремонт отдельно стоящего нежилого здания (здания магазина) под отдельно стоящее нежилое здание (склад), расположенного в <адрес>
13.12.2017 года Комитет градостроительства и земельных ресурсов администрации города Новокузнецка дал Обществу в котором сообщил, что получение разрешения на капитальный ремонт объекта капитального строительства не требуется.
24.01.2018 года ООО «Хлебокомбинат» направило в адрес Комитета градостроительства и земельных ресурсов администрации города Новокузнецка заявление о выдаче разрешения на изменение сведений о наименовании, основных характеристик и местоположения границ здания расположенного в <адрес><адрес>
06.03.2018 года исх. № 1755-04 Комитет градостроительства и земельных ресурсов администрации города Новокузнецка сообщил, что выдача разрешений на изменение сведений о наименовании, основных характеристиках и местоположении границ объектов капитального строительства не относится к полномочиям Комитета.
17.05.2018 г. ООО «Хлебокомбинат» обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Кемеровской области с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости с кадастровым номером № (л. д. 96-98).
Согласно п. 5 заявления государственный кадастровый учет необходимо было совершить в связи: с уточнением местоположения объекта недвижимости на земельном участке с кадастровым номеров; изменении площади; изменением наименования (л.д.96).
24.05.2018 г. главным специалистом - экспертом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области <данные изъяты> было принято решение о приостановлении государственного кадастрового учета, поскольку в представленном заявителем пакете документов отсутствовал документ о смене наименования Здания. Кроме того, в ЕГРН содержатся сведения об объекте недвижимости здания с кадастровым номером <данные изъяты> согласно которому материал стен - кирпичные, из прочих материалов. В проектной документации, включенной в состав технического плана, содержатся сведения о материале стен - сэндвич- панели.
Для устранения причин приостановления государственного участка ООО «Хлебокомбинат» необходимо было привести в соответствие с реестровыми сведениями сведения об объекте недвижимости, о котором представлено заявление, а также представить решение (акт) органов государственной власти или органов местного самоуправления.
14.06.2018 года Общество обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области с пояснениями, в которых указало, что факт отсутствия обязанности у органов государственной власти и органов местного самоуправления по выдаче соответствующего разрешения на изменение сведений о наименовании, основных характеристиках и местоположении границ объектов капитального строительства не относится к полномочиям Комитета, подтверждается письмом Комитета градостроительства и земельных ресурсов администрации города Новокузнецка от 06.03.2018 года за №1755-04. Также в своих пояснениях Общество указало, что Письмом от 24.04.2017 года № ОГ-Д23-4974 Министерства экономического развития РФ отмечено, что в настоящее время законодательством РФ не урегулированы на комплексной и системной основе правила присвоения наименования объектам недвижимости.
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ№ главным специалистом - экспертом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области <данные изъяты> Обществу было отказано в снятии приостановления осуществления учетно- регистрационного действия в отношении объекта недвижимости – здания с кадастровым номером №, расположенного в городе Новокузнецке в <адрес>, на срок до устранения обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приставлении, но не более чем на 3 месяца на основании п. 5 и 7 ч. 1 ст. 26 Закона. В уведомлении от 18.06.2018 года должностное лицо вновь указывает Обществу на необходимость заявителю предоставить документ о смене наименования объекта учета (акт органа местного самоуправления) (л.д. 139).
24.08.2018 г., то есть по истечению срока приостановления учетно-регистрационных действий, административным ответчиком главным специалистом-экспертом Управления Федеральной службы государственной регистрации, ведущим специалистом- экспертом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области ФИО1 было вынесено решение об отказе в учете изменений наименования объекта недвижимости. Причиной отказа послужило не устранение нарушений препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета в течение срока приостановления (л.д. 140-141).
Согласно п. 11 ч. 5 ст. 8 ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся следующие дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества - наименование здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса, предприятия как имущественного комплекса при наличии такого наименования.
В силу ч. 3 ст. 8 ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ к дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах (за исключением сведений, указанных в части 2 настоящей статьи), и сведения, которые в соответствии с частями 1 - 3 статьи 38 настоящего Федерального закона вносятся в уведомительном порядке.
Основанием для приостановления государственного кадастрового учета, а в последующем и отказе в учете изменений объекта недвижимости, послужило непредставление ООО «Хлебокомбинат» разрешения от органа местного самоуправления на изменение наименования принадлежащего ему здания с «магазин» на «склад». Указанное следует из уведомления от 24.05.2018 года о приостановлении государственного кадастрового учета, уведомления от 18.06.2018 года об отказе в снятии приостановления государственного кадастрового учета.
То факт, что административному ответчику был предоставлен ответ Комитета градостроительства и земельных ресурсов администрации г. Новокузнецка от 06.03.2018 г. № 1755-04, в котором Комитет указал на отсутствие полномочий на принятие решений (актов) о смене наименования объектов капитального строительства, не может служить основанием для признания обжалуемого решения от 24.08.2018 года № Управления Федеральной службы государственной регистрации, вынесенное ведущим специалистом-экспертом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области ФИО1 незаконным, при этом суд исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 26 Федерального закона N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно части 2 статьи 26 Федерального закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей.
В силу статьи 27 Федерального закона N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Приведенные нормы носят императивный характер и возлагают на государственного регистратора обязанность приостановить осуществление государственного учета, а затем и отказать в его осуществлении в случае непредставления обратившимся с соответствующим заявлением лицом документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона N 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости (часть 1).
К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений (часть 2).
К дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах (за исключением сведений, указанных в части 2 настоящей статьи), и сведения, которые в соответствии с частями 1 - 3 статьи 38 настоящего Федерального закона вносятся в уведомительном порядке (часть 3).
Наименование здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса, предприятия как имущественного комплекса при наличии такого наименования отнесены к дополнительным сведениям об объекте недвижимого имущества (пункт 11 части 5).
При этом наименование здания не отнесено законом к числу дополнительных сведений, которые вносятся в уведомительном порядке.
Таким образом, из вышеперечисленных норм следует, что государственный регистратор мог осуществить государственный кадастровый учет изменения сведений о наименовании здания только при наличии соответствующего решения органа государственной власти или органа местного самоуправления. Поскольку такое решение отсутствовало и административным истцом представлено не было, государственный регистратор правомерно в соответствии с возложенными на него обязанностями приостановил, а затем отказал истцу в осуществлении государственного кадастрового учета изменений в сведениях об объекте недвижимости.
В соответствии со ст. 226, 227 КАС РФ суд удовлетворяет требования о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если признает оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Таким образом, для признания действий (бездействия), решений должностного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: 1) несоответствие действий (бездействия), решения закону или иному нормативному правовому акту 2) нарушение оспариваемым действием (бездействием), решением прав и законных интересов заявителя.
Суд считает, что административные требования ООО «Хлебокомбинат» не подлежащими удовлетворению, поскольку приостанавливая государственный кадастровый учет, а в дальнейшем и отказывая в учете изменений объекта недвижимости, административные ответчики руководствовались положениям Федерального закона N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", который устанавливал обязанность заявителя для осуществления государственного кадастрового учета изменения сведений о наименовании здания предоставить соответствующее решение органа государственной власти или органа местного самоуправления.
Так как действия административных ответчиков законы, то оснований для признания решения № от 24.08.2018 года Управления Федеральной службы государственной регистрации, постановленное ведущим специалистом- экспертом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области ФИО1 не законным, не имеется.
Поскольку оснований для признания действий административных ответчиков незаконными не имеется, нарушения прав и законных интересов административного истца не установлено, в удовлетворении административных исковых требований ООО «Хлебокомбинат» следует отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 175-178 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований ООО «Хлебокомбинат» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, ведущему специалисту-эксперту Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области ФИО1 АлексА.не о признании незаконным отказа в осуществлении кадастрового учета изменений объекта отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 15 декабря 2018 г.
Председательствующий: О. Н. Данилова