Дело № 2а-5052/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 июля 2023 года Октябрьский районный суд г. Красноярска в составе председательствующего судьи Федоренко Л.В.,
при секретаре Хромовой В.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ляминой А.О. к администрации Сухобузимского района Красноярского края, Комитету по управлению муниципальным имуществом Сухобузимского района Красноярского края о признании решения незаконным, возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л :
Лямина А.О. обратилась в суд с указанным административным иском к административным ответчикам, мотивируя требования тем, что 25 октября 2022 года вх.№1055 она обратилась к административному ответчику - администрации Сухобузимского района Красноярского края в порядке п.6 ст.39.5 Земельного кодекса Российской Федерации и ст.29.4 Закон Красноярского края от 04.12.2008 №7-2542 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка для ведения животноводства площадью 3000 кв.м., расположенного по адресу: Российская Федерация, Красноярский край, Сухобузимский район, 900 метров на север от п.Борск, приложив схему расположения земельного участка на КПТ, а также все необходимые документы. 26 декабря 2022 года за исх. № 3970, административный ответчик направил в ее адрес ответ, в котором содержалось решение об отказе в предоставлении земельного участка по причине того, что хотя участок и не относится к землям лесного фонда и является землями сельскохозяйственного назначения, он согласно данным космического мониторинга является залесенной территорией, которая подлежит переводу из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли лесного фонда и передачи таких земель в Федеральную собственность. Правовым основанием для отказа явилось поручение Губернатора Красноярского края от 11.06.2019 № 11ГП, согласно которому залесенные земельные участки подлежат переводу из категории земельного сельскохозяйственного назначения в земли лесного фонда с последующей передачей в Федеральную собственность. Считает указанное решение незаконным, основанным на применении устаревших рекомендательных норм права, не обладающих властно обязывающим характером. Поскольку на земельных участках из состава земель сельскохозяйственного назначения, покрытых лесом, возможно ведение сельского хозяйства. Решение о переводе испрашиваемых земельных участков в категорию земель лесного фонда не принято, как не принято и решение о проведении культуртехнической мелиорации в целях вовлечения таких земель в сельскохозяйственный оборот в соответствии с ст. 8 Федерального закона «О мелиорации земель», земельные участки имеют возможность быть использованы как земли сельскозхозяйственного назначения, в том числе, для животноводства. Административный ответчик, рассмотрев заявление и приложенную схему на КПТ, отказав в ее утверждении, указал единственное основание для отказа в предоставлении земельного участка без ссылки на какой-либо нормативный правовой акт, обладающий властно- обязывающим характером, так как поручение Губернатора Красноярского края не предусмотрено в Уставе Красноярского края от 05.06.2008 года №5-1777 (подписан Губернатором Красноярского края 10.06.2008) в качестве правового документа. Вместе с тем, поручение Губернатора Красноярского края от 11.06.2019 года № 11ГП на которое ссылается административный ответчик можно отнести лишь к не содержащим юридических предписаний заявлениям и обращениям, а соответственно основанный на нем отказ не имеет юридической силы. Фактическое основание, указанное административным истцом, в виде залесенной территории, не может быть подведено не под одно из правовых оснований возможных для применения к правоотношениям, складывающимся по поводу предоставления земельного участка многодетным гражданам. Просит признать незаконным решение об отказе в предоставлении земельного участка и утверждении схемы на КПТ от 26.12.2022 года № 3970, принятое администрацией Сухобузимского района Красноярского края по ее заявлению от 25.10.2022 года №1055; обязать администрацию Сухобузимского района Красноярского края обязанность повторно рассмотреть ее заявление от 25.10.2022 года №1055 на дату его подачи, в соответствии с установленной законом процедурой.
В судебное заседание административный истец Лямина А.О. не явилась, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещена заказной корреспонденцией, о причинах неявки суд не уведомила, ходатайств не представила.
Представители административных ответчиков администрации Сухобузимского района Красноярского края, Комитета по управлению муниципальным имуществом Сухобузимского района Красноярского края в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещены заказанной корреспонденцией, о причинах неявки суд не уведомили, ходатайств не представили.
Руководствуясь ст. 150 КАС РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч.2 ст. 14 Закона Красноярского края от 04.12.2008 № 7-2542 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» многодетные граждане, имеющие место жительства на территории Красноярского края, имеют право на однократное бесплатное получение без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для одной из следующих целей по своему выбору: ведение садоводства, огородничества, дачного строительства, животноводства, индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства.
Порядок бесплатного предоставления в собственность многодетным гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, устанавливается главой 3.1 настоящего Закона.
В силу ч. 1 ст. 29.1 данного Закона, многодетные граждане, заинтересованные в предоставлении земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для ведения садоводства, огородничества, дачного строительства, животноводства, индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства в собственность бесплатно, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение соответствующими земельными участками. Заявление может быть подано также через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.
Пунктом 3 статьи 29.1 Закона Красноярского края от 4 декабря 2008 г. N "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае" (далее - Закон Красноярского края от 4 декабря 2008 г. N 7-2542) предусмотрен перечень документов, которые прилагаются к заявлению многодетных граждан о предоставлении в собственность земельных участков.
Основания отказа в предоставлении земельного участка предусмотрены ч. 2 ст. 29.6 данного Закона Красноярского края, ими являются: а) поставленный на государственный кадастровый учет земельный участок, который испрашивается заявителем или из которого может быть образован испрашиваемый заявителем земельный участок, в соответствии с категорией земель или видом разрешенного использования не может быть использован для цели, указанной в заявлении, находится во владении, пользовании третьего лица или осуществляется его предоставление в собственность за плату или в аренду, в том числе путем проведения торгов (конкурсов, аукционов); б) в отношении испрашиваемого заявителем земельного участка или земель либо земельного участка, из которых испрашиваемый земельный участок может быть образован, в случаях, установленных в статьях 29.3 - 29.5 настоящего Закона, подано заявление о предоставлении многодетным гражданином, поставленным на очередь на предоставление земельного участка ранее заявителя; в) изъятие испрашиваемого земельного участка или земель либо земельного участка, из которых испрашиваемый земельный участок может быть образован, из оборота; г) ограничение испрашиваемого земельного участка или земель либо земельного участка, из которых испрашиваемый земельный участок может быть образован, в обороте за исключением случая, если федеральным законом разрешено предоставлять этот земельный участок или земли в частную собственность; д) установление федеральным законом запрета на приватизацию испрашиваемого земельного участка или земель либо земельного участка, из которых испрашиваемый земельный участок может быть образован; е) резервирование испрашиваемого земельного участка или земель либо земельного участка, из которых испрашиваемый земельный участок может быть образован, для государственных или муниципальных нужд; ж) несоответствие заявителя требованиям, установленным в подпункте "а" пункта 1 статьи 14 настоящего Закона, за исключением требования к возрасту детей, в случае если заявитель поставлен на очередь на предоставление земельного участка.
В соответствии с п. 17 ст. 39.15 ЗК РФ решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа. В случае, если к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагалась схема расположения земельного участка, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка.
Судом установлено, что 25 октября 2022 года Лямина А.О., как многодетная мать, обратилась в администрацию Сухобузимского района Красноярского края с заявлением о предоставлении ей в собственность бесплатно земельного участка, для ведения животноводства площадью 3000 кв.м., расположенного по адресу: Российская Федерация, Красноярский край, Сухобузимский район, 900 метров на север от п.Борск и утверждении схемы расположения земельного участка на КПТ, в соответствии с Законом Красноярского края от 04.12.2008 № 7-2542 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае».
По результатам рассмотрения указанного заявления администрацией Сухобузимского района Красноярского края принято решение от 26.12.2022 года № 3970, которым отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка и утверждении схемы КПТ, ввиду того, что согласно данным космического мониторинга, рассматриваемый земельный участок, является залесенной территорией земель сельскохозяйственного назначения. В соответствии с поручением Губернатора Красноярского края от 11.06.2019 года № 11ГП, залесенные земельные участки подлежат переводу из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли лесного фонда и передачи таких земель в Федеральную собственность.
Пунктом 1 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и упомянутым Кодексом.
Согласно пунктов 4, 5, 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 21.09.2020 № 1509 «Об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения» использование лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, допускается в целях, предусмотренных пунктами 1 - 8, 10, 10.1, 13 - 15 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации. При этом не допускается размещение в соответствующих лесах зданий, строений, сооружений, не предусмотренных пунктом 2 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации.
Использование, охрана, защита лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, а также уход за такими лесами осуществляются собственниками земельных участков или землепользователями, землевладельцами и арендаторами таких земельных участков (далее - правообладатель).
В случае если использование, охрана, защита лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, уход за такими лесами осуществляются правообладателем, который не является собственником земельного участка, необходимо получение в письменной форме согласия собственника земельного участка.
Воспроизводство лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения (за исключением ухода за такими лесами), может осуществляться правообладателем в инициативном порядке, если планируется дальнейшее использование земельного участка для целей, указанных в пункте 4 настоящего Положения.
Правообладатели осуществляют использование, охрану, защиту и уход за такими лесами в соответствии с лесным законодательством и с учетом настоящего Положения до начала проведения культуртехнической мелиорации в целях вовлечения таких земель в сельскохозяйственный оборот в соответствии со статьей 8 Федерального закона "О мелиорации земель" или до принятия в установленном порядке решения о переводе таких земель или земельных участков в категорию земель лесного фонда.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 25 Лесного кодекса Российской Федерации ведение сельского хозяйства является видом использования лесов.
В соответствии Приказом Росреестра от 10.11.2020 №П/0412 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» вид разрешенного использования – животноводство (1.7) признается осуществление хозяйственной деятельности, связанной с производством продукции животноводства, в том числе сенокошение, выпас сельскохозяйственных животных, разведение племенных животных, производство и использование племенной продукции (материала), размещение зданий, сооружений, используемых для содержания и разведения сельскохозяйственных животных, производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции. Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 1.8-1.11,1.15,1.19,1.20.
Разрешая административные исковые требования, суд приходит к выводу о том, что поскольку решение о переводе испрашиваемого земельного участка в категорию земель лесного фонда не принято, земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, доказательств невозможности предоставления в собственность испрашиваемого земельного участка административными ответчиками суду не представлено, при том, что в силу вышеизложенных норм на залесенной территории возможно осуществление сельскохозяйственной деятельности, в том числе, животноводства, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований Ляминой А.О. и признании незаконным решения об отказе в предоставлении ей земельного участка, утверждении схемы на КПТ от 26.12.2022 года №3970.
При этом, в качестве восстановительной меры прав административного истца, в данном случае, суд полагает необходимым возложить на администрацию Сухобузимского района Красноярского края обязанность повторно рассмотреть заявление Ляминой А.О. от 25.10.2022 года №1055 о предоставлении в собственность земельного участка для ведения животноводства.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административные исковые требования Ляминой А.О. к администрации Сухобузимского района Красноярского края, Комитету по управлению муниципальным имуществом Сухобузимского района Красноярского края о признании решения незаконным, возложении обязанности - удовлетворить.
Признать незаконным решение об отказе в предоставлении земельного участка и утверждении схемы на КПТ от 26.12.2022 года №3970, принятое администрацией Сухобузимского района Красноярского края по заявлению Ляминой А.О. от 25.10.2022 года №1055.
Возложить на администрацию Сухобузимского района Красноярского края обязанность повторно рассмотреть заявление Ляминой А.О. от 25.10.2022 года №1055.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья (подпись) Л.В. Федоренко
Копия верна: Л.В. Федоренко
Мотивированное решение изготовлено 01.08.2023г.