ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5054/2021 от 28.01.2022 Октябрьского районного суда г. Новороссийска (Краснодарский край)

Дело № 2а-646/2022

УИД 23RS0037-01-2021-009298-13

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Новороссийск 28 января 2022 г.

Октябрьский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края в составе судьи Чанова Г.М.,

при секретаре Стайловской В.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Кравцова Дениса Александровича к администрации МО г. Новороссийск о признании отказа в утверждении схемы расположения земельного участка незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Кравцов Д.А. обратился в суд с административным иском к администрации МО г. Новороссийск о признании отказа в утверждении схемы расположения земельного участка незаконным.

В обосновании административного иска указано, что административный истец обратился с заявлением на имя главы администрации муниципального образования город Новороссийск И.А. Дяченко об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории. Кадастровый квартал, в котором расположен предполагаемый земельный участок , ориентировочная площадь 200 000 кв. м, цель использования (вид разрешенного использования) растениеводство, испрашиваемое право аренда, категория земель земли сельскохозяйственного назначения, ориентиры местоположения <адрес>. К заявлению прилагалась схема расположения земельного участка с обозначением характерных точек границ, координат, вида разрешенного использования.

26.10.2021 г. Управлением имущественных и земельных отношений администрации МО <адрес> был отправлен ответ за номером , в котором сообщалось об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. В обоснование своего отказа, Административный ответчик ссылается на то, что образование земельных участков на территории МО г. Новороссийск осуществляется в соответствии с основными видами и параметрами разрешенного использования земельных участков, предусмотренными Правилами землепользования и застройки городского округа г. Новороссийск, утвержденными решением городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ, вместе с тем, испрашиваемый участок расположен на территории, для которой градостроительный регламент не установлен. Также, согласно Генеральному плану городского округа МО г. Новороссийск, утвержденному Решением городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ, по мнению Административного ответчика, испрашиваемый земельный участок расположен в зоне лесного фонда, полномочия по распоряжению которым осуществляется Российской Федерацией. Учитывая изложенное, Управлением принято решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка ориентировочной площадью 200 000 кв. м в <адрес> для растениеводства.

С отказом Административного ответчика Кравцов Д.А. не согласен.

В соответствии с подразделом 2.3 указанного Административного регламента, результатом предоставления муниципальной услуги является либо постановление администрации муниципального образования <адрес> об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, либо письмо об отказе в предоставлении муниципальной услуги. Исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги содержится в подразделе 2.10 Административного регламента, там приведено 7 оснований. Ни один из пунктов Административного регламента не указывает на такие обстоятельства как «расположение испрашиваемого земельного участка на территории, для которой не установлен градостроительный регламент», или «расположение испрашиваемого земельного участка в зоне лесного фонда» в качестве оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги. Администрация МО г. Новороссийск в своем ответе не ссылается на указанный Административный регламент, а также не сообщает, на основании какой именно нормы Административного регламента Кравцову Д.А. отказано в предоставлении муниципальной услуги по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, хотя, в соответствии с ч. 2 ст. 5 ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», заявитель имеет право на получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг.

Действительно, п. 2.10.2.3. Административного регламента содержит отсылку на ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ), а в соответствии с ч. 7 ст. 11.9 ЗК РФ, не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождения полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.

Однако согласно ч. 4 ст. 6.1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), границы земель лесного фонда определяются границами лесничеств, а не Генеральным планом, как указало в своем ответе Управление. Согласно ст. 87 ЛК РФ, использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных в границах лесничества, осуществляются в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества.

Приказом министерства природных ресурсов Краснодарского края от 01.08.2018 № 181 «Об утверждении лесохозяйственных регламентов лесничеств» был утвержден лесохозяйственный регламент Новороссийского лесничества.

Согласно содержащейся в Лесохозяйственном регламенте карте-схеме Новороссийского лесничества, территория, на которой расположен испрашиваемый земельный участок, входит в зону Гостагаевского участкового лесничества Новороссийского лесничества.

Карта-схема, имеющаяся в лесохозяйственном регламенте, весьма условна, неточна, содержит сведения только о номерах лесных кварталов, а не кадастровых кварталов или кадастровых номерах земельных участков. Более точной информации о том, где именно проходят границы земель лесного фонда, Лесохозяйственный регламент не содержит - там указаны только номера лесных кварталов, входящих в участковое лесничество, и площадь лесничества в гектарах. Никаких ориентиров, координат характерных точек границ, по которым можно было бы проследить где пролегают границы лесничеств и, соответственно, земель лесного фонда, не имеется.

Таким образом, в настоящее время границы земель лесного фонда фактически не установлены, и с точностью определить, относится ли тот или иной земельный участок к землям лесного фонда, невозможно.

Испрашиваемый земельный участок расположен в непосредственной близости к <адрес>, рядом с земельными участками с кадастровыми номерами , имеющими адрес <адрес>, что видно из приложенной к заявлению карты-схемы земельного участка.

Из приведенной в Лесохозяйственном регламенте карты-схемы следует, что обширная территория вокруг <адрес> обозначена белым цветом, и земли лесного фонда на ней отсутствуют. Карту-схему, в том числе увеличенный фрагмент с изображением <адрес> и ее окрестностей, приводим в приложении.

Следует отметить, что на испрашиваемом земельном участке полностью отсутствует лес, участок представляет собой чистое поле, на котором произрастают только травянистые растения, что также видно на приложенной к заявлению карте-схеме земельного участка.

Административный ответчик также ссылается на то, что испрашиваемый земельный участок расположен на территории, для которой не установлен градостроительный регламент. Такого основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги не содержит ни Административный регламент, ни нормы права, на которые в нем имеются ссылки (ст. 11.9, п. 12 ст. 11.10 ЗК РФ). Указанный в заявлении земельный участок расположен в зоне, которая на графической части ПЗЗ Новороссийска обозначена белым цветом, что означает, что официально там не установлена какая-либо территориальная зона и, следовательно, для нее не установлен градостроительный регламент.

Однако это не является препятствием для оказания муниципальной услуги, утверждения схемы расположения земельного участка и последующей аренды участка Административным истцом для растениеводства. Согласно подпункту 4 пункта 14 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации в решении об утверждении схемы расположения земельного участка в отношении каждого из земельных участков, подлежащих образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка, указываются территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок, или в случае, если на образуемый земельный участок действие градостроительного регламента не распространяется или для образуемого земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, вид разрешенного использования образуемого земельного участка.

Таким образом, при формировании земельного участка, в отношении которого не установлен градостроительный регламент (градостроительный регламент не распространяется) вид разрешенного указывается в решении об утверждении схемы.

В приложенной к заявлению схеме испрашиваемый вид разрешенного использования заявителем был указан (растениеводство), в связи с чем препятствий для формирования земельного участка на территории, для которой не установлен градостроительный регламент, с точки зрения земельного законодательства, не имеется.

Просит суд признать незаконным отказ Управления имущественных и земельных отношений администрации МО г. Новороссийск от ДД.ММ.ГГГГ

обязать Управление имущественных и земельных отношений администрации МО <адрес> утвердить Кравцову Д.А. схему расположения земельного участка ориентировочной площадью 200 000 кв. м, на кадастровом плане территории, условный номер , расположенного по адресу: <адрес>, согласно схеме, приложенной к заявлению.

Административный истец Кравцов Д.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения судебного заседания уведомлен надлежащим образом.

Представитель администрации МО г. Новороссийск, в лице Управления имущественных и земельных отношений администрации МО г. Новороссийск по доверенности Белялов А.Б. в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом, от представителя административного ответчика поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель заинтересованного лица Министерства природных ресурсов Краснодарского края в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения судебного заседания уведомлен надлежащим образом.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, (должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно статье 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В соответствии с частями 8, 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет:

нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

соблюдены ли сроки обращения в суд;

соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен, основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Статья 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.

Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется в форме электронного документа.

Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:

1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;

2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;

3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;

4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;

5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

Согласно частям 3, 4, 5, 6, 7 статьи 11.9 ЗК РФ границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов.

Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.

Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием.

Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.

Как следует из материалов дела, административный истец Кравцов Д.А. обратился с заявлением на имя главы администрации муниципального образования <адрес>ФИО5 об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории. Кадастровый квартал, в котором расположен предполагаемый земельный участок , ориентировочная площадь 200 000 кв. м, цель использования (вид разрешенного использования) растениеводство, испрашиваемое право аренда, категория земель земли сельскохозяйственного назначения, ориентиры местоположения <адрес>. К заявлению прилагалась схема расположения земельного участка с обозначением характерных точек границ, координат, вида разрешенного использования.

ДД.ММ.ГГГГ Управлением имущественных и земельных отношений администрации МО г. Новороссийск был дан ответ за номером , в котором сообщалось об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

В обоснование отказа, Административный ответчик ссылается на то, что образование земельных участков на территории МО г. Новороссийск осуществляется в соответствии с основными видами и параметрами разрешенного использования земельных участков, предусмотренными Правилами землепользования и застройки городского округа <адрес>, утвержденными решением городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ, вместе с тем, испрашиваемый участок расположен на территории, для которой градостроительный регламент не установлен. Также, согласно Генеральному плану городского округа МО г. Новороссийск, утвержденному Решением городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ, по мнению Административного ответчика, испрашиваемый земельный участок расположен в зоне лесного фонда, полномочия по распоряжению которым осуществляется Российской Федерацией. Учитывая изложенное, Управлением принято решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка ориентировочной площадью 200 000 кв. м в г. Новороссийске для растениеводства.

Полагая, что данный отказ не основан на законе, Кравцов Д.А. обратился в суд с настоящим административным иском.

Проанализировав и оценив в совокупности представленные доказательства и руководствуясь положениями статей 11, 11.9, 39.2, 39.6, 39.14 - 39.17 ЗК РФ суд приходит к выводу, что оспариваемый отказ требованиям действующего законодательства соответствует, поскольку испрашиваемый земельный участок покрыт насаждениями, расположен в границах Новороссийского лесничества, границы которого утверждены Приказом Министерства Природных ресурсов Краснодарского края от 04 августа 2020 года N 1129 в текстовом и графическом виде.

Кроме того суд учитывает, что поскольку испрашиваемый земельный участок с учетом произведенной сверки поворотным точек надела полностью входит в состав Новороссийского лесничества и покрыт зелеными насаждениями, то исходя из положений пункта 3 статьи 62.4 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и пункта 3 части 2, пункта 2 части 4 статьи 113 Лесного кодекса Российской Федерации данный участок не может быть предоставлен для ведения растениеводства, поскольку предоставление для использования участка в названных целях влечет нарушение специального режима использования земель, а также может повлечь существенного экологического ущерба и ущемление прав неопределенного круга лиц благоприятную окружающую среду.

В соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;

2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;

3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.

Согласно подпункту 3 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.

В частности, на основании пункта 7 статьи 11.9 ЗК РФ не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 114 Лесного кодекса Российской Федерации к лесам, расположенным в лесопарковых зонах, относятся не только леса, расположенные на землях лесного фонда, но и леса, расположенные на землях иных категорий, используемые в целях организации отдыха населения, сохранения санитарно-гигиенической, оздоровительной функций и эстетической ценности природных ландшафтов. Данные леса относятся к категории защитных лесов, в которых устанавливается запрет осуществления деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями, не допускается изменение границ лесопарковых зон и городских лесов, которое может привести к уменьшению их площади.

Как установлено судом, испрашиваемый земельный участок включен в зону Новороссийского лесничества, границы которого указаны и утверждены приказом Министерства природных ресурсов Краснодарского края от 04.08.2020 г. N 1129 "Об утверждении лесохозяйственных регламентов лесничеств".

Учитывая приведенное выше правовое регулирование, суд приходит к выводу, что ведение растениеводства на испрашиваемом земельном участке не соответствует установленным действующим законодательством приоритетным направлениями деятельности в границах лесничества, которыми являются охрана окружающей среды, природных комплексов и объектов, проведение научных исследований и ведение эколого-просветительской работы, и противоречит положениям Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, соответствуют.

Ссылка административного истца на то, что на момент обращения с заявлением о предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка границы лесничества установлены не были, подлежит отклонению, поскольку исходя из положений действующего законодательства в их совокупности и взаимосвязи в рассматриваемом случае законность оспариваемого отказа подлежит оценке с учетом действующего на момент его вынесения правового регулирования.

Поскольку, как установлено судом и подтверждается материалами дела, испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах Новороссийского лесничества, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка, основания для предварительного согласования предоставления спорного земельного участка административному истцу и утверждения представленной схемы у административного ответчика отсутствовали.

На основании статьи 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.

Статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации определены виды использования лесов. Предоставление гражданам лесных участков под ведение растениеводства действующим лесным законодательством не предусмотрено.

Таким образом, отказ административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ в утверждении схемы расположения земельного участка площадью 200 000 кв. м по адресу: <адрес>, условный номер , является обоснованным, не нарушает прав административного истца, оснований для признания его незаконным судом не установлено.

При таких обстоятельствах административные исковые требования о признании незаконным отказа от ДД.ММ.ГГГГ в утверждении схемы расположения земельного участка площадью 200 000 кв. м, по адресу: <адрес>, условный номер о возложении обязанности устранить допущенное нарушение прав административного истца удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска Кравцова Дениса Александровича к администрации МО г. Новороссийск о признании отказа в утверждении схемы расположения земельного участка незаконным, - отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Новороссийска в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.

Судья Октябрьского

районного суда г. Новороссийска /подпись/ Г.М. Чанов

Мотивированное решение изготовлено 11.02.2022 г.