ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5056/2015 от 09.12.2015 Кировского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 декабря 2015 г. г. Иркутск

Кировский районный суд г.Иркутска в составе

председательствующего судьи Исаковой Н.Н.,

рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело № 2А-5056/2015 по административным исковым заявлениям Потапова В.А. о признании незаконным проекта межевания Октябрьского района, утвержденный Постановлением администрации г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ г. «Об утверждении проектов межеваний территорий» в части предоставления земельного участка по адресу <адрес>, и в части предоставления земельного участка по адресу <адрес>, обязании устранить допущенные нарушения,

У С Т А Н О В И Л :

Потапов В.А. обратился в суд с заявлением о признании незаконным проекта межевания Октябрьского района, утвержденный Постановлением администрации г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении проектов межеваний территорий» в части предоставления земельного участка по адресу г<адрес> обязании устранить допущенные нарушения предоставления земельного участка исходя из нормативов размера земельного участка в кондоминиуме либо путем признания части территории земельного участка, предоставленного иному дому территорией общего пользования.

Кроме того, Потапов В.А. обратился в суд с заявлением о признании незаконным проекта межевания Октябрьского района, утвержденный Постановлением администрации г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении проектов межевания территорий» в части предоставления земельного участка по адресу <адрес>, обязании устранить допущенные нарушения предоставления земельного участка исходя из нормативов размера земельного участка в кондоминиуме либо путем признания части территории земельного участка, предоставленного иному дому территорией общего пользования.

Определением Кировского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. гражданские дела по требованиям Потапова В.А. соединены в одно производство.

В обоснование административных исковых заявлений указано, что постановлением Администрации г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении проектов межевания территорий» утвержден проект межевания территории Октябрьского района г. Иркутска, застроенной многоквартирными домами в границах улиц <данные изъяты>. Многоквартирные дома и по адресу: <адрес>, включены в данный проект межевания территории. Согласно приложению № 2 указанного проекта, площадь земельного участка для эксплуатации дома составила <данные изъяты> кв.м., площадь земельного участка, отмежеванного дому составила <данные изъяты> кв.м. При этом следует отметить, что площадь земельного участка, отмежеванного дому составляет <данные изъяты> кв.м.

ДД.ММ.ГГГГ. Потапов В.А. обратился в комитет по градостроительной политике администрации г. Иркутска с просьбой рассмотреть в досудебном порядке и внести изменения в проект межевания Октябрьского района, уменьшив при этом площадь земельного участка, отмежеванного дому , а оставшуюся территорию определить как общедомовую между домами , , .

Комитет по градостроительной политике администрации г. Иркутска в ответе на вышеуказанное заявление от ДД.ММ.ГГГГ отказал во внесении изменений в проект межевания, указав при этом на то, что подготовка и утверждение проектов межевания территорий под многоквартирными домами осуществлена в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.

Потапов В.А. полагает данный отказ несостоятельным на основании того, что при межевании не были учтены права собственников квартир на придомовую территорию и не были применены методические указания по расчету нормативных размеров земельных участков в кондоминиумах (СП-101-98), утвержденные Приказом Минземстроя РФ от «26» августа 1998 года № 59. Нормативный размер земельного участка в кондоминиуме, в основу определения которого положен принцип выявления удельного показателя земельной доли для зданий разной этажности, рассчитывается путем умножения общей площади жилых помещений в данном кондоминиуме на удельный показатель земельной доли по формуле (1)

, (1)

- нормативный размер земельного участка в кондоминиуме, м2;

- общая площадь жилых помещений в кондоминиуме, м2;

- удельный показатель земельной доли для зданий разной этажности (таблица Приложения А).

Уточнение удельных показателей земельной доли для зданий разной этажности осуществляется органами местного самоуправления исходя из территориальных градостроительных нормативов, градостроительного и правового зонирования конкретной территории с учетом градостроительной ценности и региональных особенностей территорий.

Согласно Приложению А Методических указаний удельный показатель земельной доли, приходящийся на 1 кв. м. общей площади жилых помещений для дома составляет 2, 84.

Полагает, что прилегающая территория для дома (<данные изъяты>.) должна составлять <данные изъяты> кв.м. (<данные изъяты>). Прилегающая территория для дома <данные изъяты>.) должна составлять <данные изъяты> кв. м. <данные изъяты>).

Указанный проект межевания лишает собственников квартир, проживающих в домах , всей территории, на которую выходят их подъезды, в том числе лишает их зоны для отдыха детей и пожилых людей, которые проживают в этих домах, лишает автомобильной парковки для личного транспорта, права на придомовую территорию.

На основании изложенного, Потапов В.А. просит признать незаконным проект межевания Октябрьского района, утвержденный Постановлением администрации г.Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении проектов межевания территорий» в части предоставления земельных участков (ЗУ106) дому и дому по адресу: <адрес> в размерах, нарушающих права собственников помещений указанных многоквартирных домов на придомовые территории; обязать Администрацию г. Иркутска устранить нарушения прав собственников домов и по адресу <адрес> путем внесения изменений в проект межевания Октябрьского района, утвержденного Постановлением администрации г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении проектов межевания территорий» с предоставлением земельного участка, необходимого для эксплуатации многоквартирных домов , и исходя из нормативов размера земельного участка в кондоминиуме, согласно методическим указаниям по расчету нормативных размеров земельных участков в кондоминиумах (СП-101-98), утвержденным Приказом Минземстроя РФ от «26» августа 1998 года № 59, либо путем признания части территории земельного участка, предоставленного дому (ЗУ 109) территориями общего пользования.

В судебном заседании стороны отсутствуют, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.

Согласно ч. 7 ст. 150 КАС РФ если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса.

При указанных обстоятельствах, настоящее административное дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 КАС РФ.

Согласно ч. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу ч. 8 ст. 226 КАС РФ при проверке законности решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Из материалов дела следует, что Потапов В.А. является собственником нежилого помещения, общей площадью <данные изъяты> кв.м., номера на поэтажном плане , расположенного по адресу: <адрес>, а также нежилого помещения, общей площадью <данные изъяты> кв.м., <адрес>

Постановлением администрации г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении проектов межевания территорий» утвержден проект межевания территории Октябрьского района г. Иркутска, застроенной многоквартирными домами в границах улиц <данные изъяты> Многоквартирные дома и по адресу: <адрес>, включены в данный проект межевания территории.

Согласно приложению № 2 указанного проекта, площадь земельного участка для эксплуатации дома составила <данные изъяты> кв.м., площадь земельного участка, отмежеванного дому составила <данные изъяты> кв.м., площадь земельного участка, отмежеванного дому составляет <данные изъяты> кв.м.

ДД.ММ.ГГГГ. Потапов В.А. обратился в комитет по градостроительной политике администрации г. Иркутска с просьбой рассмотреть в досудебном порядке и внести изменения в проект межевания Октябрьского района, уменьшив при этом площадь земельного участка, отмежеванного дому а оставшуюся территорию определить как общедомовую между домами , ,

Согласно ответу Комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ на заявление Потапова В.А., проекты межевания территорий подготовлены в соответствии с п.2 ст.6 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2004 №191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», со ст.ст. 42, 43, 45, 46 Градостроительного кодекса РФ, положением о публичных слушаниях в области градостроительной деятельности в городе Иркутске, утвержденным решением Думы города Иркутска от 31.08.2005 № 004-20-160180/5. В основу подготовки проектов межевания территорий в г.Иркутске положен принцип формирования границ земельных участков, предусмотренный ст. 43 Градостроительного кодекса РФ (в редакции до 01.03.2015); размеры земельных участков в границах застроенных территорий устанавливаются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий. При определении границ земельных участков применены методические указания по расчету нормативных размеров земельных участков в кондоминиумах, передаваемых в общую долевую собственность домовладельцев, утвержденных приказом Минземстроя РФ от 26.08.1998 № 59 «Об утверждении Методических указаний по расчету нормативных размеров земельных участков в кондоминиумах» (СП 30-101-98 от 01.09.1998г.). Указанные методические указания учитывают результаты соответствующих расчетов, проведенных дифференцированно для каждого периода строительства, начиная с 1958 г., в соответствии с нормативными документами каждого периода строительства. Комитетом отмечено, что вышеуказанные методические указания носят рекомендательный характер и не обладают определяющим значением при формировании земельных участков под многоквартирными домами. Иные варианты расчета размеров земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, действующее законодательство не предусматривает. Учитывая изложенное, подготовка и утверждение проектов межевания территорий под многоквартирными домами осуществлена в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации. Основания для внесения изменений в постановление администрации г. Иркутска от 27.10.2014 № 031-06-1258/14 «Об утверждении проектов межевания территории» отсутствуют.

Полагая, что обжалуемый проект межевания нарушает права собственников многоквартирных домов и по адресу: <адрес> на придомовую территорию, Потапов В.А. обратился в суд.

Согласно пункту 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.

В силу п. 4 ч.1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяется в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Статьей 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» установлено, что земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (часть 2).

В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, любой собственник помещений (как жилых, так и нежилых) в многоквартирном доме либо любое уполномоченное общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (часть 3).

Порядок установления границ земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, урегулирован Федеральным законом от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».

Согласно ч. 2 ст. 6 указанного Федерального закона до вступления в силу в установленном порядке технических регламентов по размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений в случае, если застроенные территории не разделены на земельные участки, границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, которые утверждаются главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа с соблюдением процедуры публичных слушаний в соответствии со статьей 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Поскольку технические регламенты по размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений не приняты и не вступили в силу, в связи с чем, границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий.

В силу ч. 1, 2 ст. 43 ГрК РФ подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры, установленных проектами планировки территорий. Подготовка проектов межевания застроенных территорий осуществляется в целях установления границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков.

Частью 3 рассматриваемой статьи установлено, что подготовка проектов межевания территорий осуществляется в составе проектов планировки территорий или в виде отдельного документа.

Размеры земельных участков в границах застроенных территорий устанавливаются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий (пункт 4 статьи 43 Градостроительного кодекса РФ.

В силу ч.1 ст. 45 Градостроительного кодекса РФ решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Согласно ч. 5 данной статьи, подготовка документации по планировке территории на основании генерального плана поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 данного Кодекса), генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки.

Частью 10 рассматриваемой статьи в редакции, действовавшей на момент подготовки и утверждения оспариваемого проекта межевания, установлено, что подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативов градостроительного проектирования, градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий вновь выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.

Таким образом, действующим законодательством установлен определенный порядок формирования земельных участков и установления границ земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома и в случае, если территория, на которой находятся многоквартирные дома, не разделена на земельные участки, то границы земельных участков под многоквартирными домами устанавливаются посредством подготовки органами местного самоуправления проектов планировки территорий и проектов межевания территорий.

Согласно ст. 28 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания.

Публичные слушания проводятся по инициативе населения, представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования.

Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или представительного органа муниципального образования, назначаются представительным органом муниципального образования, а по инициативе главы муниципального образования - главой муниципального образования.

На публичные слушания должны выноситься, в том числе, проекты планов и программ развития муниципального образования, проекты правил землепользования и - застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, проекты правил благоустройства территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки;

В силу ст. 24 Устава города Иркутска, принятого решением Думы г. Иркутска от 20.05.2004 года № 003-20-430537/4, в целях выявления мнения жителей города по проектам городских муниципальных, правовых актов по вопросам, местного значения, отнесенным к ведению городского округа настоящим Уставом, могут проводиться публичные слушания.

Информация о теме публичных слушаний, времени и месте их проведения, проект правового акта публикуются или доводятся до сведения населения через средства массовой информации не позднее чем, за три рабочих дня до начала слушаний. Жители города Иркутска вправе присутствовать и выступить на публичных слушаниях или передать (направить) свои предложения по выносимому на слушания вопросе в порядке, установленном нормативным правовым актом городской Думы о публичных слушаниях. Мнения, высказанные на публичных слушаниях, носят рекомендательный характер и учитываются при принятии соответствующих решений. Результаты публичных слушаний, выключая мотивированное обоснование принятых решений, подлежат опубликованию (обнародованию) в срок, определенный нормативным правовым актом городской Думы о публичных слушаниях.

В соответствии с ч. 1 ст. 46 Градостроительного кодекса РФ в редакции, действовавшей на момент подготовки и утверждения оспариваемого проекта межевания, решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории, а также на основании заявлений о принятии решений о подготовке документации по планировке территории от лиц, указанных в ч. 8.1 ст. 45 Градостроительного кодекса РФ.

В целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по Проекту планировки территории и проекту межевания территории проводятся с участием граждан, проживающих на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта ее планировки и проекта ее межевания, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на указанной территории, лиц, законные интересы которых могут быть нарушены в связи с реализацией таких проектов (п.7 ст.46 Градостроительного кодекса РФ).

Согласно ч. 9 ст. 46 Градостроительного кодекса РФ участники публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории вправе представить в уполномоченные на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения и замечания, касающиеся проекта планировки территории или проекта межевания территории, для включения их в протокол публичных слушаний.

В силу ч. 13 ст. 46 Градостроительного кодекса РФ глава местной администрации поселения или глава местной администрации городского округа с учетом протокола публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключения о результатах публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее в орган местного самоуправления на доработку с учетом указанных протокола и заключения.

Из содержания ст. 227 КАС РФ следует, что для признания оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.

Решение о подготовке проектов межевания территорий Октябрьского района г. Иркутска, застроенных многоквартирными домами, включая проект межевания территории Октябрьского района г. Иркутска в границах улиц <данные изъяты>, было принято ДД.ММ.ГГГГ путем издания постановления администрации города Иркутска «О подготовке проектов межевания территорий».

Данное постановление было опубликовано в газете «Иркутск официальный» от ДД.ММ.ГГГГ (544).

Публичные слушания по проектам межевания территорий Октябрьского района г. Иркутска, застроенных многоквартирными домами, включая проект межевания территории Октябрьского района г. Иркутска в границах улиц <данные изъяты>, были назначены постановлением администрации города Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении публичных слушаний по проектам межевания территорий».

Данное постановление администрации города Иркутска было опубликовано в газете «Иркутск официальный» от ДД.ММ.ГГГГ (546).

Распоряжением заместителя мэра – председателя комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ «О публичных слушаниях по проектам межевания территорий» был утвержден план работы по подготовке и проведению публичных слушаний по проектам межевания территорий Октябрьского района г. Иркутска, застроенных многоквартирными домами.

Данное распоряжение было опубликовано в газете «Иркутск официальный» от ДД.ММ.ГГГГ (546).

Публичные слушания по проектам межевания территорий Октябрьского района г. Иркутска, застроенных многоквартирными домами, включая проект межевания территории Октябрьского района г. Иркутска в границах улиц <данные изъяты>, назначенные постановлением администрации города Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ, были проведены ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>

В соответствии протоколом публичных слушаний по проектам межевания территорий Октябрьского района города Иркутска, застроенных многоквартирными домами, от ДД.ММ.ГГГГ от участников публичных слушаний поступили предложения относительно земельного участка по <адрес>. Замечаний от участников публичных слушаний не поступало.

При этом от административного истца каких-либо предложений и замечаний по проекту межевания территорий Октябрьского района г. Иркутска, застроенных многоквартирными домами, включая проект межевания территории <адрес> в границах улиц <данные изъяты>, не поступало.

По результатам проведенных публичных слушаний было составлено заключение о результатах публичных слушаний по проектам межевания территорий Октябрьского района города Иркутска, застроенных многоквартирными домами.

Согласно ч. 10 ст. 46 Градостроительного кодекса РФ заключение о результатах публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения) или на официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети «Интернет».

Заключение о результатах публичных слушаний по проектам межевания территорий <адрес>, застроенных многоквартирными домами, было опубликовано в газете «Иркутск официальный» от ДД.ММ.ГГГГ (552), а также размещено на официальном сайте органов местного самоуправления города Иркутска (www.admirk.ru).

Проекты межевания территорий Октябрьского района г. Иркутска, застроенных многоквартирными домами, включая проект межевания территории Октябрьского района г. Иркутска в границах улиц <данные изъяты> (приложение ), были утверждены постановлением администрации города Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ.

Вышеуказанное постановление администрации города Иркутска с приложениями было опубликовано в газете «Иркутск официальный» от ДД.ММ.ГГГГ (553), а также размещено на официальном сайте органов местного самоуправления города Иркутска (www.admirk.ru).

Таким образом, оспариваемое постановление было принято администрацией города Иркутска с соблюдением установленного законом порядка, в том числе с соблюдением процедуры публичных слушаний.

Согласно п. 6 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные Земельным кодексом РФ, другими федеральными законами.

Пунктом 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ установлено, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, не подлежат приватизации.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», не подлежат передаче в долевую собственность граждан земли общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты).

Таким образом, формирование земельных участков под многоквартирными домами должно было быть осуществлено с учетом действующего законодательства с соблюдением целей их дальнейшего рационального использования и эксплуатации многоквартирных домов.

При определении границ земельных участков под многоквартирными домами, расположенными по адресам: <адрес> и <адрес>, были применены Методические указания по расчету нормативных размеров земельных участков в кондоминиумах», утвержденные приказом Минземстроя Российской Федерации от 26.08.1998 № 59 (СП 30-101-98) (далее – Методические указания).

Данные Методические указания учитывают результаты соответствующих расчетов, проведенных дифференцированно для каждого периода строительства, начиная с 1958 года, в соответствии с нормативными документами каждого периода строительства. Стоит отметить, что Методические указания носят рекомендательный характер. Между тем иные варианты расчета размеров земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, действующее законодательство не предусматривает.

При формировании земельных участков в составе проекта межевания территории, утвержденного оспариваемым постановлением, были определены максимально возможные границы и площадь земельных участков, поскольку земельные участки, на которых расположены многоквартирные дома по <адрес> и по <адрес>, ограничены территориями общего пользования – существующими улицами и проездами, в связи с чем, формирование данных участков в больших границах не представляется возможным.

Доводы административного истца о том, что в границы земельных участков под многоквартирными домами по <адрес> и по <адрес> должна войти территория общего пользования, занятая существующим проездом, суд полагает не основанными на нормах права, поскольку в силу п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ земельные участки общего пользования, занятые, в том числе, улицами, проездами, автомобильными дорогами, не подлежат приватизации.

Доводы административного истца о том, что площадь земельного участка под многоквартирным домом должна быть больше, чем утвержденная в проекте межевания, являются необоснованными, не подтвержденными какими-либо доказательствами.

Формируемый под многоквартирным домом земельный участок с момента постановки его на кадастровый учет поступает в общую долевую собственность собственников помещений многоквартирного дома, в границы данного земельного участка не могут входить территории общего пользования, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц.

Представленные административным истцом технические паспорта не свидетельствует о сложившемся с момента застройки фактическом использовании земельного участка в больших размерах. Разделы технических паспортов не содержат сведений о наличии элементов озеленения и благоустройства, в связи с чем, доказательств того, что имеются элементы благоустройства именно к домам по <адрес> и по <адрес> не представлено.

Кроме того, как следует из обжалуемого проекта межевания существующий проезд обеспечивает доступ не только к многоквартирным домам по <адрес> и по <адрес>, но и к иным многоквартирным домам, в том числе к дому по <адрес>.

Административным истцом не представлено доказательств того, что данный проезд предназначен исключительно для обслуживания и эксплуатации многоквартирных домов по <адрес> и по <адрес>.

Таким образом, принятие оспариваемого распоряжения было осуществлено в пределах полномочий указанного должностного лица и органа местного самоуправления и с соблюдением положений земельного и градостроительного законодательства.

С учетом положений ст. 12 и п. 1 ст. 218 ГК РФ, под способами защиты гражданских прав понимаются закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав. Таким образом, избранный способ защиты в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав.

Действующее законодательство не ограничивает лицо, чьи права нарушены, в выборе способов защиты, перечисленных в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. Вместе с тем выбранный истцом способ защиты должен соответствовать характеру нарушенного права, не должен нарушать права и законные интересы иных лиц, и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или к реальной защите законного интереса. Следовательно, истец, обращаясь в суд за защитой нарушенных прав, должен указать, какие его права и каким образом нарушены ответчиком, а также избрать предусмотренный законом способ защиты нарушенного права. В свою очередь, способы защиты гражданских прав предопределяются правовыми нормами, регулирующими конкретное правоотношение. Формулирование предмета и оснований иска является правом истца, а обязанностью суда является определение характера спорного правоотношения и подлежащего применению законодательства, поэтому суд самостоятельно решает, какие нормы материального права подлежат применению в конкретном деле.

Таким образом, по смыслу положений ст. 4 КАС РФ, ст. 12 ГК РФ и ст. 46 Конституции РФ право на судебную защиту предполагает конкретные гарантии эффективного восстановления в правах посредством правосудия; судебная защита осуществляется тогда, когда законное право или интерес гражданина нарушены либо оспорены; право истца на выбор способа защиты нарушенного или оспариваемого права не предполагает избрание им произвольного способа, который не носит правовой характер, то есть когда в силу закона или, исходя из общего смысла закона, заявленное требование лишено правовой защиты в судебном порядке.

Административным истцом не представлено доказательств нарушения его прав оспариваемым проектом, которые требуют восстановления, не согласие административного истца с обжалуемым проектом межевания не влечет его незаконность.

Признание части территории земельного участка, сформированного для дома -г по <адрес>, территорией общего пользования не повлечет увеличение площади земельных участков под многоквартирными домами по <адрес> и по <адрес>, но приведет к уменьшению площади земельного участка, необходимого для эксплуатации многоквартирного дома по <адрес>, следовательно данный способ защиты права, указанный административным истцом, не может привести к восстановлению его права, которое он полагает нарушенным. Данное требование предполагает наличие спора о праве с соседними землепользователями (собственниками помещений многоквартирного дома -г по <адрес>), который не подлежит рассмотрению в рамках производства по настоящему делу.

Вопрос определения в оспариваемом проекте межевания границ и площади земельного участка под многоквартирным домом -г по <адрес> в г. Иркутске не относится к предмету рассматриваемого спора, при этом доказательств того, что административный истец является собственником помещений в данном многоквартирном доме и может заявлять о неправомерности определения площади земельного участка под данным домом не представлено.

В силу ст. 10 Конституции РФ суд не вправе принимать решение и предрешать решение, которое относится к компетенции государственного органа исполнительной власти. При указанных обстоятельствах требование административного истца об обязании администрации города Иркутска внести изменения в оспариваемый проект межевания территории не соответствует закону и не может быть удовлетворено, поскольку направлено на обход процедуры публичных слушаний, являющейся обязательной как при утверждении проекта межевания территории, так и при внесении в него изменений.

При указанных обстоятельствах правовых оснований для удовлетворения административного иска нет.

В силу ч. 1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Обжалуемый проект межевания Октябрьского района, утвержденный Постановлением администрации г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении проектов межеваний территорий», опубликован в газете «Иркутск официальный» от ДД.ММ.ГГГГ. (553), и с указанной даты информация об утвержденном проекте межевания и его содержании стала общедоступной, следовательно, срок на судебное обжалование данного проекта межевания истек ДД.ММ.ГГГГ.

Обратившись в суд с настоящим заявлением ДД.ММ.ГГГГ Потапов В.А. пропустил срок, предусмотренный ч. 1 ст. 219 КАС РФ.

Бремя доказывания наличия обстоятельств, свидетельствующих о перерыве, приостановлении течения срока исковой давности, возлагается на лицо, предъявившее иск. Доказательств того, что срок обращения за судебной защитой пропущен Потаповым В.А. по уважительной причине, суду не представлено.

Пропуск процессуального срока обращения в суд, в силу ч. 8 ст. 219 КАС РФ является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе административному истцу в удовлетворении административного иска и по основаниям пропуска срока, предусмотренного ч. 1 ст. 219 КАС РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования Потапова В.А. о признании незаконным проекта межевания Октябрьского района, утвержденный Постановлением администрации г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении проектов межеваний территорий» в части предоставления земельного участка по адресу <адрес><адрес>, земельного участка по адресу <адрес> обязании устранить допущенные нарушения предоставления земельного участка исходя из нормативов размера земельного участка в кондоминиуме либо путем признания части территории земельного участка, предоставленного иному дому территорией общего пользования- оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд города Иркутска в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Председательствующий Н.Н.Исакова

Мотивированный текст решения изготовлен 09.12.2015г. Н.Н.Исакова

Копия верна

Судья Н.Н. Исакова

Решение суда на 09.12.2015г. не вступило в законную силу

Судья Н.Н. Исакова

Подлинник решения находится в материалах административного дела № 2А–5056/2015

в Кировском районном суде г.Иркутска

Секретарь с/з