К делу № 2а-5056/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Сочи
Краснодарский край 7 сентября 2023 года
Текст мотивированного решения составлен 21 сентября 2023 года
Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в составе председательствующего судьи Куц И.А., при секретаре судебного заседания Чистякове В.В., с участием истца – ФИО1 в лице представителя по доверенности – ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края, департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края об оспаривании уведомления о несоответствии планируемых параметров строительства,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 в лице представителя по доверенности ФИО3 в обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края, департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края об оспаривании уведомления о несоответствии планируемых параметров строительства.
В обоснование заявленных требований указала, что является собственником земельного участка с кадастровым номером № площадью 970,12 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> с видом разрешенного использования для индивидуального жилищного строительства (далее - ИЖС) из земель населенных пунктов.
ФИО1 25.07.2019 департаментом архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края выдано уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве параметров объекта ИЖС или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта ИЖС или садового дома на земельном участке с кадастровым номером № площадью 970,12 кв.м, расположенного по адресу: г. <адрес>. Со следующими характеристиками в уведомлении: количество надземных этажей – 1; высота – 6 м; площадь застройки – 120 кв.м.
ФИО1 20.03.2023 в администрацию г. Сочи подано уведомление об изменении параметров планируемого строительства: количество надземных этажей: вместо 1 надземных этажа - 3 надземных этажа; высота – вместо 5 м - 12 м: площадь застройки – вместо 120 кв.м – 159,38 кв.м.
Департаментом архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края 24.03.2023 в адрес истца направлено уведомление об оставлении пакета документов об изменении параметров планируемого строительства без рассмотрения по существу ввиду несоответствия параметров строительства указанных в уведомлении и описании внешнего облика объекта капитального строительства в отношении высоты проектированного ИЖС – в уведомлении 12 м, в описании – 10 м.
ФИО1 30.03.2023 в администрацию г. Сочи повторно подано уведомление об изменении параметров планируемого строительства с теми же характеристиками.
Департаментом архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края 28.04.2023 в адрес истца направлено уведомление о несоответствии в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта ИЖС установленным параметрам и недопустимости размещения объекта ИЖС на земельном участке.
Основанием для выдачи указанного выше документа послужило несоответствие параметров, указанных в уведомлении предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, реконструкции объекта капитального строительства (не более 1200 куб.м). А также недопустимость размещения объекта ИЖС так как согласно сведениям ГИСОГСД в границах земельного участка с кадастровым номером с кадастровым номером № выявлена самовольная постройка.
Административным истцом 09.06.2023 повторно подано в администрацию г. Сочи уведомление об изменении параметров планируемого строительства с теми же параметрами.
Департаментом архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края 10.07.2023 в адрес истца направлено уведомление о несоответствии в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта ИЖС установленным параметрам и недопустимости размещения объекта ИЖС на земельном участке №.
Административный истец полагает, что отказ административного ответчика от 10.07.2023 является незаконным, поскольку противоречит требованиям ст. 51.1 ГрК РФ, которая содержит исчерпывающий перечень оснований для направления застройщику уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта ИЖС.
В судебном заседании представитель истца ФИО1 по доверенности ФИО2 поддержала заявленные исковые требования. Просила суд принять во внимание, что указание административным ответчиком в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта ИЖС установленным параметрам и недопустимости размещения объекта ИЖС или садового дома на земельном участке не соответствует требованиям ст. 51.1 ГрК РФ, в которой перечень оснований для выдачи такого рода уведомления не подлежит расширению.
Представитель административного ответчика в суд не явился, будучи уведомлен о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.
Выслушав явившегося участника процесса, изучив материалы административного дела, суд полагает правомерным отказать в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
Задачами административного судопроизводства, в силу ст.3 КАС РФ, являются: обеспечение доступности правосудия в сфере административных и иных публичных правоотношений; защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений; правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел; укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Статьей 4 КАС РФ установлено, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Принуждение к отказу от права на обращение в суд является недопустимым.
В соответствии со ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с требованием ч. 11 ст. 226 КАС РФ на административного истца действующим процессуальным законом возлагается обязанность по доказыванию обстоятельств, указывающих на нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление, а также обстоятельств, подтверждающих соблюдены ли сроки обращения административного истца в суд. На административного ответчика в настоящем деле действующим процессуальным законом возлагается обязанность по доказыванию обстоятельств соблюдения требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами. А также обязанность по доказыванию обстоятельств, подтверждающих соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ, для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения, и нарушение этим решением, действием (бездействием) прав, свобод и законных интересов административного истца.
Исходя из содержания пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», а также положений п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Как установлено судом ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером № площадью 970,12 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> с видом разрешенного использования для ИЖС из земель населенных пунктов.
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации на собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, возложена обязанность, в том числе соблюдения при использовании земельных участков требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществления на земельных участках строительства, реконструкции зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности.
Департаментом архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края 25.07.2019 выдано ФИО1 уведомление № о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве параметров объекта ИЖС или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта ИЖС или садового дома на земельном участке с кадастровым номером № площадью 970,12 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>. Со следующими характеристиками в уведомлении: количество надземных этажей – 1; высота – 6 м; площадь застройки – 120 кв.м.
ФИО1 20.03.2023 в администрацию г. Сочи подано уведомление об изменении параметров планируемого строительства: количество надземных этажей: вместо 1 надземных этажа - 3 надземных этажа; высота – вместо 5 м - 12 м: площадь застройки – вместо 120 кв.м – 159,38 кв.м.
Департаментом архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края 24.03.2023 в адрес истца направлено уведомление об оставлении пакета документов об изменении параметров планируемого строительства без рассмотрения по существу ввиду несоответствия параметров строительства указанных в уведомлении и описании внешнего облика объекта капитального строительства в отношении высоты проектированного ИЖС. А именно, высота проектируемого ИЖС в уведомлении не соответствует текстовой и графической части описания внешнего облика.
ФИО1 30.03.2023 в администрацию г. Сочи повторно подано уведомление об изменении параметров планируемого строительства с теми же характеристиками.
Административным истцом 09.06.2023 повторно подано в администрацию г. Сочи уведомление об изменении параметров планируемого строительства с теми же параметрами.
Департаментом архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края 10.07.2023 в адрес истца направлено уведомление о несоответствии в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта ИЖС установленным параметрам и недопустимости размещения объекта ИЖС на земельном участке №.
На основании пункта 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Согласно части 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее также - уведомление о планируемом строительстве).
Случаи, когда такое уведомление о несоответствии может быть направлено застройщику, исчерпывающе определены в части 10 статьи 51.1 ГрК РФ.
Уведомление о несоответствии направляется застройщику, в частности, в случае, если указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным ГрК РФ, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве (пункт 1 части 10 статьи 51.1 ГрК РФ).
Департаментом архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края 10.07.2023 в адрес истца направлено уведомление № о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта ИЖС установленным параметрам и недопустимости размещения объекта ИЖС на земельном участке.
В котором указано на недопустимость размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке ввиду наличия сведений из ГИСОГД о наличии в границах земельного участка с кадастровым номером № расположена самовольная постройка, а также на наличие сведений о наложении на указанный земельный участок ареста (обременение наложено определением Хостинского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 24.03.2023).
Указанное выше нарушение при осуществлении ФИО1 застройки на земельном участке является основанием для выдачи застройщику уведомления о несоответствии.
При таких обстоятельствах суд полагает обжалуемое заявителем уведомление департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края 10.07.2023 № о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта ИЖС установленным параметрам не противоречит нормам земельного и градостроительного законодательства, ненормативным актам муниципального образования, а также фактически установленным нарушениям собственника земельного участка при осуществлении строительства дома ИЖС.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175–180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края, департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края об оспаривании уведомления о несоответствии планируемых параметров строительства отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд г. Сочи Краснодарского края в течение одного месяца со дня принятия решения районного суда в окончательной форме.
Судья И.А. Куц