Дело №2а-5059/2021
УИД 27RS0004-01-2021-006224-20
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Индустриальный районный суд г. Хабаровска в составе:
председательствующего судьи Гурдиной Е.В.
при секретаре судебного заседания Ковалевой А.Д.
с участием представителя административного истца Администрации города Хабаровска ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Администрации города Хабаровска к судебному приставу-исполнителю ОСП по Индустриальному району г.Хабаровска ФИО2, ОСП по Индустриальному району г.Хабаровска, УФССП России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области о признании незаконным постановления о взыскании исполнительского сбора, освобождении от уплаты исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация г.Хабаровска обратилась в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю ОСП по Индустриальному району г.Хабаровска ФИО2, ОСП по Индустриальному району г.Хабаровска, УФССП России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области о признании незаконным постановления о взыскании исполнительского сбора, освобождении от уплаты исполнительского сбора, в обоснование требований указав, что решением Центрального районного суда г.Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ на Администрацию возложена обязанность привести дорожное полотно на участке дороги по <адрес> до пересечения с <адрес> в соответствии с требованиями ГОСТ. На основании исполнительного листа в ОСП по Индустриальному району г.Хабаровска ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство №-ИП, ДД.ММ.ГГГГ в Администрацию поступило постановление судебного пристава-исполнителя ОСП по Индустриальному району г.Хабаровска ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора в размере <данные изъяты> руб. Полагает данное постановление незаконным поскольку решение суда от ДД.ММ.ГГГГ вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, после принятия решения о бюджете на 2020 год. Являясь участником бюджетного процесса, Администрация может осуществлять закупки товаров, работ (услуг) только в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44 –ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», когда как процедура заключения контракта занимает длительное время (от трех месяцев до полугода). На дату вынесения оспариваемого постановления со стороны должника виновные действия отсутствовали. Также оспариваемое постановление не утверждено старшим судебным приставом в нарушение ч.2 ст. 112 Закона об исполнительном производстве. Полагает, что при решении вопроса о взыскании исполнительского сбора за счет бюджета с Администрации города Хабаровска, как органа местного самоуправления, наделенного полномочиями по решению вопросов органов муниципального образования городского округа «Город Хабаровск», следует руководствоваться нормами бюджетного законодательства, в соответствии со ст. 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации запрещено взыскание административного штрафа за счет средств местного бюджета без наличия судебного акта. Просит постановление судебного пристава-исполнителя ОСП по Индустриальному району г.Хабаровска ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора в размере <данные изъяты> руб. признать незаконным, освободить администрацию г.Хабаровска от уплаты исполнительского сбора в сумме <данные изъяты> руб. по исполнительному производству от ДД.ММ.ГГГГ№-ИП.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен взыскатель по исполнительному производству прокурор Индустриального района г.Хабаровска.
Представители административных ответчиков, заинтересованные лица в судебном заседании участие не принимали, о его месте и времени уведомлялись надлежащим образом. О причинах неявки суду не сообщали, об отложении судебного заседания не просили. Суд в соответствии со ст. 150, ч. 6 ст. 226 КАС РФ находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, поскольку их неявка не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела.
В соответствии с представленными ранее отзывом судебного пристава-исполнителя ОСП по Индустриальному району г.Хабаровска ФИО4 ответчик указала, что с требованиями не согласны, просит в удовлетворении требований о признании незаконным постановления о взыскании исполнительского сбора отказать. Указывает, что судебным приставом-исполнителем вынесено обжалуемое постановление по причине неисполнения должником требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения; Администрацией города Хабаровска не предприняты своевременные, необходимые и достаточные меры к исполнению требований. Оснований для признания постановления судебного пристава-исполнителя незаконным в соответствии со ст. 218 КАС РФ, не имеется.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 поддержала заявленные требования, дополнительно пояснила, что в мае 2021 года разработан план организации исполнения судебных актов, в соответствии с которым запланировано исполнить решение суда в 2022 году. Также указала, что полагают постановление о взыскании исполнительского сбора незаконным поскольку оно не утверждено старшим судебным приставом отдела.
Выслушав пояснения представителя административного истца, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В силу положений статьи 360 КАС РФ, части 1 статьи 121 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ) постановления судебного пристава-исполнителя, его действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть оспорены сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в суде в порядке, установленном главой 22 КАС РФ, то есть в порядке производства по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего.
Как установлено судом первой инстанции, а также следует из материалов административного дела, вступившим в законную силу решением Центрального районного суда г.Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ по делу № на Администрацию г.Хабаровска возложена обязанность в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести дорожное полотно на участке дороги по <адрес> до пересечения с <адрес> в соответствии с требованиями ФИО6№
На основании исполнительного листа ФС №, выданного Центральный районным судом г.Хабаровска по административному делу №, ДД.ММ.ГГГГ постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Индустриальному району г.Хабаровска в отношении Администрации г.Хабаровска возбуждено исполнительное производство №-ИП.
Должнику установлен 5-тидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с Администрации г.Хабаровска исполнительского сбора в размере <данные изъяты> руб.
Порядок наложения взыскания в виде исполнительского сбора на должника в случае неисполнения требований исполнительного документа в установленные сроки предусмотрен положениями статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», а также пунктом 2.1 Методических рекомендаций по порядку взыскания исполнительского сбора, утвержденных Федеральной службой судебных приставов Российской Федерации от 23.12.2010 года № 01-8, в силу которых, в случае неисполнения должником в добровольном порядке требований исполнительного документа, судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать с должника-организации исполнительский сбор в размере пятидесяти тысяч рублей, если должник не представил судебному приставу доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Исполнительский сбор относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства.
Частью 7 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Общие основания ответственности за нарушение обязательства установлены статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу пункта 1 которой лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
В обоснование заявления об освобождении от исполнительского сбора Администрация города Хабаровска указывает о том, что процедура заключения контракта на ремонт дорожного полотна подразумевает под собой течение определенного срока и о том, что должником принимаются меры к исполнению требований исполнительного документа в полном объеме.
По поручению Мэра города, данного на совещании от ДД.ММ.ГГГГ, по вопросам исполнения судебных актов, Управлением дорог и внешнего благоустройства Администрации г.Хабаровска разработан план организации исполнения судебных актов, в соответствии с которым ремонт спорного участка дороги запланирован на 2022 год.
Судом учитывается, что в течение установленного пятидневного срока реальное исполнение решения суда по ремонту дорожного полотна было невозможно.
Кроме того, с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации относительно правовой природы исполнительского сбора, взыскиваемого с должника в рамках исполнительного производства органом принудительного исполнения, изложенная в Постановлении от 30 июля 2001 № 13-П, согласно которой этот сбор представляет собой административную санкцию штрафного характера. То есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 74 Постановление Пленума от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя и взыскании исполнительского сбора.
По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа.
Учитывая, что административным истцом при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства, принимаются меры для надлежащего исполнения обязательства, суд приходит к выводу о том, что администрация города Хабаровска должна быть освобождена от взыскания исполнительского сбора, поскольку её вина в нарушении сроков, установленных для добровольного исполнения требований исполнительного документа, отсутствует.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о правомерности требований администрации города Хабаровска об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
При этом, требования о признании оспариваемого постановления от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и его отмене, удовлетворению не подлежат, правовых оснований для этого не имеется, поскольку постановление вынесено уполномоченным лицом в пределах предоставленных ему полномочий, а само по себе освобождение должника от уплаты исполнительского сбора не влечет признание незаконным и отмену вынесенного постановления.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Администрации города Хабаровска – удовлетворить частично.
Освободить Администрацию города Хабаровска от взыскания исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя ОСП по Индустриальному району г.Хабаровска УФССП России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству №-ИП.
В удовлетворении остальной части административных исковых требований – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Индустриальный районный суд г.Хабаровска в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий Е.В.Гурдина
Дата составления мотивированного решения – 14 октября 2021 года.