ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5063/20 от 18.11.2020 Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

КОПИЯ

Решение в окончательной форме изготовлено 18 ноября 2020 года

№ 2а-5063/2020

66RS007-01-2020-006501-76

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

18 ноября 2020 года г. Екатеринбург

Чкаловский районный суд г. Екатеринбурга в составе:

председательствующего Парамоновой М.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем ФИО1,

с участием прокурора Колесовой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Прокурора Чкаловского района г. Екатеринбурга, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о признании информации, размещенной в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Чкаловского района г. Екатеринбурга, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, указав, что в ходе осуществления мониторинга размещенной на сайтах сети «Интернет» информации установлен факт размещения информации, расположенной по адресу <данные изъяты>, информации о предоставлении ООО «Кредиторос» услуг профессионального участника рынка ценных бумаг в отсутствие соответствующего статуса.

Вход на сайты свободный, не требует предварительной регистрации. Информация на сайтах распространяется бесплатно, срок пользования неограничен. Передача, копирование и распространение информации доступны. На указанном интернет-сайте размещена информация о возможности оформления кредита до 500 000, 00 руб. только по паспорту. Размещение такой информации незаконно, поскольку ООО «Кредиторос» лицензии на осуществление деятельности профессионального участника рынка ценных бумаг не имеет. Кроме того, сведения о юридическом лице ООО «Кредиторос» в налоговом органе отсутствуют. Информация о владельце интернет-сайта скрыта.

Представитель административного истца Колесова А.А. в судебном заседании заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить, представила скриншоты интернет-страницы сайта по состоянию на 18 ноября 2020 года.

Заинтересованное лицо Управление Роскомнадзора по Уральскому федеральному округу о времени и месте рассмотрения дела извещено в порядке, предусмотренном статьей 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Информация о времени и месте рассмотрения дела размещена на официальном сайте суда в соответствии с требованиями части 3 статьи 265.3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Заслушав объяснения представителя административного истца, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно статье 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

В силу части 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела о прекращении деятельности средств массовой информации.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Пунктами 1, 6 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее Федеральный закон № 149-ФЗ) распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В силу пункта 2 части 5 статьи 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ основанием для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Статьей 9 Федерального закона № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 02 декабря 1990 года № 395-1 «О банках и банковской деятельности» кредитная организация имеет право осуществлять профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг в соответствии с федеральными законами.

Согласно статье 39 Федерального закона от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» все виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, указанные в статьях 3 - 5, 7 и 8 настоящего Федерального закона, осуществляются на основании специального разрешения - лицензии, выдаваемой Банком России, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 и 2.1 настоящей статьи.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг осуществляется в том числе путем установления обязательных требований к деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг и ее стандартов; лицензирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг; создания системы защиты прав владельцев и контроля за соблюдением их прав эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг; запрещения и пресечения деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на рынке ценных бумаг без соответствующей лицензии.

В силу Федерального закона от 21 декабря 2013 года № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» кредиторами являются предоставляющая или предоставившая потребительский кредит кредитная организация, предоставляющие или предоставившие потребительский заем кредитная организация и некредитная финансовая организация, которые осуществляют профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов.

Пунктом 6 статьи 51 Федерального закона от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» установлено, что профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг, осуществляемая без лицензии, является незаконной.

Статьей 14.56 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за незаконное осуществление профессиональной деятельности по предоставлению потребительских займов юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, не имеющими права на ее осуществление.

Как установлено судом и следует из материалов дела, прокурором проведена проверка по информации о возможных нарушениях законодательства в деятельности ООО «Кредиторос», предоставляющего услуги профессионального участника рынка ценных бумаг в отсутствие соответствующего статуса. Посредством выхода в телекоммуникационную сеть «Интернет» установлено, что в свободном доступе на сайте: <данные изъяты>, размещена информация о возможности оформления кредита до 500 000, 00 руб. только по паспорту.

Указанный сайт может использоваться с целью введения в заблуждение пользователей сети «Интернет» для последующего осуществления мошеннических действий путем получения конфиденциальной информации пользователей.

На момент проведения прокурором проверки и на день судебного заседания вход на указанный сайт свободный, ознакомиться с содержанием может любой пользователь, указанные Интернет-ресурсы доступны для неограниченного круга лиц.

Представленные административным истцом доказательства подтверждают в полном объеме доступность информации для любого пользователя телекоммуникационной сети Интернет, что прямо запрещено названными положениями действующего законодательства.

Сведения, которые размещены на выявленном сайте, вводят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно предоставления финансовой услуги организации, якобы обладающей соответствующей лицензией Центрального Банка Российской Федерации, а также относительно правомерности предоставляемых финансовых услуг.

На основании изложенного, принимая во внимание исследованные доказательства, суд удовлетворяет требования прокурора о признании информации, размещенной на странице Интернет-сайта: https://creditoros.ru, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, обоснованными, подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь статьями 176-180, 265.5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление удовлетворить.

Признать информацию, размещенную в сети «Интернет» на сайте: <данные изъяты>, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Настоящее решение является основанием для включения указанных страниц сайтов в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Решение суда о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Свердловского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Чкаловский районный суд г. Екатеринбурга.

Судья (подпись) М.А. Парамонова