ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5064/2022 от 18.07.2022 Балашихинского городского суда (Московская область)

Дело № 2а-5064/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«18» июля 2022 года г. Балашиха

Балашихинский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Бесединой Е.А.,

при секретаре Веденеевой С.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску ФИО1 к начальнику управления занятости Министерства социального развития Московской области Старцеву О.Н., Министерству социального развития Московской области, Министерству образования Московской области о признании незаконным бездействия,

установил:

ФИО1 обратился в суд с настоящим иском, указывая на то, что он является инвалидом детства 3 группы. ФИО1 оформил заявления в ГАПОУ Энергия на специальности медицинская оптика (бюджет) и сестринское дело (внебюджет). В заявлениях о приеме на обучение было указано на просьбу направить сведения об ФИО1 в региональный центр сопровождения инвалидов Московской области. Приказом директора ГАПОУ ПК Энергия от 17.08.2021 ФИО1 не был зачислен на обучение в связи с непрохождением конкурса аттестатов. Ответом заместителя министра образования московской области ФИО3 от 23.08.2021 нарушений прав ФИО1 на получение бесплатного среднего профессионального образования не установлено. Ответом и.о. директора ГАПОУ ПК Энергия ФИО4 от 30.09.2021 нарушений прав ФИО1 на получение бесплатного среднего профессионального образования не установлено. Ответом начальника управления высшего, среднего профессионального образования и дополнительного образования Министерства образования Московской области ФИО5 28.09.2021 нарушений прав ФИО1 на получение бесплатного среднего профессионального образования не установлено. В связи с отказом ГАПОУ Энергия и ГПОУ Ногинский колледж направить сведения об ФИО1 на основании риска непоступления в региональный центр сопровождения инвалидов, 22.10.2021 ФИО1 был вынужден самостоятельно обратиться с заявлением о решении вопроса об организации бесплатного среднего профессионального образования. 07.11.2021 ФИО1 был вынужден заключить договор о платном образовании с ГАПОУ ПК Энергия на сумму 399 456,68 рублей за курс обучения (3г 10 месяцев), который уведомлением директора ГАПОУ ПК Энергия ФИО6 от 09.12.2021 был расторгнут в одностороннем рядке в связи с невнесением единовременной денежной суммы за обучение в размере 400 000 рублей. Ответами директора БПО ГПОУ МО Балашихинский техникум ФИО7 от 18.11.2021, от 27.12.2021 в определении в образовательную организацию отказано, ФИО1 разъяснено, что он имеет право обратиться с заявлением на прием в образовательные учреждения Московской области. Ответом прокурора Московской области ФИО8 от 10.01.2022 нарушений прав ФИО1 не установлено. Ответом заместителя начальника управления занятости Министерства социального развития Московской области ФИО9 от 01.04.2022 указано, что получение гражданами среднего профессионального образования не входит в компетенцию Министерства. Указанный ответ поступил в адрес ФИО1 (25.05.2022) исключительно после жалобы в адрес прокуратуры Московской области, что нарушает его право, установленное статьей 12 ФЗ О рассмотрении обращений граждан в РФ. Ответами начальника и заместителя начальника управления развития образования ФИО10 и ФИО5 от 08.04.2022 и от 12.04.2022 права ФИО1 не нарушены, в полном объеме обеспечено его право на получение образования. Ответом директора БПО ГПОУ МО Балашихинский техникум ФИО7 от 05.05.2022 в определении в образовательную организацию повторно отказано, в организации сопровождения инвалида отказано. ФИО1 даны разъяснения, что действующим законодательством не предусмотрены какие-либо льготы для инвалидов, разъяснен порядок приема на обучение, при этом указать в какие учебные заведения он может обратиться с учетом риска непоступления и медицинских противопоказаний ИПР в рамках сопровождения также отказано. Ответом начальника Управления социальной защиты населения по г\о Балашиха ФИО11 от 80.04.2022 в изменении условий социального контракта, включив в него условия профессионального обучения, отказано. Решениями начальника Управления социальной защиты населения по г\о Балашиха ФИО11 от 19.05.2022, от 21.05.2022, от 24.05.2022 в заключении социального контракта для получения образования на период с 2022 до 2023 отказано. Однако, каких-либо совместных действий в приемные кампании 2020-2021, 2021-2022 вопреки закону Министерством социального развития Московской области и Министерством образования Московской области в отношении ФИО1 не совершены.

Истец просит суд признать незаконным бездействие заместителя начальника управления занятости Министерства социального развития Московской области ФИО12, выразившееся в нарушении рассмотрения обращения ФИО1 в адрес Уполномоченного по правам человека в РФ и направления на него ответа 01.04.2022 лишь 25.05.2022; признать незаконным бездействие Министерства социального развития Московской области и Министерства образования Московской области, выразившееся в отказе от организации совместной работы по обеспечению бесплатного среднего профессионального обучения ФИО1

Истец в судебное заседание не явился, извещен.

Представитель ответчика Министерства социального развития Московской области ФИО13 в судебном заседании против иска возражал по основаниям, изложенных в письменных возражениях.

Представитель ответчика Министерства образования Московской области в судебное заседание ре явился, извещен, представлены письменные возражения.

Выслушав доводы представителя ответчика, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечение государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и создания условий для реализации права на образование регулируются Федеральным законом от 29.12.2012 № 27Э-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Федеральный закон № 273-Ф3 устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования.

В соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона № 273-ФЗ в Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность среднего профессионального образования.

Частью 4 статьи 68 Закона № 273-Ф3 установлено, что в случае, если численность поступающих на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования превышает количество мест, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, образовательной организацией при приеме на обучение учитываются результаты освоения поступающими образовательной программы основного общего или среднего общего образования, указанные в представленных поступающими документах об образовании и (или) документах об образовании и о квалификации.

При этом в соответствии с частью 1 статьи 100 Федерального закона № 273-ФЗ число обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов определяется на основе контрольных цифр приема на обучение по профессиям, специальностям и направлениям подготовки за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (далее - контрольные цифры приема).

Частью 4 статьи 100 Федерального закона № 273-ФЗ закреплено, что порядок установления организациям, осуществляющим образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, контрольных цифр приема за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации утверждается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Контрольные цифры приема по образовательным программам среднего профессионального образования за счет средств бюджета Московской области по профессиям и специальностям распределяются Министерством в соответствии с Порядком установления организациям, осуществляющим образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального и высшего образования и по не имеющим государственной аккредитации образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, контрольных цифр приема по профессиям, специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки для обучения за счет бюджетных ассигнований бюджета Московской области, утвержденным приказом министра образования Московской области от 06.03.2015 № 1097 «Об утверждении порядка установления организациям, осуществляющим образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального и высшего образования и по не имеющим государственной аккредитации образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, контрольных цифр приема по профессиям, специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки для обучения за счет бюджетных ассигнований бюджета Московской области».

Приказом Министерства от 17.06.2019 № 2014 «Об утверждении государственным образовательным организациям высшего образования и профессиональным образовательным организациям Московской области, подведомственным Министерству образования Московской области, контрольных цифр приема граждан по направлениям подготовки для обучения за счет бюджетных ассигнований бюджета Московской области в 2020/2021 учебном году», приказом министра образования Московской области от 08.05.2020 № ПР-394 «Об утверждении государственным образовательным организациям высшего образования и профессиональным образовательным организациям Московской области, подведомственным Министерству образования Московской области, контрольных цифр приема граждан по направлениям подготовки для обучения за счет бюджетных ассигнований бюджета Московской области в 2021/2022 учебном году» установлены контрольные цифры приема на 2020/2021, 2021/2022 учебные годы. Контрольные цифры приема на бюджетные места по профессиям и специальностям среднего профессионального образования формируются в соответствии с кадровыми потребностями предприятий и организаций Московской области, которые формируются в Информационно- аналитической системе «Кадры Подмосковья».

Во всех образовательных организациях, подведомственных Министерству и осуществляющих обучение, установлены государственные образовательные стандарты, образовательные программы (профессии и специальности), а также порядок поступления и условия обучения.

В образовательных организациях, подведомственных Министерству, предусмотрено назначение специалиста, ответственного за сопровождение абитуриентов из числа лиц с ОВЗ и инвалидностью на этапе поступления в образовательную организацию, утверждены положения по разработке и реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования.

Истец полагает, что были на нарушены его права на получение среднего профессионального образования, Министерством социального развития Московской области и Министерством образования Московской области в отношении ФИО1 не совершено каких-либо совместных действий в приемные кампании 2020-2021, 2021-2022.

Суд не может согласиться с доводами истца по следующим основаниям.

Как следует из представленных в материалы дела документов, в рамках обеспечения права ФИО1 на получение среднего профессионального образования Министерством рассмотрена программа индивидуальной реабилитации или абилитации инвалида № 1559.1.50/2018 к протоколу проведения медико-социальной экспертизы гражданина от 13.07.2018 № 1986.1.50/2018 (далее-ИПР).

Данная процедура проводилась в рамках исполнения апелляционного определения Московского городского суда от 28.01.2019. Данным определением Мосгорсуд обязал Министерство обеспечить право ФИО1 на получение среднего профессионального образования в соответствии с адаптированными программами и с учетом индивидуальной программы реабилитации.

В рамках исполнения решения Мосгорсуда и в соответствии с содержанием определения Мосгорсуда Министерством создана комиссия (приказ Министерства от 04.04.2019 № 1207) по вопросу обеспечения права ФИО1 на получение среднего профессионального образования.

Для всестороннего и объективного рассмотрения всех вариантов и возможностей обеспечения права на получение среднего профессионального образования в соответствии с адаптированными образовательными программами и с учетом индивидуальной программы реабилитации Министерством направлен запрос ФИО1 на представление документов (письмо от 15.04.2019 № Исх-5651/16-20с). Копии запрашиваемых документов были направлены в Министерство письмом от 16.04.2019 № ИНФ-1063.

13.05.2019 состоялось заседание комиссии (протокол от 13.05.2019). В связи с отсутствием ФИО1 на заседании, комиссией принято решение о повторном приглашении ФИО1 на заседание (письмо от 23.05.2019 № Исх-7656/16-20с).

31.05.2019 состоялось повторное заседание комиссии (протокол от 31.05.2019). ФИО1 не явился. Комиссией рассмотрена ИПР.

Согласно ИПР ФИО1 является инвалидом третьей группы по причине общего заболевания. Группа инвалидности установлена бессрочно.

Согласно показаниям к проведению реабилитационных или абилитационных мероприятий, ФИО1 установлены ограничения к нескольким основным категориям жизнедеятельности, а именно: первая степень ограничения к способности к самообслуживанию; первая степень ограничения к трудовой деятельности. Ограничения к способности к передвижению, способности к ориентации, способности к общению, способности к обучению и способности к контролю за своим поведением отсутствуют.

Согласно приказу Минтруда России от 27.08.2019 № 585н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико- социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» (далее - Приказ Минтруда) способность к обучению - это способность к целенаправленному процессу организации деятельности по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности (в том числе профессионального, социального, культурного, бытового характера), развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию мотивации получения образования в течение всей жизни.

В соответствии с положениями Приказа Минтруда при установлении ограничений к способности к обучению в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, создаются специальные условия (при необходимости) для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, в том числе обучение с применением (при необходимости) специальных технических средств обучения.

Таким образом, учитывая ИПР ФИО1, необходимость создания специальных условий для получения среднего профессионального образования ФИО1 отсутствует.

Однако установленные ограничения первой степени в части способности к самообслуживанию и ограничению к трудовой деятельности имеют прямое влияние на избрание профессии для дальнейшей интеграции и реабилитации в обществе.

Так, Комиссией с учетом ограничений, установленных в ИПР, учетом методических рекомендаций по организации приемной компании лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью на обучение по программам среднего профессионального обучения, направленных Департаментом государственной политики в сфере подготовки кадров и ДПФИО17 образования и науки Российской Федерации, а также с учетом наличия риска непоступления (низкий средний балл аттестата), сформирован и направлен в адрес ФИО1 перечень профессий, для реализации права на получение среднего профессионального образования.

Поддержка инвалидов в сфере образования касается только создания предпосылок для реализации прав инвалидов на получение образования наравне с другими лицами, при условии, что инвалид по своим личным качествам способен пройти программу обучения и соответствует по способностям избираемой профессии и уровню подготовки в учебном заведении.

В целях устранения барьеров перед инвалидами по получению образования, в том числе и среднему профессиональному, устанавливаются дополнительные гарантии, однако, такие гарантии не представляют собой безграничное право.

В соответствии с частью 4 статьи 68 Федерального закона № 273-ФЗ, прием на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований является общедоступным, если иное не предусмотрено настоящей частью. В случае, если численность поступающих превышает количество мест, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований, образовательная организация в соответствии с порядком приема, установленным в соответствии с частью 8 статьи 55 Федерального закона № 273-ФЗ, учитывает результаты освоения поступающими образовательной программы основного общего или среднего общего образования, указанные в представленных поступающими документах об образовании и (или) документах об образовании и о квалификации, результаты индивидуальных достижений, сведения о которых поступающий вправе представить при приеме, а также наличие договора о целевом обучении с организациями, указанными в части 1 статьи 71.1 настоящего Федерального закона.

Названной нормой предусмотрено, что при превышении численности поступающих количеству «бюджетных мест», образовательное учреждение вправе выбрать из числа абитуриентов лучших, учитывая результаты освоения поступающими общеобразовательной программы, результаты индивидуальных достижений и иное.

Иного порядка при этом для определения поступающих «на бюджет» законом не предусмотрено, что не означает отсутствия поддержки инвалидов. Таким лицам, при соответствии их высоким требованиям для поступающего на конкретную специальность в конкретное учебное заведение, гарантировано при осуществлении обучения реализация статьи 79 Федерального закона № 273-ФЗ (право на адаптацию учебной программы, обеспечение бесплатного питания, право на бесплатные учебники и т.д.).

Льготы, предоставляемые инвалидам, как исключение из общего правила, не подлежат расширительному толкованию, а, следовательно, отсутствует возможность «усмотреть» дополнительное право, если таковое не предусмотрено законом.

Таким образом, Министерство, как центральный исполнительный орган государственной власти Московской области специальной компетенции, осуществляющий исполнительно-распорядительную деятельность на территории Московской области в сфере образования, проводящий государственную политику, осуществляющий управление и координацию деятельности в указанной сфере иных центральных и территориальных исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области и государственных организаций Московской области, образованных для реализации отдельных функций государственного управления Московской областью, обеспечило и создало все условия для реализации конституционных прав на получение ФИО1 среднего профессионального образования в соответствии с адаптированными программами и с учетом индивидуальной программы реабилитации, а также связанных с этими правами государственных гарантий.

Также, на основании апелляционного определения Мосгорсуда судебным приставом-исполнителем Главного управления службы судебных приставов по Московской области было возбуждено исполнительное производство. Данное исполнительное производство 15.06.2021 было окончено ввиду того, что требования исполнительного документа выполнены Министерством образования Московской области.

Относительно требования о признании незаконным бездействий начальника управления занятости Министерства социального развития Московской области ФИО9, выразившегося в нарушении рассмотрения обращения ФИО1, направленного в адрес Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и направления на него ответа, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что 24.01.2022 ФИО1 обратился к Уполномоченному с жалобой на действия заместителя начальника управления защиты социальных и культурных прав ФИО14, Министерство образования Московской области, Прокуратуры Московской области, Уполномоченного по правам человека Московской области, Роспотребнадзора, Балашихинской городской прокуратуры, Прокуратуры города Реутов, БПО Балашихинский техникум, ГАПОУ Энергия, ГПОУ Ногинский колледж, в связи с отказом в приеме его на обучение.

15.03.2022 в адрес Министерства от Уполномоченного (исх. № 4978-32 от 05.03.2022) поступило обращение ФИО1 с сопроводительным письмом для рассмотрения в рамках федерального проекта «Содействие занятости» национального проекта «Демография». Обращение зарегистрировано за № 200Г-4397 от 15.03.2022.

01.04.2022 письмом № 20ТГ-3322 за подписью начальника управления занятости Министерства ФИО9 истцу ФИО1 даны разъяснения в рамках федерального проекта «Содействие занятости» национального проекта «Демография», а именно, что в соответствии с пунктом 1 статьи 7.1-1 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе организовывать профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование безработных граждан в рамках оказания государственной услуги по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования безработных граждан, включая обучение в другой местности. Получение гражданами среднего профессионального образования не входит в компетенцию Министерства.

Ответ в рамках поручения Уполномоченного направлен на электронную почту заявителя 04.04.2022г., что подтверждается историей карточки документа МСЭД. В дальнейшем была выявлена техническая ошибка в написании адреса электронной почты – пропущена одна буква, после устранения технической ошибки в адрес истца повторно направлен ответ 25.05.2022г. В этой связи, бездействия начальника управления занятости Министерства социального развития МО не усматривается. Более того, требование о признании незаконным бездействия имеет своей целью восстановление прав истца. В данном случае способ защиты прав истца отсутствует, так как на заявление дан ответ и получен заявителем.

На основании изложенного, правовых оснований для удовлетворения иска не имеется.

Руководствуясь ст. 175-180 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного иска ФИО1 к начальнику управления занятости Министерства социального развития Московской области ФИО16, Министерству социального развития Московской области, Министерству образования Московской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в нарушении рассмотрения обращения в адрес Уполномоченного по правам человека в РФ и направления на него ответа 01.04.2022 лишь 25.05.2022; бездействия по организации совместной работы по обеспечению бесплатного среднего профессионального обучения отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в апелляционном порядке через Балашихинский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Федеральный судья: Е.А. Беседина

Решение в окончательной форме принято 26.07.2022

____________

Копия верна.

Судья: