ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-506/18 от 19.09.2018 Онежского городского суда (Архангельская область)

Дело № 2а-506/2018

УИД 29RS0019-01-2018-000726-04

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Онега 19 сентября 2018 года

Онежский городской суд Архангельской области в составе:

председательствующего судьи Кузнецова А.А.,

при секретаре судебного заседания Лихачевой Е.В.,

с участием административного истца ФИО1,

представителя административного ответчика администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению уполномоченного представителя «Онежского местного отделения КПРФ» ФИО1 к главе муниципального образования «Онежский муниципальный район» ФИО3, администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» о признании незаконным решения об изменении места проведения публичного мероприятия и об обязании согласовать заявленное место и время проведения публичного мероприятия,

установил:

уполномоченный представитель «Онежского местного отделения КПРФ» ФИО1 обратился в суд с административным иском, с учетом уточнения исковых требований в судебном заседании, к главе муниципального образования «Онежский муниципальный район» ФИО3 о признании незаконным решения администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» от <Дата>... об изменении места проведения мероприятия и об обязании согласовать заявленное место и время проведения публичного мероприятия, а именно площадь А.О. Шабалина в г. Онеге, <Дата> с 11 часов до 12 часов 30 минут.

В обоснование заявленных требований указано, что письмом от <Дата>... главы администрации МО «Онежский муниципальный район» ФИО3 отказано в проведении митинга на площади А.И. Шабалина у Дома культуры <Дата> и предложено место у памятника В.И. Ленину на перекрестке пр. ... и ул. .... Считает, что подход администрации чинит препятствие умышленно воспрепятствовать проведению митинга согласно Федеральному закону от 19.06.2004 «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях.. .». Основания в отказе о проведении митинга на пл. Шабалина у Дома культуры надуманы и ничем необоснованны. Согласно ст. 8 указанного выше Федерального закона, проведение митинга запрещается в определенных местах. Здесь же у памятника В.И.Ленину проходят дороги, где интенсивное движение грузового транспорта, это создает опасность для присутствующих на митинге. Рядом расположены здания прокуратуры, музей, действующий храм. Согласно ст. 21 Международного Пакта о гражданских и политических правах, который подписан тоже Россией, ст.31 Конституции РФ каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций.

Определением суда от 17 сентября 2018 года к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена администрация муниципального образования «Онежский муниципальный район».

Административный истец ФИО1 в судебном заседании просил удовлетворить уточненные требования.

Административный ответчик ФИО3 в судебном заседании не участвовал, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Представитель административного ответчика ФИО2 в судебном заседании просила отказать в удовлетворении иска по тем основаниям, что Постановлением Правительства Архангельской области от <Дата>...-пп утвержден перечень единых специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера мест. Согласно вышеуказанному Постановлению на территории муниципального образования «Онежское» определено единое специальное отведенное место - площадь у бюста В.И. Ленина, расположенное по адресу: <Адрес>, перекресток <Адрес> ч. 2.1 ст. 8 Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» после определения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с частью 1.1 настоящей статьи специально отведенных мест публичные мероприятия проводятся, как правило, в указанных местах. Проведение публичного мероприятия вне специально отведенных мест допускается только после согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только при наличии оснований, предусмотренных частью 3 статьи 12 настоящего Федерального закона. В связи с проведением на площади им. А.О. Шабалина в период с 16 сентября по 23 сентября текущего года Онежской сельскохозяйственной ярмарки, с соблюдением положений действующего законодательства уполномоченному представителю Онежского местного отделения КПРФ ФИО4 было предложено место для проведения публичного мероприятия - площадь у бюста В.И. Ленина, расположенное по адресу: <Адрес>, перекресток просп. <Адрес>. Однако никаких действий со стороны уполномоченного представителя Онежского местного отделения КПРФ ФИО4 по вопросу урегулирования данного вопроса предпринято не было. Таким образом, сообщение администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район», направленное письмом исх. ... от <Дата>, не содержало в себе отказа в согласовании проведения публичного мероприятия.

На основании ст. 150, ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) по определению суда дело рассмотренопри данной явке лиц, участвующих в деле.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, опросив специалиста, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

Согласно статье 21 Международного пакта о гражданских и политических правах пользование правом на мирные собрания не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые налагаются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.

В соответствии со статьей 31 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествие и пикетирование.

В силу положений статьи 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц, а проведение отдельными гражданами публичного мероприятия не должно создавать невыносимых условий, при которых другие граждане произвольно лишались бы возможности реализовать свои права в соответствии со сложившимися традициями и порядком.

На обеспечение реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан направлен Федеральный закон от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".

Право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование, установленное статьей 31 Конституции РФ, подлежит защите и восстановлению в судебном порядке в соответствии с требованиями статьи 19 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".

Частью 1 статьи 218 КАС РФ определено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В судебном заседании установлено и это подтверждается материалами дела, что <Дата> бюро Онежского местного отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» постановило провести <Дата> с 11:00 час. до 12:30 час. в городе Онега на площади А.О. Шабалина публичное мероприятие– митинг «против пенсионной реформы Правительства Российской Федерации». Лицом, осуществляющим полномочия организатора митинга,назначенФИО1

<Дата> главе муниципального образования «Онежское» ФИО от Онежского местного отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» поступило письменное уведомление о проведении публичного мероприятия в форме митинга, цель проведения которого является поиск решения проблем жителей <Адрес>, дата публичного мероприятия указана <Дата>, время начала публичного мероприятия – 11:00 час., время окончания публичного мероприятия – 12:30 час., место проведения – <Адрес> площадь имени А.О. Шабалина, предполагаемое количество участников – 300 человек.

Указанное уведомление получено администраций муниципального образования «Онежский муниципальный район» <Дата> (вх. ...).

Администрация муниципального образования «Онежский муниципальный район», исполняющая полномочия муниципального образования «Онежское», в письме от <Дата>..., направленного ФИО1, сообщила, что в соответствии с Федеральным законом от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», законом <Адрес> от <Дата>... «О проведении публичных мероприятий на территории Архангельской области», в связи с запланированным до получения уведомления проведением ярмарки «Выходного дня» <Дата> на площади им. А.О. Шабалина предложено изменить место проведения публичного мероприятия по адресу: <Адрес> (площадь у бюста В.И. Ленина), так как это единое специально отведенное или приспособленное для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения обще­ственного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера место, утвержденное Постановлением Правительства Архангельской области от 13 сентября 2017 года № 362-пп. Одновременно сообщено, что администрацией муниципального образования «Онежский муниципальный район» назначен уполномоченный представитель в целях оказания организатору публичного мероприятия содействия в проведении данного публичного мероприятия, в соответствии с Федеральным законом от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» – ФИО, являющаяся начальником отдела по местному самоуправлению, работе с молодежью и общественными организациями администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район».

Не согласившись с отказом в проведении публичного мероприятия в заявленном месте, организатор публичного мероприятия ФИО1 обратился в суд с настоящим иском.

Указанные обстоятельства не оспариваются сторонами.

Согласно п.1 ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ публичное мероприятие – это открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.

Под митингом понимается массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера (п.3 ст.2 Федерального закона № 54-ФЗ).

В соответствии с ч.1, ч.2.2 ст.8 Федерального закона № 54-ФЗ публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами (ч.1).

Как разъяснено в пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях" судам следует учитывать, что специально отведенные места для проведения публичных мероприятий определяются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации с целью создания дополнительных условий для беспрепятственной реализации гражданами и их объединениями права на свободу мирных собраний (часть 1.1 статьи 8 Закона о публичных мероприятиях).

С учетом этого проведение культурно-массового мероприятия, ярмарки и иного мероприятия, не относящегося по смыслу Закона о публичных мероприятиях к публичному мероприятию, само по себе не может являться законным основанием для предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, заявленного к проведению в специально отведенном месте.

Вместе с тем проведение массового мероприятия (ярмарки, культурно-массового мероприятия и т.д.), не относящегося по смыслу Закона о публичных мероприятиях к публичному мероприятию, может расцениваться как законное основание для предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, только если информация о проведении данного массового мероприятия была опубликована в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации ранее и при совместном проведении данных мероприятий не может быть обеспечена их безопасность.

Проведение Онежской сельскохозяйственной ярмарки не относится по смыслу Закона о публичных мероприятиях к публичному мероприятию и не может расцениваться в данном конкретном случае как законное и достаточное основание для предложения об изменении места проведения публичного мероприятия.

При вынесении оспариваемого решения административный ответчик не разрешал вопрос о возможности совместного проведения двух мероприятий (ярмарки и митинга) в одном месте.

Федеральный законодатель по делам, рассматриваемым в порядке главы 22 КАС РФ, обязанность доказывания соблюдения требований нормативных правовых актов, устанавливающих основания для принятия оспариваемого решения, соответствие его содержания нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, возложил на административного ответчика (часть 11 статьи 226 КАС РФ).

С учетом указанных положений КАС РФ и разъяснений, данных в пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 28 от 26.06.2018, орган публичной власти обязан представить суду доказательства, подтверждающие наличие конкретных обстоятельств, препятствующих проведению публичного мероприятия в заявленном месте и (или) в заявленное время.

Оценив по правилам статей 59, 60, 61 и 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации представленные сторонами доказательств, суд приходит к выводу, что административными ответчиками не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что проведение публичного мероприятия нарушит требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, на объектах транспортной инфраструктуры, используемых для транспорта общего пользования, будет препятствовать доступу граждан к жилым помещениям и объектам инфраструктуры независимо от осуществления уполномоченными органами дополнительных мер, направленных на обеспечение соблюдения таких требований.

Административными ответчиками также не представлено ни одного доказательства того, что при совместном проведении ярмарки и митинга не может быть обеспечена их безопасность и на такие обстоятельства ответчик не ссылается.

Как пояснила в судебном заседании специалист ФИО, проходящая службу в должности заместителя начальника полиции (по охране общественного порядка)ОМВД России по Онежскому району, ОМВД России по Онежскому району получило уведомление о проведении митинга и сможет обеспечить общественную безопасность при совместном проведении <Дата> на площади им. А.О. Шабалина в г. Онеге публичных мероприятий: Онежской сельскохозяйственной ярмарки и митинга.

Федеральным законом № 54-ФЗ не запрещено проведение митинга на площадях.

Доказательств необходимости защиты публичных интересов административными ответчиками не приведено.

Действительно, Постановлением Правительства Архангельской области от 13 сентября 2017 года N 362-пп "О внесении изменений в перечень единых специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера мест" определено место для проведения указанных мероприятий: г. Онега, перекресток <Адрес> площадь у бюста В.И.Ленина.

Вместе с тем, как разъяснено в абз. 1 п. 16, п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях", специально отведенные места для проведения публичных мероприятий определяются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации с целью создания дополнительных условий для беспрепятственной реализации гражданами и их объединениями права на свободу мирных собраний.

Определение органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации специально отведенных мест не препятствует организатору публичного мероприятия избрать иное место его проведения, направив соответствующее уведомление, или провести без уведомления собрание, одиночное пикетирование без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции (часть 1 статьи 7, часть 2.1 статьи 8 Закона о публичных мероприятиях).

Таким образом, решение администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район», подписанное главой муниципального образования «Онежский муниципальный район» ФИО3, от <Дата>... об изменении места проведения публичного мероприятия является незаконным и нарушает права административного истца, в связи с чем исковые требования ФИО1 подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 188, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования уполномоченного представителя «Онежского местного отделения КПРФ» ФИО1 к главе муниципального образования «Онежский муниципальный район» ФИО3, администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» о признании незаконным решения об изменении места проведения публичного мероприятия и об обязании согласовать заявленное место и время проведения публичного мероприятия – удовлетворить.

Признать незаконным решение администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» от <Дата>... об изменении места проведения публичного мероприятия.

Обязать администрацию муниципального образования «Онежский муниципальный район» согласовать заявленное Онежским местным отделением Коммунистической партии Российской Федерации в уведомлении от <Дата> место и время проведения публичного мероприятия (митинга), а именно площадь имени А.О. Шабалина в <Адрес>, <Дата> с 11 часов до 12 часов 30 минут.

Решение суда подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Онежский городской суд Архангельской области.

Председательствующий подпись А.А. Кузнецов

...

...