Дело № 2а-506/2023
УИД: 22RS0029-01-2023-000628-23
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Кулунда 09 октября 2023 года
Кулундинский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Колтышевой А.О.,
при секретаре Белан Е.В.,
с участием старшего помощника прокурора Кулундинского района Алтайского края Артюховой Н.Г.,
рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному иску и.о. прокурора Кулундинского района Алтайского края в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации Кулундинского района Алтайского края о признании бездействия незаконным, о возложении обязанности совершить действия,
УСТАНОВИЛ:
И.о. прокурора Кулундинского района Алтайского края обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту законных прав и интересов неопределенного круга лиц, в котором просит признать незаконным бездействие Администрации Кулундинского района Алтайского края по разработке схемы водоснабжения и водоотведения с. Кулунда, утвержденной решением собрания депутатов Кулундинского сельсовета Кулундинского района Алтайского края от 12.11.2013 № 116, в соответствии с требованиями Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Постановления Правительства РФ от 05.09.2013 № 782 «О схемах водоснабжения и водоотведения» (вместе с «Правилами разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения», «Требованиями к содержанию схем водоснабжения и водоотведения»); возложить на Администрацию Кулундинского района Алтайского края обязанность разработать схему водоснабжения и водоотведения с. Кулунда в соответствии с требованиями Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Постановления Правительства РФ от 05.09.2013 № 782 «О схемах водоснабжения и водоотведения» (вместе с «Правилами разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения», «Требованиями к содержанию схем водоснабжения и водоотведения») в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование требований указано, что прокуратурой Кулундинского района проведена проверка соблюдения федерального законодательства при содержании, использовании и распоряжении объектами коммунальной инфраструктуры. По результатам проверки установлено, что решением собрания депутатов Кулундинского сельсовета Кулундинского района Алтайского края №№№№ от ///// утверждена схема водоснабжения и водоотведения с. Кулунда Кулундинского района Алтайского края. Указанная схема включает в себя графические материалы: карты (схемы) размещения объектов централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения, пояснительную записку, в которой перечислены зоны централизованного и нецентрализованного водоснабжения, приведен перечень централизованных систем водоснабжения и водоотведения и сведения об их техническом состоянии. В соответствии с ч.4 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ между муниципальным образованием Кулундинский район Алтайского края и муниципальным образованием Кулундинский сельсовет Кулундинского района Алтайского края заключались соглашения о передаче полномочий по решению вопроса местного значения по водоснабжению и водоотведению с предоставлением межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в поселение. С 2018 года указанные полномочия относятся к полномочиям муниципального образования Кулундинский район Алтайского края. В связи с изложенным исполнительным органом муниципального образования в лице Администрации Кулундинского района осуществляется решение указанных вопросов. Как установлено проверкой, действующая схема водоснабжения и водоотведения с. Кулунда в нарушение п.п. 1,2,5,6 ст. 38 Закона о водоснабжении не содержит основных направлений, принципов, задач и плановых значений показателей развития централизованных систем водоснабжения и водоотведения; прогнозных балансов потребления питьевой, технической воды, количества и состава сточных вод сроком не менее чем на 10 лет с учетом различных сценариев развития поселения; сведений о границах планируемых зон размещения объектов централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения; перечень основных мероприятий по реализации схем водоснабжения и водоотведения в разбивке по годам, включая технические обоснования этих мероприятий и оценку стоимости их реализации. Кроме того, схема водоснабжения и водоотведения не соответствует требованиям, установленным Постановлением Правительства РФ от 05.09.2013 № 782 «О схемах водоснабжения и водоотведения» (далее – Требования). Так, установлено, что схема водоснабжения и водоотведения не содержит технических параметров: не детализированы сведения о техническом состоянии объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения, результатах технических обследований централизованных систем водоснабжения и водоотведения при принятии схемы; схема не содержит сведений о соответствии качества питьевой воды требованиям законодательства Российской Федерации о санитарно-эпидемиологическом благополучии человека, о соответствии состава и свойств сточных вод требованиям законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды (п.п. «в,г» п. 7 Требований). Схема в части водоснабжения не содержит разделов, предусмотренных п. 5 Требований, равно как схема водоотведения не содержит разделов, предусмотренных п. 15 Требований. Схема водоснабжения и водоотведения частично содержит параметры, предусмотренные п.п. 6, 16 Требований (в части водоснабжения и водоотведения – соответственно): описание структуры водоснабжения и водоотведения поселения; описание существующих сооружений, соответствия их нормативам, описание технического состояния объектов и степени их износа. В нарушение п.п. 6-13 (в части водоснабжения), п.п. 16-23 (в части водоотведения) Требований, схема не содержит сведений о балансе водоснабжения и сточных вод с учетом динамики изменения водопотребления в поселении, направления развития водоснабжения и водоотведения; предложения по строительству, реконструкции и модернизации (техническому перевооружению) объектов систем водоснабжения и водоотведения; экологических аспектов мероприятий по строительству и реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения, включая качество питьевой воды; оценку потребности в капитальных вложениях в строительство, реконструкцию и модернизацию объектов систем водоснабжения и водоотведения; плановые значения показателей развития систем водоснабжения и водоотведения. Ввиду изложенного Администрации Кулундинского района необходимо детально разработать и принять схемы водоснабжения и водоотведения с. Кулунда в соответствии с требованиями Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Постановления Правительства РФ от 05.09.2013 № 782 «О схемах водоснабжения и водоотведения» (вместе с «Правилами разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения», «Требованиями к содержанию схем водоснабжения и водоотведения»). В связи с выявленными нарушениями прокурором района ///// главе Кулундинского района внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено, однако мер по устранению нарушений в части разработки схемы водоснабжения и водоотведения до настоящего времени Администрацией Кулундинского района не принято. Бездействие Администрации Кулундинского района нарушает права неопределенного круга лиц, проживающих на территории с. Кулунда и Кулундинского района, на надлежащее оказание услуг по питьевому водоснабжению и оказанию услуг по водоотведению надлежащего качества, что также затрагивает права граждан на здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие.
В судебном заседании представитель административного истца - старший помощник прокурора Кулундинского района Алтайского края Артюхова Н.Г. поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика администрации Кулундинского района Алтайского края Моренко И.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании административные исковые требования признал, просил установить срок для устранения нарушений не менее 5-6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
Представитель заинтересованного лица МУП «Система» Кулундинского района Алтайского края в судебное заседание не явился, надлежаще извещен.
Выслушав объяснение прокурора, представителя административного ответчика, изучив материалы дела, суд пришел к следующему.
Согласно части 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Согласно ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. ст. 215, 294 и 296 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в ст. 125 настоящего Кодекса. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом.
Частью 1 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, в силу п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ относится к вопросам местного значения.
Согласно пункту 4.3 части 1 статьи 17 этого же Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ).
Пунктами 1, 4 и 5 части 1 статьи 3 Закона N 416-ФЗ закреплено, что целями, на достижение которых направлена государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения, являются: охрана здоровья населения и улучшение качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения; обеспечение доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение; обеспечение развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения путем развития эффективных форм управления этими системами, привлечения инвестиций и развития кадрового потенциала организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Частью 2 статьи 3 указанного Федерального закона определены общие принципы государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения, среди которых установлена приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению (пункт 1).
Полномочия органов местного самоуправления в сфере водоснабжения и водоотведения определены статьей 6 Закона N 416-ФЗ.
В соответствии с пунктами 1, 2, 4 части 1 данной статьи к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации; утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов.
В соответствии с ч.4 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ между муниципальным образованием Кулундинский район Алтайского края и муниципальным образованием Кулундинский сельсовет Кулундинского района Алтайского края заключались соглашения о передаче полномочий по решению вопроса местного значения по водоснабжению и водоотведению с предоставлением межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в поселение. С 2018 года указанные полномочия относятся к полномочиям муниципального образования Кулундинский район Алтайского края.
В связи с изложенным исполнительным органом муниципального образования в лице Администрации Кулундинского района осуществляется решение указанных вопросов, что не оспаривалось административным ответчиком.
Согласно ст. 38 Федерального закона от 07.12.2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", развитие централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется в соответствии со схемами водоснабжения и водоотведения поселений, муниципальных округов, городских округов.
Схемы водоснабжения и водоотведения разрабатываются в соответствии с документами территориального планирования, а также с учетом схем энергоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения.
Схемы водоснабжения и водоотведения должны содержать плановые значения показателей развития централизованных систем водоснабжения и водоотведения, предусматривать мероприятия, необходимые для осуществления горячего, питьевого, технического водоснабжения и водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе учитывать утвержденные в соответствии с настоящим Федеральным законом планы снижения сбросов, программы повышения экологической эффективности, планы мероприятий по охране окружающей среды, планы мероприятий по приведению качества горячей воды в соответствие с установленными требованиями, планы мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, а также решения органов местного самоуправления о прекращении горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и о переводе абонентов, объекты которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иные системы горячего водоснабжения.
Схемы водоснабжения и водоотведения поселений, муниципальных округов, городских округов утверждаются органами местного самоуправления. Схемы водоснабжения и водоотведения учитывают результаты технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения и содержат:
1) основные направления, принципы, задачи и плановые значения показателей развития централизованных систем водоснабжения и водоотведения;
2) прогнозные балансы потребления горячей, питьевой, технической воды, количества и состава сточных вод сроком не менее чем на 10 лет с учетом различных сценариев развития поселений, муниципальных округов, городских округов;
3) зоны централизованного и нецентрализованного водоснабжения (территорий, на которых водоснабжение осуществляется с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, систем холодного водоснабжения соответственно) и перечень централизованных систем водоснабжения и водоотведения;
4) карты (схемы) планируемого размещения объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения;
5) границы планируемых зон размещения объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения;
6) перечень основных мероприятий по реализации схем водоснабжения и водоотведения в разбивке по годам, включая технические обоснования этих мероприятий и оценку стоимости их реализации.
Порядок разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения, требования к их содержанию утверждаются Правительством Российской Федерации.
Как следует из представленных материалов дела, прокуратурой Кулундинского района проведена проверка соблюдения федерального законодательства при содержании, использовании и распоряжении объектами коммунальной инфраструктуры.
По результатам проверки установлено, что решением собрания депутатов Кулундинского сельсовета Кулундинского района Алтайского края №№№№ от ///// утверждена схема водоснабжения и водоотведения с. Кулунда Кулундинского района Алтайского края.
Указанная схема включает в себя графические материалы: карты (схемы) размещения объектов централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения, пояснительную записку, в которой перечислены зоны централизованного и нецентрализованного водоснабжения, приведен перечень централизованных систем водоснабжения и водоотведения и сведения об их техническом состоянии.
Как установлено проверкой, действующая схема водоснабжения и водоотведения с. Кулунда в нарушение п.п. 1,2,5,6 ст. 38 Закона о водоснабжении не содержит основных направлений, принципов, задач и плановых значений показателей развития централизованных систем водоснабжения и водоотведения; прогнозных балансов потребления питьевой, технической воды, количества и состава сточных вод сроком не менее чем на 10 лет с учетом различных сценариев развития поселения; сведений о границах планируемых зон размещения объектов централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения; перечень основных мероприятий по реализации схем водоснабжения и водоотведения в разбивке по годам, включая технические обоснования этих мероприятий и оценку стоимости их реализации.
Кроме того, схема водоснабжения и водоотведения не соответствует требованиям, установленным Постановлением Правительства РФ от 05.09.2013 № 782 «О схемах водоснабжения и водоотведения» (далее – Требования).
Так, установлено, что схема водоснабжения и водоотведения не содержит технических параметров: не детализированы сведения о техническом состоянии объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения, результатах технических обследований централизованных систем водоснабжения и водоотведения при принятии схемы; схема не содержит сведений о соответствии качества питьевой воды требованиям законодательства Российской Федерации о санитарно-эпидемиологическом благополучии человека, о соответствии состава и свойств сточных вод требованиям законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды (п.п. «в,г» п. 7 Требований). Схема в части водоснабжения не содержит разделов, предусмотренных п. 5 Требований, равно как схема водоотведения не содержит разделов, предусмотренных п. 15 Требований.
Схема водоснабжения и водоотведения частично содержит параметры, предусмотренные п.п. 6, 16 Требований (в части водоснабжения и водоотведения – соответственно): описание структуры водоснабжения и водоотведения поселения; описание существующих сооружений, соответствия их нормативам, описание технического состояния объектов и степени их износа.
В нарушение п.п. 6-13 (в части водоснабжения), п.п. 16-23 (в части водоотведения) Требований, схема не содержит сведений о балансе водоснабжения и сточных вод с учетом динамики изменения водопотребления в поселении, направления развития водоснабжения и водоотведения; предложения по строительству, реконструкции и модернизации (техническому перевооружению) объектов систем водоснабжения и водоотведения; экологических аспектов мероприятий по строительству и реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения, включая качество питьевой воды; оценку потребности в капитальных вложениях в строительство, реконструкцию и модернизацию объектов систем водоснабжения и водоотведения; плановые значения показателей развития систем водоснабжения и водоотведения.
В связи с выявленными нарушениями прокурором района ///// главе Кулундинского района внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено, однако мер по устранению нарушений в части разработки схемы водоснабжения и водоотведения до настоящего времени Администрацией Кулундинского района не принято.
Как следует из ответа администрацией Кулундинского района Алтайского края от ///// на вышеуказанное представление прокурора Кулундинского района Алтайского края, в настоящее время администрацией района с участием ресурсоснабжающей организации разрабатывается проект Схем водоснабжения и водоотведения, утверждение которых планируется ориентировочно до конца текущего года.
В ходе рассмотрения дела администрацией Кулундинского района Алтайского края не предоставлено доказательств утверждения схемы водоснабжения и водоотведения на момент рассмотрения настоящего дела, как не предоставлено и доказательств невозможности ее утверждения.
Представитель административного ответчика соответствующие обязательства не оспаривал, согласился с установленными в ходе проведения прокурорской проверки обстоятельствами нарушения прав неопределенного круга лиц на обеспечение доступного водоснабжения, водоотведения.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что органом местного самоуправления в нарушение норм действующего законодательства не разработана и не утверждена схема водоснабжения и водоотведения на территории с Кулунда Кулундинского района Алтайского края в соответствии с требованиями Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Постановления Правительства РФ от 05.09.2013 № 782 «О схемах водоснабжения и водоотведения» (вместе с «Правилами разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения», «Требованиями к содержанию схем водоснабжения и водоотведения»), что нарушает законные интересы и права неопределенного круга лиц, проживающего на территории муниципального образования.
Следовательно, требования прокурора о возложении на администрацию Кулундинского района Алтайского края обязанность разработать схему водоснабжения и водоотведения с. Кулунда в соответствии с требованиями Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Постановления Правительства РФ от 05.09.2013 № 782 «О схемах водоснабжения и водоотведения» (вместе с «Правилами разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения», «Требованиями к содержанию схем водоснабжения и водоотведения») являются правомерными и подлежат удовлетворению.
В силу пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом может быть принято решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд в резолютивной части решения указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений (пункт 1 части 3 статьи 227 КАС РФ).
На основании вышеизложенных норм права, для устранения допущенных нарушений Администрации необходимо разработать и не утверждить схему водоснабжения и водоотведения на территории с Кулунда Кулундинского района Алтайского края в соответствии с требованиями Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Постановления Правительства РФ от 05.09.2013 № 782 «О схемах водоснабжения и водоотведения» (вместе с «Правилами разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения», «Требованиями к содержанию схем водоснабжения и водоотведения») - в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административные исковые требования и.о. прокурора Кулундинского района Алтайского края в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации Кулундинского района Алтайского края по разработке схемы водоснабжения и водоотведения с. Кулунда, утвержденной решением собрания депутатов Кулундинского сельсовета Кулундинского района Алтайского края от /////№№№№, в соответствии с требованиями Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Постановления Правительства РФ от 05.09.2013 № 782 «О схемах водоснабжения и водоотведения» (вместе с «Правилами разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения», «Требованиями к содержанию схем водоснабжения и водоотведения»).
Возложить на Администрацию Кулундинского района Алтайского края обязанность разработать схему водоснабжения и водоотведения с. Кулунда в соответствии с требованиями Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Постановления Правительства РФ от 05.09.2013 № 782 «О схемах водоснабжения и водоотведения» (вместе с «Правилами разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения», «Требованиями к содержанию схем водоснабжения и водоотведения») в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Кулундинский районный суд в течение месяца со дня его вынесения.
Председательствующий А.О. Колтышева
Мотивированное решение изготовлено – 10.10.2023.