ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5070/2021 от 19.01.2022 Выборгского городского суда (Ленинградская область)

УИД 47RS0005-01-2021-007175-09

Дело № 2а-918/2022 (2а-5070/2021;)

г. Выборг

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Выборгский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего - судьи Баширова Т.Н.,

при секретаре - помощнике судьи Коженковой А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Пыхалова Александра Владимировича к администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области, Комитету по управлению муниципальным имуществом и градостроительству администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области, Начальнику отдела по архитектуре и градостроительству Комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительству администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области Ступневой Т.А. о признании незаконным отказа в предварительном согласовании и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане, об обязании согласовать и утвердить схему расположения земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

административный истец обратился в Выборгский городской суд <адрес> с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования "<адрес>" <адрес>, Комитету по управлению муниципальным имуществом и градостроительству администрации муниципального образования "<адрес>" <адрес>, Начальнику отдела по архитектуре и градостроительству Комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительству администрации муниципального образования "<адрес>" <адрес>ФИО6 о признании незаконным отказа в предварительном согласовании и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане, об обязании согласовать и утвердить схему расположения земельного участка.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, Полянское сельское поселение, <адрес>.

Право собственности на жилой дом зарегистрировано, что подтверждается выпиской из ЕГРН.

В соответствии со статьей 39.14. и 39.15 ЗК РФ в августе 2021 года административный истец обратился в администрацию МО «<адрес>» <адрес> с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 2164 кв. м. ПОД указанный жилой дом с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>, Полянское сельское поселение, <адрес>.

КУМИГ администрации письмом от Дата № А-8301 года ответил отказом в предварительном согласовании и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане, поскольку сообщил, что испрашиваемый земельный участок согласно генеральному плану находится в зоне садоводств.

В соответствии с Правилами землепользования и застройки МО «Полянское сельское поселение» испрашиваемый земельный участок расположен в зоне ТСХ - 2, где основным видом разрешенного использования земельного участка является, в том числе размещение личных подсобных хозяйств.

Административный истец в своем заявлении просил предварительно согласовать предоставление земельного участка именно для размещения личного подсобного хозяйства.

Вины административного истца в том, что утвержденные Правила землепользования и застройки противоречат генеральному плану МО «Полянское сельское поселение», не имеется. Схема расположения подготовлена с учетом фактического расположения смежных участков, с которыми в течение длительного времени сложилось землепользование.

В настоящее время административный истец лишен возможности приобрести в собственность за плату земельный участок.

Административный истец просит суд признать незаконным отказ Комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительству администрации муниципального образования "<адрес>" <адрес> в предварительном согласовании предоставления в собственность за плату земельного участка площадью 2164 кв.м. под жилой дом с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>, Полянское сельское поселение, <адрес>, оформленный письмом № А-8301 от Дата.

Обязать администрацию МО «<адрес>» <адрес> предварительно согласовать предоставление земельного участка площадью 2164 кв.м. под жилой дом с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>, Полянское сельское поселение, <адрес>, и утвердить схему расположения указанного земельного участка на кадастровом плане.

Лица, участвующие в деле, ФИО2, администрация муниципального образования "<адрес>" <адрес>, Комитет по управлению муниципальным имуществом и градостроительству администрации муниципального образования "<адрес>" <адрес>, Начальник отдела по архитектуре и градостроительству Комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительству администрации муниципального образования "<адрес>" <адрес>ФИО6, администрация муниципального образования "Полянское сельское поселение" <адрес>, будучи надлежащим образом уведомленными о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, об отложении слушания дела не просили.

Представитель административных ответчиков Комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительству администрации муниципального образования "<адрес>" <адрес>, администрации муниципального образования "<адрес>" <адрес> и заинтересованного лица администрации муниципального образования "Полянское сельское поселение" <адрес>ФИО7, действующая на основании доверенностей, представила в суд письменные возражения, в которых просила отказать в удовлетворении заявленных административным истцом требований в полном объеме.

Суд, руководствуясь положениями ст.150 Кодекса административного судопроизводства РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Суд, исследовав и оценив собранные по делу доказательства согласно ст.ст. 59, 60, 61 Кодекса административного судопроизводства РФ в их совокупности, приходит к следующему.

Согласно ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном этим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления и их должностных лиц, муниципальных служащих, порядок рассмотрения которых установлен главой 22 поименованного Кодекса.

Часть 1 статьи 4 КАС РФ гарантирует право каждому заинтересованному лицу на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Исходя из приведенных выше норм законодательства следует, что для признания решений, действия (бездействий) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, незаконными необходимы совокупность двух условий: несоответствие ими прав, свобод и законных интересов административного истца.

Как следует из материалов дела, административный истец является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, Полянское сельское поселение, <адрес>.

Право собственности на жилой дом зарегистрировано, что подтверждается выпиской из ЕГРН.

В соответствии со статьей 39.14. и 39.15 ЗК РФ в августе 2021 года административный истец обратился в администрацию МО «<адрес>» <адрес> с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 2164 кв. м. ПОД указанный жилой дом с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>, Полянское сельское поселение, <адрес>.

КУМИГ администрации письмом от Дата № А-8301 года ответил отказом в предварительном согласовании и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане, поскольку сообщил, что испрашиваемый земельный участок согласно генеральному плану находится в зоне садоводств.

В соответствии с Правилами землепользования и застройки МО «Полянское сельское поселение» испрашиваемый земельный участок расположен в зоне ТСХ - 2, где основным видом разрешенного использования земельного участка является, в том числе размещение личных подсобных хозяйств.

Согласно ст. 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории.

Основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка изложены в п. 16 указанной статьи.

Согласно пп. 3 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.

Согласно пп. 4 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории.

При этом, определение проекта планировки территории содержится в ст. 42 Градостроительного кодекса РФ.

Из материалов дела следует, что в соответствии с правилами землепользования и застройки частей территории, формируемый земельный участок расположен в зоне ТСХ-2 - зоны производственных объектов сельско-хозяйственного назначения, с включением объектов инженерной инфраструктуры.

Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков) (пункт 2 статьи 85 ЗК Российской Федерации).

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (часть 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (пункт 3 статьи 85 ЗК Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренным статьями 31 и 32 настоящего кодекса. При этом основаниями для рассмотрения главой администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются: несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования муниципального района изменений; поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов.

В соответствии с частью 3 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.

В соответствии с утвержденным генеральным планом МО «Полянское сельское поселение», формируемые границы земельного участка расположены в зоне садоводств.

В соответствии со статьей 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Предоставленная схема расположения земельного участка разработана с нарушением, предусмотренных п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ.

Также схема земельного участка не может быть утверждена по основаниям, указанным п. 16 чт. 11.10, а именно - несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации.

В территориальной зоне ТСХ-2 вид разрешенного использования - под жилой дом не предусмотрено.

Оценив имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных административным истцом требований, поскольку оспариваемое решение является правомерным, принятым в рамках предоставленных административному ответчику законом полномочий, при наличии оснований и соблюдении порядка их принятия, содержание которых соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения, в отсутствие нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца.

В соответствии со ст.84 КАС РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

Согласно ст.176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административных исковых требований Пыхалова Александра Владимировича к администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области, Комитету по управлению муниципальным имуществом и градостроительству администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области, Начальнику отдела по архитектуре и градостроительству Комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительству администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области Ступневой Т.А. о признании незаконным отказа в предварительном согласовании и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане, об обязании согласовать и утвердить схему расположения земельного участка - отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Выборгский городской суд Ленинградской области.

Судья

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>