ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5072/18 от 30.11.2018 Ленинскогого районного суда г. Владивостока (Приморский край)

дело № 2а-5072/2018

Мотивированное решение изготовлено 30.11.2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Ленинский районный суд <адрес> края в составе:

председательствующего В.А. Воробьева, при секретаре О.Д. Фунтиковой,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Хазеева Александра Гумаровича об оспаривании отказа Департамента земельных и имущественных отношений <адрес> в утверждении схемы расположения земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Хазеев Александр Гумарович обратился в суд с административным иском об оспаривании отказа Департамента земельных и имущественных отношений <адрес> в утверждении схемы расположения земельного участка.

Основанием к оспариваемому отказу послужило наличие в представленной заявителем схеме сведений, в силу приказа Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГс/МО, подлежащих засекречиванию.

Просит суд признать незаконным отказ Департамента земельных и имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу <адрес>, возложить на Департамент земельных и имущественных отношений <адрес> обязанность утвердить схему расположения земельного участка.

В судебном заседании истец и его представитель настаивали на удовлетворении заявления по доводам и основаниям административного иска.

Представитель Департамента земельных и имущественных отношений <адрес> требования не признала, представила письменный отзыв, сослалась на наличие в представленной заявителем схеме сведений, в силу приказа Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГс/МО, подлежащих засекречиванию, в связи с тем, что приказ так же носит секретный характер, представить его для исследования или сообщить, какие сведения подлежали засекречиванию, не представляется возможным.

Представитель заинтересованного лица – КГКУ УЗИ на территории <адрес> требования не признала, представив письменные возражения.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения сторон, давая оценку всем добытым по делу доказательствам в их совокупности, суд находит требования административного истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст. 226 КАС РФ основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, предусмотренных настоящей статьей, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

Как следует из материалов дела, в собственности административного истца находится жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, кад. , расположенный на принадлежащем истцу земельном участке кад. .

В целях организации подъездных путей и площадки складирования стройматериалов для строительства дома на принадлежащем административному истцу земельном участке у истца возникла необходимость в дополнительной площади земельного участка, который может быть образован из граничащих с участком истца земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Согласно ч.1 ст. 11.3 ЗК РФ, образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

ДД.ММ.ГГГГг. административный истец обратился через МФЦ в Департамент земельных и имущественных отношений <адрес> с заявлением об утверждении схемы расположения вновь образуемого земельного участка.

ДД.ММ.ГГГГг. за исх. административному истцу было направлено уведомление об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка. При этом единственным указанным в уведомлении основанием для отказа является ссылка административного ответчика на приказ Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ. с/МО «Об утверждении Перечня сведений, подлежащих засекречиванию, Министерства экономического развития Российской Федерации». Данный приказ стороной административного ответчика в судебное заседание не представлен, со ссылкой на его секретный характер.

Анализируя основания и форму оспариваемого отказа, суд приходит к выводу, что отказ не содержит сведений как о нарушении заявителем какого-либо пункта административного регламента предоставления соответствующей услуги, так и о путях устранения нарушений, которые Департамент земельных и имущественных отношений <адрес> выявил при рассмотрении обращения Хазеева А.Г., что само по себе является основанием для признания отказа не соответствующим требованиям действующего законодательства, так как чинит непреодолимые препятствия для реализации права на получение земельного участка.

Кроме того, суд приходит к выводу, что оспариваемый отказ не может быть признан законным по существу, в силу следующего.

Так, на основании заявления Хазеева А.Г. от ДД.ММ.ГГГГ, Управлением Росреестра по <адрес> подготовлено заключение от ДД.ММ.ГГГГ о степени секретности сведений, содержащихся в результатах геодезических и картографических работ, представленных административным истцом при обращении в Департамент земельных и имущественных отношений ПК.

Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 158 "Об установлении порядка (порядок) подготовки заключений о наличии в результатах геодезических и картографических работ сведений, составляющих государственную тайну" (Зарегистрировано в Минюсте России 23.06.2017 N 47133), в п.1 предусмотрено, что Настоящий Порядок устанавливает правила подготовки заключений о наличии в результатах геодезических и картографических работ сведений, составляющих государственную тайну.

П. 7 Порядка определено, что эксперты назначаются из числа должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный надзор в области геодезии и картографии, допущенных к работе со сведениями, составляющими государственную тайну, и сотрудников подразделения по защите государственной тайны.

П. 8 Порядка устанавливает, что при рассмотрении результатов геодезических и картографических работ, представленных на экспертизу, эксперты руководствуются Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне", разработанными в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Порядком, таким образом, утверждение стороны административного ответчика о некоей некомпетентности специалистов Росреестра, а так же об ином составе документов, представленных на экспертизу, не обоснованы и опровергаются заключением от 13.06.2018 года.

В силу п. 9 Порядка Экспертная комиссия: в течение трех рабочих дней с момента получения заявления запрашивает в федеральных органах исполнительной власти и организациях, указанных в пунктах 22 - 24 Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 г. N 1203 (далее - заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и организации), сведения, необходимые для проведения экспертизы результатов геодезических и картографических работ; анализирует представленные на экспертизу результаты геодезических и картографических работ на предмет наличия в них сведений, подпадающих под действие перечня сведений, подлежащих засекречиванию, Министерства экономического развития Российской Федерации (далее - Перечень сведений, подлежащих засекречиванию, Минэкономразвития России);

на основании ответов, полученных от заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций, и проведенного анализа представленных на экспертизу результатов геодезических и картографических работ на предмет наличия в них сведений, подпадающих под действие Перечня сведений, подлежащих засекречиванию, Минэкономразвития России, подготавливает заключение о степени секретности сведений, содержащихся в результатах геодезических и картографических работ (далее - заключение), которое утверждается руководителем (заместителем руководителя, курирующего данное направление деятельности) уполномоченного органа.

П. 12 Порядка предусмотрено, что в случае наличия в результатах геодезических и картографических работ сведений, составляющих государственную тайну, уполномоченный орган обязан принять меры по их засекречиванию, в том числе присвоению соответствующих грифов секретности их носителям.

Учитывая, что экспертной комиссией действия, предусмотренные п. 2 не предпринимались, суд полагает установленным отсутствие в представленных стороной административного истца сведений, относящихся к «перечню сведений, подлежащих засекречиванию Министерства экономического развития Российской Федерации».

Таким образом, какие либо основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории отсутствовали, суд приходит к выводу о признании незаконным отказа Департамента земельных и имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу <адрес>, и, не подменяя компетентный орган государственной власти, считает необходимым определить способ восстановления нарушенного права административного истца путем возложения на Департамент земельных и имущественных отношений <адрес> обязанность устранить допущенные нарушения в полном объеме.

По изложенному, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Хазеева Александра Гумаровича об оспаривании отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории - удовлетворить.

Признать незаконным отказ Департамента земельных и имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу <адрес>, возложить на Департамент земельных и имущественных отношений <адрес> обязанность устранить допущенные нарушения в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца с даты принятия в окончательной форме.

Судья <адрес>

суда <адрес> Воробьев В.А