ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5073/2023 от 06.07.2023 Якутского городского суда (Республика Саха (Якутия))

Дело №2а-5073/2023

14RS0035-01-2023-006420-86

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Якутск 06 июля 2023 г.

Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Жирковой Н.В., единолично, при секретаре Лыткиной А.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Яковлева Владимира Ивановича к Департаменту градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации г. Якутска, Окружной администрации г. Якутска об оспаривании решения об оспаривании решения, возложении обязанности повторно рассмотреть заявление,

установил:

Яковлев В.И. обратился с указанным иском, мотивируя тем, что 02.03.2023 он обратился к ответчику с заявлением о подготовке документации по планировке территории в части перераспределения земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: ____. Письмом от 12.04.2023 получен отказ, в котором указано, что границы земельного участка не соответствуют требованиям минимальной длине и ширине дворовой части для земельного участка с видом разрешенного использования «для ИЖС»; границы земельного участка образуют изломанность и чересполосицу с земельным участком, расположенным с северной стороны; границы испрашиваемого земельного участка расположены в зоне с особыми условиями использования территории объектов газоснабжения и в зоне объектов электрического характера; на запрашиваемый земельный участок возможно образовать самостоятельный земельный участок. С указанными основаниями для отказа административный истец не согласен, т.к. чересполосицы нет – границы земельного участка представляют прямые линии и имеют всего пять поворотных точек, отсутствует вклинивание в смежные участки; по параметрам земельного участка - земельный участок имеет трапециевидную форму, стороны которого имеют разную длину, ширина составляет 35, 63, что соответствует ППЗ; сведения геоинформационного портала г. Якутска не отображает зону с особыми условиями использования объектов газоснабжения, также отсутствуют сведения о границах и перечне координат в ЕГРН; на земельном участке отсутствуют высоковольтные линии объектов электросетевого хозяйства в частности ВЛ 0,4 кВ, что подтверждается фотографиями, сведениями геоинформационного портала г. Якутска и сведениями публичной кадастровой; из испрашиваемого земельного участка невозможно сформировать самостоятельный земельный участок, т.к. к нему будет отсутствовать доступ, т.к. ширина проезда должна составлять не менее 3, 5 м., отсутствует разворот для пожарных машин. На основании изложенного просит признать отказ ответчика от 12.04.2023 №4953-ДГиТИ незаконным, обязать устранить допущенное нарушение прав истца путем повторного рассмотрения заявления.

В судебное заседание Яковлев В.И. не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, направил своего представителя по доверенности Евдокименко Д.А., который исковые требования поддержал по доводам, изложенным в административном иске.

Представитель ответчиков по доверенности Алексеев А.Р. с иском не согласился, мотивируя следующим. В ходе рассмотрения обращения Яковлева В.И. установлено, что Правилами землепользования и застройки ГО «г. Якутск», запрашиваемый земельный участок в территориальной зоне Ж-2А, в которой минимальная длина дворовой части для земельного участка с видом разрешенного использования «для ИЖС». Составляет 30 м.. минимальная ширина стороны по уличному фронту 15м. границы образуют земельный участок с длиной дворовой части 27 м, шириной стороны по уличному фронту 30 м.. что не соответствует вышеуказанному требованию, также образуют изломанность и чересполосицу с земельным участком, расположенным с северной стороны. Согласно проекту межевания территории границы расположены в зоне с особыми условиями использования территории объектов газоснабжения, согласно приложенному к заявлению пакету документу, согласование АО «Сахатранснефтегаз» отсутствует. На запрашиваемом земельном участке согласно заключению МКУ «АЗО» возможно образовать самостоятельный земельный участок. Согласно заключению ПАО «Якутскэнерго» от 28.03.2023 №30/1003 внесение изменений в документацию по планировке территории не согласованы в связи с расположением в охранной зоне ВЛО, 4/6 кВ. необходимо получение технологического условия на вынос сетей электроснабжения. Просит в удовлетворении иска отказать.

Представитель заинтересованного лица ПАО «Якутскэнерго» по доверенности Бурнашева С.В. не смогла пояснить, почему даны противоположные ответы Окружной администрации г. Якутска и суду, возможно, был осмотрен другой участок.

Представитель заинтересованного лица АО «Сахатранснефтегаз», надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился, о причинах не явки суду не сообщил, ходатайств не подано.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) предусмотрено право граждан и организаций на обращение в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Статья 62 КАС РФ устанавливает, что лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ.

Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ на лицо, обратившееся в суд, возлагается обязанность доказывания того, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца. На орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие), возлагается обязанность доказывания того, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих его полномочия на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); соблюден ли порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; имеются ли основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Частью 1 ст. 219 КАС РФ предусмотрено, что по общему правилу административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Трехмесячный срок обращения с административным исковым заявлением в суд, предусмотренный ч. 1 ст. 219 КАС РФ, административным истцом указанный срок не пропущен, так решение принято 12.04.2023, иск подан 10.05.2023.

Как установлено судом следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером , адрес: ____ (далее – ЗУ), вид разрешенного использования: под жилую застройку (индивидуальную), принадлежит на праве собственности Яковлеву В.И. с 17.02.2021.

Представитель Яковлева В.Н. по доверенности Евдокименко Д.А. 02.03.2023 (зарег. 03.03.2023) подал заявление на принятие решения о подготовке проекта планировки территории и/или проекта межевания территории по адресу: РФ, РС(Я), ГО «город Якутск», г. Якутск, ул. Кольцевая, земельный участок 42А с кадастровым номером , в связи с перераспределением (увеличением) границ земельного участка.

Письмом от 12.04.2023 №4953-ДГиТИ административный ответчик сообщает о невозможности принятия решения о подготовке документации по планировке территории (ППТ и/или ПМТ) в ГО «город Якутск в части перераспределения земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: ____ мотивируя следующим. Согласно Правилам землепользования и застройки ГО «город Якутск», запрашиваемые границы для распределения расположены в территориальной зоне Ж-2А (зона для индивидуального жилищного строительства на территории г. Якутска), в которой минимальная длина дворовой части для земельного участка с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» составляет 30 м, минимальная ширина стороны по уличному фронту- 15 м. Границы образуют участок с длиной дворовой части – 27 м., шириной стороны по уличному фронту – 30 м., что не соответствует вышеуказанному требованию, а также образуют изломанность и чересполосицу с земельным участком, расположенным с северной стороны. Согласно проекту межевания территории, утв. распоряжением ОА г. Якутка от 19.12.2017 №2168р «О внесении изменений в проект межевания территории квартала»100» г. Якутск ГО «город Якутск», границы расположены в зоне с особыми условиями и использования территории объектов газоснабжения. Согласно приложенному к заявлению пакету документов, согласованные АО «Сахатранснефтегаз» отсутствует. При этом согласно заключению МКУ «Агентство земельных отношений» ГО «город Якутск» от 29.03.2023 №сз1608/АЗО внесение изменений в документацию по планировке территории не согласованы в связи с тем, что на запрашиваемой территории возможно образовать самостоятельный земельный участок, т.е. испрашиваемый земельный участок может быть объектом аукциона. Согласно заключению ПАО «Якутскэнерго» ЦЭС ЦРЭС от 28.03.2023 №30/1003, внесение изменений в документацию по планировке территории не согласованы, в связи с расположением в охранной зоне ВЛ0,4/6 кВ, необходимо получение технологического условия на вынос сетей электроснабжения. Согласно ортофотоплану на территории границ испрашиваемого земельного участка расположены строения, на которые заявителем не представлены правоустанавливающие документы, также имеются признаками самовольного занятия части земельного участка общего пользования.

Согласно сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности от 25.05.2023 №07-081500 ЗУ ограничений по красной линии не имеет, решение о резервировании, о развитии застроенных территорий не принято, проект планировки территории 0- объекты индивидуальной жилой застройки, проект межевания территории – ижс в иных границах, функциональная зона – индивидуальная жилая застройка, территориальная зона: Ж-2А, зона экологического ограничения: объектов системы газоснабжения.

На испрашиваемом земельном участке имеются постройки, построенные Яковлевым В.И., право собственности на которые не оформлены.

На запрос ДГиТИ получено письмо ПАО «Якутскэнерго» от 28.03.2023, в котором указано на отказ в согласовании, т.к. имеется охранная зона ВЛ 0,4/6 кВ, необходимо получить ТУ на вынос.

03.07.2023 ПАО «Якутскэнерго» составлен акт обследования электрических сетей, из которого следует, что ЗУ попадает в охранную зону электроустановки ВЛ 0, 4 кВ.

На судебный запрос ПАО «Якутскэнерго» письмом от 16.06.2023 сообщило, что в непосредственной близости от ЗУ находится объект электросетевого хозяйства – ВЛ-0,4 кВ «ТП ЖСК Нива гр. 1,2». Охранная зона в настоящее время не установлена, включена в план по оформлению границ охранных зон на 2024г. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 №160 установлены параметры границ охранных зон: для ВЛ 0,4 кВ составляет 2 м в обе стороны от крайних проводов. Таким образом, после установления границы охранной зоны на объект, территория испрашиваемого земельного участка в охранную зону не подпадает.

Перераспределение земельных участков является одним из способов образования земельного участка (п. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), поэтому до заключения соглашения о перераспределении земельных участков органом, уполномоченным на предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, должна быть утверждена схема расположения земельного участка с целью его формирования и постановки на кадастровый учет (п. 13 ст. 11.10 ЗК РФ).

Статья 39.28 ЗК РФ устанавливает случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности. Так, подп. 3 п. 1 указанной статьи предусмотрено, что допускается перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных размеров земельных участков.

В соответствии с п. 8 ст. 39.29 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: 1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; 2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; 3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.

Согласно подп. 11 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ в заключении соглашения о перераспределении земельных участков может быть отказано, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ.

Подпунктами 1, 3 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ предусмотрено, что основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст. 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам.

В силу ч. 6 ст. 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

На основании п. 2 ст. 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

Согласно п. 12 ст. 11.10 ЗК РФ форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

При этом возможность формирования самостоятельных земельных участков определяется в каждом конкретном случае с учетом требований, изложенных в статье 11.9 ЗК РФ, в иных правовых актах (включая документы территориального планирования, правила землепользования и застройки), отказ же в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должен быть обоснованным (пункт 10 статьи 39.29 ЗК РФ).

Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами (пункт 6 статьи 11.9 ЗК РФ).

Согласно ст. 105 ЗК РФ могут быть установлены, кроме прочего, следующие виды зон с особыми условиями использования территорий: охранная зона объектов электроэнергетики (объектов электросетевого хозяйства и объектов по производству электрической энергии); охранная зона трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов).

В силу ст. 106 ЗК РФ установление, изменение, прекращение существования зоны с особыми условиями использования территории осуществляются на основании решения уполномоченного органа государственной власти, органа местного самоуправления. Обязательным приложением к решению об установлении зоны с особыми условиями использования территории, а также к решению об изменении зоны с особыми условиями использования территории, предусматривающему изменение границ данной зоны, являются сведения о границах данной зоны, которые должны содержать графическое описание местоположения границ данной зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости. Форма графического описания местоположения границ зоны с особыми условиями использования территории, требования к точности определения координат характерных точек границ зоны с особыми условиями использования территории, формату электронного документа, содержащего указанные сведения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

Согласно ст. 89 ЗК РФ землями энергетики признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов энергетики и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Правила определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Из ответа ПАО «Якутскэнерго» от 16.06.2023 следует, что в непосредственной близости от ЗУ находится объект электросетевого хозяйства – ВЛ-0,4 кВ «ТП ЖСК Нива гр. 1,2». Охранная зона в настоящее время не установлена, включена в план по оформлению границ охранных зон на 2024г.

В действующем законодательстве определение и содержание таких терминов как "вклинивание", "вкрапливание", "изломанность границ" и "чересполосица" не установлены.

Под "изломанностью границ" в сложившейся правоприменительной практике понимается их размещение, вызывающее неудобства в использовании и ухудшающее конфигурацию земельного участка.

Данные факты не установлены, административным ответчиком не доказаны.

Не соответствие земельного участка по ширине п длине также не доказана административным ответчиком, т.к. представитель на судебном заседании не смог пояснить из чего исходили и каким образом производились измерения. При этом Яковлевым В.И. представлена схема земельного участка, из которой следует, что длина земельного участка составляет 35, 63 кв.м., ширина 22.96 кв.м.

Одним из оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации требований к образуемым земельным участкам (подпункт 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 14 Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2000 года N 878 на земельные участки, входящие в охранные зоны газораспределительных сетей, в целях предупреждения их повреждения или нарушения условий их нормальной эксплуатации налагаются ограничения (обременения), которыми запрещается лицам, указанным в пункте 2 настоящих Правил, в том числе строить объекты жилищно-гражданского и производственного назначения.

Однако административным ответчиком не представлено доказательств существования на земельном участке зоны с особыми условиями использования территории, связанной с нахождением на ней газопровода.

Вместе с тем согласно положениям названных Правил установление охранных зон объектов использования земельных участков, не устанавливают безусловный запрет на строительство в охранной зоне.

Доводы административного ответчика о самовольном занятии заявителем земельного участка не имеют правового значения для рассмотрения настоящего дела. Более того, административный ответчик не ссылался в своем решении на данное обстоятельство как основание для отказа, соответственно, данный факт не являлся предметом рассмотрения уполномоченного органа, поэтому не подлежит судебной проверке по заявленным требованиям.

Исходя из смысла п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ основания для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, предусмотренные подп. 2 - 13, в том числе в связи с наличием возможности образовать самостоятельный земельный участок (подп. 9), подлежат рассмотрению в случае, если существуют условия, указанные в п. 1 ст. 39.28 ЗК РФ. В противном случае уполномоченный орган принимает решение об отказе на основании подп. 1 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ, поскольку заявление о перераспределении земельных участков подано в случаях, не предусмотренных п. 1 ст. 39.28 ЗК РФ.

Следовательно, для решения вопроса о правомерности перераспределения земельных участков необходимо не только установить наличие оснований для перераспределения, указанных в п. 1 ст. 39.28 ЗК РФ, но и отсутствие оснований для отказа, перечисленных в п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ.

Таким образом, у административного ответчика отсутствовали правовые основания для принятия оспариваемого решения об отказе.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Административный иск удовлетворить.

Признать незаконным отказ Окружной администрации г. Якутска в лице Департамента градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации г. Якутска в принятии решения о подготовке документации по планировке территории в части перераспределения земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: ____, выраженный в письме от 12.04.2023 №4953-ДГиТИ.

Обязать Департамент градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации г. Якутска устранить допущенное нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца путем повторного рассмотрения в установленные действующими нормативными правовыми актами порядке и сроки заявления Яковлева Владимира Ивановича от 02.03.2023 о подготовке документации по планировке территории в части перераспределения границ земельного участка с кадастровым номером 14:36:107046:1069, расположенного по адресу: РС(Я), г. Якутск, ул. Кольцевая, земельный участок 42А.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья Н.В. Жиркова