Дело № 2а-5078 (2016)
Решение
Именем Российской Федерации
05 октября 2016 года Советский районный суд г. Брянска в составе:
председательствующего судьи Ильюхиной О.Г.
при секретаре Луцай Я.Ю.,
с участием представителя административного истца ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО2 к начальнику управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации ФИО3, Управлению имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации об оспаривании бездействия должностного лица,
установил:
ФИО2 обратился в суд с административным иском к начальнику управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации ФИО3, Управлению имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации об оспаривании бездействия должностного лица, указывая, что 02.08.2016 года его жена, действующая на основании нотариально удостоверенной доверенности, обратилась в Управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации с заявлением о признании недействительной выписки из реестра муниципальной собственности от <дата>№... на комнату <адрес>. 10.08.2016 года начальник Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации ФИО3 отказала в признании указанной выписки недействительной, сославшись на действующие распоряжения Комитета по управлению собственностью г. Брянска от 14.04.2008 г. № 167-р и постановление Брянской городской администрации от 12.11.2007 г. № 2534-п. Оспариваемая выписка выдана в 2014 году начальником отдела формирования и распоряжения муниципальным имуществом В. на имя Т., действующей в интересах Г., и является доказательством по гражданскому делу по иску Г. к ФИО2 об устранении препятствий в пользовании комнатой №.... Однако в техническом паспорте на дом <адрес> отсутствует, также отсутствуют и правоустанавливающие документы на данное помещение. Распоряжение Комитета по управлению собственностью г. Брянска от 14.04.2008 г. № 167-р и постановление Брянской городской администрации от 12.11.2007 г. № 2534-п являются основанием для передачи в муниципальную собственность г. Брянска всего дома №..., объект недвижимого имущества в виде жилой комнаты №... отсутствует. Таким образом, начальник отдела В. выдал выписку из реестра муниципальной собственности на несуществующий объект недвижимого имущества, что является незаконными действиями в силу п. 2 Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 30.08.2011 № 424, а отказ начальника Управления ФИО3 в признании выписки недействительной является незаконным бездействием должностного лица. Просит признать незаконным бездействие начальника управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации ФИО3, выразившееся в непринятии решения о признании недействительной выписки из реестра муниципальной собственности от <дата>№... на комнату <адрес> и обязать должностное лицо отменить указанную выписку.
Определением судьи от 26.08.2016 г. в качестве заинтересованного лица по настоящему делу привлечено МУП «Жилспецсервис».
В судебном заседании представитель административного истца ФИО2 – ФИО1 исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Дело рассмотрено в отсутствие административного истца, административных ответчиков, заинтересованного лица в порядке ч. 6 ст. 226 КАС РФ.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу положений ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действий (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, регулирующими спорные отношения;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения.
Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Согласно части 8 указанной статьи, пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Судом установлено, что оспариваемый отказ в признании недействительной выписки датирован 10.08.2016 г. Настоящее административное исковое заявление подано представителем административного истца в суд 15.08.2016 г.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что срок, установленный ч. 1 ст. 219 КАС РФ, на обращение в суд с данными требованиями ФИО2 не пропущен.
В соответствии с ч. ч. 1, 5 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества утвержден Приказом Минэкономразвития РФ от 30.08.2011 года № 424.
Согласно п. 2 названного Порядка объектами учета в реестрах является находящиеся в муниципальной собственности недвижимое имущество (здание, строение, сооружение или объект незавершенного строительства, земельный участок, жилое, нежилое помещение или иной прочно связанный с землей объект, перемещение которого без соразмерного ущерба его назначению невозможно, либо иное имущество, отнесенное законом к недвижимости).
Постановлением Брянской городской администрации от 27.03.2003 № 516 утверждено Положение об учете муниципального имущества и ведении реестра муниципальной собственности г. Брянска.
Указанное Положение устанавливает в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативно-правовыми актами органов государственной власти, Брянского городского Совета народных депутатов и Брянской городской администрации, регулирующими отношения, возникающие при управлении и распоряжении муниципальным имуществом, единый порядок учета муниципального имущества и объектов муниципальной собственности, основные принципы создания и ведения реестра муниципальной собственности г. Брянска (пункт 1.1 Положения).Держателем реестра муниципальной собственности является управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации (далее именуется - Управление), которое осуществляет все действия, связанные с ведением реестра муниципальной собственности г. Брянска (п. 1.4 Положения).
Объектами учета в реестре являются находящееся в муниципальной собственности недвижимое имущество (здание, строение, сооружение или объект незавершенного строительства, земельный участок, жилое, нежилое помещение или иной прочно связанный с землей объект, перемещение которого без соразмерного ущерба его назначению невозможно, либо иное имущество, отнесенное законом к недвижимости) (пп. «б» п. 1.5 Положения).
Для формирования и ведения реестра Управление имеет право: запрашивать информацию о предприятиях, учреждениях, организациях, зарегистрированных в установленном порядке (сведения о регистрации, перерегистрации и ликвидации юридических лиц); запрашивать и получать от предприятий, организаций, учреждений необходимую информацию по вопросам, касающимся пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности; контролировать достоверность получаемой информации; получать от статистических, налоговых органов, предприятий технической инвентаризации на территории города Брянска, управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, органов государственной власти и местного самоуправления, а также других учреждений и управлений информацию, необходимую для формирования и ведения реестра; формировать аналитический материал по движению и использованию муниципального имущества (п. 2.5 Положения).
Для формирования и ведения реестра Управление обязано: обеспечивать соблюдение правил ведения и требований, предъявляемых к системе ведения реестра; обеспечивать соблюдение прав доступа к реестру и защиту государственной и коммерческой тайны; осуществлять информационно-справочное обслуживание, выдавать выписки из реестра (п. 2.6 Положения).
В силу п. 4.3 Положения ответственность за достоверность, полноту и сохранение информационной базы реестра возлагается на реестродержателя (Управление).
Постановлением Брянской городской администрации от 02.06.2010 № 1359-п утвержден административный регламент по предоставлению управлением имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации муниципальной услуги «Предоставление информации из реестра муниципальной собственности города Брянска» (далее Регламент).
Результатами предоставления муниципальной услуги является выписка из реестра муниципальной собственности г. Брянска (п. 1.3 Регламента).
В перечне документов, необходимых для получения муниципальной услуги, представляемых заинтересованным лицом при обращении в Управление указан документ, позволяющий идентифицировать объект учета, указанный в запросе (техническая документация) (п. 2.5 Регламента).
Должностное лицо подразделения, осуществляющее прием документов, вправе отказать заинтересованному лицу в приеме документов в случае непредставления заинтересованным лицом документов, указанных в пункте 2.5 настоящего регламента (п. 2.8 Регламента).
Назначенный ответственный исполнитель осуществляет проверку комплектности и правильности оформления представленных документов. В случае, если представлен неполный комплект документов, ответственный исполнитель осуществляет подготовку соответствующего уведомления (пункты 3.2.2, 3.2.3 Регламента).
Подготовленный документ ответственный исполнитель передает начальнику Отдела. Начальник Отдела осуществляет рассмотрение подготовленного документа на соответствие предъявляемым требованиям, указанным в пункте 3.5.8 настоящего Административного регламента. При наличии несоответствий в представленном документе начальник Отдела возвращает его на доработку ответственному исполнителю, далее выполняется пункт 3.5.9 настоящего Административного регламента (пункты 3.5.1, 3.5.2, 3.5.3 Регламента).
Заявители могут обратиться с жалобой на действия (бездействие) и решения, осуществляемые (принятые) в ходе предоставления муниципальной услуги должностными лицами, лично либо с письменным обращением. Заявители имеют право на обжалование действий или бездействия должностных лиц, специалистов Управления в досудебном и судебном порядке. Контроль за деятельностью должностных лиц, специалистов Управления осуществляет начальник Управления (пункты 3.9.1. 3.9.2. 3.9.3 Регламента).
Из материалов дела следует, что <дата> начальником отдела формирования и распоряжения муниципальным имуществом В. на имя Т., представляющей интересы Г., была выдана выписка из реестра муниципальной собственности г. Брянска, содержащая сведения о внесении в реестр муниципального жилищного фонда – кв. <адрес>. В качестве Основания для включения объекта учета в реестр муниципального жилищного фонда города Брянска указаны Постановление Брянской городской администрации № 2534-п от 12.11.2007 года и распоряжение Комитета по управлению собственностью г. Брянска № 167-р от 14.04.2008 г.
В ходе рассмотрения Советским районным судом города Брянска гражданского дела по иску Г. к ФИО2 об устранении препятствий в пользовании комнатой №... в общежитии по адресу: <адрес>, данная выписка была представлена в материалы дела.
Ссылаясь, что данной комнаты в доме не существует, ФИО1 02.08.2016 года обратилась с заявлением к начальнику Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации ФИО3, в котором просила выдать справку о признании выписки №... от <дата> на комнату №... недействительной.
Начальником Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации ФИО3 было отказано в признании указанной выписки недействительной со ссылкой на постановление Брянской городской администрации от 12.11.2007 года № 2534-п и распоряжение Комитета по управлению собственностью г. Брянска от 14.04.2008 года № 167-р.
Вместе с тем, согласно постановлению Брянской городской администрации от 12.11.2007 года № 2534-п в муниципальную собственность города Брянска были приняты общежития ГУП «Брянскстрой», в том числе по адресу: <адрес>.
Распоряжением Комитета по управлению собственностью города Брянска от 14.04.2008 года № 167-р общежитие по адресу: <адрес> включено в реестр муниципальной собственности.
Согласно копии плана и экспликации ГУП «Брянскоблтехинвентаризация» на здание, расположенное по адресу: <адрес>, комната под номером 40 отсутствует.
В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: <адрес> (ответ от 05.09.2016 г. № 2.14-41/10601 на судебный запрос).
Поскольку объекта недвижимости, на который выдана выписка из реестра муниципальной собственности города Брянска, не существует, суд приходит к выводу о неправомерности бездействия начальника Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации ФИО3, выразившегося в непринятии решения о признании недействительной выписки из реестра муниципальной собственности от <дата>№... на комнату <адрес>.
В силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, принимается судом по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
В связи с тем, что оспариваемая выписка была приложена Г. в обоснование его исковых требований к ФИО2 об устранении препятствий в пользовании комнатой <адрес>, и нарушает положения приведенных выше нормативных правовых актов, суд приходит к выводу, что административный иск ФИО2 обоснован, в связи с чем, его требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия (бездействия). В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Руководствуясь ст.ст. 179, 180, 227 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление ФИО2 удовлетворить.
Признать незаконным бездействие начальника управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации ФИО3, выразившееся в непринятии решения о признании недействительной выписки из реестра муниципальной собственности от <дата>№... на комнату <адрес> и обязать должностное лицо отменить указанную выписку в течение 10 (десяти) дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Обязать начальника управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации ФИО3 сообщить об исполнении настоящего решения в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу суду и ФИО2.
Решение суда может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд гор. Брянска в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий О.Г. Ильюхина
Резолютивная часть решения объявлена 05 октября 2016 года.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 10 октября 2016года.