Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 19 ноября 2019 года г.Ульяновск Ленинский районный суд г.Ульяновска в составе судьи Т.Л. Грачевой, при секретаре В.О. Конновой, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Управлению министерства внутренних дел России по Ульяновской области об оспаривании распоряжения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы У С Т А Н О В И Л : Административный истец ФИО1 обратился в суд с вышеназванным административным иском к Министерству юстиции Российской Федерации, Управлению министерства внутренних дел России по Ульяновской области об оспаривании распоряжения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы. Просит отменить распоряжение Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ №№ – рн о нежелательности пребывания (проживания) в РФ, восстановить срок для его оспаривания. Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по административному делу по административному иску ФИО1 в части административных требований к Министерству юстиции Российской Федерации прекращено в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 194 КАС РФ. Административный истец ФИО1 в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме, суду пояснил, что ранее суд при вынесении решения об отказе в отмене распоряжения Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ №№ – рн о нежелательности пребывания (проживания) в РФ не учел справку консульства Таджикистана об утрате им гражданства, поскольку она была выдана ему после вынесения решения, с заявлением об отмене решения ввиду новых либо вновь открывшихся обстоятельств он не обращался. Считает, что Управление министерства внутренних дел России по Ульяновской области так же являются административным ответчиком, поскольку осуществляют контроль за лицами без гражданства, кроме того, решение о депортации принималось с его участием. Срок погашения судимости составляет 6 лет, обратиться с заявлением о досрочном снятии судимости он сможет только по истечению ? данного срока, до наступления данного срока еще длительный период, а он не имеет возможности себя легализовать. У него имеются два сына, один из них живет в России, второй во Франции, так же у него есть родной брат, который проживает в Исландии, связь с ними он не поддерживает много лет. Представитель административного ответчика Управления министерства внутренних дел России по Ульяновской области ФИО2 в судебном заседании административные исковые требования не признал, представил письменный отзыв, так же суду пояснил, что оснований для отмены распоряжения Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ №№ – рн о нежелательности пребывания (проживания) в РФ, УМВД России по Ульяновской области надлежащим ответчиком не является, поскольку оспариваемое распоряжение вынесено иным органом. Представитель Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области с административным исковым заявлением не согласилась, дала пояснения аналогичные, изложенным в письменном отзыве, приобщенном к материалам дела, в том числе указала, что ФИО1, являясь лицом без гражданства, был осужден ДД.ММ.ГГГГ Новоспасским районным судом Ульяновской области по совокупности приговоров по ч. 1 ст.11, ч. 1 ст. 112 УК РФ к 5 годам 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строго режима. Конец срока отбывания наказания ДД.ММ.ГГГГ срок погашения судимости после освобождения – 6 лет. Административный истец вправе обратиться с заявлением о досрочном снятии судимости по истечению ? данного срока, решение о депортации не исполняется. Представитель ОГКУСО «ЦСА для лиц «БОМЖ» в судебном заседании поддержал требования ФИО1, указав, что данное лицо содержится в ОГКУСО «ЦСА для лиц «БОМЖ», в дальнейшем будет направлен в дом престарелых, ФИО1 не документирован паспортом РФ, связь с Республикой Таджикистан у него утрачена, характеризуется положительно, опасность для конституционного строя страны не представляет. Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, административного дела № № копии административных дел Мелекесского районного суда № №, №, суд приходит к следующему. В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями ( включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Согласно ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений. В соответствии со ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров. Согласно ст. 62 ч.1 КАС РФ Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Положения ст. 62 ч.2 КАС РФ указывают, что обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. В силу ч. 1 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд, в частности выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения. В судебном заседании установлено, что административный истец осужден ДД.ММ.ГГГГ Новоспасским районным судом Ульяновской области по совокупности приговоров по № к 5 годам 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строго режима. Конец срока отбывания наказания 17 ДД.ММ.ГГГГ срок погашения судимости после освобождения – 6 лет. ДД.ММ.ГГГГ распоряжением № № Министерства юстиции Российской Федерации пребывание (проживание) в РФ ФИО1 признано нежелательным сроком до 17.07.2023 года с указанием на обязанность покинуть территорию Российской Федерации. Указанное распоряжение объявлено ФИО1 под роспись ДД.ММ.ГГГГ что подтверждается имеющейся в материалах дела распиской заявителя. Распоряжение № № Министерства юстиции Российской Федерации «О нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы» от ДД.ММ.ГГГГ вынесено уполномоченным органом. Таким образом, Управление министерства внутренних дел России по Ульяновской области не является надлежащим ответчиком по данному административному делу. Вместе с тем, представителем административного ответчика было заявлено ходатайство о применении судом при вынесении решения срока давности для обращения за защитой нарушенного права. Согласно ст.ст. 218-228 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Вместе с тем, согласно ч.1 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. В п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» разъяснено, что, принимая во внимание положения статьи 256 ГПК РФ, необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица. В ходе рассмотрения дела в судебном заседании представителем административного ответчика так же было заявлено ходатайство о применении судом при вынесении решения срока давности для обращения за защитой нарушенного права. ДД.ММ.ГГГГ Ленинским районным судом вынесено решение, которым постановлено: Административный иск ФИО1 к Министерству юстиции Российской Федерации об оспаривании распоряжения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы, оставить без удовлетворения. Судом апелляционной инстанции ДД.ММ.ГГГГ года решение суда оставлено без изменения. Предметом спора являлось распоряжение № № Министерства юстиции Российской Федерации «О нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы» от ДД.ММ.ГГГГ Данным решением установлено и подтверждено в ходе рассмотрения настоящего дела, что ФИО1 стало известно о нарушении его прав и свобод оспариваемым распоряжением ДД.ММ.ГГГГ С этого, момента, считая, что административный ответчик- Управление министерства внутренних делу России по Ульяновской области, нарушил права административного истца, ФИО1 имел возможность своевременно обратиться в суд с данными требованиями, однако, данным правом не воспользовался. Оснований восстановления данного срока суд не усматривает. Согласно ч. 8 ст. 219 КАС РФ, пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска. В пункте 24 вышеназванного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации также разъяснено, что при установлении факта пропуска без уважительных причин указанного срока суд, исходя из положений части 6 статьи 152, части 4 статьи 198 и части 2 статьи 256 ГПК РФ, отказывает в удовлетворении заявления в предварительном судебном заседании или в судебном заседании, указав в мотивировочной части решения только на установление судом данного обстоятельства. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о пропуске ФИО1 трехмесячного срока для обращения в суд с настоящим заявлением об оспаривании вышеназванного распоряжения Минюста от ДД.ММ.ГГГГ и отсутствием уважительных причин пропуска такого срока. Согласно ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска. При таком положении в удовлетворении административного иска следует отказать. В силу конституционного положения об осуществлении судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон (ст. 123 Конституции РФ) суд по данному делу обеспечил равенство прав участников процесса представлению, исследованию и заявлению ходатайств. руководствуясь ст. ст.175-180, 218 КАС РФ, суд Р Е Ш И Л: В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Управлению министерства внутренних дел России по Ульяновской области об оспаривании распоряжения Министерства юстиции России № № от ДД.ММ.ГГГГ «О нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы» отказать. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г.Ульяновска в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме. Судья Т.Л. Грачева |