ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5089/16 от 05.09.2016 Ленинградского районного суда г. Калининграда (Калининградская область)

Дело № 2а-5089/16

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 сентября 2016 года г. Калининград

Ленинградский районный суд г. Калининграда в составе:

председательствующего судьи Паршуковой Н.В.,

при секретаре Гвритишвили М.А.,

с участием административного истца Короткого Е.Ю., представителя административного ответчика – Штацкого Р.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Короткого Е. Ю. к Калининградской областной таможне об отмене решения и понуждении разрешить временный ввоз автомобиля на Таможенную территорию Таможенного союза,

УСТАНОВИЛ:

Короткий Е.Ю. обратился в суд с указанным выше иском, в обоснование которого указал, что является собственником автомобиля марки «Мерседес спринтер», <данные изъяты> года выпуска. Автомобиль ввезен на территорию Калининградской области и оформлен по грузовой таможенной декларации в процедуре ИМ78 с применением льгот ОЭЗ в Калининградской области. Автомобиль имеет категорию «прочие легковые», 8 пассажирских мест и одно место водителя, классифицируется с кодом <данные изъяты> в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС. 02 февраля 2016 года в связи с планируемым на личном автомобиле отпуском в Крыму обратился в Калининградскую областную таможню с заявлением о разъяснении возможности применения действующего порядка временного ввоза легковых автомобилей, оформленных в процедуре ИМ78, на остальную часть таможенной территории Таможенного союза на срок до 2 месяцев без внесения обеспечения уплаты таможенных платежей. В марте был получен ответ, согласно которому автомобиль классифицируется в товарной позиции 8704 ТН ВЭД ЕАЭС «874 Моторные транспортные средства для перевозки грузов», и положения ч. 2 ст. 12.2 Федерального закона от 10 января 2006 года № 16-ФЗ «Об особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» не распространяются и действующий порядок временного ввоза транспортных средств физическими лицами не может быть применен, а для возможности совершения поездки транспортное средство должно быть помещено под таможенную процедуру, предусматривающую снятие таможенных ограничений. В связи с этим просит отменить решение Калининградской областной таможни от 11 марта 2016 года и разрешить временный ввоз на таможенную территорию Таможенного союза для личных целей на срок не более двух месяцев его транспортного средства марки «Мерседес Спринтер».

В судебном заседании административный истец Короткий Е.Ю., исковые требования поддержал, по основаниям, изложенным в иске, настаивая на их удовлетворении.

Представитель Калининградской областной таможни – Штацкий Р.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования Короткого Е.Ю. не признал, дав пояснения, аналогичные указанным в письменном отзыве. Просил исковые требования Короткого Е.Ю. оставить без удовлетворения.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав все доказательства по делу в их совокупности, и дав им оценку в соответствии со ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Из анализа указанного положения следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Как установлено в судебном заседании, и подтверждается материалами административного дела, Короткий Е.Ю. является собственником транспортного средства – автомобиля марки «MERCEDES-BENZ SPRINTER CDI», государственный регистрационный знак <данные изъяты>, идентификационный номер (VIN) <данные изъяты>, год выпуска <данные изъяты>, цвет <данные изъяты>.

Согласно свидетельству о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности серии <данные изъяты><данные изъяты>, в конструкцию транспортного средства «MERCEDES-BENZ SPRINTER CDI» внесены изменения – автомобиль переоборудован в «прочие легковые», что нашло отражение в паспорте транспортного средства и свидетельстве о его регистрации.

В феврале 2016 года и 26 марта 2016 года Короткий Е.Ю. обратился в Калининградскую областную таможню по вопросу выезда за территорию Калининградской области транзитом с конечной целью прибытия на территорию Республики Крым для проведения отпуска с семьей, на принадлежащем ему на праве собственности транспортном средстве - «MERCEDES-BENZ SPRINTER CDI».

Письмом первого заместителя начальника Калининградской областной таможни Холеменко А.В. от 11 марта 2016 года № 11-37/К-0063 Короткому Е.Ю. дан ответ, что для вывоза транспортного средства «MERCEDES-BENZ SPRINTER CDI», идентификационный номер (VIN) <данные изъяты>, год выпуска <данные изъяты>, классифицируемого в товарной позиции 8704 ТН ВЭД ЕАЭС, с территории Калининградской области на остальную часть таможенной территории Таможенного союза данное транспортное средство должно быть помещено под таможенную процедуру в соответствии с ТК ТС, предусматривающую снятие таможенных ограничений.

При этом указано, что на транспортные средства для перевозки грузов, классифицируемые в товарной позиции ТН ВЭД ЕАЭС, положения ч. 2 ст. 12.2 Федерального закона от 10 января 2006 года № 16-ФЗ «Об особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» не распространяются

Изучив, обжалуемый Коротким Е.Ю. ответ должностного лица Калининградской областной таможни, суд не усматривает в них каких-либо противоречий требованиям действующего законодательства.

Так, в соответствии с подп. 15 п. 1 и п. 2 ст. 202 Таможенного кодекса Таможенного союза в целях таможенного регулирования в отношении товаров устанавливаются различные виды таможенных процедур, в числе которых - свободная таможенная зона (пп. 15 п. 1). Таможенные процедуры, указанные в подп. 15 п. 1 настоящей статьи, устанавливаются международными договорами государств членов таможенного союза.

Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 года «По вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны» определено, что свободная (специальная, особая) экономическая зона - часть территории государства - члена таможенного союза в пределах, установленных законодательством государства - члена таможенного союза, на которой действует особый (специальный правовой) режим осуществления предпринимательской и иной деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны (пп. 1 п. 1 ст. 1 Соглашения).

Под свободной таможенной зоной понимается таможенная процедура, при которой товары размещаются и используются в пределах территории СЭЗ или ее части без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования в отношении иностранных товаров и без применения запретов и ограничений в отношении товаров таможенного союза (п. 1 ст. 10 Соглашения).

При этом, иностранные товары, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, сохраняют статус иностранных товаров (п. 2 ст. 10 Соглашения).

Согласно подп. 1 п. 1 и подп. 3 п. 2 ст. 15 Соглашения действие таможенной процедуры свободной таможенной зоны в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, завершается помещением таких товаров под таможенные процедуры, установленные Таможенным кодексом Таможенного союза, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита. Действие таможенной процедуры свободной таможенной зоны должно быть завершено для вывоза товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, с территории СЭЗ, на которой применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны.

В силу п. 1 ст. 24 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 года «По вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны» порядок функционирования ОЭЗ в Калининградской области и применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны в той части, на которую действие указанного соглашения не распространяется, определяется в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2006 года № 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

Содержание таможенной процедуры свободной таможенной зоны определяется Соглашением о СЭЗ (ч. 3 ст. 6.1 Федерального закона).

Иностранные товары, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, могут размещаться и использоваться только на территории Особой экономической зоны, за исключением случая, определенного пунктом 23 настоящей статьи (ч. 5 ст. 6.1 Федерального закона).

При вывозе товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, с территории ОЭЗ зоны действие таможенной процедуры свободной таможенной зоны должно быть завершено, за исключением случаев пересылки физическими лицами в почтовых отправлениях на остальную часть таможенной территории Таможенного союза товаров для личного пользования и случаев, предусмотренных пунктами 23 и 24 настоящей статьи (ч. 16 ст. 6.1 Федерального закона).

В соответствии с ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 10 января 2006 года № 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» иностранные товары, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, могут размещаться и использоваться только на территории Особой экономической зоны, за исключением случаев, установленных Соглашением о СЭЗ в отношении Особой экономической зоны.

Частью 2 ст. 12 указанного Федерального закона установлено, что транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории Калининградской области и помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны, могут быть временно вывезены физическими лицами с территории Калининградской области и ввезены на остальную часть территории Российской Федерации при соблюдении следующих условий:

1) срок временного вывоза таких транспортных средств не может превышать два месяца;

2) в отношении таких транспортных средств предоставлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле, в размере, установленном в отношении транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территориях иностранных государств и ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза физическими лицами государств - членов Таможенного союза.

При этом следует учитывать, что в настоящей статье под транспортными средствами для личного пользования понимаются:

1) автомобили легковые и прочие моторные транспортные средства, предназначенные главным образом для перевозки людей, классифицируемые в товарной позиции 8703 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (далее - ТН ВЭД ТС), за исключением транспортных средств, специально предназначенных для движения по снегу, автомобилей для перевозки игроков в гольф и аналогичных транспортных средств, классифицируемых в товарной субпозиции 8703 10 ТН ВЭД ТС, а также транспортных средств, предназначенных для езды по бездорожью (квадроциклов), классифицируемых в товарной субпозиции 8703 21 ТН ВЭД ТС;

2) мотоциклы, мопеды, мотороллеры, классифицируемые в товарной позиции 8711 ТН ВЭД ТС;

3) моторные транспортные средства для перевозки не более 12 человек, включая водителя, классифицируемые в товарной позиции 8702 ТН ВЭД ТС.

Учитывая, что принадлежащее Короткому Е.Ю. транспортное средство марки «MERCEDES-BENZ SPRINTER CDI» классифицируется в товарной позиции 8704 ТН ВЭД, оно не подлежит перемещению на остальную часть Таможенного союза как транспортное средство для личного пользования.

Между тем, ч. 1 данной статьи предусмотрено, что транспортные средства для перевозки грузов, тягачи, прицепы, полуприцепы, тракторы, автобусы, воздушные суда, водные суда, железнодорожный подвижной состав (включая порожние транспортные средства), помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны, рассматриваются для таможенных целей как транспортные средства международной перевозки при осуществлении международных перевозок товаров, пассажиров и багажа между территорией Калининградской области и территориями иностранных государств и перевозок товаров, пассажиров и багажа между Калининградской областью и остальной частью территории Российской Федерации через территорию иностранного государства, в том числе через территорию государства - члена Таможенного союза, при соблюдении следующих условий:

1) транспортное средство зарегистрировано на территории Калининградской области;

2) транспортное средство принадлежит юридическому лицу, государственная регистрация которого осуществлена в Калининградской области.

Таким образом, общей нормой права установлено ограничение в использовании иностранных товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны в Калининградской области, заключающееся в том, что данные товары могут использоваться только на территории Калининградской области, а также установлено исключение для транспортных средств, согласно которому допускается осуществление перевозки между Калининградской областью и иностранным государством, но лишь при соблюдении каждого из двух приведенных условий.

При таком положении, вывод таможенного органа о необходимости помещения транспортного средства истца, классифицируемого в товарной позиции 8704 ТН ВЭД ТС и помещенного под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, для целей вывоза на остальную часть таможенной территории Таможенного союза под таможенную процедуру, предусматривающую снятие таможенных ограничений, является правомерным и основанным на положениях действующего законодательства.

С учетом установленных по делу обстоятельств, а также анализа положений действующего законодательства, суд приходит к выводу, что требования истца о понуждении Калининградской областной таможни разрешить временный ввоз транспортного средства «MERCEDES-BENZ SPRINTER CDI», идентификационный номер (VIN) <данные изъяты> на таможенную территорию Таможенного союза для личных целей на срок не более двух месяцев не подлежащими удовлетворению, поскольку данный вопрос отнесен к компетенции Калининградской областной таможни и решение по нему принимается путем проставления штампа «Вывоз разрешен» либо «Вывоз запрещен» на бланке пассажирской таможенной декларации по факту вывоза транспортного средства.

Несогласие Короткого Е.Ю. с выводами таможенного органа не может служить основанием для удовлетворения заявленных исковых требований.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения административного искового заявления Короткого Е.Ю. не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 227-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Короткого Е. Ю. к Калининградской областной таможне об отмене решения и понуждении разрешить временный ввоз автомобиля на Таможенную территорию Таможенного союза – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд г. Калининграда в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 12 сентября 2016 года.

Судья Н.В. Паршукова