Дело №2 а - 508/2019 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Суджа 07 ноября 2019 года
Суджанский районный суд Курской области в составе: председательствующего судьи Тимошенко В.М., с участием помощника прокурора Суджанского района Курской области Головач Е.С., при секретаре Резниковой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Суджанского района Курской области в защиту интересов РФ и неопределенного круга лиц к администрации МО «город Суджа» Курской области о признании бездействия администрации, выразившееся в не проведении регистрации права собственности в отношении муниципального имущества незаконным и о понуждении принятия мер к его регистрации,
у с т а н о в и л:
Прокурор Суджанского района Курской области в защиту интересов РФ и неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации МО «город Суджа» Курской области о признании бездействия администрации, выразившееся в не проведении регистрации права собственности в отношении муниципального имущества незаконным и о понуждении принятия мер к его регистрации. В обоснование указывает, что проведенной Прокуратурой Суджанского района Курской области проверкой исполнения органом местного самоуправления - администрацией г. Суджа законодательства о муниципальной собственности в части регистрации права собственности в отношении муниципального имущества установлено, что деятельность должностных лиц администрации г. Суджа не обеспечивает соблюдение положений действующего законодательства РФ в указанной сфере правоотношений. Также установлено, что распоряжением главы г. Суджа от ДД.ММ.ГГГГ№ МУП ЖКХ г. Суджа на праве хозяйственного ведения передано 123 объекта движимого и недвижимого имущества согласно приложению №1 к распоряжению. Вместе с тем, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ право собственности администрацией г. Суджа не зарегистрировано в отношении следующих объектов: гараж кирпичный, дороги по <адрес>, переданных в соответствии с распоряжением главы г. Суджа от ДД.ММ.ГГГГ№ на праве хозяйственного ведения МУП ЖКХ г. Суджа. В связи с выявленными нарушениями ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы г. Суджа внесено соответствующее представление. Однако, до настоящего времени указанные нарушения федерального законодательства не устранены, что в свою очередь ограничивает управленческий потенциал органов местного самоуправления в отношении экономических основ местного самоуправления, поскольку эффективная реализация муниципальным образованием своих полномочий невозможна при отсутствии экономической базы в виде закрепленного в их собственности имущества. Ссылаясь на ФЗ от 06.10.2003 г. № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 8.1, 12, 131 ГК РФ, ст. 39, 218 КАС РФ, просит суд признать незаконным бездействие администрации МО «город Суджа» Суджанского района Курской области в части непринятия мер к регистрации права собственности в отношении следующего муниципального имущества: гараж кирпичный, дороги по <адрес>, переданного в соответствии с распоряжением главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ на праве хозяйственного ведения МУП ЖКХ г. Суджа; обязать администрацию МО «город Суджа» Суджанского района Курской области произвести регистрацию права собственности в отношении указанного муниципального имущества, переданного в соответствии с распоряжением главы г. Суджа от ДД.ММ.ГГГГ№ на праве хозяйственного ведения МУП ЖКХ г. Суджа.
В судебном заседании помощник прокурора Суджанского района Курской области Головач Е.С. требования административного искового заявления поддержала по основаниям в нём изложенным, просила его удовлетворить, установить срок исполнения заявленных требований - 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Представитель административного ответчика администрации МО «город Суджа» Суджанского района Курской области по доверенности ФИО1 в судебном заседании не возражала против удовлетворения заявленных требований и срока исполнения требований, полагала его достаточным.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит административные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 46 Конституции РФ защита нарушенных прав и свобод граждан осуществляется в судебном порядке.
В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности (ч. 4 ст. 218 КАС РФ).
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.5).
Статьей 49 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ предусмотрено, что экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований. Муниципальная собственность признается и защищается государством наравне с иными формами собственности
Частью 1 ст. 51 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Статьей 215 ГК РФ, предусмотрено, что имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в ст. 125 настоящего Кодекса.
Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (ст. 294, 296 ГК РФ).
Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.
Из разъяснений положений п. 5 Постановления Пленума ВС РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» следует, что в соответствии с п.п. 1, 2 ст. 299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию. В силу аб. 5 п. 1 ст. 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.
В соответствие с ч. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В силу ст. 8.1 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Государственная регистрация прав на имущество осуществляется уполномоченным в соответствии с законом органом на основе принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра.
В государственном реестре должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить объект, на который устанавливается право, управомоченное лицо, содержание права, основание его возникновения.
Из материалов дела следует и установлено проведенной проверкой, что распоряжением главы г. Суджа от ДД.ММ.ГГГГ№ МУП ЖКХ г. Суджа на праве хозяйственного ведения передано 123 объекта движимого и недвижимого имущества согласно приложению № к распоряжению, в том числе: гараж кирпичный, дороги по <адрес>
Вместе с тем, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ право собственности администрацией г. Суджа на указанные объекты не зарегистрировано, что нарушает федеральное законодательство и ограничивает управленческий потенциал органов местного самоуправления в отношении экономических основ местного самоуправления, поскольку эффективная реализация муниципальным образованием своих полномочий невозможна при отсутствии экономической базы в виде закрепленного в их собственности имущества.
В соответствии со ст. 11 ГК РФ защиту нарушенных гражданских прав осуществляет суд, а одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре (ст. 12 ГК РФ). Возложение на администрацию г. Суджи Курской области обязанности осуществить действия по государственной регистрации права собственности на указанные объекты недвижимого имущества является способом восстановления нарушенного права.
Кроме этого, суд принимает во внимание, что указанные объекты недвижимого имущества переданы в 2015 году, доказательств обращения в орган государственного учета и получения отказа в государственной регистрации административным ответчиком не представлено.
При этом суд принял во внимание, что государственная регистрация является условием обеспечения государственной, в том числе судебной, защиты прав и законных интересов собственника объектов недвижимости, отсутствие которой препятствует распоряжению и использованию, закрепленным за ним имуществом в установленном законом порядке.
Таким образом, бездействие администрации города Суджа Курской области, выразившееся в не проведении регистрации права собственности в отношении спорного муниципального имущества, нашло подтверждение в ходе рассмотрения дела, не отрицалось представителем административного ответчика, является незаконным, существенно нарушает права неопределенного круга лиц.
Доказательств, подтверждающих уважительность причин, по которым указанные выше требования закона не были соблюдены, суду не представлено, действенных мер направленных на регистрацию спорного имущества ответчик не принимал.
Исходя из вышеизложенного, доводы прокурора района обоснованны и его требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175 -180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования прокурора Суджанского района Курской области в защиту интересов РФ и неопределенного круга лиц к администрации МО «город Суджа» Курской области о признании бездействия администрации, выразившееся в не проведении регистрации права собственности в отношении муниципального имущества незаконным и о понуждении принятия мер к его регистрации, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «город Суджа» Суджанского района Курской области в части не проведении регистрации права собственности в отношении муниципального имущества: гараж кирпичный, дороги по <адрес>.
Обязать администрацию муниципального образования «город Суджа» Суджанского района Курской области произвести регистрацию права собственности в отношении муниципального имущества: гаража кирпичного, дорог по <адрес>, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Об исполнении решения сообщить суду.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Курский областной суд через Суджанский районный суд Курской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательно форме.
Судья В.М. Тимошенко