Дело № 2а-508/2020 28 июля 2020 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Новодвинский городской суд Архангельской области
в составе председательствующего судьи Поршнева А.Н.,
при секретаре Коноваловой А.М.,
с участием представителя административного истца ФИО1,
административного ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Новодвинске Архангельской области административное дело по иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу к ФИО2 о взыскании задолженности и пени по налогу на доходы физических лиц,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 3 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу обратилась с административным иском к ФИО2 о взыскании задолженности и пени по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ). В обоснование требований указано на то, что согласно справке о доходах физического лица от ДД.ММ.ГГГГ№ (форма 2-НДФЛ), представленной ООО «Филберт» в налоговый орган, ФИО2 в 2018 году получен доход в размере <данные изъяты>. В силу части 6 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) налогоплательщики, получившие доходы, сведения о которых представлены налоговыми агентами в налоговые органы в порядке, установленном частью 5 статьи 226 и частью 14 статьи 226.1 НК РФ, за исключением доходов, не подлежащих налогообложению в соответствии с частью 72 статьи 217 НК РФ, уплачивают налог не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога, если иное не предусмотрено НК РФ. Сумма налога, не удержанного налоговым агентом, составляет 38526 руб., по сроку уплаты не позднее 02.12.2019 (так как 01.12.2019 является выходным днем). Инспекция уведомила ответчика об обязанности уплатить НДФЛ за 2018 год налоговым уведомлением от 01.08.2019 №, направленным должнику в порядке пункта 1 статьи 52, пункта 4 статьи 397 НК РФ через личный кабинет налогоплательщика, что подтверждается копией изображения экрана личного кабинета налогоплательщика. Налог ответчиком в установленные сроки не уплачен. В связи с просрочкой исполнения обязанности по уплате налога, в соответствие со статьей 75 НК РФ начислены пени в размере 124,56 руб. на задолженность по НДФЛ за 2018 год за период с 03.12.2019 по 17.12.2019. Ответчик в соответствии со статьей 11.2 НК РФ является пользователеминформационного ресурса «Личный кабинет налогоплательщика» с 09.01.2019. В силу абзаца 4 части 2 статьи 11.2 НК РФ документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, налогоплательщикам - физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету налогоплательщика, на бумажном носителе по почте не направляются, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Для получения документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, на бумажном носителе налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, направляют в любой налоговый орган по своему выбору уведомление о необходимости получения документов на бумажном носителе. Ответчиком в инспекцию уведомление о переходе на бумажный носительдля отправки уведомлений и требований не передавалось. Инспекция в порядке статей 45, 69, 70 НК РФ направила ответчику требование об уплате налога и пени от 18.12.2019 № через личный кабинет налогоплательщика, что подтверждается копией изображения экрана личного кабинета налогоплательщика. В соответствии с пунктом 6 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или черезличный кабинет налогоплательщика. Требование не исполнено, задолженность по НДФЛ по настоящее время не уплачена, что подтверждается карточкой «Расчеты с бюджетом» по НДФЛ. Ответчиком 10.02.2020 произведена оплата задолженности по налогу наимущество физических лиц за 2018 год в размере 2133 руб., а также задолженность по транспортному налогу за 2018 год в размере 3691 руб.,пени в размере 11,94 руб. Полномочия налогового органа, направившего требование об уплате налога и пени, на обращение в суд с заявлением о взыскании налога и пеней за счет имущества физического лица предусмотрены пунктом 9 статьи 7 Закона Российской Федерации «О налоговых органах», пунктом 14 статьи 31, статьей 48 НК РФ. В силу части 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3000 руб., налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 руб. По требованию № от 18.12.2019 сумма задолженности превысила 3000 руб. 15.01.2020. Следовательно, инспекции имела право обратиться в суд с заявлением о вынесении судебного приказа с 15.01.2020 и не позднее 15.07.2020. Мировым судьей судебного участка № 1 Новодвинского судебного района Архангельской области 04.02.2020 выдан судебный приказ о взыскании задолженности по налоговым обязательствам. Ответчиком были представлены возражения на вынесенный судебный приказ. Конкретных причин, послуживших основанием для несогласия с судебным приказом от 04.02.2020, не указано. Мировым судьей судебного участка № 1 Новодвинского судебного района Архангельской области вынесено определение об отмене судебного приказа от 18.02.2020 по делу № 2а-294/2020. Задолженность по НДФЛ ответчиком на момент составления административного искового заявления не устранена. В этой связи налоговый орган просит суд взыскать с ФИО2 (ИНН <данные изъяты>), зарегистрированной по месту жительства по адресу: <адрес>, задолженность по налогу на доходы физических лиц за 2018 год в сумме 38526 руб., пени, начисленные на задолженность по налогу на доходы физических лиц за 2018 год, за период с 03.12.2019 по 17.12.2019 в сумме 124,56 руб., всего 38650,56 руб.
Административный ответчик ФИО2 в письменном отзыве требования не признает. Указывает на то, что в отношении нее в 2015 году было возбуждено исполнительное производство на сумму более 680000 руб. С 2015 по 2018 год оплачивала задолженность, <данные изъяты> В 2018 году взяла в долг у знакомого 150000 руб. с рассрочкой возврата на 15 месяцев и выкупила долг. Таким образом, в 2018 году исполнительное производство было прекращено. В 2018 году судебные приставы вынесли постановление о взыскании исполнительского сбора в сумме 43000 руб. Данное постановление оспорила в Новодвинском городском суде, в результате чего была полностью освобождена от уплаты исполнительского сбора, в связи с отсутствием вины. В конце 2019 года на сайте Госуслуг увидела задолженность по ИФНС на сумму 38526 руб. за полученный доход. Дохода не получала, поскольку взыскатель не перечислил прощенный долг, а простил. В конце 2019 года в Налоговый кодекс, статью 217 НК РФ, внесен пункт 62.1, согласно которому не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложении) доходы в виде суммы задолженности перед кредитором (организацией или индивидуальным предпринимателем), от исполнения требований по уплате которой налогоплательщик полностью или частично освобождается при прекращении соответствующего обязательства, в связи с признанием такой задолженности в установленном порядке безнадежной к взысканию, при одновременном соблюдении следующих условий: налогоплательщик не является взаимозависимым лицом с кредитором и (или) не состоит ним в трудовых отношениях в течение всего периода наличия обязательства; такие доходы фактически не являются материальной помощью либо формой встречного исполнения организацией или индивидуальным предпринимателем обязательства перед налогоплательщиком товары (выполненные работы, оказанные услуги). Кроме того, законодатель дополнил перечень не облагаемых налогом на прибыль доходов. В них включены доходы в виде сумм прекращенных обязательств налогоплательщика, которые определены актом Правительства Российской Федерации, принятым на основании части 3 статьи 5 Закона № 263-ФЗ. Соответствующее положение предусмотрено новым подпунктом 21.3 пункта 1 статьи 251 НК РФ. При этом суммы прекращенных перед налогоплательщиком-уполномоченным банком денежных обязательств, перечень которых определен вышеназванным актом Правительства Российской Федерации, признаются безнадежными долгами (долгами нереальными к взысканию). Указанные поправки распространяются на правоотношения по определению налоговой базы по налогу на прибыль за налоговые периоды, начиная с 01.01.2018 (пункт 4 статьи 3 Закона № 125-ФЗ). Написала заявление о списании налоговой задолженности с доходов физических лиц, который доходом не является. ИФНС ответила, что данный закон начинает действовать с 01.01.2020 и на 2018 год не распространяется. С данным утверждением, учитывая нормы налогового законодательства, приведенные выше, нельзя согласиться, поскольку они противоречат действующему законодательству. Приведенные выше изменения в законодательные акты четко и недвусмысленно определяют срок начала действия во времени Налогового кодекса Российской Федерации. Поскольку налоговым органом на вопрос дан ответ, в точности которого ответчик сомневается (о сроке начала действия закона), 30.04.2020 в Министерство финансов Российской Федерации направлен запрос о том, как действуют изменения во времени и пространстве. До настоящего времени ответ неполучен. Просит суд в удовлетворении требований налогового органа отказать в полном объеме.
Определением судьи от 08.05.2020 по заявлению административного истца приняты меры предварительной защиты: наложен арест на имущество и денежные средства административного ответчика в общей сумме 38650,56 руб.
Определением судьи от 01.06.2020 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено общество с ограниченной ответственностью «Филберт» (ООО «Филберт»).
Лица, участвующие в деле, о месте и времени судебного разбирательства извещены по правилам статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ).
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 иск поддержала, административный ответчик ФИО2 просила в удовлетворении требований отказать.
Неявка представителя заинтересованного лица ООО «Филберт» не стала препятствием для рассмотрения дела (статья 150 КАС РФ).
Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, суд пришел к следующему.
В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно части 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со статьей 207 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (НДФЛ) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Статьей 208 НК РФ в редакции, действовавшей в 2018 году, было предусмотрено, что к доходам от источников в Российской Федерации для целей главы 23 «Налог на доходы физических лиц» относятся:
1) дивиденды и проценты, полученные от российской организации, а также проценты, полученные от российских индивидуальных предпринимателей и (или) иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в Российской Федерации;
2) страховые выплаты при наступлении страхового случая, в том числе периодические страховые выплаты (ренты, аннуитеты) и (или) выплаты, связанные с участием страхователя в инвестиционном доходе страховщика, а также выкупные суммы полученные от российской организации и (или) от иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в Российской Федерации;
3) доходы, полученные от использования в Российской Федерации авторских или смежных прав;
4) доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества, находящегося в Российской Федерации;
5) доходы от реализации:
недвижимого имущества, находящегося в Российской Федерации;
в Российской Федерации акций или иных ценных бумаг, а также долей участия в уставном капитале организаций;
в Российской Федерации акций, иных ценных бумаг, долей участия в уставном капитале организаций, полученные от участия в инвестиционном товариществе;
прав требования к российской организации или иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения на территории Российской Федерации;
иного имущества, находящегося в Российской Федерации и принадлежащего физическому лицу;
6) вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации. При этом вознаграждение директоров и иные аналогичные выплаты, получаемые членами органа управления организации (совета директоров или иного подобного органа) - налогового резидента Российской Федерации, местом нахождения (управления) которой является Российская Федерация, рассматриваются как доходы, полученные от источников в Российской Федерации, независимо от места, где фактически исполнялись возложенные на этих лиц управленческие обязанности или откуда производились выплаты указанных вознаграждений;
6.1) вознаграждение и иные выплаты за исполнение трудовых обязанностей, получаемые членами экипажей судов, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации;
7) пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные налогоплательщиком в соответствии с действующим российским законодательством или полученные от иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в Российской Федерации;
8) доходы, полученные от использования любых транспортных средств, включая морские, речные, воздушные суда и автомобильные транспортные средства, в связи с перевозками в Российскую Федерацию и (или) из Российской Федерации или в ее пределах, а также штрафы и иные санкции за простой (задержку) таких транспортных средств в пунктах погрузки (выгрузки) в Российской Федерации;
9) доходы, полученные от использования трубопроводов, линий электропередачи (ЛЭП), линий оптико-волоконной и (или) беспроводной связи, иных средств связи, включая компьютерные сети, на территории Российской Федерации;
9.1) выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании;
10) иные доходы, получаемые налогоплательщиком в результате осуществления им деятельности в Российской Федерации.
Объектом налогообложения по НДФЛ признается доход, полученный налогоплательщиками, от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации (статья 209 НК РФ).
При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса (статья 209 НК РФ).
Налоговым периодом признается календарный год (статья 216 НК РФ).
Налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов (статья 224 НК РФ).
Согласно статье 226 НК РФ российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 настоящей статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Указанные в абзаце первом настоящего пункта лица именуются в настоящей главе налоговыми агентами.Исчисление сумм налога производится налоговыми агентами на дату фактического получения дохода, определяемую в соответствии со статьей 223 настоящего Кодекса, нарастающим итогом с начала налогового периода применительно ко всем доходам (за исключением доходов от долевого участия в организации, а также доходов, в отношении которых исчисление сумм налога производится в соответствии со статьей 214.7 настоящего Кодекса), в отношении которых применяется налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога.Исчисление суммы налога производится без учета доходов, полученных налогоплательщиком от других налоговых агентов, и удержанных другими налоговыми агентами сумм налога.Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате с учетом особенностей, установленных настоящим пунктом.При невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога.
Согласно части 6 статьи 228 НК РФ налогоплательщики, получившие доходы, сведения о которых представлены налоговыми агентами в налоговые органы в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226 и пунктом 14 статьи 226.1 настоящего Кодекса, за исключением доходов, не подлежащих налогообложению в соответствии с пунктом 72 статьи 217 настоящего Кодекса, уплачивают налог не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи.
Как следует из материалов дела, в налоговый орган поступила справка о доходах и суммах налога физического лица ФИО2 за 2018 год № 326 от 27.02.2019, согласно которой налогоплательщику в августе 2018 года ООО «Филберт» начислен доход в сумме 296354,33 руб.; код дохода 4800 «Иные доходы»; сумма налога, неудержанная налоговым агентом, составила 38526 руб.
В налоговом уведомлении от 01.08.2019 № налогоплательщику предлагалось в срок не позднее 02.12.2019 уплатить транспортный налог за 2018 год в сумме 3691 руб. и НДФЛ в сумме 38526 руб.
В установленный срок обязанность по уплате НДФЛ ответчиком не исполнена.
В соответствии со статьей 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки. Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Установив факт неуплаты налога, на основании статей 69, 70 НК РФ налоговый орган направил налогоплательщику требование от 18.12.2019 № об уплате задолженности до 15.01.2020.
Перечисленные документы переданы налогоплательщику по правилам статей 11.2, 31, 52, 69 НК РФ через личный кабинет.
Требование ответчиком исполнено не было.
Согласно статье 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога, пеней налоговый орган, направивший требование, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пеней за счет имущества этого физического лица.
Рассмотрение дел о взыскании налога, пеней производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, пеней может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Как следует из материалов дела, на основании заявления налогового органа, поступившего на судебный участок 29.01.2020, мировым судьей по правилам главы 11.1 КАС РФ выдан судебный приказ от 04.02.2020.
От должника поступили возражения относительно исполнения судебного приказа, мотивированные частичной уплатой налогов и отменой части платежей в связи с изменением налогового законодательства, поэтому определением мирового судьи судебного участка № 1 Новодвинского судебного района Архангельской областиот 18.02.2020 судебный приказ был отменен.
Срок обращения с административным исковым заявлением в суд (не позднее шести месяцев со дня вынесения определения об отмене судебного приказа) налоговым органом соблюден (иск направлен 06.05.2020 и поступил в суд 08.05.2020).
Расчет начисленной задолженности и пени судом проверен и признан правильным, соответствующим положениям статей 207, 224, 226-228 НК РФ, налоговые база и ставки административным истцом определены верно.
С учетом изложенного иск подлежит удовлетворению.
Доводы административного ответчика судом отклоняются.
В соответствии со статьей 38 НК РФ объект налогообложения - реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога. Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй настоящего Кодекса и с учетом положений настоящей статьи.
Как предусмотрено статьей 41 НК РФ, в соответствии с настоящим Кодексом доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами «Налог на доходы физических лиц», «Налог на прибыль организаций» настоящего Кодекса.
Подпунктом 10 пункта 1 статьи 208 НК РФ предусмотрено, что к доходам от источников в Российской Федерации для целей главы 23 «Налог на доходы физических лиц» относятся иные доходы, получаемые налогоплательщиком в результате осуществления им деятельности в Российской Федерации.
В силу положений статьи 212 НК РФ доходом налогоплательщика, полученным в виде материальной выгоды, является, если иное не предусмотрено настоящим подпунктом, материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, полученными от организаций или индивидуальных предпринимателей, за исключением: материальной выгоды, полученной от банков, находящихся на территории Российской Федерации, в связи с операциями с банковскими картами в течение беспроцентного периода, установленного в договоре о предоставлении банковской карты; материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, предоставленными на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома, или доли (долей) в них; материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, предоставленными банками, находящимися на территории Российской Федерации, в целях рефинансирования (перекредитования) займов (кредитов), полученных на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома, или доли (долей) в них. Определение налоговой базы при получении дохода в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах при получении заемных (кредитных) средств, исчисление, удержание и перечисление налога осуществляются налоговым агентом в порядке, установленном настоящим Кодексом.
По общему правилу заемные (кредитные) денежные средства не подлежат налогообложению, поскольку предоставляются на условиях возвратности (подлежат возврату заемщиком кредитору без образования какого-либо дохода, поскольку возвращается сумма равная или превышающая полученную).
Вместе с тем, если заемные средства остаются у заемщика (не возвращаются) кредитору, то такая выгода является доходом в понимании статей 38 и 41 НК РФ, относится к иным доходам, получаемые налогоплательщиком в результате осуществления им деятельности в Российской Федерации, по правилам статьи 208 НК РФ.
Также к доходам в соответствии со статьей 212 НК РФ относится материальная выгода от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами.
Как следует из предоставленных административным ответчиком документов, в рамках заключенного с ПАО «Банк ВТБ 24» (правопреемником ОАО «ТрансКредитБанк») договора цессии от 29.06.2017 № к ООО «Филберт» перешли права (требования) исполнения ФИО2 денежных обязательств, возникших перед ПАО «Банк ВТБ 24» (правопреемником ОАО «ТрансКредитБанк») в соответствии с кредитным договором № от 19.02.2013.
Между ООО «Филберт» и ФИО2 заключено соглашение об урегулировании финансовых обязательств от ДД.ММ.ГГГГ. Предмет соглашения: урегулирование имеющихся финансовых обязательств должника (ФИО2) перед взыскателем (ООО «Филберт») на общую сумму 473128,73 руб. в соответствии с договором об уступке прав (требований) № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между ООО «Филберт» и ПАО «Банк ВТБ 24» (правопреемником ОАО «ТрансКредитБанк»), а также согласно кредитному договору № от 19.02.2013, заключенному между ФИО2 и ПАО «Банк ВТБ 24» (правопреемником ОАО «ТрансКредитБанк»). Стороны пришли к соглашению урегулировать финансовые обязательства на следующих условиях: общая сумма задолженности должника перед взыскателем составляет 473128,73 руб.; взыскатель отказывается от дальнейшего взыскания с должника части суммы задолженности в размере 323128,73 руб.; должник обязуется выплатить взыскателю оставшуюся сумму задолженности в размере 150000 руб.
Из объяснений административного ответчика ФИО2 в судебном заседании следует, что кредит был взят на 713000 руб., погашено 450000 руб. (сумма ориентировочная), платила около двух лет, позже платить не смогла, 08.08.2018 она направила ООО «Филберт» предложение о выкупе долга, на основании соглашения долг прощен, совершенная сделка не является дарением.
Налоговый агент ООО «Филберт» по правилам статей 208, 212, 226 НК РФ определил налоговую базу при получении дохода ФИО2, исчислил сумму налога и, в связи с невозможностью удержания налога, передал сведения о невозможности указанного удержания и сумме задолженности налогоплательщика в налоговый орган.
Инспекция правомерно на основании статей 69, 70,75, 228 НК РФ направила налогоплательщику налоговое уведомление, требование, начислила пени, затем, установив факт неуплаты задолженности, прибегла к ее принудительному взысканию в судебном порядке.
Статьей 217 НК РФ в редакции, действовавшей в налоговом периоде, в котором налогоплательщиком получен доход, не предусматривалось освобождение от налогообложения рассматриваемого дохода.
Административный ответчик ссылается на положения статьи 217 НК РФ в действующей редакции.
Вместе с тем, статьей 5 НК РФ предусмотрено, что акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей; акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги, сборы и (или) страховые взносы, снижающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
Данное правовое регулирование воспроизводит общий принцип действия налоговых норм во времени, в соответствии с которым действие закона распространяется на отношения, возникшие после введения его в действие, и только законодатель вправе придать закону обратную силу, т.е. распространить его нормы на правоотношения, которые возникли до введения его в действие (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 № 1250-О, от 17.06.2013 № 905-О, от 25.01.2018 № 15-О).
Подпункты 62.1, 62.2 пункта 1 статьи 217 НК РФ, предусматривающие освобождение от налогообложения доходов в виде суммы задолженности перед кредитором (организацией или индивидуальным предпринимателем), от исполнения требований по уплате которой налогоплательщик полностью или частично освобождается при прекращении соответствующего обязательства в связи с признанием такой задолженности в установленном порядке безнадежной к взысканию, и доходов в связи с прекращением полностью или частично обязательств по уплате задолженности по кредиту и (или) начисленным процентам и доходы в виде материальной выгоды по заключенному налогоплательщиком кредитному договору, введены в действие Федеральными законами от 26.07.2019 № 210-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», от 08.06.2020 № 172-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации», распространяются на правоотношения, возникшие с 01.01.2020, и прямо не предусматривают обратную силу, т.е. не могут распространяться ретроспективно на правоотношения до 01.01.2020.
В письмах ООО «Филберт» от 20.03.2020 № 414 и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 04.03.2020 № 06-30/01970 верно разъяснено, что в рамках соглашения об урегулировании финансовых обязательств от 21.08.2018, по условиям которого прощена часть долга, у физического лица возникает доход (экономическая выгода) в виде суммы прощенного долга по кредитному договору (основной суммы кредита и процентов), т.е. в сумме, которую не нужно возвращать; такой доход, полученный физическим лицом, признается объектом обложения и учитывается при определении налоговой базы по НДФЛ (пункт 1 статьи 209, пункт 1 статьи 210 НК РФ); НДФЛ исчисляется по налоговой ставке 13 процентов (пункт 1 статьи 224 НК РФ); положения вновь введенного пункта 62.1 статьи 217 НК РФ вступили в силу 01.01.2020 и применяются в отношении налоговых периодов, начиная с 2020 года.
В соответствии со статьей 114 КАС РФ государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ, взыскивается с административного ответчика.
Следовательно, с ФИО2 в доход бюджета городского округа Архангельской области «Город Новодвинск» подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 1360 руб. (подпункт 1 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ).
Руководствуясь статьями 175-180, 290 КАС РФ,
РЕШИЛ:
заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу к ФИО2 о взыскании задолженности и пени по налогу на доходы физических лицудовлетворить.
Взыскать с ФИО2 (ИНН № зарегистрированной по месту жительства по адресу: <адрес>, в доход бюджета соответствующего уровня задолженность по налогу на доходы физических лиц за 2018 год в сумме 38526 рублей 00 копеек, пени, начисленные на задолженность по налогу на доходы физических лиц за 2018 год, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 124 рубля 56 копеек, всего 38650 рублей 56 копеек.
Взыскать с ФИО2 в доход бюджета городского округа Архангельской области «Город Новодвинск» государственную пошлину в сумме 1360 рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде путем подачи апелляционной жалобы через Новодвинский городской суд в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья А.Н. Поршнев
Мотивированное решение изготовлено 11.08.2020