ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5090/2022 от 05.10.2022 Кировского районного суда г. Саратова (Саратовская область)

Дело № 2а-5090/2022

64RS0045-01-2022-008180-91

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 октября 2022 года город Саратов

Кировский районный суд города Саратова в составе:

председательствующего судьи Медной Ю.В.,

при секретаре Иванове Д.А.,

с участием представителя административного истца Седовой М.Д.,

представителя административного ответчика Сысугиной Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Михеева Романа Анатольевича к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о признании незаконным бездействия, обязании рассмотреть заявление, признании незаконным отказа во включении в региональный реестр пострадавших граждан и возложении обязанности включить в региональный реестр пострадавших граждан,

установил:

Михеев Р.А. обратился в суд с административным иском к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области (далее по тексту – Министерство ЖКХ) о признании незаконным отказа во включении в региональный реестр пострадавших граждан и возложении обязанности включить в региональный реестр пострадавших граждан.

Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ года умер отец административного истца ФИО9. 05 сентября 1991 года ФИО10. заключил договор № с ГМПО ЖКХ, согласно которому отец административного истца с семьей из трех человек, должен был в двухнедельный срок освободить квартиру по адресу: <адрес>, а ГМПО ЖКХ обязалось предоставить Михееву А.М. и членам его семьи квартиру № , жилой площадью 29,68 кв.м., расположенную на 3 этаже дома по ул. <адрес>. В указанный срок условия договора ФИО11. были выполнены, а квартира в строящемся доме по ул. <адрес> до настоящего времени не предоставлена.

15 октября 1998 года Михеевым А.М. и ЖСК «ЖКХ-96» было заключено обязательство, в соответствии с которым ЖСК «ЖКХ-96» приняло на себя обязательство по предоставлению отцу административного истца вышеуказанной квартиры.

Постановлением нотариуса от 18 ноября 2005 года административному истцу отказано во вступлении в права наследования имущества после умершего ФИО12., состоящего из квартиры № 83 в доме по строительному адресу ул. <адрес>, в связи с отсутствием правоустанавливающих документов на указанную квартиру.

Решением Волжского районного суда г. Саратова от 29 июня 2006 года Михееву Р.А. было отказано в удовлетворении исковых требований ЖСК «ЖКХ-96 о понуждении к исполнению обязательств в связи с отсутствием на момент рассмотрения дела предмета обязательства. В настоящее время ЖСК «ЖКХ-96» переименовано в ЖСК «ЖКХ-96» при ГУЖКХ г. Саратова и находится в стадии ликвидации.

18 марта 2021 года Михеев Р.А. обратился к административному ответчику с заявлением о включении его в реестр пострадавших граждан. Уведомлением Министерства ЖКХ № 369 от 08 апреля 2021 года административному истцу отказано во включении в региональный реестр пострадавших граждан по причине того, что им не представлены документы, подтверждающие вступление в наследство после умершего отца ФИО13., а также документы, подтверждающие правоотношения между ним и застройщиком.

15 июня 2022 года административный истец повторно направил в Министерство ЖКХ заявление о включении в региональный реестр пострадавших граждан, приложив к нему те же документы, а также письмо с разъяснением положений ГК РФ, в соответствии с которыми, по мнению Михеева Р.А,, имеются правовые основания для включения его в региональный реестр пострадавших граждан.

Ссылаясь на изложенные обстоятельства, Михеев Р.А. просит признать незаконным распоряжение Министерства ЖКХ от 06 апреля 2021 года № 209-р об отказе во включении его в региональный реестр пострадавших граждан и обязать Министерство ЖКХ включить его в указанный реестр. Также просит взыскать с административного ответчика в свою пользу судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 30000 рублей и на оплату государственной пошлины в размере 300 рублей.

В ходе рассмотрения дела представитель административного истца Седова М.Д. административные исковые требования уточнила, просила признать незаконным бездействие Министерства ЖКХ, выразившееся в нерассмотрении документов Михеева Р.А. о включении его в региональный реестр пострадавших граждан, направленных 15 июня 2022 года, обязать Министерство ЖКХ рассмотреть вышеуказанные документы Михеева Р.А., признать незаконным отказ Министерства во включении Михеева Р.А. в региональный реестр пострадавших граждан от 15 июля 2022 года, обязать Министерство ЖКХ включить Михеева Р.А. в указанный реестр, взыскать с административного ответчика в пользу Михаеева Р.А. судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 30000 рублей и на оплату государственной пошлины в размере 300 рублей.

Административный истец Михеев Р.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, причины неявки суду не известны.

Представитель административного истца Седова М.Д. в судебном заседании уточненные административные исковые требования поддержала в полном объеме, просили их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.

Представитель административного ответчика Сысугина Т.А. в судебном заседании полагала уточненные административные исковые требования не подлежащими удовлетворению, дав пояснения, аналогичные доводам, изложенным в письменных объяснениях.

Заинтересованные лица в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, причины неявки суду не известны.

С учетом мнения лиц, участвующих в деле, руководствуясь ст.150, ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ), суд принял решение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся административного истца и заинтересованных лиц.

Суд, выслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, приходит к следующему.

Глава 22 КАС РФ предполагает возможность оспаривания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего и рассмотрение административного дела по предъявленному административному исковому заявлению, если гражданин, организация, иные лица полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Из материалов дела следует, что 05 сентября 1991 года Михеев А.М. заключил договор № с ГМПО ЖКХ, согласно которому Михеев А.М. с семьей из трех человек, освобождает в двухнедельный срок квартиру по адресу: <адрес>, а ГМПО ЖКХ обязалось предоставить Михееву А.М. и членам его семьи по окончании строительства квартиру № , состоящую из двух комнат, жилой площадью 29,68 кв.м., расположенную на 3 этаже дома по ул. <адрес> г. Саратова (л.д. 17).

09 февраля 2001 года Михеевым А.М. и ЖСК «ЖКХ-96» было заключено обязательство, в соответствии с которым ЖСК «ЖКХ-96» приняло на себя обязательство по предоставлению Михееву А.М. благоустроенного жилого помещения (квартиры) жилой площадью 29,68 кв.м. в течение трех месяцев с момента сдачи дома в эксплуатацию (л.д. 19).

ДД.ММ.ГГГГ года ФИО14 умер (л.д. 29).

03 февраля 2006 года нотариусом г. Саратова Михееву Р.А., являющемуся сыном умершего Михеева А.М., выдано постановление об отказе в совершении нотариального действия, согласно которому ему отказано в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону после умершего отца по причине непредставления правоустанавливающих документов на наследуемую квартиру № в доме по строительному адресу ул. <адрес> (л.д. 38-39). Аналогичное постановление было выдано брату административного истца Михееву Д.А.

Решением Волжского районного суда г. Саратова от 29 июня 2006 года Михееву Р.А. было отказано в удовлетворении исковых требований ЖСК «ЖКХ-96» о понуждении к исполнению обязательств в связи с отсутствием на момент рассмотрения дела предмета обязательства (л.д. 25-26).

18 марта 2021 года Михеев Р.А. обратился к административному ответчику с заявлением о включении его в реестр пострадавших граждан. Уведомлением Министерства ЖКХ № 369 от 08 апреля 2021 года административному истцу отказано во включении в региональный реестр пострадавших граждан по причине того, что им не представлены документы, подтверждающие правоотношения между ним и застройщиком, и платежные документы, подтверждающие исполнение им своих обязательств по договору.

15 июня 2022 года административный истец повторно направил в Министерство ЖКХ заявление о включении в региональный реестр пострадавших граждан, приложив к нему те же документы, а также письмо с разъяснением положений ГК РФ, в соответствии с которыми, по мнению Михеева Р.А,, имеются правовые основания для включения его в региональный реестр пострадавших граждан.

Согласно ответу административного ответчика на указанное заявление от 15 июля 2022 года, правовые основания для включения Михеева Р.А. в региональный реестр пострадавших граждан отсутствуют (л.д. 50-51).

Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения Михеева Р.А. в суд с настоящим административным иском.

Отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а также с установлением гарантий защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".

Согласно частям 4 и 7 статьи 23 названного Федерального закона уполномоченный орган, в том числе устанавливает критерии, в соответствии с которыми граждане, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, относятся к числу пострадавших, и правила ведения контролирующим органом реестра таких граждан. Контролирующий орган признает в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведет реестр таких граждан.

Кроме того, защита права на жилище граждан - участников строительства многоквартирных домов на территории Саратовской области, пострадавших от действий (бездействия) строительных организаций, осуществляется в соответствии с положениями Закона Саратовской области от 02.08.2012 N 122-ЗСО "О защите права на жилище участников строительства многоквартирных домов на территории Саратовской области" (далее Закон).

В силу ч.ч. 1, 1.1 ст. 5.1 Закона в соответствии с федеральным законодательством для реализации мероприятий по восстановлению прав граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов на территории области, включенных в единый реестр проблемных объектов, указанный в статье 23.1 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - единый реестр проблемных объектов), а также для строительства многоквартирных домов на территории области, в отношении которых граждане включены в реестр пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, на день вступления в силу Федерального закона от 27 июня 2019 года N 151-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - федеральный реестр пострадавших граждан), Губернатор области утверждает соответствующий план-график реализации таких мероприятий.

В целях обеспечения реализации мер содействия в восстановлении нарушенных прав на жилище участников строительства в рамках реализации масштабных инвестиционных проектов в соответствии со статьей 5.2 настоящего Закона уполномоченный орган в порядке, определенном Правительством области, ведет реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и которые признаны пострадавшими в соответствии с частью 1.2 настоящей статьи (далее - региональный реестр пострадавших граждан).

Согласно ч. 1.2 ст. 5.1 Закона в целях ведения регионального реестра пострадавших граждан пострадавшим может быть признан гражданин:

чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирного дома на территории области, который на момент такого привлечения денежных средств не введен в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности;

надлежащим образом полностью исполнивший обязательства по оплате денежных средств по договору, направленному на привлечение денежных средств гражданина для строительства многоквартирного дома с последующим возникновением у гражданина права собственности на жилое помещение в таком многоквартирном доме в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (далее - договор), либо по соглашению (договору) об уступке прав требований по договору;

чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирного дома на территории области, не включенного в единый реестр проблемных объектов, или не состоящий в региональном реестре пострадавших граждан в отношении одного и того же и (или) иного объекта незавершенного строительства (далее - для целей настоящей статьи пострадавший гражданин);

одновременно с вышеуказанным соответствующий одному или нескольким критериям:

а) привлечение денежных средств пострадавшего гражданина для строительства многоквартирного дома, строительство которого не начато до дня истечения срока передачи жилого помещения, установленного договором, или приостановлено на срок более девяти месяцев со дня истечения срока передачи жилого помещения, установленного договором;

б) привлечение денежных средств пострадавшего гражданина для строительства многоквартирного дома, в отношении которого выдано заключение уполномоченных органов о несоответствии процессов строительства многоквартирного дома требованиям технических регламентов, проектной документации, иным обязательным требованиям, что препятствует вводу многоквартирного дома в эксплуатацию и очевидно свидетельствует о том, что в предусмотренный договором срок жилое помещение в многоквартирном доме не будет передано пострадавшему гражданину;

в) признание пострадавшего гражданина потерпевшим в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации в рамках уголовного дела по факту нарушения прав граждан, повлекшего неполучение пострадавшим гражданином жилого помещения, при наличии вступившего в законную силу приговора суда, в соответствии с которым установлена вина лиц, выполнявших управленческие, организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в организации, которая являлась застройщиком и (или) иным лицом, привлекшим денежные средства пострадавшего гражданина для строительства многоквартирного дома;

г) установление в судебном решении факта нарушения прав пострадавшего гражданина в связи с привлечением застройщиком или иным лицом денежных средств для строительства многоквартирного дома двух или более лиц в отношении одного и того же жилого помещения, расположенного в составе многоквартирного дома, и неисполнения перед пострадавшим гражданином обязательства по передаче такого жилого помещения либо по возврату в полном объеме денежных средств в связи с невозможностью передачи такого жилого помещения;

д) наличие не исполненного перед пострадавшим гражданином обязательства по передаче жилого помещения либо по возврату денежных средств в связи с невозможностью передачи такого жилого помещения или денежных средств застройщиком или иным лицом, привлекшим денежные средства пострадавшего гражданина для строительства многоквартирного дома, признанным несостоятельным (банкротом) и в отношении которого завершена процедура конкурсного производства, либо застройщиком или иным лицом, привлекшим денежные средства пострадавшего гражданина для строительства многоквартирного дома, ликвидированным или исключенным из единого государственного реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в установленном законом порядке.

Правила формирования и ведения регионального реестра пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены на территории Саратовской области (далее - региональный реестр пострадавших граждан), в целях обеспечения реализации мер содействия в восстановлении нарушенного права на жилище физических лиц, имеющих к застройщику требование о передаче жилого помещения или денежное требование определяются Положением о порядке ведения регионального реестра пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены на территории Саратовской области (далее Положение), утвержденным Постановление Правительства Саратовской области от 31.07.2019 N 539-П "О порядке ведения регионального реестра пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены на территории Саратовской области.

Согласно п.п. 7, 8 названного Положения, решение о включении, об отказе во включении, о внесении изменений в региональный реестр пострадавших граждан принимается уполномоченным органом по результатам рассмотрения письменного заявления гражданина по форме согласно приложению N 1 к настоящему Положению.

Для принятия решения о включении в региональный реестр пострадавших граждан необходим:

1) документ, удостоверяющий личность;

2) договор, подтверждающий возникновение правоотношений между пострадавшим гражданином и лицом, привлекшим денежные средства для строительства многоквартирного дома, не исполнившим обязательства по передаче жилого помещения пострадавшему гражданину;

3) платежные документы, подтверждающие исполнение пострадавшим гражданином полностью обязательств по договору;

4) вступивший в законную силу судебный акт о включении требований пострадавшего гражданина к застройщику многоквартирного дома в реестр требований кредиторов о передаче жилых помещений в случае введения в отношении застройщика одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве застройщика (при наличии);

5) выписка из реестра требований кредиторов, содержащая информацию о том, что требование заявителя в размере денежных средств, оплаченных застройщику, включенное в реестр требований кредиторов недобросовестного застройщика в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) недобросовестного застройщика, не удовлетворено по причине недостаточности имущества должника (при наличии);

6) документ, подтверждающий погашение требований заявителя, включенных в реестр требований о передаче жилых помещений в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) недобросовестного застройщика, в соответствующей части путем передачи недостроенного многоквартирного дома жилищно-строительному кооперативу (при наличии);

7) документ, подтверждающий право собственности заявителя на долю в многоквартирном доме, строительство которого не завершено, зарегистрированного органом, осуществляющим государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав (при наличии);

8) судебное решение, устанавливающее факт нарушения прав пострадавшего гражданина в связи с привлечением застройщиком или иным лицом денежных средств для строительства многоквартирного дома двух или более лиц в отношении одного и того же жилого помещения, расположенного в составе многоквартирного дома, и неисполнения перед пострадавшим гражданином обязательства по передаче такого жилого помещения либо по возврату в полном объеме денежных средств в связи с невозможностью передачи такого жилого помещения (при наличии).

В силу п. 14 Положения заявитель не подлежит включению в региональный реестр пострадавших граждан при наличии одного из следующих условий:

1) статус заявителя не соответствует требованиям части 1.2 статьи 5.1 Закона;

2) непредставление или представление не в полном объеме документов из числа предусмотренных подпунктами 1 - 3 пункта 8 настоящего Положения.

Таким образом, обстоятельствами, имеющими значение по настоящему делу, являются исполнение административным истцом обязанности подтвердить фактические данные, которые Закон и Положение связывают с основаниями для включения в региональный реестр пострадавших граждан, и представить документы, подтверждающие соответствие административного истца обозначенным названными нормативными правовыми актами критериям.

Анализируя приведенные правовые нормы и представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу, что Михеевым Р.А. административному ответчику и суду не представлены документы, подтверждающие его соответствие критериям, предъявляемым к гражданам, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, установленным Законом.

Доводы административного истца и его представителя о принятии Михеевым Р.А. наследства, оставшегося после смерти его отца Михеева А.М., что подтверждается судебными актами, во внимание суда не принимаются, поскольку в отношении квартиры № в доме по строительному адресу ул. <адрес> 18 ноября 2005 года нотариусом вынесено постановление об отказе в совершении нотариального действия, согласно которому Михееву Р.А. отказано в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону после умершего отца по причине непредставления правоустанавливающих документов на квартиру. Названое постановление административным истцом не обжаловалось.

Кроме того, тот факт, что повторное заявление Михеева Р.А. о включении в реестр пострадавших граждан было рассмотрено административным ответчиком не в порядке, предусмотренном Положением, а в порядке Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", в данном случае не свидетельствует о допущенном Министерством ЖКХ бездействии и не повлекло нарушения прав административного истца, поскольку из содержания ответа на повторное заявление Михеева Р.А. от 15 июля 2022 года следует, что данное заявление было рассмотрено по существу, проанализированы приложенные к нему документы и сделан вывод об отсутствии оснований для включения административного истца в региональный реестр пострадавших граждан. При этом суд также учитывает, что к повторному заявлению Михеева Р.А. были приложены по сути те же документы, которые предоставлялись первый раз. Дополнительно представленные копии судебных актов (определение судьи Ленинского районного суда г. Саратова от 08 февраля 2022 года и копия апелляционного определения Саратовского областного суда от 05 апреля 2022 года) правового значения для рассмотрения заявления Михеева Р.А. о включении в региональный реестр пострадавших граждан не имеют, поскольку с учетом установленных выше фактических обстоятельств документами, подтверждающими наличие предусмотренных Законом оснований для включения заявителя в реестр, не являются.

Таким образом, отказ Министерства ЖКХ во включении Михеева Р.А. в реестр пострадавших граждан является незаконным.

Согласно ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

Анализируя представленные сторонами доказательства в их совокупности, и исходя из вышеуказанных норм материального права, учитывая конкретные обстоятельства дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных требований Михеева Р.А.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-177 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

в удовлетворении административных исковых требований Михеева Романа Анатольевича отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд городаСаратова.

Срок составления мотивированного решения – 13 октября 2022 года.

Судья Ю.В. Медная