ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5091/20 от 11.08.2020 Кировского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

Дело 2а-5091/2020

Мотивированное решение изготовлено 07.12.2020.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 ноября 2020 года Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Глушковой Ю.В., при секретаре судебного заседания Голдыревой А.А.,

с участием административного истца Новисова А.Б., его представителя Скрябина А.М., действующего на основании письменного заявления, удостоверения адвоката № ***, представителя административных ответчиков исполняющего обязанности начальника Главного управления Минюста России по Свердловской области Тонкушиной Н.В., Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области – Пономаревой О.А., действующей на основании доверенностей от 11.08.2020, от 19.11.2020, диплома ***, представителей административного ответчика Инспекции Федеральной налоговой службы России по Верх-Исетскому району города Екатеринбурга Застроцкого К.В., действующего на основании доверенности от 04.03.2020, диплома ***, Мирзяновой Г.Д., действующей на основании доверенности от 27.12.2019, диплома ***,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Новисова А.Б., Павловой Е.П., Новгородова В.В. к исполняющему обязанности начальника Главного управления Минюста России по Свердловской области Тонкушиной Н.В., Главному управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области, начальнику инспекции Федеральной налоговой службы России по Верх-Исетскому району города Екатеринбурга Куропятник Е.А., Инспекции Федеральной налоговой службы России по Верх-Исетскому району города Екатеринбурга о признании решения незаконны,

установил:

Новисов А.Б., Павлова Е.П., Новгородов В.В. обратились в Кировский районный судг. Екатеринбурга с указанным административным исковым заявлением, в обоснование которого указали, что уведомлением от 18.08.2020 им было отказано в государственной регистрации профсоюза в качестве юридического лица. Указанное обстоятельство является препятствием к реализации законного права на объединение в профсоюз для защиты своих личных социально-трудовых интересов. Вместе с тем, регистрация профсоюза носит уведомительный характер и органы государственной регистрации не вправе отказывать в регистрации. При этом, отсутствует административный регламент по уведомительной государственной регистрации профессиональных союзов в качестве юридических лиц, действует только административный регламент по разрешительной регистрации некоммерческих организаций. Данный административный регламент не применим для регистрации профсоюза, поскольку профсоюзная деятельность регулируется отдельным специальным федеральным законом, где вместо разрешительного порядка государственной регистрации предусмотрен уведомительный порядок регистрации, реальность действия которого должны обеспечить уполномоченные должностные лица.

На основании изложенного административные истцы просят суд незаконными действия исполняющего обязанности начальника Главного управления Минюста России по Свердловской области Тонкушиной Н.В. по отказу Независимому межрегиональному профсоюзу «содействие труду и здоровью» в государственной регистрации в качестве юридического лица; отменить решение исполняющего обязанности начальника Главного управления Минюста России по Свердловской области Тонкушиной Н.В. об отказе в государственной регистрации в качестве юридического лица Независимого межрегионального профсоюза «содействие труду и здоровью»; обязать исполняющего обязанности начальника Главного управления Минюста России по Свердловской области Тонкушину Н.В. со дня вступления в законную силу решения суда продлить уведомительную государственную регистрацию Независимого межрегионального профсоюза «содействие труду и здоровью» в качестве юридического лица на срок не более 15 календарных дней, приняв оригинал документа о надлежащей уплате государственной пошлины в размере 4000 руб. за регистрацию в качестве юридического лица Независимого межрегионального профсоюза «содействие труду и здоровью» и направив необходимые документы и сведения в Единый регистрационный центр ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга для внесения записи о Независимом межрегиональном профсоюзе «содействие труду и здоровью» в ЕГРЮЛ; обязать начальника ИФНС России по Верх-Исетскому району города Екатеринбурга Куропятник Е.А. осуществить внесение данных о Независимом межрегиональном профсоюзе «содействие труду и здоровью» в ЕГРЮЛ и передать информацию об этом в Главное управление Минюста России по Свердловской области для выдачи соответствующего документа Независимому межрегиональному профсоюзу «содействие труду и здоровью», подтверждающего факт внесения записи о профсоюзе в ЕГРЮЛ; обязать начальника ИФНС России по Верх-Исетскому району города Екатеринбурга Куропятник Е.А. со дня вступления в законную силу решения суда в месячный срок осуществить разработку типовой формы уведомления для регистрации профсоюзов, структурных межрегиональных профсоюзных организаций и первичных профсоюзных организаций в качестве юридических лиц, предусмотрев в ней безнотариальный порядок удостоверения подлинности подписи уведомителя при представлении уведомительного комплекта профсоюзных документов путем почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке с описью вложения, и представить разработанную типовую форму уведомления на утверждение начальнику ФНС России.

В судебном заседании административный истец Новисов А.Б. и его представитель поддержали доводы и требования административного искового заявления.

Представитель административных ответчиков исполняющего обязанности начальника Главного управления Минюста России по Свердловской области Тонкушиной Н.В., Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области в судебном заседании возразила относительно доводов и требований административного искового заявления, суду пояснила, что согласно Федерального закона от 12.01.1996 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» государственная регистрация профсоюза осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом установленного специального (уведомительного) порядка государственной регистрации. При этом, представление в Минюст России либо его территориальный орган уведомлений о создании профсоюзов законом не предусмотрено. Уведомительный порядок государственной регистрации не свидетельствует об отмене процедуры государственной регистрации, необходимости представления предусмотренных законом документов. При этом, просила суд обратить внимание на то обстоятельство, что профсоюзы могут не регистрироваться, и в этом случае они не приобретают прав юридического лица.

Представители административного ответчика ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга в судебном заседании и в письменном отзыве на административное исковое заявление возразили относительно доводов и требований административного заявления, суду пояснили, что процедура государственной регистрации некоммерческих юридических лиц носит четкий структурированный порядок выполнения необходимых действий, при которой на первом этапе документы представляются в Минюст РФ, после чего, направляются в регистрирующий орган, в данном случае ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга, с целью внесения в ЕГРЮЛ соответствующей записи. По настоящему делу в адрес регистрирующего органа документов, связанных с проведением государственной регистрации независимого межрегионального профсоюза «содействие труду и здоровью» при создании не поступало, в связи тс чем, отсутствуют основания для удовлетворения требований к ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга и его Начальнику. Кроме того, просили суд обратить внимание на то обстоятельство, что административными истцами не указано, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречит бездействие инспекции.

В судебное заседание не явились административные истцы Павлова Е.П., Новгородов В.В., административный ответчик Начальник ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга Куропятник Е.А., о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом путем направления почтовой корреспонденции.

Также о времени и месте рассмотрения дела лица, участвующие в деле, извещались публично путем заблаговременного размещения в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 N 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» информации на интернет-сайте Кировского районного суда г. Екатеринбурга.

При таких обстоятельствах, учитывая положения ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело при данной явке.

Заслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, подтверждается материалами дела и не оспаривается лицами, участвующими в деле, в ГУ МЮ РФ по Свердловской области 22.07.2020 были представлены для государственной регистрации Независимого межрегионального профессионального союза свободно занятых, временно безработных, а также временно работающих российских граждан любых профессий «содействие труду и здоровью» заявление о государственной регистрации юридического лица при создании по форме № Р11001, квитанция об оплате налогового платежа в сумме 4000 руб., оплаченная по реквизитам ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга, Устав.

18.08.2020 исполняющей обязанности начальника Главного управления Минюста России по Свердловской области Тонкушиной Н.В. было принято Уведомление об отказе № 66/03-11944, с которым не согласны административные истцы, которые являются членами Независимого межрегионального профессионального союза свободно занятых, временно безработных, а также временно работающих российских граждан любых профессий «содействие труду и здоровью».

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» профессиональные союзы являются отдельным видом общественных объединений, особенности создания, деятельности, реорганизации и ликвидации которых регулируются Федеральным законом от 12.01.1996 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».

Согласно ст. 8 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» для государственной регистрации профсоюзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации общественных объединений, или его территориальный орган в субъекте Российской Федерации по месту нахождения соответствующего профсоюзного органа представляются подлинники либо нотариально удостоверенные копии уставов заверенные копии решений съездов (конференций, собраний) о создании профсоюзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций, об утверждении уставов, перечней участников - соответствующих профсоюзов, их объединений (ассоциаций).

При получении указанных документов федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган направляет в уполномоченный в соответствии со статьей 2 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" федеральный орган исполнительной власти сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц.

Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, первичной профсоюзной организации, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным регистрирующим органом на основании представленных федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом документов. При этом порядок взаимодействия федерального органа государственной регистрации и его территориальных органов с уполномоченным регистрирующим органом по вопросам государственной регистрации профсоюзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций определяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

При получении от уполномоченного регистрирующего органа информации о внесенной в единый государственный реестр юридических лиц записи о профсоюзе, либо об объединении (ассоциации) профсоюзов, либо о первичной профсоюзной организации федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган выдает заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи о профсоюзе, либо об объединении (ассоциации) профсоюзов, либо о первичной профсоюзной организации в единый государственный реестр юридических лиц.

В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 19.05.1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" для приобретения прав юридического лица общественное объединение подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с учетом установленного настоящим Федеральным законом порядка государственной регистрации общественных объединений.

За государственную регистрацию общественного объединения, изменений, вносимых в его устав, взимается государственная пошлина в порядке и размерах, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В силу ст. 23 Федерального закона от 19.05.1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" в государственной регистрации общественного объединения может быть отказано по следующим основаниям:

1) если устав общественного объединения противоречит Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации;

2) если необходимые для государственной регистрации документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом, представлены не полностью, либо оформлены в ненадлежащем порядке, либо представлены в ненадлежащий орган;

3) если выступившее в качестве учредителя общественного объединения лицо не может быть учредителем в соответствии с частью третьей статьи 19 настоящего Федерального закона;

4) если ранее зарегистрированное общественное объединение с тем же наименованием осуществляет свою деятельность в пределах той же территории;

5) если установлено, что в представленных учредительных документах общественного объединения содержится недостоверная информация;

6) если наименование общественного объединения оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан.

Отказ в государственной регистрации общественного объединения по мотивам нецелесообразности его создания не допускается.

В силу п. "д" ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 08.08.2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляется документ об уплате государственной пошлины.

В соответствии подп. "а" и "г" п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами случаев предоставления таких документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица; несоблюдения нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами.

Согласно п. 1 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного указом Президента РФ от 13.10.2004 года N 1313, Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции регистрации некоммерческих организаций.

Оценив представленные суду доказательства в их совокупности и каждое в отдельности, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных требований в силу следующего.

В соответствии с п. 1.2. статьи 9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" необходимые для государственной регистрации заявление, уведомление или сообщение представляются в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяются подписью заявителя, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, если иное не установлено настоящим пунктом.

Свидетельствование в нотариальном порядке подписи заявителя на представляемых при государственной регистрации заявлении, уведомлении или сообщении не требуется в случае: представления документов, предусмотренных ст. 12 настоящего Федерального закона, непосредственно в регистрирующий орган лично заявителем с представлением одновременно документа, удостоверяющего его личность; представления документов, предусмотренных ст. ст. 22.1, 22.2 и 22.3 настоящего Федерального закона, в регистрирующий орган непосредственно или через многофункциональный центр лично заявителем с представлением одновременно документа, удостоверяющего его личность; направления документов в регистрирующий орган в порядке, установленном п. 1 настоящей статьи, в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписи заявителя.

Как следует из материалов дела, заявление для государственной регистрации Независимого межрегионального профессионального союза свободно занятых, временно безработных, а также временно работающих российских граждан любых профессий «содействие труду и здоровью» было оформлено по форме № Р11001, но подпись заявителя в представленных документах не была засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом, указанное заявление не было представлено лично, не через многофункциональный центр, не в форме электронного документа. Указанное обстоятельство является достаточным основанием для отказа в государственной регистрации на основании подп. "г" п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Кроме того, как следует из материалов дела, на государственную регистрацию была представлена квитанция об оплате государственной пошлины в размере 4000 руб. по реквизитам ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга.

Вместе с тем, в соответствии с п. 1 ст. 333.16 Налогового кодекса Российской Федерации, государственная пошлина – сбор, взимаемый с лиц, указанных в ст. 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершение в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных гл. 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.

Согласно Положению о Главном управлении Министерства юстиции российской Федерации, утвержденному Приказом Минюста России от 03.03.2014 № 25, Главное управление осуществляет бюджетные полномочия администратора доходов бюджета.

Администратором поступлений в бюджет от государственной пошлины является орган государственной власти, осуществляющий юридически значимое действие. Следовательно, государственная пошлина за государственную регистрацию Независимого межрегионального профессионального союза свободно занятых, временно безработных, а также временно работающих российских граждан любых профессий «содействие труду и здоровью» должна была быть уплачена по реквизитам Главного управления. Платежный документ об оплате государственной пошлины в размере 4000 руб., оплаченный по реквизитам Главного управления, представлен не был. В связи с чем, ГУ МЮ РФ по Свердловской области правомерно пришло к выводу о том, что документы, необходимые для государственной регистрации юридического лица представлены не в полном объеме. Указанное обстоятельство также является основанием для отказа в государственной регистрации по подп. "а" и п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

При этом, суд находит несостоятельным довод административного истца о том, что налоговый орган вправе перевести госпошлину самостоятельно, поскольку он основан на неверном толковании норм права. У налогового органа в данной ситуации не было каких-либо правовых оснований для перечисления платежа в адрес другого администратора бюджета.

Кроме того, в Уведомлении об отказе от 18.08.2020 указано, что не представлено решение о создании организации, наименование организации – Независимый межрегиональный профессиональный союз свободно занятых, временно безработных, а также временно работающих российских граждан любых профессий «содействие труду и здоровью» не отвечает требованиям, предъявляемым законодательством к профсоюзу, Устав организации не содержит сведений о её местонахождении, компетенции профсоюзных органов, порядок внесения дополнений и изменений.

Несогласие административных истцов с указанными доводами основано на неверном толковании норм права и не имеет правового значения, поскольку указанные обстоятельства, как следует из буквального содержания уведомления об отказе от 18.08.2020 № 66/03-11944, не явились основанием для отказа в государственной регистрации. Следовательно, с учетом положений ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не нарушили прав административных истцов.

С учетом изложенного, принимая во внимание, что уведомление об отказе от 18.08.2020 вынесено уполномоченным органом, соответствует требованиям законодательства, оснований для удовлетворения требований незаконными действия исполняющего обязанности начальника Главного управления Минюста России по Свердловской области Тонкушиной Н.В. по отказу Независимому межрегиональному профсоюзу «содействие труду и здоровью» в государственной регистрации в качестве юридического лица, отмене указанного решения, обязании исполняющего обязанности начальника Главного управления Минюста России по Свердловской области Тонкушину Н.В. со дня вступления в законную силу решения суда продлить уведомительную государственную регистрацию Независимого межрегионального профсоюза «содействие труду и здоровью» в качестве юридического лица на срок не более 15 календарных дней, приняв оригинал документа о надлежащей уплате государственной пошлины в размере 4000 руб. за регистрация в качестве юридического лица Независимого межрегионального профсоюза «содействие труду и здоровью» и направлении необходимых документов и сведений в Единый регистрационный центр ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга для внесения записи о Независимом межрегиональном профсоюзе «содействие труду и здоровью» в ЕГРЮЛ, отсутствуют.

Также суд не усматривает оснований в части удовлетворения требований об обязании начальника ИФНС России по Верх-Исетскому району города Екатеринбурга Куропятник Е.А. осуществить внесение данных о Независимом межрегиональном профсоюзе «содействие труду и здоровью» в ЕГРЮЛ и передать информацию об этом в Главное управление Минюста России по Свердловской области для выдачи соответствующего документа Независимому межрегиональному профсоюзу «содействие труду и здоровью», подтверждающего факт внесения записи о профсоюзе в ЕГРЮЛ, обязании начальника ИФНС России по Верх-Исетскому району города Екатеринбурга Куропятник Е.А. со дня вступления в законную силу решения суда в месячный срок осуществить разработку типовой формы уведомления для регистрации профсоюзов, структурных межрегиональных профсоюзных организаций и первичных профсоюзных организаций в качестве юридических лиц, предусмотрев в ней безнотариальный порядок удостоверения подлинности подписи уведомителя при представлении уведомительного комплекта профсоюзных документов путем почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке с описью вложения, и представить разработанную типовую форму уведомления на утверждение начальнику ФНС России, поскольку административными истцами не указано, каким нормативным правовым актам противоречат действия (бездействия) ИФНС по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга и её начальника. Кроме того, в судебном заседании установлено и не оспорено лицами, участвующими в деле, что ГУ МЮ РФ по Свердловской области в адрес ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга не были направлены документы с целью внесения в ЕГРЮЛ соответствующей записи.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что в удовлетворении административного искового заявления надлежит отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178, 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Новисова А.Б, Павловой Е.П., Новгородова В.В. к исполняющему обязанности начальника Главного управления Минюста России по Свердловской области Тонкушиной Н.В., Главному управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области, начальнику инспекции Федеральной налоговой службы России по Верх-Исетскому району города Екатеринбурга Куропятник Е.А., Инспекции Федеральной налоговой службы России по Верх-Исетскому району города Екатеринбурга о признании решения незаконны– оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда через Кировский районный суд г. Екатеринбурга в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Ю. В. Глушкова