ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5095/2023 от 11.01.2024 Свердловского районного суда г. Костромы (Костромская область)

№2а-707/2024

44RS0001-01-2023-005091-81

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 января 2024 года г. Кострома

Свердловский районный суд г. Костромы в составе председательствующего судьи Тележкиной О.Д. при секретаре Подкопаеве В.В. с участием представителя истца ФИО1, представителя административного ответчика Департамента строительства, ЖКХ и ТЭК Костромской области ФИО2, представителя заинтересованного лица ООО УК «Юбилейный 2007» ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО4 к Администрации г. Костромы, Управлению ЖКХ Администрации г. Костромы, Департаменту строительства, ЖКХ и ТЭК Костромской области об оспаривании бездействия по включению многоквартирного дома в краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах,

УСТАНОВИЛ:

ФИО4 обратилась в Свердловский районный суд г. Костромы с настоящим административным иском к Администрации г. Костромы (ответчик № 1), Управлению ЖКХ Администрации г. Костромы (ответчик № 2), Департаменту строительства, ЖКХ и ТЭК Костромской области (ответчик № 3), указала, что является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> Собственники многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора. Постановлением администрации Костромской области от 26.03.2014 №100-а утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области, на 2014-2043 годы (далее по тексту региональная программа). В соответствии с п. 21 данной программы приложением № 1 установлены плановые периоды проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, каждый из которых определен трехлетним сроком (2014-2016, 2017-2019, 2020-2022, 2023-2025 и т.д.). Согласно региональной программе, для проведения капитального ремонта: 1) в плановый период 2017-2019 годов включен многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> с шифром работ (видом работ): 8-Ремонт крыши многоквартирного дома, включая ПСД и СК; 2) в плановый период 2020-2022 годов включен многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> шифром работ (видом работ): 12-Ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, включая ПСД и СК. Многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> не включен: Администрацией г.Костромы – в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта в многоквартирных домах на территории города Костромы на 2017-2019 годы, утвержденный Постановлением Администрации города Костромы от 15.07.2016, что повлекло невключение данного дома ответчиком №3 в краткосрочный план реализации на 2017-2019 годы региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области, на 2014-2043 годы, утвержденный постановлением департамента топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области от 02.06.2017 №27; ответчиком Управление ЖКХ Администрации г.Костромы – в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории города Кострома на 2020-2022 годы, утвержденный распоряжением начальника Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Костромы от 03.04.2020 №01-17/38, что повлекло невключение данного дома ответчиком №3 в краткосрочный план реализации на 2020-2022 годы региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области, на 2014-2043 годы, утвержденный постановлением департамента строительства, жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Костромской области от 13.12.2019 №52; административным ответчиком Управление ЖКХ Администрации г.Костромы – в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории города Кострома на 2023-2025 годы, утвержденный распоряжением начальника Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Костромы от 31.08.2022 №01-17/61, что повлекло невключение данного дома ответчиком №3 в краткосрочный план реализации на 2023-2025 годы региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области, на 2014-2043 годы утвержденный постановлением департамента строительства, жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Костромской области от 14.10.2022 №36. Имеет место факт незаконного бездействия административных ответчиков. Бездействие административных ответчиков лишает административного истца права на проведение капитального ремонта многоквартирного дома в сроки, установленные региональной программой и соответственно ущемляет его права и законные интересы, как собственника жилого помещения. На основании изложенного просит признать незаконным бездействие муниципального образования городской округ город Кострома в лице Администрации города Костромы, выразившееся в невключении в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес> на 2017-2019 годы, утвержденный постановлением Администрации <адрес> от <дата>, многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> шифром работ: 8-Ремонт кровли многоквартирного дома, включая ПСД и СК; признать незаконным бездействие муниципального образования городской округ город Кострома в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Костромы, выразившееся в невключении в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории города Кострома на 2020-2022 годы, утвержденный распоряжением начальника Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Костромы от 03.04.2020 №01-17/38, многоквартирного жилого дома по адресу: <...> шифром работ: 12-Ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, включая ПСД и СК; обязать муниципальное образование городской округ город Кострома в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Костромы внести изменения в распоряжение Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Костромы от 31.08.2022 №01-17/61 «Об утверждении краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории города Костромы, на 2023-2025 годы» в части включения многоквартирного жилого дома по адресу: <...>, который подлежит капитальному ремонту в 2023-2025 годах с шифрами (видами) работ: 8-Ремонт крыши многоквартирного дома, включая ПСД и СК, 12-Ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, включая ПСД и СК; обязать Департамент строительства, жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Костромской области внести изменения в Постановление департамента строительства, жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Костромской области от 13.10.2022 № 36 «Об утверждении краткосрочного плана реализации на 2023-2025 годы региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области, на 2014-2043 годы» в части включения многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, который подлежит капитальному ремонту в 2023-2025 годах с шифрами (видами) работ: 8-Ремонт крыши многоквартирного дома, включая ПСД и СК, 12-Ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, включая ПСД и СК.

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Костромской области», ООО УК «Юбилейный 2007».

В судебном заседании истец ФИО4, уведомленная о рассмотрении дела, не участвует.

Представитель истца ФИО1 поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в иске. Полагала, что срок обращения с административным иском не пропущен, поскольку региональная программа является действующей, в случае пропуска срока обращения в суд по отдельным требованиям просила его восстановить в целях защиты нарушенных прав истца. В дополнительных пояснениях указала, что вопросы проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на федеральном уровне регламентированы главой 18 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), включающей ст. 189, устанавливающую порядок принятия решения о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме. Не менее чем за шесть месяцев (если иной срок не установлен нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации) до наступления года, в течение которого должен быть проведен капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с региональной программой капитального ремонта, лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, либо региональный оператор (в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора) представляет таким собственникам предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и другие предложения, связанные с проведением такого капитального ремонта, в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (ч. 3 ст. 189). Собственники помещений в многоквартирном доме не позднее, чем через три месяца с момента получения предложений, указанных в ч. 3 настоящей статьи (если более продолжительный срок не установлен нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации), обязаны рассмотреть указанные предложения и принять на общем собрании решение в соответствии с ч. 5 настоящей статьи (ч.. 4 ст. 189). В случае, если в срок, указанный в ч. 4 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирном доме, формирующие фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, не приняли решение о проведении капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме, орган местного самоуправления в течение месяца со дня истечения указанного срока принимает решение о проведении такого капитального ремонта в соответствии с региональной программой капитального ремонта, уведомив собственников помещений в этом многоквартирном доме о принятом решении, в том числе с использованием системы. Законом Костромской области от 25.11.2013 N 449-5-ЗКО «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области» в соответствии с нормами ЖК РФ утвержден порядок принятия решения о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в частности ст. 16 устанавливает: 1) Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных ч. 5 настоящей статьи. 2) Собственники помещений в многоквартирном доме в любое время вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме по предложению лица, осуществляющего управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, регионального оператора либо по собственной инициативе. 3) Не менее чем за восемь месяцев до наступления года, в течение которого в соответствии с региональной программой капитального ремонта должен быть проведен капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, либо региональный оператор (в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме формируют фонд капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора) представляет таким собственникам предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и другие предложения, связанные с проведением такого капитального ремонта в порядке, установленном администрацией Костромской области. 4) Собственники помещений в многоквартирном доме не позднее чем через три месяца с момента получения предложений, указанных в ч. 3 настоящей статьи, обязаны рассмотреть указанные предложения и принять на общем собрании соответствующее решение. 5) В случае, если в срок, указанный в ч. 4 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирном доме, формирующие фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, не приняли решение о проведении капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме, орган местного самоуправления в течение месяца со дня истечения указанного срока принимает решение о проведении такого капитального ремонта в соответствии с региональной программой капитального ремонта, уведомив собственников помещений в этом многоквартирном доме о принятом решении путем размещения таких решений с использованием государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства и на официальном сайте муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. В случае возникновения аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о проведении капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме принимается в порядке, установленном администрацией Костромской области. В указанном случае капитальный ремонт многоквартирного дома осуществляется без его включения в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта и только в объеме, необходимом для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, за счет средств регионального оператора, определенных ст. 23 настоящего Закона в качестве денежных средств для обеспечения финансовой устойчивости деятельности регионального оператора, и учитывается при ежегодной актуализации региональной программы капитального ремонта. Собственники многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора (общий котел). В период с 2014 года по настоящий момент в адрес собственников от регионального оператора не поступало предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и другие предложения, связанные с проведением такого капитального ремонта в порядке, установленном администрацией Костромской области, соответственно собственниками не рассмотрено данное предложение и не приняты решения по вопросам проведения капитального ремонта. В то же время, согласно ч. 6 ст. 189 ЖК РФ и ч. 5 ст. 16 Закона Костромской области от 25.11.2013 N 449-5-ЗКО в случае, если в установленный срок собственники помещений в многоквартирном доме, формирующие фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, не приняли решение о проведении капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме, орган местного самоуправления в течение месяца со дня истечения указанного срока принимает решение о проведении такого капитального ремонта в соответствии с региональной программой капитального ремонта, уведомив собственников помещений в этом многоквартирном доме с принятом решении путем размещения таких решений с использованием государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства и на официальном сайте муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Представитель административного ответчика Департамента строительства, ЖКХ и ТЭК Костромской области ФИО2 возражал против удовлетворения исковых требований. В возражениях указал следующее. Пунктом 8.3 ст. 13 ЖК РФ установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относятся определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (далее - МКД). В целях планирования и организации проведения капитального ремонта МКД в Костромской области, положениями ст. 168 ЖК РФ определено, что порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта, требования к таким программам, порядок предоставления органами местного самоуправления сведений, необходимых для подготовки таких программ, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с ЖК РФ. Положениями указанной статьи также определен порядок утверждения и реализации краткосрочных планов капитального ремонта. Для обеспечения реализации положений ст. 168 ЖК РФ принят Закон Костромской области от 25.11.2013 № 449-5-3КО «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области» (далее - Закон № 449-5-ЗКО). В соответствии с положениями ст. 168 ЖК РФ, ст. 11 Закона № 449-5-ЗКО в Костромской области утверждена и действует региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области, на 2014-2043 годы, утвержденная постановлением администрации Костромской области от 26.03.2014 № 100-а. Согласно ч. 3 ст. 14 Закона № 449-5-ЗКО установлены следующие критерии определения очередности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах: 1) техническое состояние объектов общего имущества в многоквартирном доме, для которых планируется капитальный ремонт; 2) продолжительность эксплуатации многоквартирного дома после ввода в эксплуатацию или последнего комплексного капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме; 3) наличие проектной документации в случае, если ее подготовка необходима в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности; 4) процент собираемости взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. По информации НКО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Костромской области», МКД, расположенный по адресу: <адрес>, осуществляет формирование средств на счете регионального оператора (общий котел). В соответствии с региональной программой капитальный ремонт в МКД запланирован на периоды: 2017-2019 гг. - ремонт крыши, включая разработку проектно-сметной документации и строительный контроль (ПСД и СК) - не выполнен; 2020-2022 гг. - ремонт инженерных систем, включая разработку ПСД и СК; 2023-2025 гг. - работ не запланировано; 2026-2028 гг. - ремонт подвальных помещений, включая ПСД и СК; 2029-2031 гг. - ремонт фасада, включая ПСД и СК; 2038-2040 гг. - ремонт крыши, включая ПСД и СК; 2041-2043 гг. - ремонт фундамента и ИС, включая ПСД и СК. По состоянию на 01.12.2023 на счете МКД всего собрано денежных средств 1026480,62 руб., задолженность по взносам на капитальный ремонт - 69360,36 руб. В соответствии с расценками на работы по капитальному ремонту элементов МКД, указанный объем денежных средств является недостаточным для проведения работ по капитальному ремонту. Довод административного истца о предполагаемом бездействии административных ответчиков, которое повлекло, по мнению административного истца, невключение МКД в краткосрочные планы капитального ремонта на муниципальном и региональном уровнях, является неверным, основанным на неправильном толковании административным истцом норм жилищного законодательства, фактических обстоятельств дела, ввиду нижеследующего. Положениями ст. 189 ЖК РФ определено, что проведение капитального ремонта общего имущества в МКД осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещений в МКД, проведенного в порядке и с соблюдением условий, установленных положениями настоящей статьи. В соответствии с ч. 1 ст. 13 Закона № 449-5-ЗКО органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов утверждают краткосрочные (сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока) планы реализации региональной программы капитального ремонта ежегодно в срок до 1 сентября года, предшествующего планируемому, с учетом прогнозного объема взносов на капитальный ремонт собственников помещений МКД, расположенных на территории муниципального района (городского округа) Костромской области (далее - краткосрочные планы). Подпунктом 1.1. ч. 1 ст. 13 Закона №449-5-ЗКО определены следующие сведения, подлежащие включению в краткосрочный план: 1) перечень МКД, расположенных на территории муниципального района (муниципального округа, городского округа) Костромской области, включенных в региональную программу капитального ремонта, с указанием: а) адреса МКД; б) года ввода МКД в эксплуатацию; в) года завершения последнего капитального ремонта; г) типа МКД; д) общей площади МКД, в том числе площади жилых помещений, находящихся в собственности граждан; е) количества граждан, зарегистрированных в МКД на дату утверждения краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта; ж) реквизитов решения общего собрания собственников помещений в МКД о проведении капитального ремонта общего имущества в таком доме; 2) стоимость проведения капитального ремонта общего имущества в МКД, в том числе размер муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в МКД; 3) плановая дата завершения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД; 4) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД, а также объем таких услуг и (или) работ; 5) сведения о наличии (реквизиты) задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, если МКД является объектом культурного наследия, включенным в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. В соответствии с ч. 2-3 ст. 13 Закона № 449-5-ЗКО утвержденные органами местного самоуправления краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в срок до 10 сентября года, предшествующего планируемому, направляются в уполномоченный орган и региональному оператору, в соответствии с которыми уполномоченный орган в срок до 15 октября года, предшествующего планируемому, утверждает краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта. Между тем, в связи с отсутствием сведений о протокольных решениях общего собрания собственников помещений в МКД, расположенного по адресу: <адрес>, о проведении капитального ремонта, необходимых административным ответчикам - Администрации города Костромы, Управлению ЖКХ Администрации города Костромы для включения МКД в краткосрочный план капитального ремонта на муниципальном уровне в соответствии с полномочиями, определенными ч. 1 - 1.1 ст. 13 Закона № 449-5-ЗКО; отсутствием сведений о включении в краткосрочный план капитального ремонта на муниципальном уровне МКД, расположенного по адресу: <...>, подлежащих направлению в соответствии с ч. 2 ст. 13 Закона № 449-5-ЗКО в адрес Департамента, НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Костромской области», и, как следствие, отсутствием у Департамента оснований для включения МКД в краткосрочный план капитальное ремонта на областном уровне в соответствии с полномочиями, определенными ч. 3 ст. 13 Закона № 449-5-ЗКО; невозможностью включения Департаментом МКД в краткосрочный план капитального ремонта на областном уровне, минуя стадию включения МКД на муниципальном уровне, являющейся обязательной в силу положений Закона № 449-5-ЗКО; основания для включения МКД в краткосрочный план на период 2023-2025 гг., утвержденный постановлением Департамента от 13.10.2022 № 36, у Департамента отсутствуют. Включение МКД в краткосрочные планы капитального ремонта будет возможно при соблюдении следующих условий: принятие собственниками помещений в МКД решения о проведении капитального ремонта конструктивных элементов МКД в соответствии с требованиями ст. 189 ЖК РФ, Закона № 449-5-ЗКО, оформленное протоколом общего собрания; поступление информации о принятом решении в адрес Администрации города Костромы, Управления ЖКХ Администрации города Костромы (для внесения изменений в краткосрочный план на муниципальном уровне); поступление информации о включении МКД в краткосрочный план капитального ремонта на муниципальном уровне, в адрес Департамента, НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Костромской области» (для внесения изменений в краткосрочный план на региональном уровне); наличие объема взносов на капитальный ремонт на специальном счете МКД, достаточного для организации и проведения капитального ремонта. Учитывая положения законодательства и изложенные обстоятельства дела, причинно-следственную связь, выстроенную административным истцом в административном исковом заявлении; принимая во внимание отсутствие в административном исковом заявлении сведений о характере и обоснования предполагаемого бездействия Департамента, последствий, причиненных административному истцу таким бездействием, Департамент просит суд исключить его из числа административных ответчиков, отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме. Дополнительно указал, что согласно ч. 14.2 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, капитальный ремонт объектов капитального строительства - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов. В соответствии с п. 2.2 Методического пособия по содержанию и ремонту жилищного фонда МДК 2-04.2004, утвержденного Госстроем РФ (далее - МДК 2-04.2004), текущий ремонт общего имущества жилого дома - ремонт, выполняемый в плановом порядке с целью восстановления исправности или работоспособности жилого дома, частичного восстановления его ресурса с заменой или восстановлением его составных частей ограниченной номенклатуры, установленной нормативной и технической документацией. Разграничение понятий текущего ремонта и капитального ремонта обусловлено следующим: разные виды работ, проводимых в рамках соответствующего ремонта; разный объем расходов, понесенных на осуществление соответствующего ремонта; наличие (отсутствие) возможности эксплуатации элемента общего имущества, подлежащего ремонту; необходимость получения согласований и разрешений, организации строительного контроля за этапами работ (при капитальном ремонте); разные сроки проведения соответствующих ремонтов. В соответствии с положениями ст. 154 ЖК РФ, плата за содержание общего имущества в многоквартирном доме, включает в себя: плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, плату за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственников жилищного фонда. Источником финансирования проведения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, в силу ст. 169-170 ЖК РФ, являются взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, систематически уплачиваемые собственниками помещений в многоквартирном доме в обязательном порядке, из которых формируется фонд капитального ремонта многоквартирного дома. Таким образом, жилищным законодательством разделены понятие текущего и капитального ремонтов; источники финансирования текущего ремонта и капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (включая текущий ремонт кровли). Осуществление текущего ремонта в силу положений ст. 154 ЖК РФ является обязанностью собственников жилых помещений в многоквартирном доме в лице управляющей организации, с которой собственники помещений в многоквартирном доме заключили договор управления. Законодателем обращается особое внимание на необходимость разделения источников финансирования текущего и капитального ремонтов: текущий ремонт финансируется за счет платежей, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организацией, на содержание общего имущества в многоквартирном доме; капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме оплачивается исключительно за счет средств собственников жилых помещений в многоквартирном доме, формируемых из обязательных взносов на капитальный ремонт. Необходимость проведения капитального ремонта конструктивных элементов МКД устанавливается с учетом положений ведомственных строительных норм «Правила оценки физического износа жилых зданий» ВСН 53-86 (р), (утв. Приказом Государственного комитета по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР от 24.12.1986 № 446); ведомственных строительных норм «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения» ВСН 58-88 (р), (утв. Приказом Государственного комитета по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР от 23.11.1988 № 312 «Об утверждении ведомственных строительных норм Госкомархитектуры «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения»); в соответствии с постановлением администрации Костромской области от 22.12.2014 № 535-а «Об утверждении порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Костромской области» (далее - Постановление 535-а) - на основании комиссионного обследования элемента общего имущества МКД, подлежащего капитальному ремонту, проведенного по инициативе собственников помещений в МКД, либо управляющей организации, с участием представителей собственников помещений в МКД, управляющей организации, органа местного самоуправления, органа жилищного надзора. Результаты указанного комиссионного обследования, в которых отражаются характеристики состояния конструктивного элемента МКД, включая процент его физического износа, необходимости (отсутствия необходимости) проведения капитального ремонта, должны быть оформлены актом о техническом состоянии общего имущества МКД, который является основанием для установления необходимости в капитальном ремонте. С учетом изложенного, пояснений представителя административного истца, отсутствия фактов обращений управляющей организации в орган местного самоуправления о необходимости организации и проведения комиссионного обследования в соответствии с нормами Постановления 535-а, представленные в дело представителем административного истца документы (акты осмотров жилых помещений), содержащие позицию о необходимости капитального ремонта крыши, носят субъективный характер, истолкованы в целях ухода управляющей организации от обязанности по текущему содержанию и ремонту МКД и ответственности за бездействие; не устанавливают необходимость и обязанность проведения капитального ремонта элементов МКД в соответствии с приведенными нормами жилищного права (с процентным соотношением износа конструктивного элемента), и, соответственно, не могут являться доказательством бездействия ответчиков в части невключения МКД в краткосрочные планы капитального ремонта.

Представитель заинтересованного лица ООО УК «Юбилейный 2007» ФИО3 полагала требования подлежащими удовлетворению. Пояснила, что управляющая компания не обязана принимать инициировать, планировать или принимать иное участие в проведении капитального ремонта по рассматриваемому МКД. Имеется бездействие со стороны Администрации города Костромы, так как Администрация города Костромы не приняла мер по включению дома в краткосрочную программу, тем самым не обеспечила свои обязательства по надлежащему сохранению состояния МКД. Собственники МКД не принимали решений о переносе сроков работ. Само по себе включение капитального ремонта МКД в региональную программу свидетельствует о необходимости его проведения. Административные ответчики в обоснование своих доводов об отсутствии необходимости капитального ремонта могли в рамках рассмотрения данного дела инициировать проведение комиссионного обследования МКД, но ими ничего не сделано.

Ответчики Администрация г.Костромы, Управление ЖКХ Администрации г.Костромы, заинтересованное лицо НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Костромской области», уведомленные о рассмотрении дела, в судебном заседании не участвуют.

В ходе рассмотрения дела представитель ответчиков Администрация г.Костромы, Управления ЖКХ Администрации г.Костромы ФИО5 иск не признала. Пояснила, что Администрация г.Костромы является ненадлежащим ответчиком. В настоящее время составлением краткосрочных планов занимается Управление ЖКХ Администрации г.Костромы. Полагала, что истцом пропущен срок обращения в суд, что является основанием к отказу в иске.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, материалы гражданского дела № 2-2696/2022, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (ч. 1). Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании (ч. 5). Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом (ч. 7). Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (ч. 8).

В соответствии с ч. ч. 8, 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Часть 11 ст. 226 КАС РФ предусматривает, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п. п. 1 и 2 ч. 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п. п. 3 и 4 ч. 9 настоящей статьи, – на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ, судом может быть принято решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

Правовые отношения в области проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах регулируются статьями 166 - 191 раздела IX «Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» Жилищного кодекса Российской Федерации.

Жилищный кодекс Российской Федерации (ЖК РФ) относит к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений наряду с другими определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, принятие нормативных правовых актов, направленных на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (п. 8.3 ст. 13, ч. 1 ст. 167 ЖК РФ).

В целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации утверждается региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, которая формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (ч. 1 и абз. 1 п. 1 ч. 2 статьи 168 названного Кодекса).

В силу п. 1 ч. 2 ст. 168 ЖК РФ региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах включает в себя перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (в том числе многоквартирных домов, все помещения в которых принадлежат одному собственнику), за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции. В соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в региональную программу капитального ремонта могут не включаться многоквартирные дома, физический износ основных конструктивных элементов (крыша, стены, фундамент) которых превышает семьдесят процентов, и (или) многоквартирные дома, в которых совокупная стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту конструктивных элементов и внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений превышает стоимость, определенную нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. При этом не позднее чем через шесть месяцев со дня утверждения региональной программы капитального ремонта или принятия решения об исключении многоквартирных домов из такой программы нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации должны быть определены порядок, сроки проведения и источники финансирования реконструкции или сноса этих домов либо иных мероприятий, предусмотренных законодательством Российской Федерации и обеспечивающих жилищные права собственников жилых помещений и нанимателей жилых помещений по договорам социального найма в этих домах.

Согласно ч. 4 ст. 168 ЖК РФ, внесение в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случая, если: 1) сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обусловлено отсутствием конструктивных элементов, в отношении которых должен быть проведен капитальный ремонт; 2) запланированный вид услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме был проведен ранее и при этом в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме определено, что повторные оказание таких услуг и (или) выполнение таких работ в срок, установленный региональной программой капитального ремонта, не требуются; 3) изменение способа формирования фонда капитального ремонта произошло по основаниям, предусмотренным ч. 7 ст. 189 настоящего Кодекса. Срок проведения капитального ремонта в этом случае определяется в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме; 4) в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, определена невозможность оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (в том числе завершения ранее начатых оказания услуг и (или) выполнения работ) в связи с воспрепятствованием таким оказанию услуг и (или) выполнению работ собственниками помещений в многоквартирном доме, и (или) лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, и (или) лицом, выполняющим работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выразившимся в недопуске подрядной организации в помещения в многоквартирном доме и (или) к строительным конструкциям многоквартирного дома, инженерным сетям, санитарно-техническому, электрическому, механическому и иному оборудованию многоквартирного дома; 5) внесение в региональную программу капитального ремонта изменений обусловлено изменением сроков проведения работ по ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения, ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений.

Согласно ч. 6 ст.168 ЖК РФ, порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта, требования к таким программам, порядок предоставления органами местного самоуправления сведений, необходимых для подготовки программ, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с данным Кодексом.

В силу ч. 7 ст. 168 ЖК РФ в целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока. При внесении изменений в краткосрочный план реализации программы капитального ремонта по основаниям, предусмотренным ч. 4 настоящей статьи, согласование с собственниками помещений в многоквартирном доме не требуется. Органы местного самоуправления обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в случае, если это предусмотрено нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, в порядке, установленном этим нормативным правовым актом.

В соответствии со ст. 189 ЖК РФ проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных ч. 6 настоящей статьи (ч. 1). Собственники помещений в многоквартирном доме в любое время вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме по предложению лица, осуществляющего управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, регионального оператора либо по собственной инициативе (ч. 2). Не менее чем за шесть месяцев (если иной срок не установлен нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации) до наступления года, в течение которого должен быть проведен капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с региональной программой капитального ремонта, лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, либо региональный оператор (в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора) представляет таким собственникам предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и другие предложения, связанные с проведением такого капитального ремонта, в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (ч. 3). Собственники помещений в многоквартирном доме не позднее, чем через три месяца с момента получения предложений, указанных в ч. 3 настоящей статьи (если более продолжительный срок не установлен нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации), обязаны рассмотреть указанные предложения и принять на общем собрании решение в соответствии с ч. 5 настоящей статьи (ч. 4). В случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о проведении капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме должны быть определены или утверждены: 1) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту; 2) предельно допустимая стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту исходя из предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, определенной в порядке, предусмотренном ч. 4 ст. 190 настоящего Кодекса; 3) лицо, которое от имени всех собственников помещений в многоквартирном доме уполномочено участвовать в приемке оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту, в том числе подписывать соответствующие акты (ч. 5). В случае, если в срок, указанный в ч. 4 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирном доме, формирующие фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, не приняли решение о проведении капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме, орган местного самоуправления в течение месяца со дня истечения указанного срока принимает решение о проведении такого капитального ремонта в соответствии с региональной программой капитального ремонта, уведомив собственников помещений в этом многоквартирном доме о принятом решении, в том числе с использованием системы (ч. 6).

Отношения в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Костромской области регулируется Законом Костромской области от 25.11.2013 № 449-5-ЗКО «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области», предусматривающим утверждение региональной программы капитального ремонта администрацией Костромской области.

В соответствии со ст. 12 Закона Костромской области от 25.11.2013 № 449-5-ЗКО для формирования региональной программы капитального ремонта органы местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов Костромской области представляют информацию о многоквартирных домах по форме и в сроки, утвержденные уполномоченным органом. Для сбора данной информации органы местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов создают комиссии по проведению обследований всех многоквартирных домов и организуют работу по определению потребности в капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории муниципального района (муниципального округа, городского округа) Костромской области, с учетом сроков проведения капитального ремонта по годам на период реализации региональной программы капитального ремонта (ч. 1). Уполномоченный орган на основании сведений, представленных органами местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов, и с учетом данных мониторинга технического состояния многоквартирных домов в течение одного месяца с момента их поступления формирует проект региональной программы капитального ремонта и направляет его на рассмотрение в администрацию Костромской области (ч. 2).

Постановлением Администрации Костромской области от 26.03.2014 № 100-а утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области, на 2014-2043 годы.

В соответствии с пунктами 21, 22 Региональной программы плановые периоды проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах приведены в приложении № 1 к Региональной программе.

Конкретизация сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнение планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определение видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта осуществляются в рамках краткосрочных (сроком до трех лет) планов реализации Региональной программы, утверждаемых департаментом строительства, жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Костромской области и органами местного самоуправления.

Согласно ч. 1 ст. 13 Закона Костромской области от 25.11.2013 №449-5-ЗКО, органы местного самоуправления городских округов утверждают краткосрочные (сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока) планы реализации региональной программы капитального ремонта ежегодно в срок до 15 июля года, предшествующего планируемому, с учетом прогнозного объема взносов на капитальный ремонт собственников помещений многоквартирных домов, расположенных на территории городских округов.

В соответствии с п.п. 1 ч. 1.1 ст. 13 Закона Костромской области от 25.11.2013 № 449-5-ЗКО в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта, утверждаемый органом местного самоуправления муниципального района (городского округа), включается перечень многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального района (городского округа) Костромской области, включенных в региональную программу капитального ремонта.

Утвержденные органами местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в срок до 10 сентября года, предшествующего планируемому, направляются в уполномоченный орган и региональному оператору (ч. 2).

Уполномоченный орган в срок до 15 октября года, предшествующего планируемому, утверждает краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта (ч. 3).

Постановлением администрации Костромской области от 22.12.2014 № 535-а утвержден Порядок установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Костромской области.

Указанный Порядок распространяется на многоквартирные дома, включенные в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области, и применяется, в том числе, при актуализации Региональной программы.

В целях определения необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Костромской области создают комиссию по установлению необходимости проведения капитального ремонта (п. 3). В состав комиссии включаются представители органа местного самоуправления, органа муниципального жилищного контроля, органа государственного жилищного надзора Костромской области, регионального оператора, организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах. К работе комиссий привлекаются лица, уполномоченные действовать от имени собственников помещений в многоквартирных домах (п. 4).

С инициативой рассмотрения комиссией вопроса об установлении необходимости проведения капитального ремонта могут выступать руководитель структурного подразделения органа местного самоуправления, ответственного за координацию вопросов жилищно-коммунального хозяйства, и иные заявители в лице регионального оператора, организаций, осуществляющих управление многоквартирным домом или оказывающих услуги (выполняющих работы) по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также собственников помещений многоквартирных домов, уполномоченных решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (п. 5).

С целью установления технического состояния общего имущества многоквартирного дома, требующего определения необходимости проведения капитального ремонта, комиссия проводит обследование технического состояния конструктивных элементов дома, которое оформляется актом о техническом состоянии общего имущества многоквартирного дома с приложением фотоматериалов. Акт должен содержать выводы комиссии о техническом состоянии общего имущества многоквартирного дома. Техническое состояние общего имущества многоквартирных домов оценивается комиссией в соответствии с ведомственными строительными нормами «Правила оценки физического износа жилых зданий» ВСН 53-86 (р), утвержденными приказом Государственного комитета по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР от 24.12.1986 № 446, и ведомственными строительными нормами «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения» ВСН 58-88 (р), утвержденными Приказом Государственного комитета по архитектуре и градостроительству при Госстрое СССР от 23.11.1988 № 312 «Об утверждении ведомственных строительных норм Госкомархитектуры «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения» (п. 6).

По результатам работы комиссии может быть принято решение, в том числе, о признании нецелесообразным проведения капитального ремонта. Решение принимается исходя из следующих факторов: степень износа основных конструктивных элементов (фундамент, стены, перекрытия) общего имущества многоквартирного дома в соответствии с актом о техническом состоянии общего имущества многоквартирного дома составляет более 70 процентов; совокупная стоимость капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома в расчете на 1 кв. метр помещения в таком доме, рассчитанной в текущих ценах на основе укрупненных показателей стоимости таких работ, превышает предельную стоимость работ по капитальному ремонту. Данное решение должно содержать: наименование конструктивных элементов (крыша, фундамент, стены, перекрытия и т.д.), износ которых составляет более 70 процентов; расчет стоимости работ (услуг) по капитальному ремонту указанных конструктивных элементов, выполненный в текущих ценах на основе укрупненных показателей стоимости таких работ (п. 7).

Решение комиссии оформляется протоколом (п. 8). Протокол заседания комиссии является основанием внесения изменения в муниципальный краткосрочный план реализации региональной программы, а также подготовки актуализации региональной программы уполномоченным исполнительным органом государственной власти Костромской области в сфере топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства (п. 9).

В соответствии с Приложением № 1 к Региональной программе установлены плановые периоды проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, каждый из которых определен трехлетним сроком (2014-2016, 2017-2019, 2020-2022, 2023-2025 и т.д.).

Многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> включен в плановый период 2017-2019 годов с шифром работ (видом работ): 8-Ремонт крыши многоквартирного дома, включая ПСД и СК; в плановый период 2020-2022 годов с шифром работ (видом работ): 12-Ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, включая ПСД и СК.

Как следует из материалов дела, организацией, управляющей данным домом, является ООО «УК «Юбилейный 2007» в соответствии решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 29.04.2012.

Решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 23.05.2014 выбран способ формирования фонда капитального ремонта на общем счете регионального оператора.

Постановлением Администрации г. Костромы от 15.07.2016 утвержден краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта в многоквартирных домах на территории города Костромы на 2017-2019 годы.

Постановлением департамента топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области от 02.06.2017 №27 утвержден краткосрочный план реализации на 2017-2019 годы региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области, на 2014-2043 годы.

Распоряжением начальника Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Костромы от 03.04.2020 №01-17/38 утвержден краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории города Кострома на 2020-2022 годы.

Постановлением департамента строительства, жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Костромской области от 13.12.2019 №52 утвержден краткосрочный план реализации на 2020-2022 годы региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области, на 2014-2043 годы.

Распоряжением начальника Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Костромы от 31.08.2022 №01-17/61 утвержден краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории города Кострома на 2023-2025 годы.

Постановлением департамента строительства, жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Костромской области от 13.10.2022 №36 утвержден краткосрочный план реализации на 2023-2025 годы региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области, на 2014-2043 годы.

Рассматриваемый МКД в указанные краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в многоквартирных домах не включен, что повлекло обращение ФИО4 в суд с настоящим иском.

В ходе рассмотрения дела установлено, что ранее 20.05.2022 один из собственников помещений рассматриваемого МКД ФИО6 обращался с иском к НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Костромской области» с требованиями обязать ответчика выполнить капитальный ремонт крыши дома в соответствии с региональной программой.

Решением Свердловского районного суда г. Костромы от 07.09.2022, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Костромского областного суда от 19.12.2022, в удовлетворении требований ФИО6 отказано. Установив, что жилой дом не был включен в краткосрочные планы как на 2017 -2019 годы, так и на 2020-2022 годы реализации региональной программы капитального ремонта, суд посчитал, что отсутствуют основания для возложения обязанности на регионального оператора по проведению капитального ремонта, поскольку порядок утверждения краткосрочных планов утвержден Законом Костромской области, изменения в краткосрочные планы не вносились, исполнение данного порядка обязательно для заинтересованных лиц, в том числе и для НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Костромской области». Само по себе включение дома в региональную программу без включения в краткосрочные планы к удовлетворению исковых требований не приводит, поскольку, региональная программа, согласно закону, реализуется через краткосрочные планы. Законом Костромской области от 25.11.2013 № 449-5-ЗКО предусмотрен порядок корректировки региональных и краткосрочных планов капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, действие региональной программы является долгосрочным, в связи с чем достижение целей программы не исключает возможность изменения сроков проведения капитального ремонта и уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах при наличии к тому оснований, подлежащих внесению в региональную программу путем ее актуализации и утверждения краткосрочных планов ее реализации.

Проанализировав приведенные положения законодательства и обстоятельства дела, суд находит заявленные исковые требования обоснованными.

Невключение Администрацией г. Костромы и Управлением ЖКХ администрации г. Костромы в нарушение требований ч.7 ст. 168 ЖК РФ в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта на территории городского округа город Кострома указанного многоквартирного дома, капитальный ремонт которого согласно региональной программе запланирован на 2017-2019 и 2020-2022 годы, без принятия мер по комиссионному обследованию МКД в Порядке, утвержденном постановлением администрации Костромской области от 22.12.2014 № 535-а, и внесения изменений в региональную программу влечет нарушение прав истца в сфере жилищных правоотношений в области своевременного и качественного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, права на безопасность жилища.

Доводы административных ответчиков об отсутствии инициативы собственников МКД и управляющей компании по принятию решения общего собрания собственников о проведении капитального ремонта, недостаточности денежных средств, исходя из поступивших взносов на счет регионального оператора, несостоятельны и не являются основанием к невключению многоквартирного дома в краткосрочную программу с соответствии с приведенным правовым регулированием.

По смыслу приведенных положений законодательства именно включение МКД в краткосрочную программу влечет последующую реализацию уполномоченными органами и организациями мероприятий по организации капитального ремонта, в частности, направление региональным оператором в адрес собственников предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и других предложений, связанных с проведением такого капитального ремонта, в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

При непринятии решения собственниками о проведении ремонта такое решение принимается уполномоченным органом местного самоуправления по своей инициативе.

При этом уполномоченный орган местного самоуправление вправе организовать обследование МКД в установленном порядке, по результатам которого установить отсутствие необходимости проведения капитального ремонта и инициировать внесение изменений в региональную программу.

В рассматриваемом случае такого обследования не проведено, изменения в региональную программу не вносились.

Вопреки доводам ответчиков действующим законодательством не предоставлено уполномоченным органам при утверждении краткосрочных планов право на изменение установленных региональной программой сроков проведения капитального ремонта или перечня многоквартирных домов иным образом, нежели в порядке ее актуализации, предусмотренном вышеуказанными нормативными актами.

Недостаточность финансового обеспечения капитального ремонта не является основанием к невключению МКД в краткосрочную программу.

Процент собираемости взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме является критерием определения очередности проведения капитального ремонта, а не критерием включения конкретного дома в краткосрочный план, который должен соответствовать по перечню многоквартирных домов региональной программе.

Таким образом, каких-либо оснований для невключения МКД в краткосрочные планы в рассматриваемом случае не было.

В рассматриваемом случае по требованиям о признании незаконным бездействия ответчиков относительно включения МКД в краткосрочные планы на 2017-2019 и 2020-2022 года ФИО4 пропустила 3-месячный срок обращения в суд (обратилась 19.10.2023 – по истечении 3-месячного срока после окончания сроков действия указанных планов).

Вместе с тем, учитывая длящийся характер нарушения прав истца по предмету спора и отсутствие правовой определенности по вопросу проведения в МКД капитального ремонта, предусмотренного региональной программой, и то, что ранее собственниками помещений МКД принимались меры к судебной защите нарушенных прав на проведение капитального ремонта, в целях обеспечения судебной защиты нарушенных прав истца суд находит возможным восстановить истцу срок для обращения с заявленными требованиями.

В целях восстановление нарушенных прав истца в данном случае следует признать незаконным оспариваемое бездействие ответчиков и обязать муниципальное образование городской округ город Кострома в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Костромы внести изменения в распоряжение Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Костромы от 31.08.2022 №01-17/61 «Об утверждении краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории города Костромы, на 2023-2025 годы» в части включения многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес><адрес>, который подлежит капитальному ремонту в 2023-2025 годах с шифрами (видами) работ: 8-Ремонт крыши многоквартирного дома, включая ПСД и СК, 12-Ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, включая ПСД и СК; обязать Департамент строительства, жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Костромской области внести изменения в Постановление департамента строительства, жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Костромской области от 13.10.2022 № 36 «Об утверждении краткосрочного плана реализации на 2023-2025 годы региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области, на 2014-2043 годы» в части включения многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, который подлежит капитальному ремонту в 2023-2025 годах с шифрами (видами) работ: 8-Ремонт крыши многоквартирного дома, включая ПСД и СК, 12-Ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, включая ПСД и СК.

В соответствии с ч. 2 ст. 178 КАС РФ при принятии решения суд при необходимости устанавливает срок исполнения решения.

Исходя из обстоятельств дела и последовательности действий административных ответчиков при корректировке краткосрочных планов, суд считает разумным и достаточным установить срок для внесения изменений в краткосрочный план Управлению ЖКХ Администрации г. Костромы 1 месяц со дня вступления в законную силу решения суда, Департаменту строительства, ЖКХ и ТЭК Костромской области - 2 месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу

Согласно ч. 1 ст. 111 КАС РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ст. 107 и ч. 3 ст. 109 настоящего Кодекса.

Поскольку требования ФИО4 удовлетворены, с ответчиков в пользу истца подлежит взысканию уплаченная при подаче искового заявления государственная пошлина в сумме 300 руб. в равных долях - по 100 руб. с каждого из ответчиков.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО4 к Администрации г. Костромы, Управлению ЖКХ Администрации г. Костромы, Департамента строительства, ЖКХ и ТЭК Костромской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие муниципального образования городской округ город Кострома в лице Администрации города Костромы, выразившееся в невключении в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории города Кострома на 2017-2019 годы, утвержденный постановлением Администрации города Костромы №1961 от 15.07.2016, многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> шифром работ: 8-Ремонт кровли многоквартирного дома, включая ПСД и СК.

Признать незаконным бездействие муниципального образования городской округ город Кострома в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Костромы, выразившееся в невключении в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории города Кострома на 2020-2022 годы, утвержденный распоряжением начальника Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Костромы от 03.04.2020 №01-17/38, многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> шифром работ: 12-Ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, включая ПСД и СК.

Обязать муниципальное образование городской округ город Кострома в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Костромы в срок 1 месяц со дня вступления настоящего решения в законную силу внести изменения в распоряжение Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Костромы от 31.08.2022 №01-17/61 «Об утверждении краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории города Костромы, на 2023-2025 годы» в части включения многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, который подлежит капитальному ремонту в 2023-2025 годах с шифрами (видами) работ: 8-Ремонт крыши многоквартирного дома, включая ПСД и СК, 12-Ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, включая ПСД и СК.

Обязать Департамент строительства, жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Костромской области в срок 2 месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу внести изменения в Постановление департамента строительства, жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Костромской области от 13.10.2022 № 36 «Об утверждении краткосрочного плана реализации на 2023-2025 годы региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области, на 2014-2043 годы» в части включения многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, <адрес>, который подлежит капитальному ремонту в 2023-2025 годах с шифрами (видами) работ: 8-Ремонт крыши многоквартирного дома, включая ПСД и СК, 12-Ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, включая ПСД и СК.

Взыскать с Администрации г. Костромы, Управлению ЖКХ Администрации г.Костромы, Департамента строительства, ЖКХ и ТЭК Костромской области в пользу ФИО4 расходы по уплате госпошлины 300 рублей в равных долях – по 100 рублей с каждого из ответчиков.

Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г.Костромы.

Судья О.Д. Тележкина