ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-509/2016 от 08.08.2016 Каякентского районного суда (Республика Дагестан)

Адм.дело №2а-509/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 августа 2016г. с. Новокаякент

Каякентский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Гаджимурадова М.М., с участием административного истца старшего помощника прокурора Каякентского района Нуралиева А.М., административного ответчика зам. главы МО «сельсовет Новокаякентский» Джабраилова Д.М., при секретаре Байрамбековой Н.М. рассмотрев в открытом судебном заседании в селении Новокаякент административное дело по административному исковому заявлению и.о. прокурора Каякентского района Макашерипова Д.М. в защиту интересов Республики Дагестан к главе МО «сельсовет Новокаякентский» о признании бездействие главы администрации муниципального образования «сельсовет Новокаякентский», выразившееся в ненаправлении нормативных правовых актов и сведений об их опубликовании в Министерство юстиции Республики Дагестан для включения в регистр муниципальных нормативных правовых актов Республики Дагестан незаконным и обязании главы администрации муниципального образования «сельсовет Новокаякентский» направить изданные органами местного самоуправления МО «сельсовет Новокаякентский» нормативные правовые акты в установленном законом порядке в Министерство юстиции Республики Дагестан для включения в регистр муниципальных нормативных актов Республики Дагестан,

у с т а н о в и л:

И.о. прокурора Каякентского района Макашерипов Д.М. обратился в суд в защиту интересов Республики Дагестан к главе МО «сельсовет Новокаякентский» о признании бездействие главы администрации муниципального образования «сельсовет Новокаякентский», выразившееся в ненаправлении нормативных правовых актов и сведений об их опубликовании в Министерство юстиции Республики Дагестан для включения в регистр муниципальных нормативных правовых актов Республики Дагестан незаконным и обязании главы администрации муниципального образования «сельсовет Новокаякентский» направить изданные органами местного самоуправления МО «сельсовет Новокаякентский» нормативные правовые акты в установленном законом порядке в Министерство юстиции Республики Дагестан для включения в регистр муниципальных нормативных актов Республики Дагестан.

В судебном заседании старший помощник прокурора Каякентского района Нуралиев А.М, требования, изложенные в исковом заявлении поддержал в полном объеме и суду пояснил, что проведенной прокуратурой Каякентского района в соответствии с поручением прокуратуры РД от 13.05.2016 №7/3-58-2016 проверкой исполнения органами местного самоуправления требований Закона Республики Дагестан от 03.02.2009г. №2 «О регистре муниципальных нормативных правовых актов Республики Дагестан» установлено, что главой муниципального образования «сельсовет Новокаякентский» требования проверяемого закона не выполняются.

Согласно ст.43.1 ФЗ от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные нормативные правовые акты, в том числе оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), подлежат включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, организация и ведение которого осуществляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст. 1 Закона РД от 03.02.2009 г. №2 «О регистре муниципальных нормативных правовых актов Республики Дагестан» (в ред. Закона Республики Дагестан от 15.11.2011 № 67) включению в регистр подлежат следующие муниципальные нормативные правовые акты: - устав муниципального образования, акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан); акты представительного органа муниципального образования; - акты главы муниципального образования; - акты администрации муниципального образования; -акты иных органов и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

Включению в регистр подлежат также акты, которые признаны недействующими по решению суда, но не отменены либо не признаны утратившими силу в установленном порядке, акты, вносящие изменения в акты, приостанавливающие и (или) отменяющие (признающие утратившими силу), акты, подлежат включению в регистр.

В регистр включаются акты вне зависимости от срока их действия, а также как опубликованные (обнародованные), так и неопубликованные (необнародованные) акты за исключением правовых актов, указанных в ч. 6 ст.1 Закона.

Согласно требованиям ст.4 Закона РД от 03.02.2009 г. №2 глава муниципального образования в течение семи рабочих дней после принятия (подписания) акта, подлежащего включению в регистр в соответствии с настоящим Законом, направляет указанный акт в уполномоченный орган для включения его в регистр.

В соответствии с п.4.19 постановления Правительства Республики Дагестан от 30.04.2010 № 128 «Вопросы Министерства юстиции Республики Дагестан» министерство ведет регистр муниципальных нормативных правовых актов Республики Дагестан.

Акты направляются в документальном виде на бумажных носителях и в электронном виде на машиночитаемых носителях. Акты в документальном виде направляются в виде официальной копии текста акта, заверенной печатью соответствующего органа местного самоуправления. В случае, если официальное опубликование (обнародование) акта было осуществлено до направления акта для включения в регистр, к акту прилагаются сведения об источнике и дате его официального опубликования (обнародования).

Согласно ч.2 ст. Закона РД от 03.02.2009 г. №2 сведения об официальном опубликовании (обнародовании) акта с указанием сведений об источнике и дате официального опубликования (обнародования) акта направляются главой муниципального образования в уполномоченный орган в течение пятнадцати дней со дня официального опубликования (обнародования) акта, направлены, вследствие чего создаются препятствия по осуществлению Министерством юстиции Республики Дагестан своих полномочий по ведению регистра муниципальных нормативных актов Республики Дагестан, чем соответственно нарушаются права и интересы Республики Дагестан в указанной сфере деятельности.

Согласно 4.1 ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ч. 4 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно п.3 ст.35 ФЗ «О прокуратуре РФ» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если того требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.

Однако в нарушение требований названного закона по данным Министерства юстиции Республики Дагестан главой МО «сельсовет Новокаякентский» в 2015 году - истекшем период 2016 года в установленном порядке принятые органами местного самоуправления МО «сельсовет Новокаякентский» нормативные правовые акты (Устав МО поселения, решения о бюджете и другие НПА) в уполномоченный орган - в МЮ РД для включения в регистр муниципальных нормативных правовых актов РД не направлены, вследствие чего создаются препятствия по осуществлению Министерством юстиции Республики Дагестан своих полномочий по ведению регистра муниципальных нормативных актов Республики Дагестан, чем соответственно нарушаются права и интересы Республики Дагестан в указанной сфере деятельности.

Регистр ведется в целях обеспечения верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов, учета и систематизации муниципальных нормативных правовых актов, реализации конституционного права граждан на получение достоверной информации и создания условий для получения информации о муниципальных нормативных правовых актах органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами и организациями.

Непредставление нормативных правовых актов администрацией муниципального образования «сельсовет Новокаякентский» препятствует обеспечению единства правовой системы Российской Федерации, а также свободному доступу граждан, органов государственной власти и организаций к муниципальному регистру.

Просит удовлетворить исковые требования, и признать бездействие главы администрации муниципального образования «сельсовет Новокаякентский», выразившееся в ненаправлении нормативных правовых актов и сведений об их опубликовании в Министерство юстиции Республики Дагестан для включения в регистр муниципальных нормативных правовых актов Республики Дагестан незаконным и обязать главу администрации муниципального образования «сельсовет Новокаякентский» направить изданные органами местного самоуправления МО «сельсовет Новокаякентский» нормативные правовые акты в установленном законом порядке в Министерство юстиции Республики Дагестан для включения в регистр муниципальных нормативных актов Республики Дагестан, в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.

Административный ответчик зам. главы МО «сельсовет Новокаякентский» Джабраилов Д.М. исковые требования признал, и пояснил суду, что нормативно-правовые акты, принимаемые представительным органом, касающиеся Устава и внесенных в него изменений, остальные нормативно-правовые акты, касающиеся бюджета, в т.ч. указанные в иске прокурора, в Министерство юстиции РД не предоставляли, поскольку не знали, что они подлежат там регистрации, им никто об этом не говорил.

Заинтересованная сторона представитель Министерства юстиции РД в суд не явился, по электронной почте направил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Министерства юстиции РД.

Из представленной ими справки следует, что, несмотря на неоднократные напоминания Правительства РД и министерства юстиции РД о необходимости в кратчайшие сроки представить в Министерство юстиции РД нормативные правовые акты органов местного самоуправления и официальные издания, в которых публикуются указанные акты, органы местного самоуправления не выполняют вышеназванные требования, что препятствует обеспечению контроля за соответствием их законодательству, обеспечению конституционного права граждан на получение достоверной правовой информации, созданию условий для получения информации о правовых актах органами государственной власти, должностными лицами и организациями. В Министерство юстиции РД нормативные правовые акты муниципального образований «сельсовет Новокаякентский» не поступали.

Изучив письменные материалы дела, заслушав объяснения прокурора и административного ответчика, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования прокурора по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 43.1 ФЗ от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные нормативные правовые акты, в том числе оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), подлежат включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, организация и ведение которого осуществляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст. 1 Закона Республики Дагестан «О регистре муниципальных нормативных правовых актов Республики Дагестан» регистр муниципальных нормативных правовых актов представляет собой систематизированную базу данных, содержащую в электронном виде (на машиночитаемых носителях) и документальном виде (на бумажных носителях) муниципальные нормативные правовые акты и сведения о них. Включению в регистр подлежат следующие муниципальные нормативные правовые акты: устав муниципального образования, акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан); акты представительного органа муниципального образования; акты главы муниципального образования; акты администрации муниципального образования; акты иных органов и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

Главы муниципальных образований в течение семи рабочих дней после принятия (подписания) акта, подлежащего включению в регистр, направляют указанный акт в уполномоченный орган для включения его в регистр.

Акты направляются в документальном виде на бумажных носителях и в электронном виде на машиночитаемых носителях. Акты в документальном виде направляются в виде официальной копии текста акта, заверенной печатью соответствующего органа местного самоуправления. В случае, если официальное опубликование (обнародование) акта было осуществлено до направления акта для включения в регистр, к акту прилагаются сведения об источнике и дате его официального опубликования (обнародования).

В соответствии со ст. 1 Закона Республики Дагестан от 03.02.2009г. «О регистре муниципальных нормативных правовых актов Республики Дагестан» главы муниципальных образований обеспечивают полноту и достоверность сведений, направляемых для включения в регистр, а также соблюдение сроков их представления.

Согласно Положению о Министерстве юстиции Республики Дагестан, утвержденным постановлением Правительства РД от 30.04.2010г. N128 уполномоченным органом по регистрации муниципальных правовых актов в РД является Министерство юстиции Республики Дагестан. Приказом министра юстиции РД N 66-ОД утвержден Административный Регламент по исполнению Государственной функции по ведению регистра муниципальных нормативных правовых актов Республики Дагестан и предоставлению информации, содержащейся в регистре муниципальных нормативных правовых актов Республики Дагестан.

Из данных правовых норм следует, что обязанность по представлению муниципальных нормативных правовых актов органов местного самоуправления и их должностных лиц в министерство юстиции РД для ведения последней регистра возложена на главы муниципальных образований и главы местных администраций.

Однако, учитывая, что в соответствии с Уставом муниципального образования «сельсовет Новокаякентский» глава этого сельского поселения также возглавляет исполнительно-распорядительный орган, то обязанность по представлению указанных актов органов местного самоуправления сельского поселения и их должностных лиц лежит на Главе МО сельского поселения «сельсовет Новокаякентский».

Как видно из материалов дела и не оспаривается ответчиком, в нарушение требований п.1 ст.4 Закона Республики Дагестан от 03.02.2009г. №2 «О регистре муниципальных нормативных правовых актов Республики Дагестан», главой МО «сельсовет Новокаякентский» в 2015г. -истекшем период 2016г. в установленном порядке принятые органами местного самоуправления МО «сельсовет Новокаякентский» не направлены в уполномоченный орган Министерство юстиции РД нормативные правовые акты (Устав МО поселения, решения о бюджете и другие НПА) - для включения в регистр муниципальных нормативных правовых актов РД.

Из письма Министерства юстиции РД №19-0402-1585 от 28.04.2016г. к прокурору республики Дагестан Р.А. Шахнавазову, усматривается, что в нарушение требований п.1 ст.4 Закона Республики Дагестан от 03.02.2009г. №2 «О регистре муниципальных нормативных правовых актов Республики Дагестан», главы муниципальных образовании в течение семи рабочих дней после принятия (подписания) акта подлежащего включению в регистр в соответствии с Законом должны направить в уполномоченный орган Министерство юстиции РД для включения в регистр муниципальных нормативных правовых актов РД. Однако в нарушение вышеназванного Закона ряд муниципальных образований и сельские поселения РД своевременно не представляют в Министерство юстиции РД нормативные правовые акты для включения в регистр.

Согласно 4.1 ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ч. 4 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно п.3 ст.35 ФЗ «О прокуратуре РФ» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если того требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.

Не направление в уполномоченный орган Министерство юстиции РД для включения в регистр Устава МО поселения, решения о бюджете и другие НПА препятствует обеспечению контроля за соответствием их законодательству, защиты конституционных прав граждан на получение достоверной правовой информации, созданию условий для получения информации о правовых актах органами государственной власти, должностными лицами и организациями.

В судебном заседании административный ответчик зам. главы МО «сельсовет Новокаякентский» Джабраилов Д.М. признал полностью административные исковые требования пояснил, что нормативно-правовые акты, принимаемые представительным органом, касающиеся Устава и внесенных в него изменений, остальные нормативно-правовые акты, касающиеся бюджета в Министерство юстиции РД не предоставляли.

Таким образом, судом установлено, что главой МО «сельсовет Новокаякентский» в 2015г. -истекшим периодом 2016г. в установленном порядке принятые органами местного самоуправления МО «сельсовет Новокаякентский» нормативные правовые акты: Устав МО поселения, решения о бюджете и другие НПА в Министерство юстиции для включения в регистр муниципальных правовых актов РД не направлены.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что административное исковое заявление и.о. прокурора Каякентского района Макашерипова Д.М. в защиту интересов Республики Дагестан к главе МО «сельсовет Новокаякентский» о признании бездействие главы администрации муниципального образования «сельсовет Новокаякентский», выразившееся в ненаправлении нормативных правовых актов и сведений об их опубликовании в Министерство юстиции Республики Дагестан для включения в регистр муниципальных нормативных правовых актов Республики Дагестан незаконным и обязании главы администрации муниципального образования «сельсовет Новокаякентский» направить изданные органами местного самоуправления МО «сельсовет Новокаякентский» нормативные правовые акты в установленном законом порядке в Министерство юстиции Республики Дагестан для включения в регистр муниципальных нормативных актов Республики Дагестан подлежит удовлетворению.

Исходя из вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.174-179 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования и.о. прокурора Каякентского района РД Макашерипова Д.М. в защиту интересов Республики Дагестан к административному ответчику главе МО «сельсовет Новокаякентский» Каякентского района РД удовлетворить.

Признать бездействие главы администрации муниципального образования «сельсовет Новокаякентский» Каякентского района РД, выразившееся в ненаправлении нормативных правовых актов и сведений об их опубликовании в Министерство юстиции Республики Дагестан для включения в регистр муниципальных нормативных правовых актов Республики Дагестан незаконным.

Обязать главу администрации муниципального образования «сельсовет Новокаякентский» Каякентского района РД направить изданные органами местного самоуправления МО «сельсовет Новокаякентский» Каякентского района РД нормативные правовые акты в установленном законом порядке в Министерство юстиции Республики Дагестан для включения в регистр муниципальных нормативных актов Республики Дагестан, в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.

Мотивированная часть решения составлено 09.08.2016г.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке Верховный суд РД в течения месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через районный суд.

Судья М.М. Гаджимурадов

Адм.дело №2а-509/2016

РЕЗОЛЮТИВНАЯ ЧАСТЬ

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 августа 2016г. с. Новокаякент

Каякентский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Гаджимурадова М.М., с участием административного истца старшего помощника прокурора Каякентского района Нуралиева А.М., административного ответчика зам. главы МО «сельсовет Новокаякентский» Джабраилова Д.М., при секретаре Байрамбековой Н.М. рассмотрев в открытом судебном заседании в селении Новокаякент административное дело по административному исковому заявлению и.о. прокурора Каякентского района Макашерипова Д.М. в защиту интересов Республики Дагестан к главе МО «сельсовет Новокаякентский» о признании бездействие главы администрации муниципального образования «сельсовет Новокаякентский», выразившееся в ненаправлении нормативных правовых актов и сведений об их опубликовании в Министерство юстиции Республики Дагестан для включения в регистр муниципальных нормативных правовых актов Республики Дагестан незаконным и обязании главы администрации муниципального образования «сельсовет Новокаякентский» направить изданные органами местного самоуправления МО «сельсовет Новокаякентский» нормативные правовые акты в установленном законом порядке в Министерство юстиции Республики Дагестан для включения в регистр муниципальных нормативных актов Республики Дагестан,

РЕШИЛ:

Административные исковые требования и.о. прокурора Каякентского района РД Макашерипова Д.М. в защиту интересов Республики Дагестан к административному ответчику главе МО «сельсовет Новокаякентский» Каякентского района РД удовлетворить.

Признать бездействие главы администрации муниципального образования «сельсовет Новокаякентский» Каякентского района РД, выразившееся в ненаправлении нормативных правовых актов и сведений об их опубликовании в Министерство юстиции Республики Дагестан для включения в регистр муниципальных нормативных правовых актов Республики Дагестан незаконным.

Обязать главу администрации муниципального образования «сельсовет Новокаякентский» Каякентского района РД направить изданные органами местного самоуправления МО «сельсовет Новокаякентский» Каякентского района РД нормативные правовые акты в установленном законом порядке в Министерство юстиции Республики Дагестан для включения в регистр муниципальных нормативных актов Республики Дагестан, в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке Верховный суд РД в течения месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через районный суд.

Судья М.М. Гаджимурадов