Дело № 2а-509/2016
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 марта 2016 года р.п. Городище
Городищенский районный суд Волгоградской области в составе:
председательствующего судьи Клыкова А.М., при секретаре Подольской А.В., с участием административного истца Скрынникова А.И., представителя административного истца Скрынникова А.И. – Алещенко С.В., представителя административного ответчика администрации Новожизненского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области Чиненовой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Скрынникова А.И. к администрации Новожизненского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области о признании незаконными действия, выразившиеся в обязании подать повторное заявление о постановке на учет в целях последующего предоставления земельного участка в собственность, возложении обязанности поставить на учет в целях последующего предоставления земельного участка в собственность исходя из фактической очередности по состоянию на 29 июля 2015 года, взыскании судебных расходов,
У С Т А Н О В И Л:
Скрынников А.И. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Новожизненского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области о признании незаконными действия, выразившиеся в обязании подать повторное заявление о постановке на учет в целях последующего предоставления земельного участка в собственность, возложении обязанности поставить на учет в целях последующего предоставления земельного участка в собственность исходя из фактической очередности по состоянию на 29 июля 2015 года, взыскании судебных расходов. В обоснование административного иска указал, что он имеет статус ветерана боевых действий. 24 сентября 2013 года решением комиссии администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области по градостроительству и земельным отношениям на территории Городищенского муниципального района он был поставлен на учет в целях последующего предоставления земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с действовавшим на тот период времени законом Волгоградской области от 04 апреля 2003 года № 809-ОД «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно». Порядковый номер постановки на учет 338. 16 сентября 2015 года он получил письмо администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области от 24 августа 2015 года № 6676, которым был извещен о принятии Закона Волгоградской области от 14 июля 2015 года № 123-ОД «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно». В письме также сообщалось, что в связи с вступлением в силу с 01.03.2015 года изменений в Федеральный закон от 25.10.2001 года № 137-Ф3 «О введении в действие Земельного Кодекса РФ» полномочия по предоставлению земельных участков в собственность граждан бесплатно перешли к городским и сельским поселениям, находящимся на территории муниципального района. Кроме того в письме указывалось, что согласно ч. 1 ст. 12 Закона № 123-ОД граждане, поставленные на учет до его вступления в силу в соответствии с Законом № 809-ОД продолжают состоять на учете в целях последующего предоставления земельного участка в собственность бесплатно. Очередность определяется исходя из фактической очередности на момент вступления в силу Закона. Повторная подача заявления не требуется, при условии, что он обратиться в соответствующее поселение с заявлением о постановке на учет в течение трехмесячного срока с момента получения извещения. Очередность гражданина, не подавшего заявление в течение трехмесячного срока определяется по дате подачи повторного заявления. 19 ноября 2015 года он прибыл в администрацию Новожизненского сельского поселения Городищенского муниципального района, в котором приняты Правила землепользования и застройки от 09.09.2011 года и имеются земли из которых возможно формирование земельных участков в целях последующего предоставления гражданам в собственность бесплатно. В администрации поселения ему пояснили, что необходимо подать заявление о постановке на учет и что очередность будет определяться по дате подачи указанного повторного заявления, поскольку на него не могут распространяться нормы Закона № 123-ОД на которые ссылается администрация района в своем письме. Заявление он подал, однако, полагает, что администрация Новожизненского сельского поселения действует незаконно и нарушает его права на приобретение земельного участка в собственность бесплатно с учетом очередности, сформированной до введения в действие Закона Волгоградской области № 123-ОД. Просит признать незаконными действия администрации Новожизненского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области, выразившиеся в обязании его подать повторное заявление о постановке на учет в целях последующего предоставления земельного участка в собственность бесплатно, обязать администрацию Новожизненского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области поставить его на учет в целях последующего предоставления земельного участка в собственность исходя из фактической очередности на момент вступления в силу Закона Волгоградской области от 14 июля 2015 года № 123-ОД «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно», то есть по состоянию на 29 июля 2015 года, взыскать с административного ответчика в его пользу судебные расходы в размере <данные изъяты> рублей.
В судебном заседании административный истец Скрынников А.И. и его представитель Алещенко С.В., действующая по устному заявлению административного истца в порядке части 5 статьи 57 КАС РФ, заявленные требования поддержали, просят их удовлетворить, суду дали пояснения аналогичные изложенным в административном иске.
Представитель административного ответчика администрации Новожизненского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области Чиненова И.Ю., действующая на основании доверенности, возражает против удовлетворения исковых требований. Полагает, что обстоятельства, на которые ссылается административный истец, касаются только граждан проживающих на территории Новожизненского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области. Документов подтверждающих проживание Скрынникова А.И. по месту жительства на территории Новожизненского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области заявителем не представлено. В связи с этим очередность постановки Скрынникова А.И. на учет не может определяться исходя из фактической очередности на момент вступления в силу Закона Волгоградской области от 14 июля 2015 года № 123-ОД «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно». Считает, что администрация Новожизненского сельского поселения действовала в соответствии с требованиями Закона Волгоградской области от 14 июля 2015 года № 123-ОД и оснований для признания ее действий незаконными не имеется. Просит отказать административному истцу в удовлетворении заявленных требований.
Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
По правилам части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Проверяя соблюдение административным истцом срока на обращение в суд с рассматриваемыми требованиями суд учитывает общие положения части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства РФ, по смыслу которой если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Поскольку с административным исковым заявлением о признании незаконными действия администрации Новожизненского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области, выразившиеся в обязании Скрынникова А.И. подать 19.11.2015 года повторное заявление о постановке на учет в целях последующего предоставления земельного участка в собственность бесплатно, Скрынников А.И. обратился в суд 25.01.2016 года, о чем свидетельствует соответствующая отметка на иске, им соблюден установленный законом срок на обращение в суд.
В силу статьи 9 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» реализация государственной политики в отношении ветеранов осуществляется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Частью 1 статьи 1 Закона Волгоградской области от 04 апреля 2003 года № 809-ОД «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно» (действовавшего на дату обращения Скрынникова А.И. в администрацию Городищенского муниципального района Волгоградской области), ветеранам боевых действий гарантировалось право на приобретение в собственность бесплатно земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенных пунктов.
Аналогичное правило в настоящее время установлено частью 1 статьи 1 Закона Волгоградской области от 14 июля 2015 года № 123-ОД «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно».
В соответствии со статьей 4 Федерального закон от 07 июля 2003 года № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок).
При этом приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.
Статьей 3 Федерального закона от 07 июля 2003 года № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» установлено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в сельских поселениях.
Гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в городских поселения, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведении личного подсобного хозяйства предоставляются при наличии свободных земельных участков.
Судом установлено, что Скрынников А.И. является ветераном боевых действий, что подтверждается удостоверением, следовательно, обладает правом на бесплатное получение в собственность земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства.
В целях реализации своего права, Скрынников А.И. обратился в администрацию Городищенского муниципального района Волгоградской области с соответствующим заявлением.
24 сентября 2013 года комиссия администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области по градостроительству и земельным отношениям на территории Городищенского муниципального района решила поставить Скрынникова А.И. на учет в целях последующего предоставления земельных участков в собственность бесплатно в соответствии с действовавшим на тот период времени законом Волгоградской области от 04 апреля 2003 года № 809-ОД «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно». Номер постановки на учет 338. Данное обстоятельство подтверждается выпиской из приложения № 1 к постановлению от 30.09.2013 года № 1914.
Как следует из материалов дела, Скрынников А.И. зарегистрирован по адресу: <адрес>.
Согласно части 1 статьи 20 Гражданского кодекса РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Исходя из статьи 2 Закона РФ от 25.06.1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Разделом III Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных Постановление Правительства РФ от 17.07.1995 года № 713, установлена обязанность граждан регистрироваться по месту жительства.
Таким образом, в системе действующего правового регулирования презюмируется, что местом жительства гражданина является место его регистрации по месту жительства, пока не доказано иное.
В письме от 24.08.2015 года № 6676, администрация Городищенского муниципального района Волгоградской области известила Скрынникова А.И. о принятии Закона Волгоградской области от 14 июля 2015 года № 123-ОД «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно» и о внесении изменений в Федеральный закон от 25.10.2001 года № 137-Ф3 «О введении в действие Земельного Кодекса РФ», вступивших в силу с 01.03.2015 года, согласно которым полномочия по предоставлению земельных участков в собственность граждан бесплатно перешли с уровня муниципальных районов на уровень городских и сельских поселений.
В указанном письме Скрынникову А.И. было разъяснено, что в связи с тем, что он зарегистрирован за пределами Городищенского муниципального района Волгоградской области, он вправе обратиться в одно из поселений, расположенных на территории Городищенского муниципального района, с заявлением о постановке на учет в целях последующего предоставления земельного участка в собственность бесплатно, в течение трехмесячного срока с момента получения извещения.
19 ноября 2015 года Скрынников А.И. обратился в администрацию Новожизненского сельского поселения Городищенского муниципального района с заявлением о постановке на учет в целях последующего предоставления земельного участка в собственность бесплатно,
В соответствии с частью 1 статьи 12 Закона Волгоградской области от 14 июля 2015 года № 123-ОД «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно» граждане, поставленные на учет в соответствии с Законом Волгоградской области от 04 апреля 2003 года № 809-ОД «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно» продолжают состоять на учете в целях последующего предоставления земельных участков в собственность бесплатно в соответствии с настоящим Законом.
Вместе с тем, Федеральным законом от 23.06.2014 года № 171-ФЗ были внесены изменения в Федеральный закон от 25.10.2001 года № 137-Ф3 «О введении в действие Земельного Кодекса РФ», вступившие в силу 01.03.2015 года, согласно которым полномочия по предоставлению земельных участков в собственность граждан бесплатно перешли с уровня муниципального района на уровень городских и сельских поселений.
Из части 2 статьи 12 Закона Волгоградской области от 14 июля 2015 года № 123-ОД «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно» следует, что граждане, принятые на учет до вступления в силу настоящего Закона в муниципальных районах Волгоградской области и проживающие в поселениях, расположенных в этих муниципальных районах, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки таких поселений, а также случаев отсутствия в таких поселениях земель, из которых могут быть сформированы земельные участки с целью предоставления в собственность бесплатно в соответствии с настоящим Законом, принимаются на учет в поселениях по месту жительства.
В случае отсутствия на территории поселения, расположенного в границах муниципального района по месту жительства заявителя, земель, из которых могут быть сформированы земельные участки с целью предоставления в собственность бесплатно в соответствии с настоящим Законом, орган местного самоуправления такого муниципального района в течение 30 дней со дня вступления в силу настоящего Закона направляет гражданину по почтовому адресу, указанному в заявлении о постановке на учет, заказным письмом в форме почтового отправления извещение с перечнем поселений в границах муниципального района, на территории которых возможны к формированию земельные участки в целях последующего предоставления в собственность бесплатно в соответствии с настоящим Законом. Извещение считается полученным гражданином по истечении 10 дней с даты направления заказного письма. При этом такой гражданин вправе обратиться в одно из указанных в настоящей части поселений с заявлением о постановке на учет в целях последующего предоставления земельного участка в собственность бесплатно в течение трехмесячного срока с момента получения такого извещения.
Согласно части 3 статьи 12 Закона Волгоградской области от 14 июля 2015 года № 123-ОД «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно» очередность постановки граждан, указанных в части 2 настоящей статьи, на учет определяется исходя из фактической очередности на момент вступления в силу настоящего Закона. Повторная подача заявления такими гражданами не требуется за исключением случая, предусмотренного абзацем вторым части 2 настоящей статьи.
Исходя из указанного правового положения Скрынников А.И. поставленный администрацией Городищенского муниципального района Волгоградской области на учет в целях последующего предоставления земельных участков в собственность бесплатно в соответствии с Законом Волгоградской области от 04 апреля 2003 года № 809-ОД «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно» продолжал бы состоять на учете в администрации Городищенского муниципального района в целях последующего предоставления земельных участков в собственность бесплатно в соответствии с Законом Волгоградской области от 14 июля 2015 года № 123-ОД «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно», если бы полномочия по предоставлению земельных участков в собственность граждан бесплатно не перешли бы с уровня муниципального района на уровень городских и сельских поселений.
Постановка на учет в целях последующего предоставления земельного участка в собственность бесплатно носит заявительный характер. Скрынников А.И. добровольно подал в администрацию Новожизненского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области заявление о постановке на учет в целях последующего предоставления земельного участка в собственность бесплатно, принуждения со стороны административного ответчика подать указанное заявление, судом не установлено. Административный истец вправе был не подавать заявление о постановке на учет в целях последующего предоставления земельного участка в собственность бесплатно и в последующем оспорить действия администрации об отказе поставить его на учет в целях последующего предоставления земельного участка в собственность исходя из фактической очередности на момент вступления в силу Закона Волгоградской области от 14 июля 2015 года № 123-ОД.
Оценив исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, учитывая, что Скрынников А.И. зарегистрирован по месту жительства за пределами Городищенского муниципального района Волгоградской области, а также принимая во внимание, что полномочия по предоставлению земельных участков в собственность граждан бесплатно перешли от администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области в администрацию Новожизненского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области, суд приходит к выводу, что каких-либо незаконных действий со стороны администрации Новожизненского сельского поселения при подаче заявления Скрынниковым А.И. о постановке на учет в целях последующего предоставления земельного участка в собственность бесплатно не было, следовательно, права административного истца не нарушены.
Таким образом, администрация Новожизненского сельского поселения действовала в соответствии с требованиями Закона Волгоградской области от 14 июля 2015 года № 123-ОД и оснований для признания ее действий незаконными не имеется.
При таких данных суд, считает необходимым отказать административному истцу в удовлетворении исковых требований о признании незаконными действия администрации Новожизненского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области, выразившиеся в обязании Скрынникова А.И. подать повторное заявление о постановке на учет в целях последующего предоставления земельного участка в собственность бесплатно.
Разрешая заявленные требования административного истца в части возложения на административного ответчика обязанности поставить на учет Скрынникова А.И. в целях последующего предоставления земельного участка в собственность исходя из фактической очередности на момент вступления в силу Закона Волгоградской области от 14 июля 2015 года № 123-ОД «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно», то есть по состоянию на 29 июля 2015 года, суд приходит к следующему.
Как следует из письма администрации Новожизненского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области № 725п от 07.12.2015 года, администрация, рассмотрев заявление Скрынникова А.И., приняла решение о постановке его на учет в целях последующего предоставления земельного участка в собственность бесплатно.
С заявлением в целях последующего предоставления земельного участка в собственность исходя из фактической очередности на момент вступления в силу Закона Волгоградской области от 14 июля 2015 года № 123-ОД «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно» Скрынников А.И. в администрацию Новожизненского сельского поселения не обращался.
При таких данных, учитывая, что действия администрации Новожизненского сельского поселения при подаче заявления Скрынниковым А.И. о постановке на учет в целях последующего предоставления земельного участка в собственность бесплатно признаны законными, оснований для возложения на административного ответчика обязанности поставить на учет Скрынникова А.И. в целях последующего предоставления земельного участка в собственность исходя из фактической очередности на момент вступления в силу Закона Волгоградской области от 14 июля 2015 года № 123-ОД «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно», то есть по состоянию на 29 июля 2015 года, не имеется, следовательно, заявленные требования в указанной части не подлежат удовлетворению.
Поскольку решение суда состоялось не в пользу административного истца, то в силу статьи 112 Кодекса административного судопроизводства РФ, исковые требования Скрынникова А.И. о взыскании с администрации Новожизненского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области судебных расходов в размере <данные изъяты> рублей не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления Скрынникова А.И. к администрации Новожизненского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области о признании незаконными действия, выразившиеся в обязании подать повторное заявление о постановке на учет в целях последующего предоставления земельного участка в собственность, возложении обязанности поставить на учет в целях последующего предоставления земельного участка в собственность исходя из фактической очередности на момент вступления в силу Закона Волгоградской области от 14 июля 2015 года № 123-ОД «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно», то есть по состоянию на 29 июля 2015 года, взыскании судебных расходов в размере <данные изъяты> рублей – отказать.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение принято в окончательной форме 14 марта 2016 года.
Судья А.М. Клыков