УИД: 88RS0003-01-2019-000068-09
Дело № 2а-50/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 июня 2019 г. Тунгусско-Чунский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Кирпиченко Е.П.,
с участием административных истцов ФИО1, ФИО6,
при секретаре судебного заседания Мациюк А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Ванавара, Эвенкийского района, Красноярского края административное дело № 2а-50/2019 по административному исковому заявлению ФИО7 ФИО11, ФИО7 ФИО12 к Министерству экологии и рационального природопользования Красноярского края о признании незаконным отказа в простановке отметки в охотничьем билете и обязании простановки отметки в охотничьем билете для свободной добычи охотничьих ресурсов,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 и ФИО6 обратились в суд с административным исковым заявлением к Министерству экологии и рационального природопользования Красноярского края о признании незаконным отказа в простановке отметки в охотничьем билете и обязании простановки отметки в охотничьем билете для свободной добычи охотничьих ресурсов, указав в обоснование своих требований следующее.
28.02.2019 г. ФИО1 и ФИО6 обратились с заявлением в охотинспекцию с. Ванавара к госинспектору ФИО10 поставить в их охотничьи билеты штамп, дающий право на бесплатную добычу охотничьих ресурсов, согласно статьи 19 Федерального Закона №209-ФЗ от 24 июля 2009 года, указав при этом, что они являются неработающими пенсионерами, и что для них охота является источником к существованию. Поскольку охотинспектора ФИО8 не было, их заявления были приняты главным специалистом - государственным инспектором отдела государственного контроля и надзора в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края ФИО9 без необходимого пакета документов, разрешающих указанным Федеральным Законом на получение запрашиваемой льготы.
Этим же днем указанное уполномоченное должностное лицо письменно отказало ФИО3 и ФИО5 в проставлении в их охотничьих билетах отметки: "Охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется свободно (без каких-либо разрешений) в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимом для удовлетворения личного потребления».
По мнению административных истцов, отказами исх. № 26 от 28.02.2019 и исх. № 27 от 28.02.2019 г. административный ответчик – Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края в лице главного специалиста- государственного инспектора отдела государственного контроля и надзора в области охоты и использования объектов животного мира и среды их обитания за подписью ФИО13, нарушены права ФИО3 и ФИО5 на льготу, предоставленную ст. 19 Федерального закона № 209 - ФЗ от 24.07.2009 г. и п.11 Порядка выдачи охотничьего билета, установленного приказом Минприроды от 20 января 2011 г. № 13 «Об утверждении порядка выдачи и аннулирования охотничьего билета, формы охотничьего билета».
В связи с чем, административные истцы просят суд:
1. Отменить решение Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края, указанное в письмах Исх. №26 и № 27 от 28.01.2019 г.
2. Обязать указанное Министерство исполнить Федеральный Закон Российской федерации №209-ФЗ. от 24.07.2009г., проставить соответствующую отметку в охотничьи билеты ФИО7 ФИО14, ФИО7 ФИО15.
В судебном заседании административные истцы уточнили требования, сославшись на техническую опечатку в написании даты писем-отказов, вместо - 28.01.2019, правильным читать 28.02.2019 г., а также воспользовавшись правом, предоставленным ч. 1 ст. 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ), просили суд:
1. Признать незаконным отказ главного специалиста - государственного инспектора отдела государственного контроля и надзора в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края ФИО18 от 28 февраля 2019 года № 26, № 27 в проставлении отметки «охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется свободно (без каких-либо разрешений) в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимом для удовлетворения личного потребления» в охотничьих билетах ФИО7 ФИО16, ФИО7 ФИО17.
2. Обязать Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края проставить отметку «охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется свободно (без каких-либо разрешений) в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимом для удовлетворения личного потребления» в охотничьих билетах ФИО7 ФИО19, ФИО7 ФИО20.
В качестве дополнительного обоснования законности права на проставление в их охотничьих билетах указанной выше отметки суду сообщили, что являются неработающими пенсионерами, у них в аренде на 25 лет находится лесной участок с разрешенным видом пользования – для нужд охотничьего хозяйства. На этом участке раньше охотился их отец, который также как и они занимался охотой. Охота для них является источником к существованию, так как иной деятельностью, кроме охоты они не занимаются, нигде по трудовому договору не работают. О том, что охота является для них источником к существованию, указывают также их отчеты в охотинспекцию, поскольку ежегодно они на свои деньги покупают лицензии на промысловую пушнину, затем за них отчитываются.
Административный ответчик - Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края, уведомлено о дате, времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом 07.05.2019, что подтверждается почтовым уведомлением, вернувшимся в адрес суда 16.05.2019, в судебное заседание представителя не направило, но представило отзыв на административное исковое заявление от 29.05.2019 № 77-06141, из которого следует, что административный истец с административным исковым заявлением ФИО1 и ФИО6 не согласен, считает отказ в простановке отметки в охотничьем билете административного истца правомерным, так как при подаче заявления на выдачу охотничьего билета законодательством Российской Федерации не регламентирован порядок проставления отметок, предусматривающий предоставление лицами иных документов, подтверждающих, что охота является для них основой существования. В связи с чем, просил административному истцу в удовлетворении Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края административного иска отказать.
Привлеченное по инициативе суда к участию в деле в порядке ст. 47 КАС РФ в качестве заинтересованного лица – Министерство лесного хозяйства Красноярского края уведомлено надлежащим образом, что подтверждается электронным письмом от 27.05.2019 г., к назначенному дню судебного заседания представителя в суд не направило, отзыв на административное исковое заявление не представило.
При установленных в судебном заседании обстоятельствах, суд, руководствуясь ч. 2 ст. 150 КАС РФ считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся представителей административного ответчика и заинтересованного лица, против чего административные истцы не возражали.
Выслушав доводы ФИО1 и ФИО6, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Вопросы природопользования и сохранения природных ресурсов отнесены Конституцией Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (статья 72). По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Отношения в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов на федеральном уровне регламентированы Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ), другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п.5 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ определено, что охота - деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой.
Статьей 12 названного Федерального закона в соответствии с целевым назначением определены виды охоты, в числе которых, в пункте 7 указано, что одним из видов охоты является охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, охота, осуществляемая лицами, которые не относятся к указанным народам, но постоянно проживают в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и для которых охота является основой существования (далее - охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности).
В силу ч.1 ст. 19 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ, охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и их общинами, а также лицами, которые не относятся к указанным народам, но постоянно проживают в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и для которых охота является основой существования.
Определяя в ч. 1 ст. 19 указанного Федерального закона субъектный состав лиц, имеющих право на осуществление охоты в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности, федеральный законодатель отнес к кругу этих субъектов:
- коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (далее - малочисленные народы);
- общины малочисленных народов;
- лица, не относящиеся к малочисленным народам, но постоянно проживающие в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов и для которых охота является основой существования.
При этом, законодательством не определено понятие лиц, не относящихся к малочисленным народам. Поэтому из правоприменительной практики следует, что данные лица, чтобы быть правомочными осуществлять охоту в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности, должны соответствовать следующим критериям:
- постоянно проживать в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ;
- иметь охоту в качестве основы существования.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.05.2009 № 631-р, действующим в редакции от 29.12.2017, утвержден Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности КМНС и Перечень видов традиционной хозяйственной деятельности КНМС, указанные перечни являются исчерпывающими и могут быть изменены только путем внесения изменений в указанный нормативно-правовой акт или путем издания нового нормативно-правового акта.
Эвенкийский муниципальный район Красноярского края включен в утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 08.05.2009 № 631-р перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации.
Согласно перечню видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, к ним относятся.
- животноводство, в том числе кочевое (оленеводство, коневодство, яководство, овцеводство);
- переработка продукции животноводства (включая сбор, заготовку и выделку шкур, шерсти, волоса, окостенелых рогов, копыт, пантов, костей, эндокринных желез, мяса, субпродуктов);
- собаководство (разведение оленегонных, ездовых и охотничьих собак);
- разведение зверей, переработка и реализация продукции;
- бортничество, пчеловодство;
- рыболовство (в том числе морской зверобойный промысел) и реализация водных биологических ресурсов;
- промысловая охота, переработка и реализация охотничьей продукции;
- земледелие (огородничество), а также разведение и переработка ценных в лекарственном отношении растений;
- заготовка древесины и недревесных лесных ресурсов для собственных нужд;
- собирательство (заготовка, переработка и реализация пищевых лесных ресурсов, сбор лекарственных растений);
- добыча и переработка общераспространенных полезных ископаемых для собственных нужд;
- художественные промыслы и народные ремесла;
- строительство национальных традиционных жилищ и других построек, необходимых для осуществления традиционных видов хозяйственной деятельности.
Часть 2 статьи 19 Федерального закона от 24 июля 2009 № 209-ФЗ определяет, что охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется свободно (без каких-либо разрешений) лишь в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимом для удовлетворения личного потребления. То есть, федеральный законодатель определил этот вид охоты, на который не требуется получения разрешения, при этом в ч. 2 ст. 19 указанного закона делается оговорка, что охотничьи ресурсы должны добываться в размере, необходимом для удовлетворения личного потребления.
В силу ч. 3 этой же статьи Федерального закона от 24 июля 2009 № 209-ФЗ предусмотрено, что продукция охоты, полученная при осуществлении охоты в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности, используется для личного потребления или реализуется организациям, осуществляющим деятельность по закупке продукции охоты.
Как следует из паспорта гражданина Российской Федерации ФИО7 ФИО22 родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>ФИО4ФИО21 данными паспорта на странице № подтверждается, что он зарегистрирован в <адрес>ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8-9).
Данными паспорта гражданина Российской Федерации ФИО7 ФИО3ДД.ММ.ГГГГ года рождения подтверждается, что он также является уроженцем <адрес>ФИО4ФИО23, зарегистрирован по месту жительства в <адрес>ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10-11).
Из справки УПФР в Эвенкийском муниципальном районе Красноярского края (межрайонное) от 01.03.2019 следует, что ФИО6 страховой номер индивидуального лицевого счета 110-248-395 12, получает суммарный размер страховой пенсии и фиксированную выплату к страховой пенсии с учетом повышения в размере <данные изъяты> руб<данные изъяты> коп. (л.д.14).
Из аналогичной справки по ФИО1, страховой номер индивидуального лицевого счета <данные изъяты>, следует, что его размер пенсии составляет <данные изъяты> руб.<данные изъяты> коп.(л.д.15).
Сведениями ИФНС России по Железнодорожному району г. Красноярска от 03.04.2019 № 2.8-38/06178 по ФИО6 (л.д. 16) и от 03.04.2019 № 2.8-38/06177 по ФИО1 (л.д. 17) подтверждается, что они не состоят на учете как индивидуальные предприниматели.
Согласно справке КГКУ «Центр занятости населения с. Ванавара» от 21.03.2019 №44 подтверждается, что ФИО6 за период с 21.03.2018 по 21.03.2019 на учете в службе занятости населения в качестве ищущего работу, безработного не состоял, пособие по безработице не получал (л.д.18).
В справке КГКУ «Центр занятости населения с. Ванавара» от 21.03.2019 №43 также указано, что ФИО1 за период с 21.03.2018 по 21.03.2019 на учете в службе занятости населения в качестве ищущего работу, безработного не состоял, пособие по безработице не получал (л.д.19).
Из трудовой книжки ФИО6 (серия AT-I № (л.д. 20-28); вкладыш к трудовой книжке серия ВТ № (л.д. 2930) следует, что последняя запись № о Расторжении трудового договора по инициативе работника п. 3 ст. 77 Трудового кодекса РФ датирована 30.08.2016 г.
Из трудовой книжки ФИО1 (серия AT-III№ (л.д. 31-37) следует, что последняя запись № Расторжении трудового договора по инициативе работника п. 3 ст. 77 Трудового кодекса РФ датирована 02.12.2015 г.
Кроме того, оба административных истца имеют социальный статус пенсионера и ветерана труда Красноярского края, что подтверждается:
По ФИО6:
- удостоверением №, пенсия назначена с 03.12.2013 г. пожизненно;
- удостоверением серии ВК №, дата выдачи 08.10.2014 г. (л.д. 38).
По ФИО1:
- удостоверением №, пенсия назначена с 31.05.2018 г. пожизненно;
- удостоверением серии В №, дата выдачи 01.06.2011 г. (л.д. 39).
Также ФИО1 представлено в суд свидетельство о рождении ребенка ФИО2ДД.ММ.ГГГГ года рождения, актовая запись о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ совершена <адрес><адрес> (л.д. 40).
Договором №33 на аренду участков лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства от 06.09.2006 г. подтверждается, что ФИО7 ФИО24 в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации и на основании Протокола №28 о результатах лесного конкурса на право аренды участков лесного фонда от 06.09.2006 г. принял участок лесного фонда РФ на территории Тунгусско-Чунского района (кадастровый №) в аренду сроком на 25 лет, вид пользования лесным фондом – для нужд охотничьего хозяйства, наименование лесничества – Чемдальское, № кварталов – <адрес><адрес>, <адрес>, площадью 17953 кв.м. Договор аренды зарегистрирован 21.02.2007 г. в Эвенкийском отделе Управления Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю, номер регистрационного округа 24 № регистрации ОГРН 24-24-36/003/2007-034 (л.д.41-50).
Перечисление арендной платы по указанному выше договору №33 подтверждается квитанциями и чеками-ордерами (л.д. 51-52).
Из объяснений ФИО6 и ФИО1 следует, что они занимаются охотой с детства, начинали охотиться, когда ещё был жив их отец. Продукты охоты они добывают для нужд своей семьи, поскольку пенсия у них небольшая, если бы не охота, то не на что было бы жить, вносить арендные платежи за арендованный лесной участок для нужд охотничьего хозяйства, проводить лесохозяйственные мероприятия, что в значительной мере отразилось бы на уровне жизни семей административных истцов.
В настоящее время они приобретают лицензии на промысловую пушнину, за эти лицензии по окончанию охотничьего сезона отчитываются в охотинспекции, реализуют продукцию, чтобы опять же обеспечить себя и свои семьи необходимым: продуктами питания, одеждой, техникой для охоты, оплатить оказанные им услуги.
Таким образом, анализ представленных в суд административными истцами доказательств, приводит суд к выводу, что ФИО6 и ФИО1 действительно постоянно проживают в <адрес><адрес><адрес>, то есть на территории, которая согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 08.05.2009 № 631-р относится к местам традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ и имеют охоту в качестве основы существования в целях постоянного обеспечения своих семей продуктами питания, а также заготовки и продажи продукции охоты для получения денежных средств, являющихся одним из основных источников опять же для занятия охотой.
В соответствии с ч. 2, 3 ст. 21 Федерального закона от 24 июля 2009 № 209-ФЗ Федерального закона от 24 июля 2009 № 209-ФЗ охотничий билет - документ единого федерального образца без ограничения срока и территории его действия, имеет серию и номер, выдается органом исполнительной власти.
В соответствии с ч. 3 ст. 34 Федерального закона от 24 июля 2009 № 209-ФЗ выдача и аннулирование охотничьих билетов единого федерального образца (далее - охотничий билет) относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок выдачи охотничьего билета установлен приказом Минприроды от 20 января 2011 г. № 13 «Об утверждении порядка выдачи и аннулирования охотничьего билета, формы охотничьего билета» (далее – Порядок).
В пункте 11 Порядка содержится норма, что при выдаче охотничьего билета лицам, относящимся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также лицам, которые не относятся к указанным народам, но постоянно проживают в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и для которых охота является основой существования, в нем проставляется отметка: «Охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется свободно (без каких-либо разрешений) в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимом для удовлетворения личного потребления».
Следовательно, в пункте 11 Порядка предусмотрены такие же критерии для проставления вышеуказанной отметки в охотничьем билете лицам, не относящимся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока, но проживающим в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, как и в части 1 ст. 19 Федерального закона от 24 июля 2009 № 209-ФЗ.
Отметка: «Охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется свободно (без каких-либо разрешений) в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимом для удовлетворения личного потребления» проставляется лицам, не относящимся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока при наличии одновременно двух условий:
- если эти лица, постоянно проживают в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока;
- если для этих лиц охоты является основой существования.
По мнению суда, административные истцы ФИО6 и ФИО1 указанным выше критериям соответствуют.
Согласно п. 12 Порядка записи и отметки, вносимые в охотничий билет, заверяются подписью уполномоченного должностного лица и печатью уполномоченного органа.
Таким уполномоченным органом на территории Красноярского края является Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края.
Указом Губернатора Красноярского края от 18.08.2017 № 206-уг «О внесении изменения в указ Губернатора Красноярского края от 13.10.2014 № 224-уг «О структуре органов исполнительной власти Красноярского края» в структуру органов исполнительной власти Красноярского края включено министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края.
Постановлением Правительства Красноярского края от 27.11.2017 № 715-п утверждено Положение о министерстве экологии и рационального природопользования Красноярского края. Согласно пп. 9 п.3.8 Положения в компетенцию министерства в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, в том числе охотничьих ресурсов, водных биологических ресурсов, входит выдача и аннулирования охотничьих билетов, регистрации охотничьих билетов в государственном охотхозяйственном реестре.
Как следует из обстоятельств дела, 28.02.2019 г. ФИО1 и ФИО6 обратились в отдел государственного контроля и надзора в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края в с. Ванавара для проставления в их охотничьих билетах отметки: "охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется свободно (без каких-либо разрешений) в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимом для удовлетворения личного потребления", но получили мотивированный отказ (исходящий № 26 от 28.02.2019 и исходящий № 27 от 28.02.2019) за подписью главного специалиста - государственного инспектора отдела государственного контроля и надзора в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края ФИО9.
В указанных выше письменных отказах уполномоченное должностное лицо сообщило ФИО6 и ФИО1, что Порядком выдачи и аннулирования охотничьего билета единого федерального образца, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 20.01.2011 г. № 13 и другими федеральными нормативными актами не установлены критерии, порядок и механизм проставления и аннулирования отметки в охотничьем билете для специально уполномоченного государственного органа исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный охотничий надзор. В соответствии с действующим Порядком органы исполнительной власти в субъектах Российской Федерации полномочиями по нормативно-правовому регулированию не наделены. Поэтому, учитывая пробелы в законодательстве и складывающуюся судебную практику, министерство вынуждено отказать ФИО6 и ФИО1 в проставлении отметки в охотничьем билете (л.д. 6, 7).
В судебном заседании доказано, что административные истцы М-вы соответствуют критериям, установленным федеральным законодателем для лиц, не относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (ч.1 ст. 19 Федерального закона от 24 июля 2009 № 209-ФЗ и п. 11 Порядка). Следовательно, они имеют право на проставление специальной отметки в охотничьем билете.
Исходя из положений статьи 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.
Учитывая установленные в судебном заседании обстоятельства, суд признает, что действия главного специалиста - государственного инспектора отдела государственного контроля и надзора в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края ФИО9, нарушают права, свободы и законные интересы административных истцов, а именно: ограничивают право ФИО6 и ФИО1 на проставление в их охотничьих билетах специальной отметки.
Суд признает действия указанного выше уполномоченного должностного лица Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края, выразившиеся в отказе в совершении установленных в пунктах 11 и 12 Порядка действий, незаконными и противоречащими положениям ст. 19 Федерального закона от 24 июля 2009 № 209-ФЗ.
Таким образом, суд находит административное исковое заявление ФИО6 и ФИО1 обоснованным, и подлежащим удовлетворению в полном объеме.
Признав незаконными действия уполномоченного должностного лица административного ответчика, суд обязывает последнего совершить действия по устранению нарушенных прав административных истцов, а именно: проставить в их охотничьи билеты специальную отметку: «Охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется свободно (без каких-либо разрешений) в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимом для удовлетворения личного потребления», для чего, считает разумным и справедливым установить срок – в течение 1 (одного) месяца с момента вступления решения суда в законную силу. Кроме того, в соответствии с требованиями ст. 227 КАС РФ суд обязывает административного ответчика сообщить суду об исполнении его решения срок 1 (один) месяц с момента фактического исполнения.
На основании ч. 1 ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 данного Кодекса.
Пунктом 7 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ установлено, что при подаче административного искового заявления о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными размер государственной пошлины для физических лиц составляет 300 рублей.
Как следует из представленных в суд чеков-ордеров ПАО Сбербанк от 22.04.2019 (л.д. 5) при подаче административного иска ФИО6 уплачена государственная пошлина в размере 300 рублей, ФИО1 уплачена сумма 300 рублей.
Поскольку административное исковое заявление М-вых удовлетворено в полном объеме, судебные расходы по настоящему делу должны быть распределены следующим образом: с административного ответчика в пользу административных истцов подлежит взысканию в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины сумма 600,00 (шестьсот) рублей по 300,00 (триста) рублей в пользу каждого.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО7 ФИО26, ФИО7 ФИО27 к Министерству экологии и рационального природопользования Красноярского края о признании незаконным отказа в простановке отметки в охотничьем билете и обязании простановки отметки в охотничьем билете для свободной добычи охотничьих ресурсов – удовлетворить.
Признать незаконным отказ главного специалиста - государственного инспектора отдела государственного контроля и надзора в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края ФИО9 от 28 февраля 2019 года № 26 в простановке ФИО7 ФИО28 отметки в охотничьем билете: "Охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется свободно (без каких-либо разрешений) в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимом для удовлетворения личного потребления».
Обязать уполномоченное должностное лицо Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края проставить в охотничьем билете серии 24 №, выданном Службой по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Красноярского края 28.07.2011 г. ФИО7 ФИО29, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, отметку: "Охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется свободно (без каких-либо разрешений) в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимом для удовлетворения личного потребления» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Признать незаконным отказ главного специалиста - государственного инспектора отдела государственного контроля и надзора в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края ФИО9 от 28 февраля 2019 года № 27 в простановке ФИО7 ФИО30 отметки в охотничьем билете: "Охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется свободно (без каких-либо разрешений) в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимом для удовлетворения личного потребления».
Обязать уполномоченное должностное лицо Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края проставить в охотничьем билете серии 24 №, выданном Службой по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Красноярского края 28.07.2011 г., ФИО7 ФИО31, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, отметку: "Охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется свободно (без каких-либо разрешений) в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимом для удовлетворения личного потребления» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края сообщить об исполнении решения по административному делу № 2а-50/2019 в Тунгусско-Чунский районный суд Красноярского края в течение одного месяца с момента его фактического исполнения.
Взыскать с Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края (ОГРН:<***>, дата регистрации 11.12.2017, ИНН <***>, КПП 246601001) в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины в пользу ФИО7 ФИО32 300 (триста) рублей; в пользу ФИО7 ФИО33 300 (триста) рублей.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Красноярского краевого суда путем подачи апелляционной жалобы через Тунгусско-Чунский районный суд Красноярского края в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий
Судья Е.П. Кирпиченко
Мотивированное решение суда в окончательной форме изготовлено и подписано 03.06.2019 г.