Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
г. Симферополь Дело № 2а-50/2020
Верховный Суд Республики Крым в составе:
судьи Верховного Суда Республики Крым Яковлева С.В.
при секретаре Таранец Е.А.,
при участии ФИО1, ФИО2, ФИО3, их представителя Ш.Д., представителя Симферопольского районного совета Республики Крым ФИО4, представителя Администрации Симферопольского района Республики Крым ФИО5, представителя Администрации Николаевского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым А.М., прокурора Алескерова Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО2, ФИО6, ФИО1, ФИО3 к Симферопольскому районному совету Республики Крым, заинтересованные лица Администрация Симферопольского района Республики Крым, Администрация Николаевского сельского поселения Республики Крым о признании нормативных правовых актов недействующих в части, выслушав объяснения участников процесса, их представителей, позицию прокурора,
У С Т А Н О В И Л
Симферопольским районным советом Республики Крым на 85 внеочередной сессии 1 созыва 06 декабря 2018 года принято решение №1105 «Об утверждении генерального плана Николаевского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым» ( далее решение № 1105), в соответствии с пунктом 1 которого утвержден генеральный план Николаевского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, который включал в себя, в том числе, карту функциональных зон поселения (приложение №4).
Симферопольским районным советом Республики Крым (далее Совет) на 89 (внеочередной) сессии 1 созыва 13 марта 2019 года принято решение №1167 « Об утверждении правил землепользования и застройки территории Николаевского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым» (далее решение № 1167), согласно пункту 1 которого были утверждены правила землепользования и застройки Николаевского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым.
ФИО2 (далее ФИО2), ФИО7 (далее К.С.НА.), ФИО1 (далее ФИО1), ФИО3 ( далее ФИО3) обратились в Верховный Суд Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором просят признать недействующим с момента принятия Генеральный план муниципального образования Николаевское сельское поселение Симферопольского района Республики Крым, утвержденный решением 85 (внеочередной) сессии 1 созыва Симферопольского районного совета Республики Крым от 06.12.2018 года № 1105 «Об утверждении генерального плана Николаевского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым» и Правила землепользования и застройки Николаевского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, утвержденные решением 89 (внеочередной) сессии 1 созыва Симферопольского районного совета Республики Крым от 13.03.2019 года № 1167 «Об утверждении правил землепользования и застройки Николаевского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым» в части отнесения земельных участков с кадастровыми номерами № к территориальной зоне застройки малоэтажными жилыми домами (Ж-2).
Определением 12.05.2020 года указанное выше административное исковое заявление принято к производству Верховного Суда Республики Крым.
Определением от 27.05.2020 года привлечены к участию в деле заинтересованными лицами Администрация Симферопольского района (далее Администрация), Администрация Николаевского сельского поселения Симферопольского района ( далее Администрация поселения).
В судебном заседании 26.06.2020 года ФИО2, К.С.НА., ФИО1, ФИО3, их представитель наставали на удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании 02.07.2020 года ФИО2, ФИО1, ФИО3, их представитель настаивали на удовлетворении заявленных требований, представители Совета, Администрации, Администрации поселения возражали против удовлетворения административного искового заявления по доводам, изложенным в представленных ранее возражениях.
К.С.НА. в судебное заседание 02.07.2020 года не явился, о дне и времени его проведения был извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не представил.
Суд, выслушав мнение участников процесса и представителей, явившихся в судебное заседание, руководствуясь ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), определил продолжить рассмотрение дела с участием представителей и участников процесса, явившихся в судебное заседание.
Прокурор в судебном заседании 02 июля 2020 года предоставил заключение по административному исковому заявлению, указав на отсутствие оснований для удовлетворения заявленных требований.
Как указано выше, Советом на 85 внеочередной сессии 1 созыва 06 декабря 2018 года принято решение №1105 «Об утверждении генерального плана Николаевского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым», в соответствии с пунктом 1 которого утвержден генеральный план Николаевского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым ( далее Генеральный план).
Решение № 1105 19.12.2018 года было размещено на информационном стенде Администрации Симферопольского района Республики Крым, 09.01. 2019 года - на портале правительства Республики Крым в разделе Муниципальные образования, подраздел Симферопольский район (https//simfmo.rk.gov.ru/ru/document/show/11315 ),опубликовано в газете «Сельский труженик» №22 (10004) от 15.06. 2019 года.
Советом на 89 (внеочередной) сессии 1 созыва 13 марта 2019 года принято решение №1167 « Об утверждении правил землепользования и застройки территории Николаевского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым», согласно пункту 1 которого были утверждены правила землепользования и застройки Николаевского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым ( далее Правила землепользования и застройки).
Решение № 1167 20.03.2019 года было размещено на информационном стенде Администрации, опубликовано 26.03.2019 года на портале правительства Республики Крым в разделе Муниципальные образования, подраздел Симферопольский район (https//simfmo.rk.gov.ru/ru/document/show/8941), 27.04.2019 года опубликовано в газете «Сельский труженик Крыма» №18(9998).
Согласно пункту 5 части 2 статьи 209 КАС РФ в административном исковом заявлении об оспаривании нормативного правового акта должны быть указаны сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, нарушены.
В соответствии с пунктом 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12. 2018 года N 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что оспариваемым актом нарушены, нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы, в том числе лица, в отношении которых применен этот акт, а также иные лица, чьи права, свободы, законные интересы затрагиваются данным актом.
Материалы дела свидетельствуют о том, что ФИО2, К.С.НА., Л.О.ГБ., ФИО3 проживают в пгт. Николаевка Симферопольского района Республики Крым.
В соответствии с нормами Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10. 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление в Российской Федерации это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций (часть 1 статьи 1); граждане Российской Федерации осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления; установленные Конституцией Российской Федерации и указанным Федеральным законом права граждан на осуществление местного самоуправления могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (абзац первый части 1, часть 3 статьи 3).
В Постановлении от 26.04.2016 года N 13-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что Конституция Российской Федерации, исходя из понимания местного самоуправления как одной из основ конституционного строя Российской Федерации, являющейся демократическим правовым государством, признает и гарантирует самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий и предусматривает, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (статья 12). В развитие этих положений Конституция Российской Федерации закрепляет, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением непосредственно и через представительство в органах местного самоуправления вопросов местного значения (статья 130); органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения, с целью создания условий для достойной жизни и свободного развития человека, и, будучи организационно-правовым выражением власти местного сообщества как первичного субъекта права на местное самоуправление, призваны обеспечивать в рамках возложенных на местное самоуправление в соответствии с Конституцией Российской Федерации полномочий реализацию воли населения городских, сельских поселений и других территорий, на которых оно осуществляется, на основе обеспечения баланса общегосударственных, региональных и местных интересов.
В соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10. 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение генеральных планов, правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения.
Согласно статьям 24, 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ) подготовка и утверждение генеральных планов и планов землепользования и застройки относится к вопросам местного значения, по которым представительным органом местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9 ГрК РФ).
К документам территориального планирования муниципальных образований, в частности, относится генеральный план (пункт 2 части 1 статьи 18 ГрК РФ).
Из совокупного анализа приведенных выше норм ГрК РФ в их системном единстве следует, что с учетом необходимости гармоничного развития территорий муниципального образования документы территориального планирования, определяющие стратегию градостроительного развития территорий и условия формирования среды жизнедеятельности, содержащие в себе долгосрочные ориентиры их развития, призваны обеспечивать не только права и интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и публичные интересы, связанные, в том числе, с устойчивым развитием территорий муниципального образования.
В силу изложенного Верховный Суд Республики Крым пришел к выводу о том, что нашел подтверждения факт того, что ФИО2, К.С.НА., Л.О.ГБ., ФИО3 являются субъектами отношений, регулируемых решениями №1105 и №1167.
В соответствии с частью 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, в том числе, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов, форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты, процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта, правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу, соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Аналогичные требования закреплены в пунктах 28-31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 года № 50 « О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами».
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, установлены Федеральным законом № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Закон №131-ФЗ ).
Как указано выше, согласно пункту 20 части 1 статьи 14 Закона №131-ФЗ утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории относится к вопросам местного значения городского поселения.
Частью 3 статьи14 Закона №131-ФЗ определено, что к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений.
Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов ( часть 4 статьи статьи14 Закона №131-ФЗ).
Государственным советом Республики Крым 24.12.2014 года принят Закон Республики Крым N 71-ЗРК/2015 «О закреплении за сельскими поселениями Республики Крым вопросов местного значения» ( далее Закон № 71-ЗРК), который закрепляет за сельскими поселениями Республики Крым отдельные вопросы местного значения городских поселений, предусмотренные частью первой статьи 14 Закона N 131-ФЗ и не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью третьей статьи 14 указанного Федерального закона.
В соответствии со статьёй 2 Закона №71-ЗРК, вопросы местного значения, предусмотренные пунктом 20 части 1 статьи 14 Закона №131-ФЗ, не закреплены за сельскими поселениями Республики Крым.
В силу изложенного становится очевидным, что решение вопросов утверждения генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждения подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории на территории Симферопольского района Республики Крым относится к полномочиям Совета.
Согласно части 1 статьи 7, пункту 26 части 1 статьи 16 Закона №131-ФЗ, статьям 24, 32 ГрК РФ, подготовка и утверждение генеральных планов и планов землепользования и застройки городского округа относится к вопросам местного значения муниципального округа, по которым представительным органом местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Согласно части 5 статьи 28 Закона №131-ФЗ по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, порядок организации и проведения которых определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования с учетом положений законодательства о градостроительной деятельности.
Статьей 5 ГрК РФ к субъектам градостроительных отношений отнесены в том числе физические лица. При этом одним из принципов законодательства о градостроительной деятельности является участие граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечение свободы такого участия (пункт 5 статьи 2 ГрК РФ).
Часть 1 статьи 5.1 ГрК РФ устанавливает, что в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и с учетом положений настоящего Кодекса проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Участниками общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки являются граждане, постоянно проживающие на территории, в отношении которой подготовлены данные проекты, правообладатели находящихся в границах этой территории земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства, а также правообладатели помещений, являющихся частью указанных объектов капитального строительства (часть 2 статьи 5.1 ГрК РФ).
Процедуры проведения общественных обсуждений оговорена в части 4 статьи5.1 ГрКРФ и включает в себя этапы оповещения о начале общественных обсуждений, размещения проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, и информационных материалов к нему на официальном сайте уполномоченного органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и (или) в государственной или муниципальной информационной системе, обеспечивающей проведение общественных обсуждений с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», либо на региональном портале государственных и муниципальных услуг и открытия экспозиции или экспозиций такого проекта, проведения экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, подготовки и опубликования заключения о результатах общественных обсуждений.
В соответствии с частью 24 статьи 5.1 ГрК РФ уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования на основании положений настоящего Кодекса определяются, в том числе порядок организации и проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам, организатор и срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний.
На 77 (внеочередной) сессии 1 созыва 01 августа 2018 года Советом принято решение № 996, которым утверждено Положение об организации и проведении общественных обсуждений, публичных слушаний по проектам в сфере градостроительной деятельности в муниципальном образовании Симферопольский район Республики Крым ( далее Положение №996), согласно пункту 1.7 которого установлено, что на общественных обсуждений, публичных слушаниях рассматриваются, в том числе, проекты генеральных планов и правил землепользования и застройки сельских поселений.
Раздел 2 Положения № 996 устанавливает порядок организации и проведения общественных обсуждений и публичных слушаний, пункт 2.2. которого определяет, что общественные обсуждения или публичные слушания назначаются постановлением председателя Симферопольского районного совета, которое должно содержать информацию о проекте (проект решения), подлежащем рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, об уполномоченном органе местного самоуправления или созданном им коллегиальном совещательном органе, о порядке и сроках проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту (проекту решения), подлежащему рассмотрению на публичных слушаниях, о месте и дате их проведения, текст оповещения о начале общественных обсуждений или публичных слушаний.
Согласно пункту 2.6 Раздела 2 Положения №996 процедура проведения общественных обсуждений состоит этапов оповещения о начале общественных обсуждений, размещения проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, и информационных материалов к нему на странице муниципального образования Симферопольский район Республики Крым на официальном портале Правительства Республики Крым https://simfmo.rk.gov.ru и (или) в государственной или муниципальной информационной системе, обеспечивающей проведение общественных обсуждений с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», либо на региональном портале государственных услуг и открытие экспозиции или экспозиций такого проекта, проведения экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, подготовки и оформления протокола общественных обсуждений, подготовки и опубликования заключения о результатах общественных обсуждений.
Постановлением председателя Совета №11 от 17. 08.2018 года были назначены общественные обсуждения по рассмотрению, в том числе, проекта генерального плана Николаевского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, организатором проведения которых была определена постоянно действующая комиссия Администрации ( распоряжение №496-р от 01.10.2018 года ). Срок проведения общественных обсуждений был установлен с 18.08. 2018 года по 17.09. 2019 года.
С целью информирования населения и общественности, обеспечения х участия в общественных обсуждениях оповещение и постановление о начале общественных обсуждение по проекту генерального плана был опубликованы в газете «Сельский труженик Крыма» №31(9963) от 18.08.2018 года и размешены 24.08.2018 г. на официальном портале правительства Республики Крым в разделе Муниципальные образования, подраздел Симферопольский район (https//simfmo.rk.gov.ru/ru) во вкладках «Архитектура и градостроительство», размещено информационном стенде, оборудованном в здании Администрации.
Предложения и замечания по проекту Генерального плана принимались в период времени с 18.08.2018 года по 17.09.2018 года, открытые обсуждения в рамках общественных обсуждений его проекта были проведены 18.09.2018 года, о чем составлен протокол. Комиссией по организации и проведению общественных обсуждений или публичных слушаний по рассмотрению проектов генеральных планов сельских поселений Симферопольского района Республики Крым 10.10.2018 года подготовлено заключение о результатах общественных обсуждений, по проекту Генерального плана, согласно которому принято решение рекомендовать к утверждению проект. Это заключение было опубликовано в газете «Сельский труженик» № 44 (9976) от 17.11.2018 года, размещено 15.10.2018 года на официальном портале Правительства Республики Крым https://simfmo.rk.gov.ru/ ru.
Проект решения об утверждении генеральных планов сельских поселений Симферопольского района Республики Крым письмом главы Администрации Симферопольского района Республики Крым №01-36/14236 от 03.12.2018 года был направлен в Совет для принятия решения об его утверждении или отклонении.
На заседании 85 внеочередной сессии 1 созыва, которое состоялось 06.12.2018 года Советом принято Решение №1105, в соответствии с пунктом 1 которого утвержден Генеральный план.
Решение №1105 19.12. 2019 года было размещено на информационном стенде Администрации Симферопольского района Республики Крым, 09.01.2019 года - на портале правительства Республики Крым в разделе Муниципальные образования, подраздел Симферопольский район (https//simfmo.rk.gov.ru/ru/document/show/11315 ),опубликовано в газете «Сельский труженик» №22 (10004) от 15.06.2019 года.
Верховным Судом Республики Крым также установлено, что Постановлением председателя Совета №15 от 19.10. 2018 года были назначены общественные обсуждения по рассмотрению, в том числе, проекта правил землепользования и застройки Николаевского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, организатором проведения которых была определена постоянно действующая комиссия по организации и проведению общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам в сфере градостроительной деятельности в муниципальном образовании Симферопольский район Республики Крым. Срок проведения общественных обсуждений был установлен с 20.10. 2018 года по 20.02. 2019 года.
Оповещение о принятии постановления о начале общественных обсуждений по проекту Правил землепользования и застройки было опубликовано в газете «Сельский труженик Крыма» от 20.10.2018 года №40 (9972) и размещено 22.10.2018 года на официальном портале правительства Республики Крым в разделе Муниципальные образования, подраздел Симферопольский район (https//simfmo.rk.gov.ru/ru).
Открытые обсуждения в рамках общественных обсуждений по проекту Правил землепользования и застройки были проведены 20.11. 2018 года, о чем составлен протокол. В указанном протоколе отражено внесение предложений и замечаний по проекту Правил землепользования и застройки в части добавления вида разрешенного использования «для ведения садоводства», «гаражи двухэтажные» в зону «Ж-2».
Заключения о результатах общественных обсуждений были подготовлены и приняты комиссией 20. 12. 2018 года, опубликованы 29. 12.2018 года в газете «Сельский труженик Крыма» № 50(9982), в этот же день опубликованы на официальном портале Правительства Республики Крым на странице Симферопольского района (https//simfmo.rk.gov.ru/ru), размещены на информационном стенде, оборудованном в здании Администрации. В этом документе было указано, что замечания и предложения отклонены в части размещения многоуровневого паркинга, рекомендовано разработчикам установить минимальный размер земельного участка с видом разрешенного использования «ведение садоводства»0,04 га».
Письмом главы Администрации от 12. 03. 2019 года №01-34/2501 проект решения об утверждении правил землепользования и застройки территории Николаевского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым был направлен в Совет, депутаты которого на заседании 89 (внеочередной) сессии 13 марта приняли решение №11167 об утверждении правил землепользования и застройки территории Николаевского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым.
Решение № 1167 20.03. 2019 года было размещено на информационном стенде Администрации, опубликовано 26.03.2019 года на портале правительства Республики Крым в разделе Муниципальные образования, подраздел Симферопольский район (https//simfmo.rk.gov.ru/ru/document/show/8941), 27.04.2019 года было опубликовано в газете «Сельский труженик Крыма» №316(9998).
Изучив указанные обстоятельства, Верховный Суд Республики Крым приходит к выводу о том, что материалами дела подтверждается, что решение №1105 и решение №1167 приняты полномочным представительным органом местного самоуправления в пределах его компетенции, с соблюдением требований об официальном опубликовании, процедура принятия этих решений, включающая проведение общественных обсуждений, подготовку заключения по результатам их проведения, соблюдена.
Подготовка и утверждение проекта генерального плана поселения регламентирована статьей 24 ГрК РФ. В силу пункта 15 статьи 24 ГрК РФ, правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить генеральный план в судебном порядке.
В соответствии с пунктом 4 статьи 32 ГрК РФ физические и юридические лица вправе оспорить решение об утверждении правил землепользования и застройки в судебном порядке.
Из системного анализа указанных выше положений ГрК РФ следует, что с учетом необходимости гармоничного развития территорий муниципального образования документы территориального планирования, определяющие стратегию градостроительного развития территорий и условия формирования среды жизнедеятельности, содержащие в себе долгосрочные ориентиры их развития, призваны обеспечивать не только права и интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и публичные интересы, связанные, в том числе, с устойчивым развитием территорий муниципального образования. При этом действующее законодательство предусматривает не только права собственников и обладателей иных прав на земельные участки участвовать в обсуждении проектов документов территориального планирования муниципального образования, но и обжаловать их положения в суде.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, административное процессуальное законодательство, конкретизирующее положения статьи 46 Конституции Российской Федерации, исходит, по общему правилу, из того, что любому лицу судебная защита гарантируется только при наличии оснований предполагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат, и при этом указанные права и свободы были нарушены или существует реальная угроза их нарушения (определения от 28 января 2016 года N109-О и от 26 мая 2016 года N 1145-О, от 25 октября 2016 года № 2302-О).
ФИО2, К.С.НА., ФИО1, ФИО3, обращаясь в суд с настоящим административным иском, указывает на то, что они имеет право на земельные участки с кадастровыми номерами №
Материалы дела свидетельствую о том, что решением 42 сессии 5 созыва Николаевского поселкового совета от 17.02.2010 года ФИО8 предоставлено разрешение на составление проекта землеустройства по отводу земельного участка площадью 0,0388 га для ведения индивидуального садоводства в пгт.Николаевка по пер. Октябрьский 28 из земель жилой и общественной застройки Николаевского поселкового совета с дальнейшей передачей в частную собственность. В дальнейшем этот участок был поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера №.
К.С.НА. решением 42 сессии 5 созыва Николаевского поселкового совета от 17.03.2010 года разрешено составление проекта землеустройства по отводу земельного участка площадью 0,04 га для ведения индивидуального садоводства в пгт.Николаевка по пер. Октябрьский 16 с правом передачи в собственность из земель запаса жилой и общественной застройки Николаевского поселкового совета с дальнейшей передачей в частную собственность. В дальнейшем этот участок был поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера №
Решением 41 сессии 5 созыва Николаевского поселкового совета от 25.12.2009 года ФИО1 разрешено составление проекта землеустройства по отводу земельного участка площадью 0,0482 га для ведения индивидуального садоводства в пгт.Николаевка по пер. Октябрьский 26 из земель жилой и общественной застройки Николаевского поселкового совета с дальнейшей передачей в частную собственность.
Решением 18 сессии 6 созыва Николаевского поселкового совета от 25.09.2012 года ФИО1 продлено составление проекта землеустройства по отводу земельного участка площадью 0,0482 га для ведения индивидуального садоводства в пгт.Николаевка по пер. Октябрьский 26 из земель жилой и общественной застройки Николаевского поселкового совета с правом передачи в собственность.
В дальнейшем этот участок был поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера №.
ФИО3 решением 19 сессии 6 созыв Николаевского поселкового совета от 01.11.2012 года разрешено составление проекта землеустройства по отводу земельного участка площадью 0,0507 га для ведения индивидуального садоводства в пгт.Николаевка по пер. Октябрьский 22 из земель запаса жилой и общественной застройки Николаевского поселкового совета с дальнейшей передачей в частную собственность. В дальнейшем этот участок был поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера №.
Статьёй 1 Федерального Конституционного закона Российской Федерации от 21.03.2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее Закон №6-ФКЗ) закреплено, что Республика Крым принимается в Российскую Федерацию в соответствии с Конституцией Российской Федерации и на основании указанного Закона.
Закон Республики Крым № 38- ЗРК от 31.07. 2014 года «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» (далее Закон №38-ЗРК) устанавливает особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым.
Статья 1 этого закона определяет, что правовую основу регулирования на территории Республики Крым земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее Федеральный конституционный закон), Конституция Республики Крым, а также иные федеральные законы и нормативные правовые акты Республики Крым с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.
В части 1 статье 13 Закона №38-ЗРК установлено, что завершение оформления права на земельные участки, начатого до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с 14 октября 2008 года по 21 марта 2014 года, в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству.
Согласно части 2 статьи 13 Закона №38-ЗРК предоставление земельных участков, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется без проведения торгов и предварительного согласования места размещения объекта, бесплатно в собственность, в том числе, гражданам Российской Федерации.
Порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями настоящей статьи определяется Советом министров Республики Крым ( части 5 статьи 13 Закона №38-ЗРК).
Материалы дела свидетельствуют о том, что истцы, действуя согласно указанным выше положениям Закона №38-ЗРК, предпринимали в 2016 -2017годам попытки завершить оформление права на земельные участки, направляя в компетентные органы заявления.
Однако доказательства рассмотрения этих заявлений компетентными органами в материалы дела не представлены.
В силу изложенного становится очевидным, что материалы дела не содержат доказательств того, что ФИО2, К.С.НА., Л.О.ГБ., ФИО3 являются правообладателями (собственниками и обладателями иных прав) земельных участков с кадастровыми номерами №.
Дав оценку указанным обстоятельствам, изучив материалы дела, Верховный Суд Республики Крым приходит к выводу, что ФИО2, ФИО9, ФИО1, ФИО3 не представлены доказательства того, что установление функционального и территориального зонирования земель на территории Николаевского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым повлекло нарушение их прав или законных интересов.
При таких обстоятельствах отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований.
Руководствуясь статьями 175-180, 215, 295,296 КАС РФ,
Р Е Ш И Л
Отказать в удовлетворении административного искового заявления ФИО2, ФИО6, ФИО1, ФИО3 к Симферопольскому районному совету Республики Крым, заинтересованные лица Администрация Симферопольского района Республики Крым, Администрация Николаевского сельского поселения Республики Крым.
Решение суда может быть обжаловано и опротестовано в третий апелляционный суд общей юрисдикции одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято 10.07.2020 года.
Судья подпись Яковлев С.В.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>