ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5103/20 от 22.10.2020 Центрального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело № 2а-5103/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 октября 2020 года г. Хабаровск

Центральный районный суд г.Хабаровска в составе председательствующего судьи Чижовой Н.А.,

при секретаре судебного заседания Зилёвой Ю.В.,

с участием представителя административного истца ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Министерства природных ресурсов Хабаровского края к судебному приставу-исполнителю ОСП по Центральному району г. Хабаровска УФССП России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области ФИО2, ОСП по Центральному району г. Хабаровска УФССП России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области о признании незаконным постановления о взыскании исполнительского сбора, освобождении уплаты исполнительского сбора, приостановлении исполнительного производства, признании бездействия незаконным, обязании окончить исполнительное производство,

У С Т А Н О В И Л :

Министерство природных ресурсов Хабаровского края обратилось в суд с указанным административным иском. В обоснование требований указало, что Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Центральному району г. Хабаровска (далее СПИ) ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство должник по которому - министерство природных ресурсов Хабаровского края (далее - министерство), взыскатель - Хабаровский межрайонный природоохранный прокурор. Предмет исполнения: обязать министерство:

провести работы по разработке проекта решения о создании охранной зоны памятника природы краевого значения "Питомник имени Лукашова", расположенного в Хабаровске;

провести работы по разработке проекта пояснительной записки к проекту решения о создании охранной зоны памятника природы краевого значения "Питомник имени Лукашова" и установления его границ;

обеспечить в установленном порядке внесение на рассмотрение Правительства края вышеуказанного проекта решения и пояснительной записки к нему.

Постановление о возбуждении поступило в министерство ДД.ММ.ГГГГ и зарегистрировано за входящим номером

Пунктом 2 постановления о возбуждении министерству был установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований с момента получения копии постановления.

Во исполнение требования СПИ министерством в установленные сроки направлены информация и документы об исполнении соответствующего решения суда (письмо исх. от ДД.ММ.ГГГГ).

Министерство в указанном письме сообщило, что в соответствии с пунктом 22 Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 19.02.2015 № 138 (далее - Правила 138), для принятия решения о создании охранной зоны необходимо было установить сведения о координатах характерных точек границ создаваемой охранной зоны природного парка или памятника природы регионального значения и её карту-схему.

В этой связи во исполнение решения Центрального районного суда г. Хабаровска, обязывающего осуществить подготовку решения о создании охранной зоны памятника природы краевого значения "Питомник имени Лукашова" (далее - Питомник), министерством проведены следующие мероприятия.

В целях выполнения работ по установлению координат характерных точек границ планируемой охранной зоны Питомника министерством заключён государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ с ООО "БКН".

Актом сдачи-приёмки выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ министерством вышеуказанные работы приняты. ООО "БКН" представлен отчёт по результатам выполненных работ, включающий:

описание границ охранной зоны Питомника в координатах характерных точек и системах координат;

карту-схему границ охранной зоны Питомника;

перечень землепользователей в границах охранной зоны Питомника на основании данных ЕГРН.

На основании полученных сведений министерством подготовлен проект соответствующего решения - постановления Губернатора Хабаровского края "Об установлении охранных зон памятников природы краевого значения "Дендрарий" и "Питомник имени Лукашова", а также пояснительная записка к нему. Проект постановления Губернатора Хабаровского края "Об установлении охранных зон памятников природы краевого значения "Дендрарий" и "Питомник имени Лукашова", и пояснительная записка в порядке, предусмотренном Регламентом Правительства Хабаровского края, утвержденным постановлением Правительства Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ-пр (далее - Регламент Правительства), внесён министерством в Правительство края на рассмотрение, о чем свидетельствовал оформленный в соответствии с Регламентом Правительства лист внешнего согласования с проставленной на нем подписью первого по очередности согласования члена Правительства.

В подтверждение исполнения решения суда к информации министерством приложены следующие документы:

копия контракта от ДД.ММ.ГГГГ на определение координат характерных точек границ планируемой охранной зоны Питомника на 11 л.;

копия акта выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ на 1 л;

копия проекта постановления Губернатора Хабаровского края и пояснительной записки на 22 л.

копия листа согласования проекта постановления.

В результате рассмотрения приставом указанных информации и документов исполнительное производство окончено постановлением СПИ ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ на основании ст. 14, ст. 6, п. 1 ч.1 ст. 47 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в связи с фактическим выполнением министерством требований исполнительного документа в полном объеме.

Однако ДД.ММ.ГГГГ в министерство поступил запрос от ДД.ММ.ГГГГ, подписанный начальником отдела - старшим судебным приставом отделения судебных приставов по Центральному району г. Хабаровска ФИО7, содержащий, в том числе, требование о представлении информации по исполнительному производству (ранее -

При этом причина возобновления требований по оконченному исполнительному производству и присвоения ему нового номера в запросе указана не была.

Основанием для вынесения постановления о возобновлении исполнительного производства послужил протест Амурского бассейнового природоохранного прокурора, не являющегося стороной исполнительного производства. Рассмотрение протеста и принятие на его основании Постановления об отмене происходило без учета мнения министерства, его уведомления, как стороны исполнительного производства.

Новых сроков для представления министерством документов, подтверждающих исполнение требований исполнительного документа в Постановлении об отмене не содержалось.

Пунктом 3 Постановления об отмене СПИ предписано принять меры, направленные на исполнение требований исполнительного документа, в связи с чем СПИ ФИО2 направлено в министерство требование от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Требование), устанавливающее 7-дневный срок со дня его поступления в министерство для представления документов, подтверждающих исполнение решения суда.

Требование поступило в министерство ДД.ММ.ГГГГ.

В установленный Требованием срок министерство письмом от ДД.ММ.ГГГГ направило СПИ ФИО2 информацию об исполнении решения суда с приложением подтверждающих документов:

копии контракта от ДД.ММ.ГГГГ;

отчета по результатам работ;

копии акта выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ;

копии проекта постановления Губернатора Хабаровского края и проекта пояснительной записки;

копии листа согласования проекта постановления Губернатора Хабаровского края в Правительстве края;

копии служебной записки Губернатору, Председателю Правительства края от ДД.ММ.ГГГГ.

В ответе подробно была описана процедура согласования проектов актов Губернатора в Правительстве края, установленная Регламентом Правительства.

В частности, было указано на недопустимость направления проектов актов почтой, невозможность регистрации проектов актов в качестве входящей корреспонденции. Разъяснено, что проекты актов проходят процедуру согласования путем поочередного проставления согласующими лицами визы на листе согласования.

Кроме того, обращено внимание на то, что решением суда на министерство обязанности завершить процедуру согласования в определенный срок, обязанности по принятию постановления Губернатора об установлении охранной зоны, не возлагалось, также как министерство не обязывалось к размещению Проекта на официальном сайте правовых актов Правительства Хабаровского края для всеобщего ознакомления, внесения изменений и предложений.

Несмотря на своевременное исполнение министерством всех требований СПИ и представление всех подтверждающих документов, исполнительное производство так и не было окончено. Вместо этого, в ответе от ДД.ММ.ГГГГ на письмо министерства от ДД.ММ.ГГГГ СПИ ФИО2 указала на неисполнение министерством решения суда и непредставление подтверждающих документов.

При этом перечень документов, которые бы, помимо уже представленных министерством, должны, по мнению СПИ служить доказательством исполнения решения суда, указан не был.

СПИ ссылался на протест прокурора и на установленный в нем факт отсутствия документов, подтверждающих направление Проекта и пояснительной записки к нему в Правительство Хабаровского края почтой, отсутствие отметки о доставке, штампа входящей корреспонденции (в случае подачи нарочно), отсутствие информации о размещении Проекта на официальном сайте правовых актов Правительства для всеобщего ознакомления и внесения предложений.

Обязанность обеспечить в установленном порядке внесение на рассмотрение Правительства края вышеуказанного проекта решения и пояснительной записки к нему, пристав посчитал не исполненной в связи с непредставлением документов, указанных в Постановлении об отмене и протесте прокурора.

Причины, по которым приставом не были приняты доводы министерства о незаконности таких требований и невозможности в силу этого их исполнения, указаны не были, ссылок на соответствующие нормы права также не приведено.

Письмо СПИ от ДД.ММ.ГГГГ поступило в министерство ДД.ММ.ГГГГ вх. , после чего министерство своим письмом от ДД.ММ.ГГГГ в третий раз направило в адрес СПИ сведения и документы об исполнении исполнительного документа.

В письме от ДД.ММ.ГГГГ министерство указало на выполнение требований исполнительного документа в сентябре 2019, сослалось на ранее направленные сведения об исполнении.

Кроме того, министерство сообщило, что в соответствии с требованиями пункта 23 Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 19.02.2015 № 138 (далее - Правила) проект постановления Губернатора Хабаровского края "Об установлении охранных зон памятников природы краевого значения "Дендрарий" и "Питомник имени Лукашова" (далее - Проект) был направлен на согласование в администрацию города Хабаровска и федеральные органы государственной власти.

В связи с поступлением мотивированных отказов администрации города Хабаровска в согласовании Проекта, решения о создании охранных зон указанных особо охраняемых природных территорий, находящихся в границах города Хабаровска, были переработаны с учетом поступивших замечаний.

В результате министерством разработан новый проект постановления Губернатора Хабаровского края "О создании охранной зоны памятника природы краевого значения "Питомник имени Лукашова" (далее - Проект № 2) и пояснительная записка к нему.

Проект размещен ДД.ММ.ГГГГ для проведения независимой антикоррупционной экспертизы на официальном интернет-портале нормативных правовых актов Хабаровского края <данные изъяты> (скрин страницы портала прилагается), а также направлен в органы прокуратуры.

К письму от ДД.ММ.ГГГГ министерство приложило следующие подтверждающие выполнение исполнительного листа документы:

Копия проекта постановления Губернатора Хабаровского края на 15 л. и проекта пояснительной записки к нему.

Скрин страницы официального интернет-портала нормативных правовых актов Хабаровского края <данные изъяты>

Копии писем в органы прокуратуры о направлении Проекта постановления.

Карточка электронного документа из системы электронного документооборота Правительства края (СЭД), подтверждающая создание нормативного документа и направление его на согласование в Правительство края и иные заинтересованные органы исполнительной власти края с приложением выкопировки электронного листа согласования в Правительстве края с проставленными визами уже имеющихся согласований должностными лицами Правительства края.

Кроме того, министерство указало, что основания, указанные в протесте и послужившие основанием для принятия Постановления об отмене, внесения Требования, не соответствуют действующим нормативным правовым актам края, и подробно со ссылками на нормы права обосновало свою позицию.

Так, по мнению прокурора и СПИ на факт отсутствия документов, подтверждающих направление разработанного проекта постановления и пояснительной записки к нему на рассмотрение в Правительство края, указывают отсутствие реестра почтовой отправки и отметки о доставке, а в случае подачи нарочно - отсутствие штампа входящего документа.

Между тем такие требования не соответствуют Регламенту Правительства Хабаровского края, утверждённому постановлением Правительства Хабаровского края от 20.07.2006 № 117-пр (далее - Регламент), в соответствии с п. 14 главы 2 которого "пересылка проектов актов Губернатора, Правительства по почте для согласования запрещена". Проекты актов Губернатора, Правительства представляются на согласование только сотрудниками министерств края, которым поручена разработка указанных актов.

Внесение Проекта постановления в Правительство края для рассмотрения производится путем представления проекта постановления, пояснительной записки к нему, иных необходимых документов, в том числе листа согласования, соответствующим должностным лицам Правительства края и иных органов исполнительной власти края (руководители заинтересованных министерств края, иных органов исполнительной власти края, структурных подразделений аппарата Губернатора и Правительства, заместители Председателя Правительства в соответствии с установленным распределением обязанностей).

Указанная процедура согласования проектов нормативных правовых актов Губернатора и Правительства края установлена главой 2 Регламента Правительства Хабаровского края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 20.07.2006 № 117-пр (далее - Регламент).

Согласование проекта акта Губернатора, Правительства должностными лицами производится путем поочередного визирования на листе согласования проекта или отклонения по замечаниям (п. 7 главы 2 Регламента Правительства края).

Требование штампа входящего документа на проекте акта не соответствует пп. 8.2.7 п. 8.2 Инструкции по делопроизводству в аппарате Губернатора и Правительства Хабаровского края, утвержденной распоряжением Губернатора Хабаровского края от 15.11.2013 № 610-р (далее - Инструкция по делопроизводству), пункту 13 Приложения 7 "Перечень корреспонденции и документов, не подлежащих регистрации в отделе делопроизводства и архива" к Инструкции по делопроизводству, в соответствии с которыми проекты правовых актов Губернатора края, Правительства края, направляемые на согласование, не подлежат регистрации в качестве входящих документов, следовательно, штамп входящего документа на них не проставляется.

В связи этим, требование прокурора и пристава о направлении проекта нарочно с проставлением штампа входящего документа также противоречит действующим нормам права.

Решением суда, исполнительным листом, на основании которых было возбуждено вышеуказанное исполнительное производство, на министерство обязанности по размещению проекта постановления о создании охранной зоны памятника природы на официальном сайте правовых актов Правительства Хабаровского края для всеобщего ознакомления, внесения изменений и предложений не возлагалось, в связи с чем указанные требования незаконны и выходят за пределы исполнительного производства. Тем не менее, министерство обращает внимание суда, что, несмотря на отсутствие возложенной судом обязанности, разместило Проект постановления на официальном интернет-портале нормативных правовых актов Хабаровского края <данные изъяты> в подтверждение чему направило в адрес СПИ скрин страницы сайта.

На основании изложенного в связи с фактическим исполнением исполнительного документа министерство просило окончить исполнительное производство.

Письмо министерства от ДД.ММ.ГГГГ с прилагаемыми документами поступило в ОСП по Центральному району г. Хабаровска ДД.ММ.ГГГГ, однако исполнительное производство до настоящего времени не окончено. Не смотря на все представленные документы СПИ в обжалуемом постановлении от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора указал на неисполнение министерством исполнительного документа, и установил новый срок для его исполнения.

Постановление от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора доставлено в министерство курьером ДД.ММ.ГГГГ.

Министерство не совершало нарушений в процессе исполнительного производства. Требование исполнительного документа своевременно фактически исполнено, сроки представления подтверждающих документов приставу соблюдены.

На основании изложенного просил суд признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя ОСП по Центральному району г. Хабаровска ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора.

Приостановить действие обжалуемого постановления судебного пристава-исполнителя ОСП по Центральному району г. Хабаровска ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора, которым на министерство возложена обязанность по уплате исполнительского сбора в размере 50 000 руб., установлен новый срок для исполнения требований уже полностью исполненного исполнительного документа. Требование заявлено в связи с продолжающейся возможностью пристава применять меры принудительного исполнения или привлечения министерства к ответственности за неисполнение его требований, которые министерство считает исполненными.

Признать незаконным бездействие пристава, выразившиеся в непринятии постановления об окончании исполнительного производства по делу (ранее

Обязать пристава в течение 5 рабочих дней окончить исполнительное производство (ранее

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1, заявленные требования административного иска поддержала с учетом уточнения, пояснив суду вышеизложенное. Просила иск удовлетворить.

Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, надлежащим образом уведомленный о времени и месте слушания дела, доказательств уважительности причин не явки не представили, ходатайств об отложении разбирательства дела не заявили. При таких обстоятельствах суд, руководствуясь ч. 6 ст. 226 КАС РФ, полагает возможным рассмотреть административное дело в их отсутствие.

Выслушав представителя административного истца, изучив и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам:

В силу п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ, суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела: об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Статья 360 КАС РФ предусматривает, что постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Вступившие в законную силу акты федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, согласно ч.ч. 1, 2 ст. 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других юридических и физических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации; неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.

Как следует из ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ, принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.

В соответствии со ст. 6 названного Федерального закона, законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.

В соответствии с ч. 11 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

Часть 1 ст. 105 названного Федерального закона определяет, что в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Согласно ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ, в случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации (ч. 3).

Пункт 13 ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусматривает, что в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор.

В силу ч. 1 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.

В соответствии с ч. 2 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Часть 3 названной статьи устанавливает, что в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника – индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации – пятидесяти тысяч рублей.

В ходе судебного разбирательства установлено, что решением Центрального районного суда г. Хабаровска по делу № 2-1685/2018 от 14.11.2018 министерство природных ресурсов Хабаровского края обязано провести работы по разработке проекта решения о создании охранной зоны памятника природы краевого значения «Питомник имени Лукашова», расположенного в городе Хабаровске; провести работы по разработке проекта пояснительной записки к проекту решения с обоснованием необходимости создания охранной зоны памятника природы краевого значения «Питомник имени Лукашова» и установления его границ; обеспечить в установленном порядке внесение на рассмотрение Правительства края вышеуказанного проекта решения, а также проекта пояснительной записки к нему, в течение одного года со дня вступления решения в законную силу.

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство по исполнению решения по делу .

В рамках исполнения решения суда министерством заключен государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ с ОО «БКН», в рамках которого получен отчет об установлении сведений о координатах границ создаваемой охранной зоны природного памятника, карта-схема границ охранной зоны.

На основании указанных сведений подготовлен проект постановления Губернатора Хабаровского края "О создании охранной зоны памятника природы краевого значения "Питомник имени Лукашова", а также пояснительная записка к нему.

Проект постановления Губернатора Хабаровского края "О создании охранной зоны памятника природы краевого значения "Питомник имени Лукашова" и пояснительная записка в порядке, предусмотренном Регламентом Правительства Хабаровского края, утвержденным постановлением Правительства Хабаровского края от 20.07.2006 г. № 117-пр, внесён министерством природных ресурсов Хабаровского края в Правительство края на рассмотрение, что оформлено листом согласования проекта с проставленной на нем подписью члена Правительства Хабаровского края - и. о министра природных ресурсов Хабаровского края.

Копии документов направлены в адрес УФССП по Хабаровскому краю и ЕАО ОСП по Центральному району г. Хабаровска письмом от ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ постановлением судебного пристава-исполнителя исполнительное производство окончено, в связи с выполнением в полном объеме требований исполнительного документа.

ДД.ММ.ГГГГ старшим судебным приставом ОСП по Центральному району г. Хабаровска УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО постановление судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ отменено, исполнительное производство возобновлено. В обоснование принятия решения указанно на отсутствие документов, подтверждающих направление Проекта и пояснительной записки к нему (реестр почтовой отправки, а также отметки о доставке, штамп входящего документа, в случае подачи нарочно) в материалах исполнительного производства.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес министерства поступило требование судебного пристава исполнителя представить документы, подтверждающие исполнение решения суда.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ министерство направило судебному приставу исполнителю документы по исполнению решения суда, в котором указало на недопустимость направления проектов актов почтой, невозможность регистрации проектов актов в качестве входящей корреспонденции. Разъяснено, что проекты актов проходят процедуру согласования путем поочередного проставления согласующими лицами визы на листе согласования.

Вместе с тем, письмом от ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем запрошены повторно документы подтверждающие исполнение решения суда.

ДД.ММ.ГГГГ министерство повторно направило в адрес судебного пристава-исполнителя сведения и документы об исполнении исполнительного документа, с приложением документов, подтверждающие выполнение исполнительного листа: копия проекта постановления Губернатора Хабаровского края на 15 л., проекта пояснительной записки к нему, листа согласования в Правительстве края, скрин страницы официального интернет портала нормативных правовых актов Хабаровского края laws.khv.gov.ru., копии писем в органы прокуратуры о направлении Проекта постановления, карточка электронного документа из системы электронного документооборота Правительства края (СЭД), подтверждающая создание нормативного документа и направление его на согласование в Правительство края и иные заинтересованные органы исполнительной власти края с приложением выкопировки электронного листа согласования в Правительстве края.

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, а также установлен новый срок исполнения требования ДД.ММ.ГГГГ.

В силу ч. 10 ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах устанавливаются охранные зоны.

Порядок создания охранных зон государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков и памятников природы (далее - охранные зоны), установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон определен Правилами создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон, утвержденными постановлением Правительства РФ от 19.02.2015 № 138 (далее - Правила № 138).

Пунктом 21 Правил № 138 предусмотрено, что высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ готовит решение высшего должностного лица субъекта РФ о создании охранной зоны природного парка или памятника природы регионального значения, об установлении ее границ и утверждении положения о ней в виде соответствующего проекта, а также пояснительную записку к проекту решения с обоснованием необходимости создания такой охранной зоны и установления ее границ.

Подготовку нормативных актов Губернатора края осуществляют отраслевые органы исполнительной власти края.

На основании п.п. 3.3.1-3.3.4. Положения о министерстве природных ресурсов Хабаровского края, утверждённого постановлением Правительства края от 26.03.2019 № 106-пр, полномочия Хабаровского края в области охраны окружающей среды особо охраняемых природных территорий регионального значения, организации создания особых охраняемых природных территорий краевого значения и изменение режима их особой охраны по согласованию с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, обеспечение функционирования и охраны особо охраняемых природных территорий краевого значения (за исключением охраны от пожаров), ведения кадастрового учета особых охраняемых природных территорий краевого значения, осуществляет Министерство.

В соответствии с п. 23 Правил № 138 проект решения и пояснительная записка к нему направляются на согласование: органу местного самоуправления (если предполагается, что создаваемая охранная зона природного парка или памятника природы регионального значения будет полностью или частично находиться в границах земельных участков, находящихся в собственности соответствующего муниципального образования); Министерству сельского хозяйства РФ (если планируется включение в границы создаваемой охранной зоны природного парка или памятника природы регионального значения земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в федеральной собственности); Министерству транспорта РФ (если предполагается, что в границах создаваемой охранной зоны природного парка или памятника природы регионального значения будут полностью или частично находиться земельные участки, на которых размещены объекты транспортной инфраструктуры федерального значения, либо предназначенные для реконструкции и строительства таких объектов в соответствии со схемой территориального планирования Российской Федерации и (или) документацией по планировке территории); Министерству обороны РФ; Федеральной службе безопасности РФ (если предполагается создание охранной зоны природного парка или памятника природы регионального значения в пределах приграничной территории, определенной в соответствии со статьей 3 Закона РФ «О Государственной границе Российской Федерации»); территориальному органу Федерального агентства по недропользованию; территориальному органу Федерального агентства водных ресурсов; территориальному органу Федерального агентства лесного хозяйства; территориальному органу Федерального агентства по рыболовству.

Срок рассмотрения проекта решения составляет 30 дней со дня его получения. По результату рассмотрения проект распоряжения согласовывается либо представляется в высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ мотивированный отказ в его согласовании с приложением замечаний.

Порядок подготовки актов Губернатора края регламентирован главой 2 Регламента Правительства Хабаровского края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 20.07.2006 № 117-пр.

В соответствии с пунктом 6 главы 2 Регламента подготовка проектов актов Губернатора, Правительства включает в себя: 1) разработку текста проекта акта Губернатора, Правительства и приложения (приложений) к нему, в том числе проведение правовой экспертизы, первичного анализа в целях выявления коррупциогенных факторов в проектах актов Губернатора, Правительства структурным подразделением (сотрудником) соответствующего министерства края, иного органа исполнительной власти края, осуществляющим деятельность в сфере правовой работы; 2) подготовку пояснительной записки к проекту акта Губернатора, Правительства; 3) согласование проекта акта Губернатора, Правительства; 4) представление проекта акта на подписание Губернатору.

В соответствии с п. 14 главы 2 Регламента проекты актов Губернатора представляются на согласование только сотрудниками министерств края, иных органов исполнительной власти края, структурных подразделений аппарата Губернатора и Правительства, которым поручена разработка указанных актов.

Пересылка проектов актов Губернатора, Правительства по почте для согласования запрещена.

При этом проекты правовых актов Губернатора края, направляемые на согласование, не подлежат регистрации, передаются под роспись в журнале учета передачи документов сотруднику, ответственному за ведение делопроизводства в структурном подразделении аппарата, для дальнейшего учета (пп. 8.2.7 п. 8.2 Инструкции но делопроизводству в аппарате Губернатора и Правительства Хабаровского края, утвержденной распоряжением Губернатора Хабаровского края от 15.11.2013 № 610-р п. 13 Приложения № 7 к Инструкции).

Таким образом, в материалы дела представлены сведения о том, что административным истцом во исполнение судебного акта проведены работы по разработке проекта решения о создании охранной зоны памятника природы краевого значения «Питомник имени Лукашова», расположенного в г. Хабаровске; по разработке проекта пояснительной записки к проекту решения с обоснованием необходимости создания охранной зоны памятника природы краевого значения «Питомник имени Лукашова» и установления ее границ; обеспечено в установленном порядке внесение на рассмотрение Правительства края вышеуказанного проекта решения, а также проекта пояснительной записки к нему.

При этом обязанности завершить процедуру согласования в определенный срок, обязанности по принятию постановления Губернатора об установлении охранной зоны, на административного истца не возлагалось.

Вышеуказанные действия произведены административным истцом до истечения пятидневного срока для добровольного исполнения решения.

Требования судебного-пристава исполнителя к административному ответчику о предоставлении в рамках исполнительного производства документов, подтверждающих направление Проекта и пояснительной записки к нему (реестр почтовой отправки, а также отметки о доставке, штамп входящего документа, в случае подачи нарочно), внесении Проекта и пояснительной записки на официальный сайт правительства Хабаровского края не основаны на положениях вышеуказанных нормативно-правовых актов и не соответствуют требованиям, содержащимся в исполнительном документе, соответственно не могут быть признаны законными.

Из содержания главы 22 КАС РФ, для признания действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя незаконными суду необходимо установить их несоответствие закону и факт нарушения оспариваемыми действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

При установленных обстоятельствах, оснований у судебного пристава-исполнителя для вынесения ДД.ММ.ГГГГ постановления о взыскании исполнительского сбора у судебного пристава-исполнителя не имелось.

Учитывая, изложенное, требования административного истца о признании незаконным постановление судебного пристава-исполнителя ОСП по Центральному району УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора подлежат удовлетворению.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительное производство подлежит приостановлению судом полностью или частично в случае оспаривания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

В связи с чем суд считает необходимым приостановить исполнительное производство , возбужденное на основании исполнительного документа Исполнительный лист от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Центральном районным судом г. Хабаровска до вступления решения суда в законную силу.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случае фактического исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.

На момент рассмотрения дела судебным приставом-исполнителем исполнительное производство не окончено, не смотря на то, что в судебном заседании установлено фактическое исполнение требований исполнительного документа, чем нарушаются права административного истца.

В связи с изложенным требование о признании незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя по окончанию указанного исполнительного производства следует признать обоснованным.

В силу п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом. В связи с чем имеются основания для обязания судебного пристава-исполнителя ОСП по Центральному району г. Хабаровска УФССП России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области ФИО2 устранить допущенное нарушение, приняв решение об окончании исполнительного производства -ИП, возбужденное на основании исполнительного документа Исполнительный лист от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Центральном районным судом г. Хабаровска.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 226-228 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

административный иск удовлетворить.

Признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя ОСП по Центральному району г. Хабаровска УФССП России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора.

Приостановить исполнительное производство возбужденное на основании исполнительного документа Исполнительный лист от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Центральном районным судом г. Хабаровска.

Признать незаконными бездействие судебного пристава-исполнителя ОСП по Центральному району г. Хабаровска УФССП России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области ФИО2 по окончанию указанного исполнительного производства.

Обязать судебного пристава-исполнителя ОСП по Центральному району г. Хабаровска УФССП России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области ФИО2 устранить допущенное нарушение, приняв решение об окончании исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ, возбужденное на основании исполнительного документа Исполнительный лист от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Центральном районным судом г. Хабаровска.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г. Хабаровска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме – 29.10.2020.

Председательствующий: Н.А. Чижова