ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5105/18 от 15.10.2018 Октябрьского районного суда г. Белгорода (Белгородская область)

Административное дело № 2а-5105/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 октября 2018 года город Белгород

Октябрьский районный суд г. Белгорода в составе:

председательствующего судьи Колмыковой Е.А.,

при секретаре Дубина А.С.,

с участием: административного истца Лавровой А.А., представителя административных ответчиков администрации г. Белгорода, Департамента строительства и архитектуры администрации г. Белгорода Мазаловой О.И., действующей по доверенности от 13.04.2018,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Лавровой Аллы Анатольевны к администрации г. Белгорода, Департаменту строительства и архитектуры администрации города Белгорода о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, возложении обязанности выдать разрешение на ввод в эксплуатацию нежилого помещения,

установил:

Лавровой А.А. принадлежит на праве собственности квартира, общей площадью 58 кв.м., с кадастровым номером «номер», расположенная по адресу: «адрес».

01.09.2016 Департаментом строительства и архитектуры администрации города Белгорода Лавровой А.А. выдано разрешение на строительство (реконструкцию) № «номер» объекта «Нежилое помещение под помещение бытового назначения» по адресу: «адрес», сроком действия до 01.01.2017.

03.08.2018 Лаврова А.А. обратилась с заявлением через Региональный портал государственных услуг Белгородской области для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

07.08.2018 Департаментом строительства и архитектуры администрации города Белгорода в адрес Лавровой А.А. направлено уведомление об отказе в выдаче разрешения на ввод объекта «Реконструкция нежилого помещения» в эксплуатацию, расположенного на земельном участке по адресу: «адрес», кадастровый номер земельного участка: «номер», по следующим основаниям: предоставлен акт о частичном выполнении технических условий ГУП «Белводоканал» №45 от 17.02.2017 в части водоснабжения и водоотведения; не исполнен п. 6 Соглашения о перераспределении максимальной мощности, заключенного 05.10.2016 с ООО «УК Центральная», т.е. не представлен юридически оформленный договор на энергоснабжение; срок действия разрешения на строительство № «номер» от 01.09.2016 истек 01.01.2017.

Дело инициировано административным иском в суд Лавровой А.А., в котором просит признать незаконным решение Департамента строительства и архитектуры администрации города Белгорода от 07.08.2018 об отказе в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, возложить обязанность на Департамент строительства и архитектуры города Белгорода выдать разрешение на ввод в эксплуатацию нежилого помещения с кадастровым номером «номер», расположенного по адресу: «адрес».

В обоснование заявленных требований указала, что работы, согласно проектной документации, утвержденной Департаментом строительства и архитектуры администрации города Белгорода, выполнены полностью.

В судебном заседании административный истец Лаврова А.А. поддержала доводы административного иска. Пояснила, что довод Департамента строительства и архитектуры администрации города Белгорода о частичном выполнении технических условий ГУП «Белводоканал» №45 от 17.02.2017 в части водоснабжения и водоотведения является необоснованным, поскольку из ответа №704 от 10.03.2017 ГУП «Белводоканал» следует, что ввиду небольшого водопотребления объекта, ГУП «Белводоканал» согласовывает установку прибора учета с импульсным выходом, но без устройства системы передачи данных. При этом необходимо в течение срока действия технических условий №45 от 17.02.2017, до 17.02.2020 выполнить монтаж и настройку системы передачи данных и предъявить выполненные работы представителю ГУП «Белводоканал». Указала, что срок для выполнения работ по водоснабжению и водоотведению не истек. Довод административного ответчика о неисполнении п. 6 Соглашения о перераспределении максимальной мощности, заключенного 05.10.2016 с ООО «УК «Центральная», т.е. не предоставлении юридически оформленного договора на энергоснабжение, противоречит действующему законодательству, поскольку в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», договор энергоснабжения на нежилое помещение заключается с ресурсоснабжающей организацией только при наличии документа, подтверждающего право собственности на помещение в многоквартирном доме. В силу п. 1 ст. 25 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. До получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и регистрации права собственности на нежилое помещение, заключение договора энергоснабжения невозможно.

Представитель административных ответчиков Мазалова О.И. (по доверенности) полагала административные исковые требования не обоснованными, не подлежащими удовлетворению.

Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.

На основании ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

С 30 декабря 2004 года действует Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ, в силу ст. ст. 3, 4 которого законодательство о градостроительной деятельности состоит из данного Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Ф?дерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, а также по эксплуатации зданий, сооружений.

Статьей 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений отнесена к полномочиям органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности.

Таким органом на территории муниципального образования «Город Белгород» является администрация муниципального образования «Город Белгород».

Постановлением администрации городского округа "Город Белгород" Белгородской области от 17 марта 2017 года N 65 утвержден Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги "Выдача разрешений на ввод объекта в эксплуатацию", согласно пункту 1.3.1 которого муниципальная услуга предоставляется Департаментом строительства и архитектуры администрации города Белгорода.

Пунктом 2.6 Административного регламента установлен перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги.

Документы, предусмотренные настоящим административным регламентом, направляются исключительно в электронной форме.

Заявители представляют в Департамент строительства и архитектуры администрации города Белгорода заявление о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и копии документов, круг которых соответствует документам, перечисленным в части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Порядок выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию установлен ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 3 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимы следующие документы:

1) правоустанавливающие документы на земельный участок;

2) градостроительный план земельного участка, представленный для получения разрешения на строительство;

3) разрешение на строительство;

4) акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда);

5) документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществляющим строительство;

6) документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора);

7) документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии);

8) схема, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда);

9) заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, заключение федерального государственного экологического надзора в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 настоящего Кодекса;

10) документ, подтверждающий заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;

12) технический план объекта капитального строительства, подготовленный в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

Как следует из ч. 6 ст. 55 вышеуказанного кодекса, основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является: 1) отсутствие документов, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи (2.10.2 Административного регламента).

Решением Департамента строительства и архитектуры администрации города Белгорода отказано в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, расположенного на земельном участке по адресу: «адрес», кадастровый номер земельного участка: «номер», поскольку заявителем представлен акт о частичном выполнении технических условий ГУП «Белводоканал» №45 от 17.02.2017 в части водоснабжения и водоотведения, то есть, представлены не в полном объеме документы, предусмотренные пунктом 7 ч. 3 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, касающиеся соответствия реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям на водоснабжение и водоотведение, что в силу п. 1 ч. 6 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации явилось основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (л.д. 10).

Департаментом строительства и архитектуры администрации города Белгорода установлено, что заказчиком не исполнен п. 7 технических условий присоединения к сети водоснабжения и водоотведения, в котором указаны необходимые условия подключения: водоснабжение выполнить от внутренних сетей жилого дома «адрес» (по согласованию с организацией, обслуживающей данный дом). Предусмотреть учет потребляемой воды. Диаметр водомера принять согласно расчету. Водомер установить в легкодоступном, освещенном месте, с температурой воздуха не менее 5 градусов. Прибор учета воды установить в соответствии с Федеральным законом №416 ст. 20. Прибор учета должен иметь импульсный выход или быть укомплектован датчиком импульсов с возможностью пломбировки датчика импульсов на корпусе водомера. Подключить импульсный выход водомерного узла в единую сеть передачи данных в абонентский отдел ГУП «Белводоканал». Система передачи данных должна обеспечивать передачу показаний всех приборов учета, иметь возможность создания отчетов суточных и месячных по каждому прибору учета, а также передавать сигнал о прекращении электропитания приборов учета. Система передачи данных должна быть сертифицирована и внесена в Госреестр средств измерения как измерительно-вычислительный комплекс, иметь возможность распределенного доступа всех заинтересованных сторон, обеспечивать надежность сохранения базы данных, а также иметь возможность передачи информации из базы данных во внешние биллинговые системы. Водоотведение: выполнить во внутренние сети жилого дома «адрес» (по согласованию с организацией, обслуживающей дом).

В судебном заседании установлено, что в соответствии с п. 6 Соглашения о перераспределении максимальной мощности от 28.11.2017, заключенного между ООО «УК «Центральная» и Лавровой А.А., последняя приняла на себя обязательства по заключению договора энергоснабжения на потребление присоединяемой мощности после их перераспределений, и акта разграничения балансовой принадлежности участников электрических сетей.

Согласно п. 28 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, обязательным условием для начала оказания услуг по передаче электрической энергии потребителю услуг является начало исполнения потребителем услуг договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) на оптовом и (или) розничном рынках электрической энергии. Дата начала исполнения договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) определяется в соответствии с Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии или договором о присоединении к торговой системе оптового рынка электрической энергии и мощности. При этом дата начала поставки электрической энергии по договору купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) не может быть ранее даты заключения договора об оказании услуг по передаче электрической энергии.

Пунктом 88 указанных Правил установлено, что по результатам мероприятий по проверке выполнения заявителем технических условий сетевая организация в 3-дневный срок составляет и направляет для подписания заявителю подписанный со своей стороны в 2 экземплярах акт о выполнении технических условий.

Доказательств, подтверждающих обращение в энергосбытовую организацию с заключением договора энергоснабжения, отказа энергосбытовой организации в заключении договора энергоснабжения, суду не представлено.

Таким образом, в представленном Лавровой А.А. в Департамент строительства и архитектуры администрации города Белгорода комплекте документов не в полном объеме содержались документы, подтверждающие соответствие реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям.

Положениями ч. 9 ст. 226 КАС РФ установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

По общему правилу, установленному ст. 62 КАС РФ, бремя доказывания заявленных требований и возражений лежит на сторонах.

В соответствии с ч. 9, ч. 10 ст. 226 КАС РФ орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) обязаны доказать законность обжалуемого решения, а лицо, его оспаривающее, обязано доказать наступление неблагоприятных последствий в виде нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца либо незаконного возложения на него каких-либо обязанностей.

В силу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Таким образом, для удовлетворения требования о признании решения, действия (бездействия) незаконным, необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормам действующего законодательства и нарушение таковыми законных прав и интересов гражданина. При отсутствии хотя бы одного из указанных условий административный иск не подлежит удовлетворению.

Пунктом 62 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" разъяснено, что суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

При этом следует иметь в виду, что превышение указанных полномочий либо использование их вопреки законной цели и правам, законным интересам граждан, организаций, государства и общества является основанием для признания оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными (п. 4 ч. 9 ст. 226 КАС РФ, ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации).

Анализируя вышеизложенное, с учетом вышеприведенных норм права, суд приходит к выводу, что Департаментом строительства и архитектуры администрации города Белгорода обоснованно отказано Лавровой А.А. в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию на основании п. 1 ч. 6 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, поскольку заявителем Лавровой А.А. представлены не в полном объеме документы, предусмотренные пунктом 7 ч. 3 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, касающиеся соответствия реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям, обязательные для выполнения при реконструкции объекта капитального строительства и не был предоставлен документ, подтверждающий соответствие реконструируемого объекта капитального строительства техническим условиям по водоснабжению и водоотведению.

Проверяя законность отказа Департамента строительства и архитектуры администрации города Белгорода, суд приходит к выводу, что административным ответчиком соблюдены требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия на принятие оспариваемого решения, порядок принятия оспариваемого решения, основания для принятия оспариваемого решения, содержание оспариваемого решения соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, в связи с чем не имеется оснований для удовлетворения административного иска о признании незаконным решения Департамента строительства и архитектуры администрации города Белгорода от 07.08.2018 об отказе Лавровой А.А. в выдаче разрешения на ввод объекта «Реконструкция нежилого помещения» в эксплуатацию, расположенного на земельном участке по адресу: «адрес», кадастровый номер земельного участка: «номер».

Довод административного истца о том, что срок для выполнения работ по водоснабжению и водоотведению не истек, а следовательно, отсутствовала необходимость согласования реконструкции с ГУП «Белводоканал» не основаны на законе, поскольку законодательством не предусмотрено освобождение от обязанности при обращении за получением разрешения на ввод объекта в эксплуатацию представить документ, подтверждающий соответствие реконструируемого объекта капитального строительства техническим условиям.

С учетом вышеизложенного, административные исковые требования Лавровой А.А. не подлежат удовлетворению, поскольку основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.

Руководствуясь статьями 175 – 180 КАС Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного иска Лавровой Аллы Анатольевны к администрации г. Белгорода, Департаменту строительства и архитектуры администрации города Белгорода о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, возложении обязанности выдать разрешение на ввод в эксплуатацию нежилого помещения отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию Белгородского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы на решение суда через Октябрьский районный суд г. Белгорода.

Судья Октябрьского районного суда

города Белгорода Е.А. Колмыкова

Мотивированный текст решения изготовлен 15.11.2018 года.