ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-510/2022 от 26.07.2022 Барун-хемчикского районного суда (Республика Тыва)

Дело

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

26 июля 2022 года

Барун-Хемчикский районный суд Республики Тыва в составе: председательствующего Ховалыг Ч.Д., при секретаре Сергештей А-С.А., с участием представителя истца – старшего помощника прокурора Сат О.Б., представителя ответчика по доверенности – ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Республики Тыва Балчий-оола А.Э., действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского округа «город Ак-Довурак Республики Тыва» о признании бездействия администрации городского округа «город Ак-Довурак Республики Тыва» по не поддержанию муниципальной системы оповещения г. Ак-Довурака в состоянии постоянной готовности незаконными,

у с т а н о в и л :

заместитель прокурора Республики Тыва Балчий-оол А.Э., действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеуказанным административным иском к администрации городского округа «город Ак-Довурак Республики Тыва», указывая, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по результатам которой в деятельности администрации г. Ак-Довурак нормативный правовой акт, определяющий порядок создания, поддержания в состоянии постоянной готовности и задействования муниципальной автоматизированной системы оповещения не разработан и не принят, эксплуатационно-техническое обслуживание технических средств муниципальной автоматизированной системы оповещения на 2022 год не организовано, план-график технического обслуживания технических средств муниципальной автоматизированной системы оповещения на 2022 год не утвержден, контракты (договоры) на эксплуатационно-техническое обслуживание оборудования муниципальной автоматизированной системы оповещения не заключены, резерв стационарных и мобильных технических средств муниципальной автоматизированной системы оповещения отсутствует.

Просит признать незаконным бездействие администрации городского округа «город Ак-Довурак Республики Тыва» по не поддержанию муниципальной системы оповещения г. Ак-Довурака в состоянии постоянной готовности незаконными.

Обязать администрацию городского округа «город Ак-Довурак Республики Тыва» обеспечить готовность и соответствие муниципальной автоматизированной системы оповещения населения требованиям Приказов МЧС России и Минкомсвязи России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о системах оповещения населения» и от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения» путем:

разработки и принятия нормативных актов в области создания, поддержания в состоянии постоянной готовности и задействования муниципальной системы оповещения населения;

внесения на рассмотрение и утверждение Хуралом представителей городского округа «город Ак-Довурак Республики Тыва» проекта о внесении изменений в бюджет на 2022 год на выделение финансовых средств на создание муниципальной автоматизированной системы централизованного оповещения населения согласно проектно-сметной документации, разработанной Службой ГО и ЧС Республики Тыва;

организации закупки и установки приобретенных оконечных устройств оповещения согласно проектно-сметной документации, разработанной Службой ГО и ЧС Республики Тыва;

проведения технического обслуживания оборудования муниципальной системы оповещения в соответствии с требованиями Приказа МЧС России и Минкомсвязи России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о системах оповещения населения» и от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения»;

заключения с операторами связи и вещания соглашений (договоров) о взаимодействии по обеспечению передачи сигналов оповещения и (или) экстренной информации по сетям операторов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления с операторами связи и редакциями средств массовой информации в целях оповещения населения о возникающих опасностях»;

внесения в номенклатуру резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций г. Ак-Довурака технических средств оповещения согласно проектно-сметной документации, разработанной Службой ГО и ЧС Республики Тыва.

В судебном заседании помощник прокурора административное исковое заявление поддержала по указанным в нем основаниям.

Представитель административного ответчика - ФИО2 иск не признала, пояснила, что работы на поддержание муниципальной системы оповещения г. Ак-Довурак ведутся, просила отказать в удовлетворении иска.

Выслушав участников, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ), суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В соответствии с частью 4 статьи 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно п. 28 ч. 1 ст. 16 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится в том числе организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального, городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 28-ФЗ, «О гражданской обороне» гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Мероприятия по гражданской обороне - организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Обеспечение выполнения мероприятий по гражданской обороне - комплекс мероприятий, направленных на создание условий для эффективного решения задач в области гражданской обороны органами управления, силами и средствами гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В силу ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее Федеральный закон ) оповещение населения о чрезвычайных ситуациях - это доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите, а ст. 7 этого же Федерального закона мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно. Планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций. Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств, включая силы и средства гражданской обороны.

В статье 11 Федерального закона предусмотрено, что органы местного самоуправления осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций; осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; создают и поддерживают в постоянной готовности муниципальные системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях.

В соответствии с п. 2 ст. 10 Закона Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций; финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; создают и поддерживают в постоянной готовности муниципальные системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях.

Приказом МЧС России , Минкомсвязи России от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о системах оповещения населения (далее – Положение).

В силу п. 4 Положения система оповещения населения включается в систему управления гражданской обороной (далее - ГО) и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС), обеспечивающей доведение до населения, органов управления и сил ГО и РСЧС сигналов оповещения и (или) экстренной информации, и состоит из комбинации взаимодействующих элементов, состоящих из специальных программно-технических средств оповещения, средств комплексной системы экстренного оповещения населения, общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей, громкоговорящих средств на подвижных объектах, мобильных и носимых средств оповещения, а также обеспечивающих ее функционирование каналов, линий связи и сетей передачи данных единой сети электросвязи Российской Федерации.

Пунктом 7 Положения установлено, что системы оповещения населения создаются в том числе и на муниципальном уровне - муниципальная автоматизированная система централизованного оповещения и муниципальные системы оповещения создают органы местного самоуправления.

Границами зон действия региональной и муниципальной систем оповещения являются административные границы субъекта Российской Федерации и муниципального образования соответственно.

Согласно п. 9 Положения создание и поддержание в состоянии постоянной готовности систем оповещения населения является составной частью комплекса мероприятий, проводимых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями по подготовке и ведению гражданской обороны, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В силу п. 26 Положения готовность систем оповещения населения достигается: наличием актуализированных нормативных актов в области создания, поддержания в состоянии постоянной готовности и задействования систем оповещения населения; наличием дежурного (дежурно-диспетчерского) персонала, ответственного за включение (запуск) системы оповещения населения, и уровнем его профессиональной подготовки; наличием технического обслуживающего персонала, отвечающего за поддержание в готовности технических средств оповещения, и уровнем его профессиональной подготовки; наличием, исправностью и соответствием проектно-сметной документации на систему оповещения населения технических средств оповещения; готовностью сетей связи операторов связи, студий вещания и редакций средств массовой информации к обеспечению передачи сигналов оповещения и (или) экстренной информации; регулярным проведением проверок готовности систем оповещения населения; своевременным эксплуатационно-техническим обслуживанием, ремонтом неисправных и заменой выслуживших установленный эксплуатационный ресурс технических средств оповещения; наличием, соответствием законодательству Российской Федерации и обеспечением готовности к использованию резервов средств оповещения; своевременным проведением мероприятий по созданию, в том числе совершенствованию, систем оповещения населения.

Как установлено в судебном заседании прокуратурой в марте 2022 года, проведенной проверкой выявлено, что администрацией г. Ак-Довурак нормативный правовой акт, определяющий порядок создания, поддержания в состоянии постоянной готовности и задействования муниципальной автоматизированной системы оповещения не разработан и не принят, эксплуатационно-техническое обслуживание технических средств муниципальной автоматизированной системы оповещения на 2022 год не организовано, план-график технического обслуживания технических средств муниципальной автоматизированной системы оповещения на 2022 год не утвержден, контракты (договоры) на эксплуатационно-техническое обслуживание оборудования муниципальной автоматизированной системы оповещения не заключены, резерв стационарных и мобильных технических средств муниципальной автоматизированной системы оповещения отсутствует.

Муниципальная автоматизированная система оповещения населения г. Ак-Довурака состоит из пульта управления на базе аппаратуры КТСО-Р с подключением 3 единиц технических средств оповещения, установленных: в МАОО «Олчей» г. Ак-Довурак, МБОУ СОШ г. Ак-Довурак, и ТЭЦ, а также пульта управления на базе аппаратуры П-166М без подключения технических средств оповещения.

Из информации Главного управления МЧС России по от ДД.ММ.ГГГГ следует, что охват населения, проживающего на территории г. Ак-Довурак, муниципальной автоматизированной системой оповещения составляет 60 %, что не соответствует требованиям, установленным в Положении, а также в соответствии с критериями оценки готовности системы оповещения к выполнению задач по предназначению, муниципальная автоматизированная система оповещения городского округа «город Ак-Довурак» оценивается как «не готова к выполнению задач».

Постановлением администрации городского округа города Ак-Довурак Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ, утверждена муниципальная программа «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объекта в городском округе г. Ак-Довурак на 2021-2023 годы, однако финансовые средства на обеспечение готовности муниципальной автоматизированной системы централизованного оповещения населения в бюджете муниципального образования не предусмотрены, перечисленные мероприятия не запланированы.

В целях устранения выявленных нарушений заместителем прокурора района Балчий-оолом А.Э. 9 март 2022 года председателю администрации г. Ак-Довурак внесено представление.

Из рапорта старшего помощника прокурора ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что администрацией г. Ак-Довурак неисполнены предусмотренные федеральным законодательством полномочия по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера создает угрозу жизни и здоровью граждан, проживающих на территории г.Ак-Довурак.

Разрешая заявленные требования и удовлетворяя их, суд исходит из того, что неподдержание муниципальной системы оповещения г. Ак-Довурака в состоянии постоянной готовности является незаконным и нарушает право граждан на своевременное получение сигналов оповещения и (или) экстренной информации, создает угрозу жизни и здоровью для неопределенного круга лиц.

Требования прокурора не ущемляют самостоятельности органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, а лишь направлены на понуждение их в судебном порядке исполнить возложенные на них законом обязанности.

Таким образом, суд приходит к выводу, о необходимости удовлетворить исковые требования в полном объеме.

В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 220 КАС РФ, суд

р е ш и л :

административное исковое заявление заместителя прокурора Республики Тыва Балчий-оола А.Э., действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации городского округа «город Ак-Довурак Республики Тыва» о признании бездействие администрации городского округа «город Ак-Довурак Республики Тыва» по не поддержанию муниципальной системы оповещения г. Ак-Довурака в состоянии постоянной готовности незаконным.

Обязать администрацию городского округа «город Ак-Довурак Республики Тыва» обеспечить готовность и соответствие муниципальной автоматизированной системы оповещения населения требованиям Приказов МЧС России и Минкомсвязи России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о системах оповещения населения» и от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения» путем:

разработки и принятия нормативных актов в области создания, поддержания в состоянии постоянной готовности и задействования муниципальной системы оповещения населения;

внесения на рассмотрение и утверждение Хуралом представителей городского округа «город Ак-Довурак Республики Тыва» проекта о внесении изменений в бюджет на 2022 год на выделение финансовых средств на создание муниципальной автоматизированной системы централизованного оповещения населения согласно проектно-сметной документации, разработанной Службой ГО и ЧС Республики Тыва;

организации закупки и установки приобретенных оконечных устройств оповещения согласно проектно-сметной документации, разработанной Службой ГО и ЧС Республики Тыва;

проведения технического обслуживания оборудования муниципальной системы оповещения в соответствии с требованиями Приказа МЧС России и Минкомсвязи России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о системах оповещения населения» и от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения»;

заключения с операторами связи и вещания соглашений (договоров) о взаимодействии по обеспечению передачи сигналов оповещения и (или) экстренной информации по сетям операторов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления с операторами связи и редакциями средств массовой информации в целях оповещения населения о возникающих опасностях»;

внесения в номенклатуру резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций г. Ак-Довурака технических средств оповещения согласно проектно-сметной документации, разработанной Службой ГО и ЧС Республики Тыва.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва через Барун-Хемчикский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения (с учетом выходных дней 30, ДД.ММ.ГГГГ) – ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Ч.Д. Ховалыг