Дело № 2а-510/2022
УИД - 23RS0039-01-2022-000604-09
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ст. Павловская 30 июня 2022 г.
Павловский районный суд Краснодарского края в составе
председательствующего судьи Богданова Л.Ю.,
при секретаре судебного заседания Яковлевой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в лице межмуниципального отдела по Крыловскому и Павловскому районам управления Росреестра по Краснодарскому краю о признании незаконным решения и обязании устранить допущенные нарушения путем регистрации права,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в Павловский районный суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в лице межмуниципального отдела по Крыловскому и Павловскому районам управления Росреестра по Краснодарскому краю о признании незаконным решения о приостановлении кадастрового учета и государственной регистрации права на недвижимое имущество, обязании осуществить государственную регистрацию права, в котором просит суд признать незаконным решение государственного регистратора Межмуниципального отдела по Крыловскому и Павловскому районам Управления Росреестра по Краснодарскому краю ФИО2 о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении выделяемого в счет земельной доли ФИО1 земельного участка, площадью 102600 кв.м с кадастровым номером 23:24:0601000:822:ЗУ1, из земель сельскохозяйственного назначения - для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: Краснодарский край, Павловский район, Незамаевское сельское поселение, Незамаевский сельский округ, секция 13 контур 38 общей площадью 1345101 кв.м. Обязать Межмуниципальный отдел по Крыловскому и Павловскому районам Управления Росреестра по Краснодарскому краю осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права выделяемого в счет земельной доли ФИО1 земельного участка, (межевой план от 29.12.2021 и проект межевания земельных участков от 29.10.2021), представленных в орган регистрации прав вместе с заявлением от 10.01.2022 № №.
В обоснование административных исковых требований указывает, что 26.01.2022г. решением государственного регистратора Межмуниципального отдела по Крыловскому и Павловскому районам Управления Росреестра по Краснодарскому краю ФИО2 приостановлены государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав в отношении выделяемого в счет земельной доли ФИО1 земельного участка, (межевой план от 29.12.2021 и проект межевания земельных участков от 29.10.2021), представленных в орган регистрации прав вместе с заявлением от 10.01.2022 № №.
Решением апелляционной комиссии, по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав от 28.02.2022 года отклонено заявление от 04.02.2022 № 23/22-42 об обжаловании решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав от 26.01.2022 № №
Основанием приостановления государственной регистрации явилось отсутствие согласия арендатора земельного участка с кадастровым номером 23:24:0601000:822 на образование земельного участка, расположенного по адресу:
ФИО1 является собственником 102600/1345101 долей земельного участка площадью 1345101 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения - для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу:на основании соглашения об определении долей в праве общей долевой собственности на земельный участок от 24.08.2005 года, свидетельства о праве на наследство по закону № от 09.07.2004, выданного нотариусом Павловского нотариального округа Краснодарского края ФИО3 (номер в реестре нотариуса 5405), постановления Главы администрации Павловского района Краснодарского края № от 17.11.1994 года, соглашения об определении долей в праве общей долевой собственности на земельный участок от 15.01.2015 года.
19 марта 2015 года в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:24:0601000:822 заключен договор аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения сроком до 14.08.2026 года.
В соответствии с договором № 1014 от 14.10.2021 года на выполнение кадастровых работ, кадастровым инженером ФИО4 (регистрационный номер №, реестр А СРО «ОКИ» № №, дата принятия в СРО: 30.11.2016), подготовлен межевой план по образованию земельного участка путем выдела в счет доли в праве общей собственности на земельный участок с кадастровым номером № на образование земельного участка, расположенного по адресу:
В ходе выполнения кадастровых работ образован земельный участок площадью 102600 кв.м. с кадастровым номером 23:24:0601000:822:ЗУ1.
Согласно п. 7 ст. 13.1 ФЗ от 24.07.2002 года № 101 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в средствах массовой информации, а именно в муниципальной прессе - газета «Единство» (№ 93 (14899)), 19.11.2021 года опубликовано извещение по вопросу утверждения и согласования проекта межевания и определения местоположения, границ, площади земельного участка, образуемого в счет принадлежащих собственникам земельных долей из земельного участка с кадастровым номером 23:24:0601000:822 на образование земельного участка, расположенного по адресу: Краснодарский край, Павловский район, Незамаевское сельское поселение, Незамаевский сельский округ, секция 13 контур 38.
За время, указанное в газете для ознакомления с проектом межевания, кадастровый инженер никаких возражений не получил, что стало поводом для обращения в орган государственной регистрации права с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права на вновь образованный земельный участок.
10.01.2022 года, вместе с заявлением ФИО1 представила доказательства исполнения требований закона по уведомлению арендатора о своем решении выделить земельный участок из общего массива. Не смотря на данный факт, 26.01.2022 года вынесено решение о приостановке государственного кадастрового учета и государственной регистрации права по неустановленным причинам.
Заявитель считает решение о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права на недвижимое имущество не законным и нарушающим ее права и законные интересы, что послужило основанием для обращения в суд с настоящими исковыми требованиями.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности ФИО5 поддержала требования административного иска, настаивала на его удовлетворении.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, что подтверждается имеющимися в материалах дела почтовыми уведомлениями. О причинах и уважительности неявки суд не уведомили.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в лице межмуниципального отдела по Крыловскому и Павловскому районам управления Росреестра по Краснодарскому краю ФИО6 направил в адрес суда поступило мотивированное письменное возражение, в котором просит в удовлетворении заявленных требований ФИО1 отказать в полном объеме.
Выслушав представителя административного истца, оценив представленные доказательства и исследовав материалы дела, суд считает, что административные исковые требования ФИО1 не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
Материалами дела установлено, что 10.01.2022г. в Управление Росреестра по Краснодарскому краю поступило заявление от 10.01.2022г. ФИО1 и приложенные к нему документы (межевой план и проект межевания земельных участков от 29.12.2021г., подготовленные кадастровым инженером ФИО4) номер записи № №, № № о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права на земельный участок, образованный путем выдела в счет доли (долей) в праве общей собственности из земельного участка с кадастровым номером №, расположенный по адресу: Краснодарский край, район Павловский, Незамаевское сельское поселение, Незамаевский сельский округ, секция 13 контур 38. Согласно Заявления и приложенных к нему документов, осуществлен выдел земельного участка в счет доли в праве общей долевой собственности из земельного участка с кадастровым номером №.
При проведении правовой экспертизы органом регистрации прав принято решение о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права от 26.01.2022г.
Основанием послужило то обстоятельство, что заявителем не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. Причиной, препятствующей осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав по Заявлению, послужило отсутствие в письменной форме согласия арендатора земельного участка с кадастровым номером №. Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) на земельный участок с кадастровым номером № зарегистрировано ограничение (обременение) - аренда на основании договора аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения от 19.03.2015 года. На момент принятия решения о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации запись об аренде являлась актуальной.
Так, согласно пункту 4 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.
Пунктом 10 части 8 статьи 41 Закона предусмотрено, что для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав необходимо, в том числе письменное согласие третьих лиц на образование объекта недвижимости, если такое согласие на образование объекта является обязательным в соответствии с федеральным законом.
Частью 7 статьи 47 Закона установлено, что предоставление согласия арендатора или залогодержателя права аренды исходного земельного участка на образование земельного участка не требуется в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее - Закон об обороте).
Так, в соответствии с пунктом 5 статьи 14 Закона об обороте участник долевой собственности, выразивший на общем собрании участников долевой собственности несогласие с передачей в аренду земельного участка, находящегося в долевой собственности или с условиями договора аренды такого земельного участка, в случае передачи его в аренду, вправе выделить земельный участок в счет принадлежащих ему земельной доли или земельных долей по правилам, установленным пунктом 4 статьи 13 статьи 14 Закона об обороте, и распорядиться выделенным в счет земельной доли или земельных долей земельным участком по своему усмотрению. При этом согласие арендатора земельного участка или залогодержателя права аренды земельного участка на выдел в счет земельной доли или земельных долей земельного участка не требуется и договор аренды или залог прав аренды в отношении выделенного земельного участка прекращается.
Из приведенных норм следует, что правом на выдел земельной доли без согласия арендатора обладает только тот участник долевой собственности, который на общем собрании участников долевой собственности голосовал против предоставления земельного участка в аренду.
Между тем, ФИО1 не представила вместе с заявлением каких-либо документов, свидетельствующих о его возражении на общем собрании участников долевой собственности против заключения договора аренды. Во всех остальных случаях выдел земельного участка из арендованного участка в соответствии с законодательством Российской Федерации не может осуществляться без согласия арендатора.
Таким образом, предусмотренные законодательством условия для выдела земельного участка административным истцом не были соблюдены.
При образовании земельных участков предварительно требуется получить согласие землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков, в соответствии с пунктом 4 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации. Данное согласие на выдел земельного участка призвано обеспечить защиту прав указанных лиц. Согласие арендатора соответствует требованиям статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Как установлено, причиной принятия решения о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права являлось отсутствие письменного согласие арендатора на выдел земельного участка из арендованного участка. В административном исковом заявлении истец не поясняет суду, по какой причине им не соблюдена норма статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации и по какой причине им не представлено на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав согласие арендатора на выдел.
В административном иске истец, ссылаясь на часть 1 статьи 26 Закона, указывает на то, что исчерпывающий перечень оснований приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации по решению государственного регистратора прав, содержится в части 1 статьи 26 Закона. По мнению административного истца в части 1 статьи 26 Закона отсутствуют основания для приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав применительно к его ситуации.
Пункт 5 части 1 статьи 26 Закона прямо указывает, что основанием для приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав является не представление документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. Согласно пункту 4 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки. Административным истцом не представлены документы, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации.
Таким образом, уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от 26.01.2022г. № КУВД-001/2022-225544 оформлено строго в соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации и отражает все выявленные недостатки в представленном пакете документов.
В соответствии с частью 9 статьи 26 Закона приостановление осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета, может быть обжаловано в порядке, установленном статьей 26.1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности". Административный истец в целях соблюдения требований статьи 26.1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" 04.02.2022г. обратился в Апелляционную комиссию по рассмотрению заявлений об обжаловании решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета или решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, созданную при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю.
Апелляционной комиссией принято решение 28.02.2022г. № об отклонении заявления от 04.02.2022 № об обжаловании решения о приостановлении от 26.01.2022 № №
Апелляционной комиссией не выявлено каких-либо нарушений требований законодательства Российской Федерации в решении о приостановлении.
Ссылка административного истца на отсутствие возражений сособственников относительно размера и местоположения границ выделяемого земельного участка является неправомерной, так как государственный кадастровых учет и государственная регистрация прав приостановлены не по данной причине. В уведомлении о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права указано на не соблюдение законных прав арендатора из-за отсутствия его письменного согласия на выдел земельной доли.
Административный истец в нарушение требований части 2 статьи 220 КАС РФ не представил суду доказательств, подтверждающих нарушение Управлением Росреестра по Краснодарскому краю каких-либо нормативных правовых актов и их положений.
Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и основания отказа в регистрации этих прав устанавливаются в соответствии с ГК РФ, Законом о регистрации прав на недвижимое имущество (пункт 6 статьи 131 ГК РФ).
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права (пункт 3, 5 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).
В силу пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон №218-ФЗ) государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
На основании пункта 1 части 4 статьи 29 Закона № 218-ФЗ государственный регистратор принимает решение о государственной регистрации прав по результатам правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию прав документов при отсутствии предусмотренных законом о регистрации оснований для отказа в государственной регистрации прав, в том числе после устранения причин, которые препятствовали осуществлению государственной регистрации прав и наличие которых послужило основанием для приостановления государственной регистрации прав.
Статьей 27 Закона 218-ФЗ предусмотрено, что в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
В статье 26 Федерального закона от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» приведен исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав. В частности, согласно пункту 3 части 1 ст. 26 указанного закона осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами, а согласно п.5 - если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Учитывая изложенные положения закона, суд приходит к выводу, что оспариваемые действия должностного лица и принятое им решение соответствуют требованиями Федерального закона от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Государственным регистратором при установлении отсутствия в представленных на государственную регистрацию документов сведений о согласии арендатора земельного участка с кадастровым номером № на выдел обоснованно приостановлено осуществление регистрации права, при этом заявителю было предложено устранить данные противоречия, представив необходимые документы.
Оспариваемое решение государственного регистратора вынесено им в рамках предоставленной законом компетенции, с соблюдением порядка и при наличии к тому правовых оснований. Действий (бездействий) административного ответчика, нарушающих требования законодательства, права и законные интересы административного истца, судом правомерно не установлено.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения административного искового заявления не имеется.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в лице межмуниципального отдела по Крыловскому и Павловскому районам управления Росреестра по Краснодарскому краю о признании незаконным решения и обязании устранить допущенные нарушения путем регистрации права – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Павловский районный суд Краснодарского края.
Судья Л.Ю. Богданов