РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 декабря 2016 года г.Иркутск
Иркутский районный суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Лозневой Н.В.,
при секретаре Кочедыковой Д.А.,
с участием:
представителя административного истца Пугачевой Т.В.,
представителя административного ответчика Министерства имущественных отношений Шевкуновой Г.А.,
представителя заинтересованного лица ООО «Александровское» Стрежнева В.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-5114/2016 по административному иску Подрубилиной М.С. к начальнику жилищного отдела Министерства имущественных отношений Иркутской области Распутину А.Н., Министерству имущественных отношений Иркутской области о признании незаконным бездействия, обязании устранить допущенные нарушения,
установил:
Подрубилина М.С. обратилась в суд с административным иском и просит признать незаконным бездействие должностного лица начальника жилищного отдела Министерства имущественных отношений Иркутской области Распутина А.Н., выразившееся в оставлении заявления Подрубилиной М.С. без ответа; признать незаконным бездействие Министерства имущественных отношений, выразившееся в несоблюдении п.3.1.2. договора найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей № от **/**/****, незаконным; обязать Министерство имущественных отношений как собственника и наймодателя жилого помещения, расположенного по адресу: ...., устранить нарушения прав и законных интересов Подрубилиной М.С.
В обоснование иска административный истец Подрубилина М.С. указала, что **/**/**** она обратилась к должностному лицу Распутину А.Н. с письменным заявлением с просьбой о принятии мер к обязанию нарушителей к устранению нарушений санитарно-гигиенических требований, установленных п.**/**/**** договора найма жилого помещения. Каких-либо мер по устранению нарушений, указанных в заявлении, не принято; ответ на заявление она не получила.
Считает, что после получения заявления, Министерство имущественных отношений как собственник и наймодатель жилого помещения, обязано было осмотреть жилое помещение на предмет соответствия заявленных претензий действительности, после чего обязано предпринять меры для устранении я нарушений. Распутин А.Н.- начальник жилищного отдела Министерства имущественных отношений Иркутской области в силу Федерального закона от 25.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» является должностным лицом.
В соответствии с Регламентом Министерства имущественных отношений Иркутской области (п. 1.20), Распутин А.Н., как начальник жилищного отдела Министерства, по вопросам, входящим в сферу его ведения должен:
обеспечивать рассмотрение представленных в министерство обращений, проектов актов и других документов, а также подготовку заключений на них;
обеспечивает рассмотрение и визирует ответы на индивидуальные и коллективные обращения граждан и организаций.
В соответствии с п. 1.21. Регламента начальники отделов несут персональную ответственность за выполнение возложенных на них функций и полномочий в установленной сфере деятельности, а также состояние исполнительской дисциплины, соблюдение работниками возглавляемых ими отделов правил служебного распорядка министерства, техники безопасности, пожарной безопасности.
Распутин, являясь начальником жилищного отдела министерства имущественных отношений Иркутской области, является государственным служащим и должностным лицом, ответственным за нарушение Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан».
Согласно Положению о Министерстве имущественных отношений Иркутской области, утвержденному Постановлением Правительства Иркутской области от **/**/****№-пп, Министерство имущественных отношений Иркутской области является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по реализации областной государственной политики, нормативному правовому регулированию в области имущественных отношений, управлению государственной собственностью Иркутской области и т.д. Министерство осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органами государственной власти, органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области, организациями, общественными объединениями, гражданами.
Одной из задач Министерства является управление, распоряжение и контроль за использованием государственной собственности Иркутской области.
В Положении определены такие функции Министерства, как осуществление от имени Иркутской области полномочий собственника имущества. находящегося в государственной собственности Иркутской области, и участника имущественных отношений. Кроме того, Министерство обязано осуществлять контроль за использованием по назначению и сохранностью государственной собственности Иркутской области, и в случае выявления нарушений, принять необходимые меры по их устранению. Функция Министерства - назначение и проведение документальных и иных проверок в целях осуществления контроля за использованием по назначению объектов государственной собственности Иркутской области. Еще одной функцией Министерства является формирование и управление специализированным жилищным фондом Иркутской области (данная функция введена постановлением Правительства Иркутской области от 21.03.2013 № 95-пп).
В силу п. 3 ст. 65 ЖК РФ, наймодатель жилого помещения по договору социального найма, помимо указанных в части 2 настоящей статьи обязанностей, несет иные обязанности, предусмотренные жилищным законодательством и договором социального найма жилого помещения.
Согласно ч. 3 ст. 101 ЖК РФ договор найма специализированного жилого помещения может быть расторгнут в судебном порядке по требованию наймодателя при неисполнении нанимателем и членами его семьи обязательств по этому договору. Договор может быть расторгнут по требованию наймодателя в случаях: невнесения нанимателем платы за жилое помещение нанимателем или членами его семьи; разрушения или повреждения жилого помещения нанимателем или членами его семьи; систематического нарушения прав и законных интересов соседей; использования жилого помещения не по назначению.
Договор найма специализированного жилого помещения подлежит расторжению и по иным основаниям.
Министерство имущественных отношений Иркутской области, имея все полномочия и инструменты по контролю за использованием по назначению и сохранностью государственной собственности, не исполняет свои обязанности собственника имущества, ограничиваясь только формированием и распределением специализированного жилого фонда. При этом Министерство имущественных отношений, как собственник имущества, допускает бесхозяйственное обращение с этим имуществом, не соблюдает права и законные интересы соседей, не поддерживает помещение в надлежащем состоянии.
В судебном заседании представитель административного истца Пугачева Т.В. требования поддержала и суду пояснила, что Распутин А.Н. как начальник жилищного отдела Министерства имущественных отношений Иркутской области является должностным и государственным служащим, так как является лицом, занимающим должность в государственном органе. Должность-часть организационной структуры (штатная единица), которой соответствует часть компетенции государственной организации, предоставляемой лицу, занимающему эту штатную единицу. Должность определяет права, обязанности и ответственность государственного служащего, требования к его профессиональной подготовке, содержанию выполняемой работы, что может быть сформулировано в должностных инструкциях.
Положение о федеральной государственной службе, утвержденное Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 года является специальным актом, регламентирующим государственную службу.
Положение ввело понятие федерального государственного служащего как гражданина РФ, занимающего в порядке, предусмотренном этим Положением, оплачиваемую государственную должность. В данном контексте под государственной должностью понимается должность в федеральных государственных органах, организациях.
Должностные лица - государственные служащие, которые имеют право в пределах своей компетенции совершать властные действия с юридическими последствиями (издавать правовые акты управления, подписывать денежные документы, совершать регистрационные действия и т.д.). К ним также относятся служащие, не совершающие подобных действий, но руководящие деятельностью подчиненных им работников и уполномоченные предъявлять к ним обязательные для исполнения требования (например, руководители структурных подразделений органов управления). С учетом изложенного настаивает на том, что Распутин А.Н.является надлежащим ответчиком, так как с июля 2016 года не может предоставить соответствующий ответ на заявление истца. Министерство имущественных отношений является также надлежащим ответчиком, так как в силу п. 2 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.
Административный истец Подрубилина М.С., административный ответчик Распутин А.Н. в судебное заседание не явились; извещены надлежащим образом; об отложении судебного заседания суд не просили.
Представитель административного ответчика Министерства имущественных отношений Шевкунова Т.А. исковые требования не признала и суду пояснила, что Подрубилина М.С. **/**/**** обратилась с заявлением в министерство имущественных отношений Иркутской области о принятии мер и выполнении условий договора найма специализированного жилого помещения. Указанное заявление было зарегистрировано в установленном Федеральным законом № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации **/**/**** вх.№. Письмом от **/**/**** исх. № Подрубилиной М.С. был дан ответ.
По инициативе министерства было проведено обследование жилого помещения, расположенного по адресу: .... на предмет пригодности для проживания. Распоряжением министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от **/**/****№ «О признании помещения пригодным для проживания» указанное жилое помещение было признанным пригодным для проживания граждан. По результатам работы межведомственной комиссии, назначенной министерством жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области было дано заключение и принято решение, что данное помещение соответствует требованиям, предусмотренным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ № 47 от 28.01.2006. Глава 3 указанного Положения предусматривает основания для признания жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Согласно акту обследования помещения, расположенного по адресу: .... от **/**/**** оснований для признания квартиры непригодной для проживания, предусмотренных главной 3 Положения, не выявлено.
Кроме того, пункт 2.2. договора найма специализированного жилого помещения № от **/**/**** предусматривает обязанность нанимателя:
использовать жилое помещение по назначению и в пределах, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации;
соблюдать правила пользования жилым помещением;
обеспечивать сохранность жилого помещения;
поддерживать в надлежащем состоянии жилое помещение;
**/**/****.осуществлять пользование жилым помещением с учетом соблюдения прав и законных интересов соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства. Наниматель несет иные обязанности, предусмотренные законодательством.
Таким образом, права истца, предусмотренные действующим законодательством и договором найма специализированного жилого помещения, министерством не нарушены.
Представитель 3-его лица ООО «Александровское» Стрежнев В.М. просил отказать в удовлетворении исковых требований, поскольку ООО «Александровское» является управляющей компанией для дома, в котором проживает административный истец, и полномочия по надлежащему содержанию общего имущества жилого дома возложены на ООО «Александровское». В случае поступления в адрес управляющей компании заявления о появлении в доме, квартире насекомых, ООО «Александровское» будет принимать меры к их устранению.
Заслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, представителя 3-его лица, изучив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Вместе с тем, согласно пункту 2 части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения.
Из анализа указанной нормы права следует, что для признания незаконными действий (бездействия) административного ответчика, необходимо наличие совокупности двух обстоятельств: несоответствие действий (бездействия) требованиям законодательства и нарушение в результате этих действий (бездействия) прав и законных интересов истца, при этом, закон возлагает на административного истца обязанность доказать факт нарушения его прав.
Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что не имеется оснований для признания незаконным бездействия начальника жилищного отдела Министерства имущественных отношений Иркутской области Распутина А.Н., Министерства имущественных отношений Иркутской области, поскольку бездействие предполагает полное отсутствие или несовершение каких-либо действий, прямо предусмотренных Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан».
При этом суд исходит из того, что совокупность таких условий, как несоответствие оспариваемого бездействия требованиям закона и нарушение этим бездействием прав и свобод заявителя, в данном случае отсутствует.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации права на обращение в государственные органы, органы местного самоуправления и к должностным лицам и порядок их рассмотрения регламентированы Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации".
Согласно названному Закону, обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (часть 1 статьи 9); государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (пункт 4 части 1 статьи 10); письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения (часть 1 статьи 12).
Так, из материалов дела следует, что Подрубилина М.С., проживающая по договору специализированного найма № от **/**/**** квартире ...., **/**/**** обратилась к начальнику жилищного отдела Министерства имущественных отношений Иркутской области Распутину А.Н. с обращением, указав, что в квартирах №,3,10,11 завелись клопы; по вентиляционным шахтам клопы попадают в квартиры № Просят принять меры и обязать нарушителей выполнить условия договора спец. найма.
В соответствии с п.3.2.1 Договора спец.найма, наймодатель, в данном случае, Министерство имущественных отношений Иркутской области обязано передать Нанимателю свободное от прав иных лиц, пригодное для проживания жилое помещение в состоянии, отвечающем требованиям пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим, экологическим и иным требованиям, являющееся благоустроенным применительно к условия .....
Доказательств, что квартира, в которой проживает административный истец, не пригодна для проживания; истцом не представлено.
В материалы дела представлен ответ начальника жилищного отдела Распутина А.Н., согласно которому, нанимателям квартир № по адресу: .... направлены письма о несоблюдении жильцами правил пользования жилых помещений, нарушении санитарно-гигиенических требований, что привело к появлению клопов и других насекомых. Нанимателям вышеназванных квартир было указано на необходимость приведения жилых помещений в надлежащее состояние. Кроме того, заместителем начальника жилищного отдела Слободкиной Е.В. был осуществлен выезд по указанным адресам и проведена беседа с жильцами этих квартир.
Также представлены копии писем, направленных Наумовой С.А., Дядькиной Е.В., Варавва Л.С., из содержания которых следует, что административный ответчик Министерство имущественных отношений Иркутской области предлагает привести жилое помещение в надлежащее состояние, предупреждая о том, что за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений, каждая из них может быть привлечена к административной ответственности.
Допрошенная в качестве свидетеля Слободкина Е.В. подтвердила указанные выше обстоятельства.
Учитывая, что административные ответчики в сроки, предусмотренные Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации", предоставили ответы, направили соответствующие письма лицам, проживающим в соседних квартирах, в которых появились клопы, и, учитывая, что министерство имущественных отношений Иркутской области не является уполномоченным органом по осуществлению контроля в сфере соблюдения санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений, суд, оценивая обоснованность доводов истца о бездействии административных ответчиков, приходит к выводу, об отсутствии оснований полагать, что Распутиным А.Н. и Министерством имущественных отношений Иркутской области допущено незаконное бездействие, приведшее к ущемлению прав административного истца.
Уполномоченным органом государственной власти является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Вместе с тем, несогласие административного истца с содержанием ответов не свидетельствует о незаконности бездействия Министерства имущественных отношений, Распутина А.М при рассмотрении обращений.
Кроме того, в настоящее время Министерством имущественных отношений заключен с ООО «Александровское» договор управления многоквартирным домом, согласно которому ООО «Александровское» обязано обеспечить благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества Объекта - многоквартирного дома ...., решать вопросы пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в доме,
При наличии заключенного между Министерством имущественных отношений и ООО «Александровское» договора управления многоквартирным домом, оснований для возложения обязанности на административного ответчика, по обязанию Министерства имущественных отношений как собственника и наймодателя жилого помещения, расположенного по адресу: ...., устранить нарушения прав и законных интересов Подрубилиной М.С.,суд считает, что и эти требования не подлежат удовлетворению.
Поскольку в судебном заседании истцом не представлено доказательств бездействия Министерства имущественных отношений, Распутина А.Н., а равно не представлено доказательств, что её квартира не отвечает санитарно-гигиеническим и иным требованиям, в удовлетворении иска необходимо отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении административного иска Подрубилиной М.С. к начальнику жилищного отдела Министерства имущественных отношений Иркутской области Распутину А.Н., Министерству имущественных отношений Иркутской области о признании незаконным бездействия, обязании устранить допущенные нарушения- отказать.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Иркутский районный суд Иркутской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: Н.В.Лозневая