ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-511/20 от 25.08.2020 Черноморского районного суда (Республика Крым)

УИД 91RS0023-01-2020-000837-75

Дело № 2а-511\2020

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Резолютивная часть решения объявлена 25 августа 2020 года.

Решение суда принято в окончательной форме 26 августа 2020 года.

25 августа 2020 года Черноморский районный суд Республики Крым в составе

председательствующего судьи - Ильичевой Н.П.,

при секретаре - Басюл Я.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2 к администрации Межводненского сельского поселения Черноморского района Республики Крым, заинтересованное лицо - администрация Черноморского района Республики Крым, об обязании совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2, в своих интересах, а также в интересах ФИО1, обратился в суд с исковым заявлением к администрации Межводненского сельского поселения Черноморского района Республики Крым об обязании совершить определенные действия.

Свои требования административные истцы обосновали тем, что ФИО1 принадлежат на праве собственности земельные участки: КН , категория - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования, адрес: <адрес> и КН категория - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования, адрес: <адрес>; ФИО2 принадлежит на праве собственности земельный участок с КН , категория земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования, адрес: <адрес>. В сентябре 2019 года истцы приняли совместное решение по установлению (изменению) в государственном кадастре недвижимости категории земель: из земель сельскохозяйственного назначения, на категорию - земли особо охраняемых территорий и объектов; а также вида разрешенного использования - из сельскохозяйственного использования, на «Гостиничное обслуживание – Размещение гостиниц, а также иных зданий, используемых с целью извлечения предпринимательской выгоды», подали соответствующие документы. 27.09.2019 Государственным комитетом по Государственной регистрации и кадастру Республики Крым, было принято решение о приостановлении государственного кадастрового учета по заявленным земельным участкам. 08.10.2019 истцы подали совместное заявление в апелляционную комиссию Госкомрегистра, с учётом предоставления на комиссию уже выпущенные акты установления категории и ВРИ другим землепользователям. 01.11.2019 решением апелляционной комиссии было принято решение об отклонении заявления об обжаловании решения о приостановлении. 24.10.2019 истцы отправили заявления в администрацию Черноморского района Республики Крым о выпуске распорядительного акта по установлению категории и вида разрешенного использования заявленных земельных участков; 07.11.2020 отказано в удовлетворении требования в связи с тем, что принятие решения о переводе, либо об отказе в переводе земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий, не относится к компетенции администрации Черноморского района Республики Крым. 08.10.2019 истцами был направлен запрос Министру имущественных и земельных отношений Республики Крым о разъяснении относительно применения постановления совета Министров Республики Крым от 15 октября 2014 года № 378 об утверждении положения об особенностях отнесения к определенной категории земель и определения вида разрешенного использования земельных участков; 07.11.2019 получены разъяснения, согласно которых вопрос о переводе земель сельскохозяйственного назначения подведомственен Совету Министров Республики Крым и все ходатайства касающийся перевода земель сельскохозяйственного назначения подаются в Совет Министров Республики Крым.

18.11.2019 по рекомендациям Министерства земельных и имущественных отношений Республики Крым, истцами была проведена, экологическая и почвоведческая экспертиза заявленных земельных участков, а после чего было направлено заявление с приложенным необходимым пакетом документов на смену категории и ВРИ земельных участков в Совет Министров Республики Крым. 10.12.2019 Советом Министров Республики Крым было отказано в рассмотрении заявления на перевод категории и ВРИ заявленных земельных участков, в связи: с частями 2,3,4 статьи 10 Федерального закона № 172-ФЗ перевод земель другой категории или земельных участков в составе таких земель в земли особо охраняемых территорий и объектов (за исключением земель населенных пунктов) допускается в случае:

создания особо охраняемых территорий

создания туристско-рекреационных особых экономических зон.

в иных случаях установленных земельным кодексом Российской Федерации и другими Федеральными законами случаях.

Кроме того, МИЗО сообщило, что в рассматриваемом заявлении отсутствует информация о создании, в установленном порядке, особо охраняемых территорий в Черноморском районе на территории Межводненского сельского поселения.

21.01.2020 истцами был направлен запрос за разъяснениями относительно перевода в категорию особо охраняемые территории и объекты в Министерство Экономического развития Российской Федерации. 20.02.2020 истцам разъяснено: возможность осуществления рекреационной деятельности предусмотрена в составе земель особо охраняемых территорий и объектов (статья 94 Земельного кодекса) и за пределами границ населенных пунктов в случае перевода земельного участка в соответствующую категорию земель.

В связи с тем, что на территории Межводненского сельского поселения не создана особая экономическая зона туристско-рекреационного типа, истцами 25.04.2020 было разработано положение о создании особо охраняемой территории местного значения и направлено Заявление об установлении особо охраняемой территории Местного значения в администрацию Межводненского сельского поселения

07.05.2020 Администрацией Межводненского сельского поселения на заявление от 25.04.2020 об отнесении земельных участков к землям особо охраняемых территорий, сообщила о том, что в соответствии с соглашением № 14 от 16 сентября 2015 года «о передаче осуществления части полномочий администрацией Межводненского сельского поселения Черноморского района Республики Крым администрации Черноморского района Республики Крым» полномочия по вопросам владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом (включая земельные участки) относятся к компетенции администрации Черноморского района Республики Крым.

В связи с вышеизложенным и отсутствием возможности использования заявленных земельных участков не в сельскохозяйственных целях, не в целях установленным градостроительным зонированием, просят:

1) в условиях требования Федерального законодательства, обязать администрацию Межводненского сельского поселения создать и утвердить порядок отнесения земель муниципального образования Межводненское сельское поселение к землям особо охраняемых территорий местного значения и утвердить порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий местного значения на территории Межводненского сельского поселения Черноморского Района Республики Крым;

2) в соответствии с созданным порядком отнесения земель муниципального образования Межводненского сельского поселения к землям особо охраняемых территорий местного значения и утвержденного порядка использования и охраны земель особо охраняемых территорий местного значения на территории Межводненского сельского поселения Черноморского Района Республики Крым вынести к рассмотрению на созданную комиссию по отнесению земель муниципального образования Межводненского сельского поселения Черноморского района Республики Крым к землям особо охраняемых территорий местного значения заявленные истцами земельные участки с кадастровыми номерами .

29.07.2020 Определением суда к участию в деле привлечена в качестве заинтересованного лица - Администрация Черноморского района Республики Крым.

В судебное заседание административные истцы не явились, извещены надлежаще, ФИО2, как истец и представитель истца ФИО1, подал в суд ходатайство о рассмотрении дела без его участия и участия истца ФИО1, исковые требования поддержал.

В судебное заседание представитель административного ответчика - Межводненского сельского поселения Черноморского района Республики Крым, не явился, извещен надлежаще, подал заявление о рассмотрении дела без участия представителя; также пояснили, что в соответствии с Соглашением № 2 от 02.03.2015 администрацией Межводненского сельского поселения переданы полномочия администрации Черноморского района Республики Крым.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица - Администрации Черноморского района Республики Крым не явился, извещен надлежаще, заявлений, возражений в суд не подавал.

Суд считает возможным рассматривать дело при указанной явке.

Суд, исследовав представленные доказательства, приходит к следующему.

Согласно ст. 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В судебном заседании установлено, что ФИО1, принадлежат на праве собственности земельный участок КН , категория - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования, адрес: <адрес> на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, собственность, от 22.01.2019 и земельный участок КН , категория - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования, на территории <адрес>, на основании договора купли- продажи от 12.10.2018, собственность, от 23.10.2018; ФИО2 принадлежит на праве собственности земельный участок КН , категория - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования, <адрес>, на основании договора дарения земельного участка от 12.10.2018, собственность, -3 от 23.10.2018, что подтверждается ответом на запрос Госкомрегистра от 10.07.2020 № 49-11/1529 (т.2 л.д.133).

Судом установлено, что 5 октября 2018 года, на 115 внеочередном заседании 1 созыва был утверждён Генеральный план Муниципального образования Межводненского сельского поселения, Черноморского района, Республики Крым, на котором заявленные истцом и соистцом земельные участки вошли в функциональную зону рекреации зону отдыха и туризма (т.1 л.д.23,24).

29 августа 2019 года, на 133 заседании 1 созыва были утверждены правила землепользования и застройки, муниципального образования Межводненское сельское поселение, Черноморского района, Республики Крым (т.1 л.д.25,26).

В Генеральном плане Межводненского сельского поселения Утверждённым Советом министров Республики Крым отображена информация, согласно которой земельные участки с кадастровыми номерами были включены в зону рекреации – подраздел земли отдыха и туризма, что подтверждается Выкопировкой из генерального плана муниципального образования Межводненского сельского поселения Черноморского района Республики Крым (т.1 л.д.7).

Требования, связанные со сменой категории и вида разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственного назначения регламентируются Федеральным законом от 21.12.2004 № 172-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2019), а также Постановления Совета министров Республики Крым от 15.10.2014 № 378 (ред. от 23.12.2019) «Об утверждении Положения об особенностях отнесения к определенной категории земель и определения вида разрешенного использования земельных участков», статьёй 5 Закон Республики Крым от 31.07.2014 № 38-ЗРК (ред. от 26.06.2020) «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» (принят Государственным Советом Республики Крым 30.07.2014).

В соответствии с ч.3 ст.5 Закона Республики Крым № 38-ЗРК, решение о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую либо об отказе в переводе земель или земельных участков из одной категории в другую принимается Советом министров Республики Крым в порядке, установленном Советом министров Республики Крым.

Согласно Заключению ООО «Крымским республиканским центром судебной экспертизы» № 5509/3 экологического исследования от 19.11.2019, на основании выполненных исследований сделан вывод, что качественный состав поверхностного плодородного слоя не пригоден для сельскохозяйственного использования, требует проведения дополнительных агротехнических работ и материальных затрат для получения урожая; на основании выполненных исследований, участки с кадастровыми номерами , расположенные по адресу: <адрес>, непригодны для сельскохозяйственного использования и могут быть переведены в земли с категорией «Земли особо охраняемых территорий и объектов» (т.1 л.д. 95-130).

В соответствии с ч.1 ст.10 Федерального закона № 172-ФЗ, перевод земель особо охраняемых территорий и объектов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию осуществляется при наличии положительных заключений государственной экологической экспертизы и иных установленных федеральными законами экспертиз в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды в случае, если их использование по целевому назначению ввиду утраты ими особого природоохранного, научного, историко-культурного, эстетического, рекреационного, оздоровительного и иного особо ценного значения невозможно.

В соответствии с ч.2 ст.10 Федерального закона № 172-ФЗ, перевод земель другой категории или земельных участков в составе таких земель в земли особо охраняемых территорий и объектов (за исключением земель населенных пунктов) допускается в случае:

1) создания особо охраняемых территорий;

2) создания туристско-рекреационных особых экономических зон;

3) в иных установленных Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами случаях.

В соответствии с ч.3 ст.10 Федерального закона № 172-ФЗ, установление или изменение границ туристско-рекреационной особой экономической зоны, а также включение земельных участков в границы туристско-рекреационной особой экономической зоны либо исключение земельных участков из границ туристско-рекреационной особой экономической зоны является переводом земель особо охраняемых территорий и объектов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли особо охраняемых территорий и объектов.

Судом установлено, что на обращение ФИО2, Министерством Экономического развития Российской Федерации от 20.02.2020 № ОГ-Д23-2025 было направлено разъяснение, а именно: возможность осуществления рекреационной деятельности предусмотрена в составе земель особо охраняемых территорий и объектов (статья 94 Земельного кодекса) и за пределами границ населенных пунктов в случае перевода земельного участка в соответствующую категорию земель (т.1 л.д.139-140).

Согласно ч.1 ст. 5 Закон Республики Крым от 31.07.2014 № 38-ЗРК (ред. от 26.06.2020) категории земель, к которым отнесены земельные участки, установленные до вступления в силу Федерального конституционного закона, признаются категориями земель, установленными Земельным кодексом Российской Федерации, по следующему правилу:

1) жилой и общественной застройки - землями населенных пунктов;

2) сельскохозяйственного назначения, а также земельные участки, предоставленные для дачного строительства из состава земель рекреационного назначения, - землями сельскохозяйственного назначения, а в границах населенных пунктов - землями населенных пунктов;

3) природно-заповедного фонда и иного природоохранного назначения - землями особо охраняемых территорий и объектов, если данные земельные участки предоставлены организациям, осуществляющим охрану объектов окружающей среды, и находятся вне границ населенного пункта, в границах населенных пунктов - землями населенных пунктов, а в прочих случаях - к категории земель, в границах которой допускается деятельность, осуществляемая на земельном участке;

4) оздоровительного назначения - землями особо охраняемых территорий и объектов, если находятся вне границ населенного пункта, а в границах населенных пунктов - землями населенных пунктов;

5) рекреационного назначения, за исключением участков, предназначенных для дачного строительства, - землями особо охраняемых территорий и объектов, если находятся вне границ населенного пункта, а в границах населенных пунктов - землями населенных пунктов;

6) историко-культурного назначения - землями особо охраняемых территорий и объектов, если находятся вне границ населенного пункта, а в границах населенных пунктов - землями населенных пунктов;

7) лесохозяйственного назначения - землями лесного фонда, если находятся вне границ населенного пункта, а в границах населенных пунктов - землями населенных пунктов;

8) водного фонда - землями водного фонда, если находятся вне границ населенного пункта, а в границах населенных пунктов - землями населенных пунктов;

9) земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и другого назначения - землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения, если находятся вне границ населенного пункта, а в границах населенных пунктов - землями населенных пунктов.

Согласно ч.3 ст. 5 Закон Республики Крым от 31.07.2014 № 38-ЗРК, решение о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую либо об отказе в переводе земель или земельных участков из одной категории в другую принимается Советом министров Республики Крым в порядке, установленном Советом министров Республики Крым.

Согласно п.27 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 20.07.2020) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся: создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории поселения, а также осуществление муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения.

Согласно п.22 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относятся: создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории муниципального района, а также осуществление муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения.

В соответствии с ч.4 ст.2 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных статьей 28 настоящего Федерального закона, также в ведении государственных научных организаций и государственных образовательных организаций высшего образования.

В соответствии с ч.8 ст.2 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ, органы местного самоуправления создают особо охраняемые природные территории местного значения на земельных участках, находящихся в собственности соответствующего муниципального образования. В случае, если создаваемая особо охраняемая природная территория будет занимать более чем пять процентов от общей площади земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования, решение о создании особо охраняемой природной территории орган местного самоуправления согласовывает с органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

На основании изложенного, органы местного самоуправления вправе создавать особо охраняемые природные территории местного значения лишь на земельных участках, находящихся в собственности соответствующего муниципального образования.

В случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности; особо охраняемые природные территории областного и местного значения могут организовываться как с изъятием земельных участков у собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов, так и без такового.

Суду не предоставлены доказательства того, что на территории Межводненского сельского поселения на сегодняшний день создана особая экономическая зона туристско-рекреационного типа, кроме того, Администрация Межводненского сельского поселения полагает, что в соответствии с соглашением № 14 от 16 сентября 2015 года «о передаче осуществления части полномочий администрацией Межводненского сельского поселения Черноморского района Республики Крым администрации Черноморского района Республики Крым» полномочия по вопросам владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом (включая земельные участки) относится к компетенции администрации Черноморского района Республики Крым.

Согласно ответа Администрации Черноморского района ФИО2 от 07.11.2019 № 02-14/7080, принятие решения о переводе либо об отказе в переводе земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий не относится к компетенции администрации Черноморского района Республики Крым. В соответствии со ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований, в связи с чем, администрацией Черноморского района Республики Крым не принимаются решения об изменении вышеуказанных видов разрешенного использования земельных участков (т.1 л.д.72,73).

Судом установлено, что Решение Межводненского сельского поселения Черноморского района Республики Крым от 02.03.2015 № 29 «Об утверждении Соглашения о передачи осуществления части полномочий администрацией Межводненского сельского поселения Черноморского района Республики Крым администрации Черноморского района Республики Крым» не имеет ссылку на передачу полномочий администрации Межводненского сельского поселения по вопросу создания особо охраняемых территорий местного значения, - администрации Черноморского района.

На основании вышеизложенного, в соответствии с п. 27 ч. 1 статьи 14, п. 22 ч. 1 статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 06 октября 2003 г. № 131-Ф3; с Уставом муниципального образования Межводненского сельского поселения Черноморского района статья 8 пункт 28; с Федеральным законом от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»; суд приходит к выводу, что администрация Межводненского сельского поселения полномочна на создание особо охраняемой территории местного значения на территории муниципального образования Межводненское сельское поселение.

Согласно п. 2 ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

На основании изложенного, суд считает, что требования об обязании администрации Межводненского сельского поселения создать и утвердить порядок отнесения земель муниципального образования Межводненское сельское поселение к землям особо охраняемых территорий местного значения и утвердить порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий местного значения на территории Межводненского сельского поселения Черноморского района Республики Крым, подлежат удовлетворению.

Требования об обязании ответчика вынести к рассмотрению на созданную комиссию по отнесению земель муниципального образования Межводненского сельского поселения Черноморского района Республики Крым к землям особо охраняемых территорий местного значения заявленные истцами земельные участки с кадастровыми номерами , заявлены истцами преждевременно, в связи с чем, удовлетворению не подлежат.

Судебные расходы оставить на сторонах.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление, ФИО1, ФИО2 к администрации Межводненского сельского поселения Черноморского района Республики Крым, заинтересованное лицо - администрация Черноморского района Республики Крым, об обязании совершить определенные действия, удовлетворить частично.

Обязать администрацию Межводненского сельского поселения создать и утвердить порядок отнесения земель муниципального образования Межводненское сельское поселение к землям особо охраняемых территорий местного значения и утвердить порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий местного значения на территории Межводненского сельского поселения Черноморского района Республики Крым.

В остальной части отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым, через Черноморский районный суд в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме.

Судья Н.П. Ильичева