ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5120/22 от 31.10.2022 Советского районного суда г. Липецка (Липецкая область)

Дело №2а-5120/22

УИД 48RS0001-01-2020-005306-96

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31 октября 2022 года город Липецк

Советский районный суд г. Липецка в составе:

председательствующего судьи Даниловой О.И.

при секретаре Поляковой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Липецке дело по административному исковому заявлению Стурова Владимира Сергеевича к Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области о признании незаконным решения № 2434 з от 03.08.2022 года об отказе в перераспределении земельного участка, возложении обязанности

установил:

Административный истец обратился в суд с иском о признании незаконным решения Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области № 2434 з от 03.08.2022 года об отказе в перераспределении земельного участка, просил устранить допущенные нарушения, путем повторного рассмотрения заявления по существу.

Свои требования истец обосновывал тем, что административному истцу принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером площадью 560 кв.м., для ведения личного подсобного хозяйства. Административный истец обратился к ответчику с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, площадью 1058 кв.м. образованного путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером . Управление имущественных и земельных отношений Липецкой области 03.08.2022г. приняло решение № 2434з об отказе в перераспределении земельного участка, находящегося в собственности и земель, государственная собственность на которые не разграничена, по тем основаниям, что образование земельного участка осуществляется путем перераспределения земельного участка, находящегося в собственности и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок. Административный истец считает указанный отказ незаконным, поскольку ответчик не представил доказательства того, что в конце тупикового проезда расположена разворотная площадка нормативных размеров 16х16 метров, обеспечивающая возможность разворота мусоровозных, уборочных и пожарных машин.

Считая решение ответчика от 03.08.2022г. незаконным, административный истец обратился в суд с указанными требованиями.

В судебное заседание стороны не явились, извещены надлежащим образом.

Представителем административного ответчика – управления имущественных и земельных отношений Липецкой области был представлен отзыв согласно которого административный иск ответчик признает, истребуемая к перераспределению площадь земельного участка, прилегающая к земельному участку с кадастровым номером позволяет сформировать самостоятельный земельный участок – так как имеется доступ к дорогам общего пользования, имеется опора линии электропередач, размер участка отвечает требованиям к предельному минимальному и максимальному размерам.

Исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

В силу статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с п. 1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В силу п. 4 ст. 11.7 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой (в том числе перераспределение между земельными участками, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и предоставлены гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, и землями и земельными участками, которые не предоставлены гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления и не обременены правами третьих лиц, за исключением сервитута, публичного сервитута) и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.

Порядок перераспределения земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, установлен статьями 39.28 и 39.29 ЗК РФ.

Согласно пп. 2 и пп. 3 п. 1 ст. 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях, в том числе перераспределения таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков; перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;

В соответствии с пп. 9 п. 9 ст. 38.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии хотя бы одного из следующих оснований, в том числе, если образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса.

Таким образом, для решения вопроса о правомерности перераспределения земельных участков необходимо не только установить наличие оснований для перераспределения, указанных в п. 1 ст. 39.28 ЗК РФ, но и отсутствие оснований для отказа, перечисленных в п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ.

Как следует из материалов дела, административному истцу принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером площадью 500 кв.м., расположенный по адресу г. Липецкая область Липецкий муниципальный район с\п Ленинский сельсовет с. Елецкое.

В границах территории, прилегающей к данному домовладению, имеется земельный участок, государственная собственность на который не разграничена.

08.07.2022г. административный истец обратился к ответчику с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, площадью 1058 кв.м. образованного путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером .

Управление имущественных и земельных отношений Липецкой области 03.08.2022г. приняло решение № 2434з об отказе в перераспределении земельного участка, находящегося в собственности и земель, государственная собственность на которые не разграничена, по тем основаниям, что образование земельного участка предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок, без нарушения требований, предусмотренных ст. 11.9 Земельного Кодекса РФ.

В соответствии с Законом Липецкой области от 26.12.2014г. № 357-ОЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Липецкой области и органами государственной власти Липецкой области», распоряжения администрации Липецкой области от 07.10.2010г. № 402-р «Об утверждении Положения об управлении имущественных и земельных отношений Липецкой области» Управление имущественных и земельных отношений Липецкой области является органом по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

Таким образом, административным ответчиком оспариваемое решение принято в пределах его компетенции.

Истребуемый административным истцом земельный участок имеет площадь более 500 кв.м., расположен в границах территориальной зоны застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1).

Правилами землепользования и застройки сельского поселения Ленинского сельсовета Липецкого муниципального района Липецкой области, установлены требования к минимальным размерам земельного участка в зоне Ж-1, которые составляют - 500 метров.

Согласно акту обследования земельного участка от 13.07.2022г. на добавляемой части перераспределяемого участка объекты недвижимого имущества, здания, строения и иные сооружения, в том числе фундаменты, отсутствуют. Имеется опора линии электропередач, имеется доступ к дорогам общего пользования.

С учетом имеющихся в материалах дела доказательств, суд приходит к выводу о том, что истребуемая административным истцом к перераспределению площадь земельного участка достаточна для формирования самостоятельного земельного участка и его дальнейшего предоставления с соблюдением публичных процедур. Земельный участок имеет площадь, превышающую минимальный размер земельного участка, установленного для данной категории застройки.

Как следует из правовой позиции, отраженной в Определении Конституционного Суда РФ от 27 июня 2017 г. N 1266-О, Земельный кодекс Российской Федерации, будучи кодифицированным правовым актом в сфере земельных отношений, предусматривает в статье 39 в качестве основного способа приватизации земли торги, которые проводятся на конкурсной основе, обеспечивающей справедливое и открытое распределение объектов публичной собственности. С учетом специфики земельных отношений Земельный кодекс Российской Федерации также устанавливает иные способы приватизации, к которым относится перераспределение земель, находящихся в частной и публичной формах собственности (статья 39.28).Оспариваемое законоположение ограничивает возможность предоставления в порядке перераспределения земельных участков, относящихся к публичной собственности, если из них могут быть сформированы самостоятельные земельные участки, т.е. земельные участки, права на которые граждане и юридические лица могут приобрести в общем порядке. При этом возможность формирования самостоятельных земельных участков определяется в каждом конкретном случае с учетом требований, изложенных в статье 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, в иных правовых актах (включая документы территориального планирования, правила землепользования и застройки), отказ же в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должен быть обоснованным (пункт 10 статьи 39.29 того же Кодекса).

Таким образом, процедура перераспределения земельных участков не должна подменять процедуру получения земельных участков на торгах, и не может преследовать фактическую цель предоставления земельного участка (без проведения торгов), поскольку в противном случае использование этой процедуры является способом обхода закона.

Довод истца о том, что возможности образования самостоятельного земельного участка из прилегающих земель не имеется в связи с тем, что невозможно разместить разворотную площадку нормативных размеров 16х16 метров, обеспечивающую возможность разворота мусоровозных, уборочных и пожарных машин основан на предположении. Так как имеются различные способы размещения инфраструктуры и коммуникаций. При этом ответчиком в схематичном виде представлены варианты образования самостоятельного земельного участка с учетом вышеуказанных требований.

Учитывая все вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение относится к полномочиям административного ответчика, который не превысил своих полномочий при принятии оспариваемого решения, которое при рассмотрении заявления административного истца принято в соответствие с действующим законодательством, а поэтому оснований для отмены решения № 2434 з от 03.08.2022 года об отказе в перераспределении земельного участка, возложении обязанности повторно рассмотреть заявление истца - не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 177, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении требований Стурова Владимира Сергеевича к Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области о признании незаконным решения № 2434 з от 03.08.2022 года об отказе в перераспределении земельного участка, возложении обязанности повторного рассмотрения заявления - отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Советский районный суд г. Липецка путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья /подпись/

Мотивированное решение

изготовлено 31.10.2022г.