ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5121/19 от 13.06.2019 Вологодского городского суда (Вологодская область)

Дело № 2а-5121/2019

УИД 35RS0010-01-2019-005717-21

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Вологда 13 июня 2019 года

Вологодский городской суд Вологодской области в составе:

судьи Леоновой И.М.,

при участии представителя административного истца Челпанова Ю.В. по доверенности Пантина Е.В., представителя административного ответчика Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области по доверенности Кузьминой Е.В., представителя заинтересованного лица Администрации города Вологды по доверенности Пищагиной Е.В.,

при секретаре Смирновой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Челпанова Ю. В. к Комитету по охране объектов культурного наследия Вологодской области о признании незаконными заключения и решения Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области,

установил:

Административный истец Челпанов Ю.В. обратился в суд с административным иском к Комитету по охране объектов культурного наследия Вологодской области о признании решений незаконными, в обоснование своих требований указал, что является арендатором земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования-малоэтажные жилые дома.

06 марта 2018 году истец получил градостроительный план земельного участка, в соответствии с которым земельный участок относится к зоне с особыми условиями использования, а именно зона регулирования застройки 1-Б категории - И-3, в соответствии с градостроительным регламентом, утвержденным Постановлением Правительства Вологодской области от 28.12.2009 № 2087 "Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории г. Вологды, градостроительных регламентов и режимов использования земель в пределах указанных границ" (далее – Постановление ). В соответствии с требованиями градостроительного регламента, установленного для зоны И-3, строительство должно осуществляться на основании заключения, выданного органом охраны объектов культурного наследия Вологодской области. В целях соблюдения данного требования Административный истец обратился 06 ноября 2018 года с заявлением о согласовании проектной документации на строительство «жилые дома по ул. Пречистенская набережная в городе Вологде».

03 декабря 2018 года Комитетом по охране объектов культурного наследия Вологодской области было выдано положительное заключение, в котором указано, что представленная проектная документация не противоречит требованиям градостроительных регламентов для соответствующей зоны и может быть рекомендована для дальнейшего применения.

16 февраля 2019 года административный истец повторно обратился к административному ответчику за получением согласования в связи с уточнением проектных решений фасадов проектируемого здания. В ответ на свое обращение были получены два ответа:

- письмо их. от 12.03.2019, в котором дано заключение о несоответствии проектной документации предмету охраны исторического поселения регионального значения город Вологда и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленных градостроительными регламентами применительно к территориальной зоне.

- письмо их. от 21.03.2019 года, в котором сообщалось, что после выдачи административным ответчиком положительного заключения на проектную документацию на строительство здания, вступило в силу Постановление Правительства Вологодской области от 24.12.2018 "Об утверждении предмета охраны, границы территории и требований к градостроительным регламентам в границах территории исторического поселения регионального значения город Вологда" (далее – Постановление № 1200), которым утверждены более строгие требования к объектам застройки территории исторического поселения.

Полагает, что требования административного ответчика о необходимости доработки проектной документации, противоречит действующему законодательству и нарушает права и законные интересы административного истца.

Просит признать незаконным заключение Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области, выраженное в их. от 12.03.2019, признать незаконным решение Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области, выраженное в их от 21.03.2019 г. о необходимости корректировки проектной документации «Жилые дома по ул. Пречистенская набережная в г. Вологде» с учетом требований Постановления Правительства Вологодской области от 24 декабря 2018 года .

В судебном заседании представитель административного истца Челпанова Ю.В. по доверенности Пантин Е.В. уточненные административные исковые требования поддержал, просил удовлетворить в полном объеме.

В судебное заседание административный истец Челпанов Ю.В. не явился, извещен надлежащим образом.

В судебном заседании представитель административного ответчика Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области по доверенности Кузьмина Е.В. возражала против удовлетворения административных исковых требований по основаниям, изложенным в возражениях.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица Администрации города Вологды по доверенности Пищагина Е.В. удовлетворение административных исковых требований оставила на усмотрение суда, представила отзыв.

Заинтересованное лицо Смирнов А.В.в судебное заседание не явился, извещен надлежаще. Ранее пояснял, что является проектировщиком. С Челпановым заключен договор. Действовал в интересах Челпанова. Разработал проектную документацию, руководствуясь градостроительным планом земельного участка, градостроительным регламентом к постановлению Правительства Вологодской области . В Постановлении Правительства Вологодской области прописаны только требования к градостроительному регламенту, координат не имеется, нельзя привязать к конкретной зоне.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из положений статей 218 и 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что требование о признании незаконными решений или действий (бездействия) органов, должностных лиц может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и (действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.

Отсутствие указанной совокупности является основанием для отказа в удовлетворении требования.

В соответствии со статьей 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее –ГрК РФ) градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.

Источниками информации для подготовки градостроительного плана земельного участка являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также технические условия подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

Согласно статье 48 ГрК РФ архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю земельного участка. Проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

Вопросы градостроительного зонирования, к документам которого относятся правила землепользования и застройки, содержащие градостроительные регламенты, регулируются законодательством о градостроительной деятельности (часть 1 статьи 4 ГрК РФ), в частность статьями 30-38 ГрК РФ.

Правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ)

Градостроительным регламентом, в соответствии с пунктом 9 статьи 1 ГрК РФ, определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

В настоящее время утверждены решением Вологодской городской Думы от 26.06.2009 № 72 Правила землепользования и застройки в городе Вологда. Указанные Правила включают в себя так же градостроительные регламенты.

Согласно пункту 2 статьи 60 Федерального закона от 25.06.2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 73-ФЗ) в целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, предмета охраны исторического поселения градостроительная деятельность в таком поселении подлежит особому регулированию в соответствии с настоящим Федеральным законом, Градостроительным кодексом Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 8.1 статьи 9 Правил землепользования и застройки города Вологды использование территорий объектов культурного наследия и их зон охраны на территории муниципального образования "Город Вологда" регламентируется постановлением Правительства Вологодской области № 2087 от 28.12.2009 года "Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории г. Вологды, градостроительных регламентов и режимов использования земель в пределах указанных границ".

Согласно пункту 9 статьи 60 Федерального закона № 73-ФЗ комитет по охране объектов культурного наследия Вологодской области как региональный орган охраны объектов культурного наследия в течение двадцати пяти дней со дня поступления от застройщика, технического заказчика либо органа или организации выдает заключение о соответствии или несоответствии указанного раздела проектной документации объекта капитального строительства предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения.

Перечень исторических поселений регионального значения, предмет охраны исторического поселения регионального значения, границы территории исторического поселения регионального значения, требования к градостроительным регламентам в указанных границах утверждаются органом государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации (пункт 7 статьи 59 Федерального закона 73-ФЗ).

Во исполнение требований указанной статьи Постановлением Правительства Вологодской области от 24.12.2018 года утверждены предмет охраны, границы территории исторического поселения и требования к градостроительным регламентам в границах территории исторического поселения регионального значения город Вологда.

Особое регулирование градостроительной деятельности в историческом поселении осуществляется органами местного самоуправления и включает в себя, в том числе разработку градостроительных регламентов, предусматривающих предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, с учетом требований к сохранению планировочной структуры исторического поселения, размерам и пропорциям зданий и сооружений, использованию отдельных строительных материалов, цветовому решению, запрет или ограничение размещения автостоянок, рекламы и вывесок, другие ограничения, необходимые для обеспечения сохранности объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, предмета охраны исторического поселения;

Пунктом 3 части 2 статьи 30 ГрК РФ определено, что правила землепользования и застройки включают в себя в том числе градостроительные регламенты.

Внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 30, 31 32 ГрК РФ.

Из материалов дела следует, что административный истец, являясь арендатором земельного участка с кадастровым номером , 06 марта 2018 году получил градостроительный план земельного участка, в соответствии с которым земельный участок относится к зоне с особыми условиями использования территории, а именно зона регулирования застройки 1-Б категории - И-3, в соответствии с градостроительным регламентом, утвержденным Постановление . Земельный участок полностью расположен в границах территории исторического поселения регионального значения город Вологда.

В соответствии с требованиями градостроительного регламента, установленного для зоны И-3, строительство должно осуществляться на основании заключения, выданного органом охраны объектов культурного наследия Вологодской области. В целях соблюдения данного требования Административный истец обратился 06 ноября 2018 года с заявлением о согласовании проектной документации на строительство «жилые дома по ул. Пречистенская набережная в городе Вологде».

03 декабря 2018 года Комитетом по охране объектов культурного наследия Вологодской области было выдано положительное заключение, в котором указано, что представленная проектная документация не противоречит требованиям градостроительных регламентов для соответствующей зоны и может быть рекомендована для дальнейшего применения.

16.02.2019 года административный истец повторно обратился к административному ответчику за получением согласования в связи с уточнением проектных решений фасадов проектируемого здания (изменение расположения входной группы на фасаде в осях «1-5»двухэтажного дома). В ответ на свое обращение были получены два ответа:

- письмо их. от 12.03.2019, в котором дано заключение о несоответствии проектной документации предмету охраны исторического поселения регионального значения город Вологда и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленных градостроительными регламентами применительно к территориальной зоне, расположенной в границах исторического поселения, в связи с тем, что архитектурное решение фасадов зданий не соответствует характерным типам исторической застройки, разрешенным к применению в зоне Р-3-Зона традиционной преимущественно деревянной двухэтажной застройки.

- письмо их. от 21.03.2019 года, в котором сообщалось, что после выдачи административным ответчиком положительного заключения на проектную документацию на строительство здания, вступило в силу Постановление Правительства Вологодской области от 24.12.2018 "Об утверждении предмета охраны, границы территории и требований к градостроительным регламентам в границах территории исторического поселения регионального значения город Вологда", которым утверждены более строгие требования к объектам застройки территории исторического поселения. Указанным Постановлением земельный участок под объектами проектирования расположен в границах зоны Р-3 «Зона традиционной преимущественно деревянной двухэтажной застройки».

Таким образом, как установлено судом, отказ согласования проектной документации «Жилые дома по ул. Пречистенская набережная в г. Вологде» и требовании корректировки проектной документации связано с принятием Постановления Правительства Вологодской области № 1200, которое вступило в силу по истечении 10 дней после официального опубликования, т.е. с 09.01.2019 года.

Административный ответчик дает заключение по проектной документации, проверяя соответствует ли она предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям, которые должны быть указаны в градостроительном регламенте, согласно пункту 9 статьи 60 Федерального закона № 73-ФЗ. Постановлением Правительства утверждены только требования к градостроительному регламенту в границах территории исторического поселения регионального значения.

Как установлено в судебном заседании изменения, связанные с принятием Постановления , в Правила землепользования и застройки города Вологда и градостроительный регламент Администрацией города Вологды, как органом местного самоуправления, не внесены.

Градостроительное зонирование, к документам которого относятся правила землепользования и застройки, направлено на определение правового режима земель соответствующего населенного пункта, которое закрепляется в определении границ территориальных зон и установлении градостроительных регламентов к соответствующим территориальным зонам. Отсутствие надлежащего правового регулирования в сфере градостроительной деятельности, в том числе использование территорий объектов культурного наследия и их зон охраны, создает правовую неопределенность в правоприменении и не позволяет обеспечить соблюдение принципа равенства всех перед законом и судом, который закреплен в статье 19 Конституции Российской Федерации. Названный принцип, как неоднократно указывал в принимаемых актах Конституционный Суд Российской Федерации, может быть обеспечен при условии ясности, недвусмысленности нормы, ее единообразного понимания и применения всеми правоприменителями. Неопределенность правовой нормы ведет к ее неоднозначному пониманию и, следовательно, к возможности ее произвольного применения и к злоупотреблениям правоприменителями и правоисполнителями своими полномочиями, а значит - к нарушению названного принципа.

Как указывает в своем Определение Конституционный Суд РФ от 18.01.2005 N 7-О общим (основным) принципом действия закона во времени является распространение его на отношения, возникшие после введения его в действие, и только законодатель вправе распространить новые нормы на факты и порожденные ими правовые последствия, которые возникли до введения соответствующих норм в действие, т.е. придать закону обратную силу.

В Постановлении № 1200 законодатель не оговорил возможность применения требований к правоотношениям, возникшим до вступления в силу положений Постановления .

При установленных по делу обстоятельствах, совокупность таких условий как несоответствие оспариваемых действий требованиям закона и нарушение этими действиями прав и законных интересов административного истца в данном случае имеется, в связи с чем есть все основания для удовлетворения уточненных требований административного истца.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административные исковые требования Челпанова Ю. В. к Комитету по охране объектов культурного наследия Вологодской области удовлетворить.

Признать незаконным заключение Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области, выраженное в от 12.03.2019.

Признать незаконным решение Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области, выраженное в от 21.03.2019 г. о необходимости корректировки проектной документации «Жилые дома по ул. Пречистенская набережная в г. Вологде» с учетом требований Постановления Правительства Вологодской области от 24 декабря 2018 года .

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья И.М. Леонова

Мотивированное решение изготовлено 17.06.2019 года