ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-512/2021 от 26.02.2021 Сыктывкарского городского суда (Республика Коми)

УИД 11RS0001-01-2020-013374-65 Дело № 2а-512/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Мишариной И.С.

при секретаре Андроновой В.В.,

с участием представителей административного истца Попова С.М., Бобрецова С.А., Зембецкой М.А., административного ответчика и представителя административного ответчика Андрейчиковой Ю.Г., заинтересованного лица Урсу И.С., представителей заинтересованных лиц Теплякова М.В., Алтухова А.О.,

рассмотрев 26 февраля 2021 года в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре административное дело по административному исковому заявлению Акционерного Общества «Коми дорожная компания» к Государственной инспекции труда в Республике Коми, Государственной инспекции труда в Республике Коми Сыктывкарский отдел, начальнику отдела – главному государственному инспектору труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Республике Коми Сыктывкарский отдел Андрейчиковой Юлии Геннадьевне, руководителю Государственной инспекции труда в Республике Коми – главному государственному инспектору труда Республики Коми Некучаевой Лидии Александровне о признании незаконными и отмене решения № 11/10-3622-20-И от 02.10.2020 и предписания № 11/7-1763-20-ОБ/12-4559-И/2018-5 от 02.07.2020,

установил:

АО «Коми дорожная компания» обратилось в суд с административным исковым заявлением к Государственной инспекции труда в Республике Коми о признании незаконными и отмене решения № 11/10-3622-20-И от 02.10.2020 и предписания № 11/7-1763-20-ОБ/12-4559-И/2018-5 от 02.07.2020.

В обоснование заявленных требований указано, что на основании Распоряжения (Приказа) ГИТ в РК №11/7-1763-20-06/12-4157-И/2018-5 от 08.07.2020 в отношении АО «Коми дорожная компания» (далее Общество) проведена внеплановая, документарная проверка с целью: защиты прав и интересов работников в связи с мотивированным представлением должностного лица от 08.06.2020. На основании запросов №11/10-2215-20-И от 15.06.2020 и №11/10-2312-20-И от 22.06.2020 №11/10-2320 от 29.06.2020, в адрес ГИТ в РК Обществом представлены запрашиваемые сведения и материалы. По результатам проверки должностным лицом, государственным инспектором труда Андрейчиковой Ю.Г. составлен Акт проверки №11/7-1763-20-ОБ/12-4557-И/2018-5 от 02.07.2020 и выдано предписание №11/7-1763-20-06/12-4559-И/2018-5 от 02.07.2020 сроком исполнения до 31.07.2020. 02.07.2020 решением заместителя руководителя ГИТ в РК Муравьевым П.Н. удовлетворены возражения Общества предписание и Акт проверки отменены. Руководителем ГИТ в РК 02.10.2020 пересмотрено ранее вынесенное решение заместителем руководителя ГИТ в РК Муравьевым П.Н., и по результатам пересмотра вынесено новое решение №11/10-3622-20-И от 02.10.2020 согласно которому решение от 28.07.2020 №11/8-1355-20-И/12-5057-И/20-145 отменено в части, признано несвоевременным представлением в Министерство отказа Общества от присоединения к Отраслевому соглашению РФ. Акт проверки от 02.07.2020 №11/7-1763-20-ОБ/12-45 57-И/2018-5 и предписание от 02.07.2020 11/7-1763-20-ОБ/12-4559-И/2018-5 оставлено без изменения, исключено несоблюдение требований Отраслевого соглашения РК, указано Обществу исполнить предписание от 02.07.2020 в течение 15 календарных дней с момента получения решения. Общество не согласно с доводами, изложенными Руководителем ГИТ в РК относительно пропуска сроков предоставления отказа Общества от присоединения к Отраслевому соглашению, а также доводами о сложившейся судебной практикой. Общество является предприятием дорожной отрасли, выполняющий полный комплекс работ по содержанию, ремонту, реконструкции и строительству автомобильных дорог общего пользования местного, межмуниципального, регионального и федерального значения на территории Республики Коми. Общество руководствуется принципом социальной ориентации работодателя, в социальном позиционировании компании и отрасли в целом, среди населения Республики. В настоящее время в Обществе действуют нормы коллективного договора, заключенного на период с 01.09.2016 по 31.12.2020 (peг. №54- К/2017 от 01.12.2017 в Министерстве труда, занятости и социальной защиты в республике Коми). Социальные гарантии и оплата труда работников соответствуют законодательству РФ и условиям коллективного договора. Рост фонда оплаты труда по итогам 1 квартала 2020 года относительно аналогичного периода прошлого года, при неизменной штатной численности сотрудников, составил 11,7 процентов. Наряду с этим в настоящее время на территории Российской Федерации действует Отраслевое тарифное соглашение по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020- 2022 года (зарегистрировано в Федеральной службе по труду и занятости 14.01.2020, регистрационный номер №17/20-22) (далее - Отраслевое соглашение РФ). Официальные предложения о присоединении к Отраслевому соглашению РФ явилось Письмо Минтруда и социальной защиты РФ А. Котякова от 11.03.2020 №14-4/10 В-1851, опубликованное 24.03.2020 «Российская газета» №62. Обществом своевременно был направлен отказ от присоединения к Отраслевому соглашению РФ (письмо №071/509 от 23.04.2020, протокол консультаций от 23.04.2020, копия почтового конверта). Протоколом консультаций от 23.04.2020, подписанного генеральным директором Общества, заместителем генерального директора по общим вопросам, председателем межотраслевой независимой профсоюзной организации АО «Коми дорожная компания» единогласно поддержан довод об отказе в присоединении к Отраслевому соглашению РФ. Факты о неправомерности и незаконности составленного протокола консультаций от 23.04.2020 в ходе проведения проверки ГИТ в РК не установлены. Кроме того, в ходе проведения проверки, Обществом в адрес ГИТ в РК были представлены документы, свидетельствующие получение отказа Общества от присоединения к Отраслевому соглашению РФ Министерством труда и социальной защиты РФ. Также согласно полученного ответа представителя Министерства труда и социальной защиты РФ, отказ Общества от присоединения к Отраслевому соглашению РФ имеется. Доводы, изложенные в Решении руководителя ГИТ в РК относительно сложившейся судебной практики, Общество считает неверной, поскольку не конкретизируется какие именно судебные решения имеются в виду в данном случае. Также указано, что вынося предписание №11/7-1763-20-ОБ/12-4559-И/2018-5 от 02.07.2020, инспектор труда фактически разрешил индивидуальный трудовой спор. В связи с чем полагают, что решения № 11/10-3622-20-И от 02.10.2020 и предписания № 11/7-1763-20-ОБ/12-4559-И/2018-5 от 02.07.2020, являются незаконными и подлежат отмене.

Судом к участию в деле привлечены в качестве административных соответчиков Государственная инспекция труда в Республике Коми Сыктывкарский отдел, начальник отдела – главный государственный инспектор труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Республике Коми Сыктывкарский отдел Андрейчикова Ю.Г., руководитель Государственной инспекции труда в Республике Коми – главный государственный инспектор труда Республики Коми Некучаева Л.А., в качестве заинтересованных лиц привлечены Межотраслевая независимая профсоюзная организация г.Сыктывкара «ЕДИНСТВО», Министерство труда Российской Федерации, Коми Республиканский комитет профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, председатель Коми Республиканского комитета профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Урсу И.С.

В судебном заседании представители административного истца Попов С.М., Бобрецов С.А., Зембецкая М.А. настаивали на удовлетворении требований в полном объеме, ссылаясь на доводы, изложенные в административном иске, а также в дополнениях к нему.

Представитель административного ответчика Государственной инспекции труда в Республике Коми и административный ответчик начальник отдела – главный государственный инспектор труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Республике Коми Сыктывкарский отдел Андрейчикова Ю.Г. возражала против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на доводы, изложенные в возражениях на административное исковое заявление.

Заинтересованное лицо председатель Коми Республиканского комитета профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Урсу И.С. и представитель заинтересованного лица Тепляков М.В., в судебном заседании возражали против удовлетворения административного иска.

Представитель заинтересованного лица председатель Межотраслевой независимой профсоюзной организации г.Сыктывкара «ЕДИНСТВО» Алтухов А.О. заявленные административным истцом требования поддержал, ссылаясь на доводы, изложенные в письменных пояснениях.

Административный ответчик Руководитель Государственной инспекции труда в Республике Коми – главный государственный инспектор труда Республики Коми Некучаева Л.А., и заинтересованное лицо Министерство труда Российской Федерации, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Согласно представленным возражениям на административное исковое заявления, выразили свое несогласие с заявленными требованиями.

Судом дело рассмотрено при имеющейся явке лиц.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, представленные в дело, обозрев материалы внеплановой проверки №11/7-1763-20-ОБ 11/7-1863-20-ОБ от 11.06.2020, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Таким образом, законодатель предусмотрел, что удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства РФ, возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) должностного лица (незаконности принятого им или органом постановления) и реального нарушения при этом прав заявителя.

Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании Распоряжения заместителя руководителя Государственной инспекции труда № 11/7-1763-20-ОБ/12-4157-И/2018-5 от 08.06.2020 с целью защиты прав и интересов работников, в связи с мотивированным представлением должностного лица от 08.06.2020, в отношении АО «Коми дорожная компания» проведена внеплановая документарная проверка, задачами которой является надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов содержащих нормы трудового права, предметом проверки является соблюдение обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами, по результатам которой 02.07.2020 составлен Акт проверки №11/7-1763-20-ОБ/12-4557-И/2018-5.

Из акта проверки следует, что в государственную инспекцию труда в республике Коми поступили обращения № 11/7-1863-20-05 от 11.06.2020, № 11/7-1763-20-ОБ от 04.06.2020 от председателя Коми Республиканской организации профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Урсу И.С. о нарушении трудовых прав работников в АО «Коми дорожная компания».

Из представленных на проверку документов установлено, что заработная плата работников АО «Коми дорожная компания» за март 2020 года начислена и выплачена в соответствии с установленной системой оплаты труда.

Также в акте указано, что месячная тарифная ставка рабочего первого разряда Общества установлена в размере 5533 рублей, что подтверждается приложением к штатному расписанию на 2020 год.

В настоящее время в Российской Федераций действует Отраслевое соглашение по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020-2022 года (зарегистрировано в Федеральной службе по труду и занятости 14 января 2020 года, регистрационный № 17/20- 22) (далее - Отраслевое соглашение РФ).

В Республике Коми действует Отраслевое тарифное соглашение по дорожному хозяйству Республики Коми на 2018-2020 годы (зарегистрировано в Министерстве труда, занятости и социальной защиты Республики Коми 10 апреля 2018 года, регистрационный № Ю-с/2018) (далее - Отраслевое соглашение РК).

С учетом изменений, внесенных дополнительным соглашением от 24 января 2020 года (уведомительная регистрация в Министерстве от 11.02.2020 года Кз 4-с/2020) в Отраслевое соглашение РК, минимальная тарифная ставка рабочих I разряда дорожной отрасли в настоящее время составляет 12130 рублей. Следовательно, Общество должны быть применены ставки рабочих I разряда дорожной отрасли согласно указанных Отраслевых соглашений.

Документ, подтверждающие отказ от присоединения к указанным Отраслевым тарифным соглашениям работодателем на момент проведения проверки не представлены, отсутствовали.

С указанием на нарушение п. 1 ч. 2 ст. 22, ст. 48, ст. 135 ТК РФ, Отраслевого соглашения РФ и Отраслевого соглашение РК минимальная тарифная ставка рабочего первого разряда в Обществе ниже размера, установленного соглашениями.

В нарушение ст. 22, ст. 135, ч. 6 ст. 136 ТК РФ, Отраслевого соглашения РФ и Отраслевого соглашение РК работодатель производил начисление и выплату заработной платы работникам Общества ниже установленного размера тарифной ставки согласно соглашениям.

По результатам проверки начальником отдела – главным государственным инспектором труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Республике Коми Сыктывкарский отдел Андрейчиковой Ю.Г. в адрес АО «Коми дорожная компания» выдано предписание от 02.07.2020 №11/7-1763-20-ОБ/12-4559-И/2018-5 со сроком исполнения 31.07.2020, которым предписано: установить тарифную сетку в соответствии с Отраслевым соглашением по дорожному хозяйству РФ на 2020-2022 годы, Отраслевым тарифным соглашением по дорожному хозяйству РК на 2018-2020 годы не ниже 12130 рублей; произвести перерасчет заработной платы работникам, выплатить в соответствии с установленной системой оплаты труда в порядке ст. 236 ТК РФ.

Не согласившись с данным предписанием, АО «Коми дорожная компания» подало возражения, по результатам рассмотрения которых заместителем руководителя Государственной инспекции труда в Республике Коми 28.07.2020 принято решение, которым возражения Общества о несогласии с предписанием от 02.07.2020 №11/7-1763-20-ОБ/12-4559-И/2018-5 и актом проверки от 02.07.2020 №11/7-1763-20-ОБ/12-4557-Ш018-5 удовлетворены; предписание от 02.07.2020 №11/7-1763-20-ОБ/12-4559-И/2018-5 отменено; выявленные нарушения, указанные в акте проверки от 02.07.2020 Ш1/74763-20- ОШ2-455743/2018-5, отменены.

По результатам рассмотрения поступившей из прокуратуры Республики Коми жалобы от председателя Коми Республиканской организации профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Урсу И.С., руководителем Государственной инспекции труда в Республике Коми Некучаевой Л.А. вынесено решение № 11/10-3622-20-И от 02.10.2020, которым решение от 28.07.2020 №11/8-1355-20-И/12-50547-И/20-145 отменено в части, признано несвоевременным представление в Министерство отказа Общества от присоединения к отраслевому соглашению РФ; акт проверки от 02.07.2020 №11/7-1763-20-ОБ/12-4557-Ш018-5 и Предписание от 02.07.2020 №11/7-1763-20-ОБ/12-4559-И/2018-5 оставлены без изменения, исключив несоблюдение требований Отраслевого соглашения РК; указано исполнить предписание от 02.07.2020 №11/7-1763-20-ОБ/12-4559-И/2018-5 в течение 15 календарных дней с момента получения решения.

Полагая, предписание от 02.07.2020 №11/7-1763-20-ОБ/12-4559-И/2018-5 и решение № 11/10-3622-20-И от 02.10.2020 незаконными, административный истец обратился в суд с настоящим административным иском.

В соответствии со ст. 353 Трудового кодекса РФ государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно абзацу 2 ст. 356 Трудового кодекса РФ федеральная инспекция труда в соответствии с возложенными на нее задачами осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Абзацем 6 ч. 1 ст. 357 Трудового кодекса РФ установлено, что государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.

По смыслу положений абз. 2 ст. 356 и абз. 6 ч. 1 ст. 357 Трудового кодекса РФ при проведении проверки государственный инспектор труда выдает обязательное для исполнения работодателем предписание в случае очевидного нарушения трудового законодательства.

Решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда Российской Федерации и (или) в суд (ст. 361 Трудового кодекса РФ).

При осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, государственные инспекторы труда обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы работодателей - физических лиц, и работодателей - юридических лиц (организаций) (ст. 358 Трудового кодекса РФ).

В соответствии со ст. 1 Трудового кодекса РФ, основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений..

Согласно ст. 23 Трудового кодекса РФ, социальное партнерство в сфере труда (далее - социальное партнерство) определено как система взаимоотношений между работниками, работодателями (представителями, работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и, иных непосредствен но связанных е ними отношений.

В силу ст. 24 Трудового кодекса РФ, одними из основных принципов социального партнерства являются: равноправие сторон; заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях; соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; полномочность представителей сторон; свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда; добровольность принятия сторонами на себя обязательств; реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами.

Статьей 45 Трудового кодекса РФ определено, что соглашение - это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.

Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства (ч. 8 ст. 45 Трудового кодекса РФ).

Согласно ст. 46 Трудового кодекса РФ в соглашение могут включаться взаимные обязательства сторон, в том числе по вопросам гарантий, компенсаций и льгот работникам.

В соответствии со ст. 48 Трудового кодекса РФ, Соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением. Срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать трех лет. Стороны имеют право один раз продлить действие соглашения на срок не более трех лет.

Соглашение действует в отношении: всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, а также являющихся членами объединений работодателей, иных некоммерческих организаций, входящих в объединение работодателей, заключившее соглашение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением; работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения; органов государственной власти и органов местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств.

В отношении работодателей - государственных органов, органов местного самоуправления, государственных или муниципальных учреждений, государственных или муниципальных унитарных предприятий соглашение действует также в случае, если оно заключено от их имени уполномоченными государственным органом или органом местного самоуправления (статья 34 настоящего Кодекса).

Соглашение действует в отношении всех работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями, указанными в частях третьей и четвертой настоящей статьи.

В тех случаях, когда в отношении работников действует одновременно несколько соглашений, применяются условия соглашений, наиболее благоприятные для работников.

Соглашением может быть предусмотрено, что в случае невозможности реализации по причинам экономического, технологического, организационного характера отдельных положений соглашения работодатель и выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представитель (представительный орган), избранный работниками в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, вправе обратиться в письменной форме к сторонам соглашения с мотивированным предложением о временном приостановлении действия отдельных положений соглашения в отношении данного работодателя. Стороны рассматривают это предложение и могут принять соответствующее решение о временном приостановлении действия отдельных положений соглашения в отношении данного работодателя.

По предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования.

Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.

В случае отказа работодателя присоединиться к соглашению руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право пригласить представителей этого работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, для проведения консультаций с участием представителей сторон соглашения. Представители работодателя, представители работников и представители сторон соглашения обязаны принимать участие в указанных консультациях.

Порядок опубликования заключенных на федеральном уровне отраслевых соглашений и порядок опубликования предложения о присоединении к соглашению устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Порядок опубликования иных соглашений определяется их сторонами.

Закон Республики Коми от 26.06.2017 года № 54-РЗ «О социальном партнерстве» регулирующий, указанные отношения на территории Республики Коми, содержит аналогичные положения

В соответствии со ст. 11 Закона №54-РЗ, применительно к Отраслевому соглашению РК, действие республиканского отраслевого соглашения распространяется на работодателей, являющихся членами Ассоциация дорожных организаций Республики Коми; работодателей, не являющихся членами Ассоциации дорожных организаций Республики Коми, но уполномочившими ее от их имени заключить Отраслевое соглашение РК; Министерство строительства и дорожного хозяйства Республики Коми в части принятых на себя обязательств; работодателей, не являющихся членами Ассоциации дорожных организаций Республики Коми и не представивших в орган исполнительной власти Республики Коми, уполномоченный в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему.

Анализ имеющихся материалов показал, что положения и предусмотренные гарантии Отраслевого соглашения РК на Общество не распространяются, в связи с тем, что Отраслевое соглашение РК не было опубликовано в установленном Соглашением и законом порядке, и Общество не является членом Ассоциации дорожных организаций Республика Коми, выступающей в качестве одной из сторон Соглашения, и не уполномочило Ассоциацию дорожных организаций Республики Коми от его имени участвовать в коллективных переговорах и заключать Соглашение.

Поскольку как следует из материалов дела, Отраслевое соглашение РФ, зарегистрировано в Федеральной службе по труду и занятости 14.01.2020, регистрационный номер № 17/20-22, опубликовано на официальном сайте Минтруд России 20.01.2020. Официальное предложение о присоединении к Соглашению РФ явилось Письмо Министра труда к социальной защиты Российской Федерации А. Котякова от 11.03.2020 Ш4-4/1Q/B-1851 опубликованное 24.03.2020 «Российская газета» № 62.

Далее между Министерством строительства и дорожного хозяйства Республики Коми, Коми Республиканской организацией профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства и Ассоциацией дорожных организаций Республики Коми 15.03.2018 подписано Отраслевое соглашение РК, которое зарегистрировано в Министерстве труда, занятости и социальной защиты в Республике Коми 10.04.2018, № 10-C/2G18, при этом официального опубликование на сайте Министерства строительства и дорожного хозяйства Республики Коми отсутствует.

При таких обстоятельствах, свидетельствующих о том, что Отраслевое соглашение РК не было опубликовано в установленном Соглашением и законом порядке, и Общество не является членом Ассоциации дорожных организаций Республика Коми, выступающей в качестве одной из сторон Соглашения, и не уполномочило Ассоциацию дорожных организаций Республики Коми от его имени участвовать в коллективных переговорах и заключать Соглашение, суд приходит к выводу о том, что положения и предусмотренные гарантии Отраслевого соглашения РК на АО «Коми дорожную компанию» распространяться не могут, предписание в данной части является незаконным.

Кроме того, как установлено судом и следует из материалов дела, Отраслевое соглашение РФ опубликовано на официальном сайте 20.01.2020, а официальным предложением о присоединении к данному соглашению явилось письмо Министра труда и социальной защиты РФ от 11.03.2020 №14-4/10/В-1851, которое было опубликовано в Российской газете № 62 24.03.2020, следовательно последним днем 30-ти дневного срока, предусмотренного ст. 48 Трудового кодекса РФ для мотивированного письменного отказа присоединиться к нему, являлось 24.04.2020.

В силу п. 1 ст. 194 Гражданского кодекса РФ, если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока.

Согласно п. 2 ст. 194 Гражданского кодекса РФ письменные заявления и извещения, сданные в организацию связи до двадцати четырех часов последнего дня срока, считаются сделанными в срок.

Мотивированный отказ от присоединения к Отраслевому соглашению РФ с протоколом консультаций от 23.04.2020, подписанный генеральным директоров Рысевым Д.Е., заместителем генерального директора по общим вопросам Андросовым А.В., председателем межотраслевой независимой профсоюзной организации г. Сыктывкара «Единство» Алтуховым А.О. и председателем первичной профсоюзной организации АО «Коми дорожная компания» Белых Н.Ю., которыми единогласно поддержан довод об отказе в присоединении к Соглашению, направлен в адрес Министерства труда и социальной защиты РФ по почте 23.04.2020, что подтверждается почтовым штемпелем на конверте, а также ответом на запрос суда Минтруда России, где данный отказ был зарегистрирован в системе электронного документооборота 15.05.2020 за №В-50922.

Таким образом, судом установлено, что административный истец в установленный законом 30-дневный срок отправил в Минтруд России мотивированный отказ от присоединения к Соглашению РФ, поэтому административный истец не может считаться присоединившимся к нему, в связи с чем, положения Отраслевого соглашения по организациям дорожного хозяйства Российской Федерации на 2020-2022 годы на АО «Коми дорожная компания» не распространяются, поскольку не является участником этого соглашения. При таких обстоятельствах выводы должностных лиц вынесших предписание, а также решение № 11/10-3622-20-И от 02.10.2020, которым предписание оставлено без изменения, являются ошибочными.

Согласно ст. 17 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», предписание выносится в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения.

При этом предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.

Исполнимость предписания является важным требованием к данному акту и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность.

При этом содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.

Исполнимость предписания следует понимать как наличие реальной возможности у лица устранить в указанный срок выявленное нарушение.

Поскольку установленные по делу обстоятельств, свидетельствуют о том, что на административного истца требования Отраслевых соглашений как Республики Коми, так и Российской Федерации, в соответствии с которыми на административного истца возложена обязанность установить тарифную сетку и произвести перерасчет заработной платы, не распространяются, в связи с чем суд признает оспариваемое предписание не исполнимым, и нарушающим права и законные интересы административного истца, а потому подлежащим отмене.

Учитывая, что решением руководителя Государственной инспекции труда в Республике Коми – главным государственным инспектором труда Республики Коми Некучаевой Л.А. № 11/10-3622-20-И от 02.10.2020 предписание оставлено без изменения, с указанием исполнить его, суд приходит к выводу и о незаконности данного решения и наличия снований для его отмены.

На основании изложенного заявленные требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 226-227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

административное исковое заявление Акционерного Общества «Коми дорожная компания» к Государственной инспекции труда в Республике Коми, Государственной инспекции труда в Республике Коми Сыктывкарский отдел, начальнику отдела – главному государственному инспектору труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Республике Коми Сыктывкарский отдел Андрейчиковой Юлии Геннадьевне, руководителю Государственной инспекции труда в Республике Коми – главному государственному инспектору труда Республики Коми Некучаевой Лидии Александровне о признании незаконными и отмене решения № 11/10-3622-20-И от 02.10.2020 и предписания № 11/7-1763-20-ОБ/12-4559-И/2018-5 от 02.07.2020, удовлетворить.

Признать незаконными и отменить решение руководителя Государственной инспекции труда в Республике Коми – главного государственного инспектора труда Республики Коми Некучаевой Лидии Александровны № 11/10-3622-20-И от 02.10.2020 и предписание № 11/7-1763-20-ОБ/12-4559-И/2018-5 от 02.07.2020, выданное государственным инспектором труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Республике Коми Сыктывкарский отдел Андрейчиковой Ю.Г. в адрес Акционерного Общества «Коми дорожная компания».

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья И.С.Мишарина

Мотивированное решение изготовлено 16 марта 2021 года.