КОПИЯ дело № 2а-5130/2019 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 05 ноября 2019 года город Уфа Октябрьский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Зиновой У.В., при секретаре Казанцевой В.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Республики Башкортостан о признании незаконным отказа в снятии с регистрационного учета транспортного средства, УСТАНОВИЛ: ФИО1 обратилось в суд с административным иском к Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Республики Башкортостан о признании незаконным отказа в снятии с регистрационного учета транспортного средства. В обоснование заявленных требований административный истец указывает, что ДД.ММ.ГГГГ в Государственную инспекцию по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Республики Башкортостан было подано заявление о снятии с регистрационного учета транспортного средства Экскаватора ЭО-2621, 1992 г.в. Решением Инспекции гостехнадзора по ГО г. Уфа № от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении указанного заявления отказано с указанием на то, что не представлено на осмотр техники и паспорта транспортного средства. Между тем, указывает на то, что данный экскаватор продан ФИО1 по договору купли-продажи от 28.04.2018 ФИО2, который по договоренности обязался зарегистрировать свое право, однако этого не сделал, а впоследствии перестал отвечать на телефонные звонки. ФИО1, лишена возможности представления административному ответчику транспортного средства и паспорта на него поскольку данное средство продано другому лицу с передачей всех документов на него. В связи с тем, что экскаватор зарегистрирован на административного истца, налоговой инспекцией продолжают начисляться налоги, в то время как владельцем указанного транспортного средства она уже не является. В связи с чем отказ ответчика нарушает ее права. Просит признать незаконным отказ заместителя начальника отдела - главного государственного инженера-инспектора Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Республики Башкортостан (инспекция гостехнадзора по ГО г. Уфа) ФИО3 № от ДД.ММ.ГГГГ в снятии с регистрационного учета транспортного средства Экскаватора ЭО-2621, 1992 г.в., Южный машиностроительный завод, цвет многоцветный, паспорт машины № от ДД.ММ.ГГГГ. Обязать Государственную инспекцию по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Республики Башкортостан (инспекция гостехнадзора по ГО г. Уфа) снять с регистрационного учета транспортное средство Экскаватор ЭО-2621, 1992 г.в., Южный машиностроительный завод, цвет многоцветный, паспорт машины № от ДД.ММ.ГГГГ. В судебное заседание представитель Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Республики Башкортостан не явился, извещен надлежащим образом, ранее ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. ФИО1 на судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие. В соответствии с частью 8 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации информация о рассмотрении дела размещена на официальном сайте Октябрьского районного суда города Уфы РБ (http://oktiabrsky.bkr.sudrf.ru) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Суд в соответствии с ст. 150, ч.6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ), с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96, принимая во внимание, что в деле имеются доказательства о получении копии определения о подготовке дела к судебному разбирательству с указанием всех реквизитов суда, а также размещение на сайте суда и отсутствии ходатайства об отсутствии возможности использования информационно – телекоммуникационной сети «Интернет», полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц. Представитель ФИО1 ФИО4 административное исковое заявление поддержал по изложенным в административном исковом заявлении основаниям, указав на то,что экскаватор ранее в установленном порядке представлялся истцом к осмотру, зарегистрирован. Однако с связи с продажей, административный истец лишен возможности представления машины и паспорта на нее административному ответчику. Изучив и оценив материалы дела, проверив все юридически значимые обстоятельства по делу, выслушав участника процесса, суд считает административный иск подлежащим удовлетворению. На основании ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Согласно статья 227 КАС РФ решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями далее в настоящей статье - решение по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия), принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса. По смыслу ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав административного истца, при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию таких обстоятельств, а также соблюдению срока для обращения в суд за защитой нарушенного права. Вместе с тем административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение соответствует закону. Срок обращения в суд, установленный ст. 219 КАС РФ административным истцом соблюден. Судом установлено, что за ФИО1 зарегистрировано право собственности на экскаватор ЭО-2621, регистрационный знак №, 1992 года выпуска, Южный машиностроительный завод <адрес>, цвет многоцветный, В судебном заседании установлено, что истец обратилась Государственную инспекцию по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Республики Башкортостан с заявлением о снятии с учета экскаватора ЭО-2621, регистрационного знака №, 1992 года выпуска, поскольку на основании договора купли-продажи транспортного средства от ДД.ММ.ГГГГ указанный экскаватор продан. Из ответа на указанное заявление от 06.09.2019 № следует, что заявителю отказано в снятии с учета транспортного средства, поскольку необходимо предоставить в Инспекцию гостехнадзора по г. Уфе оригинал паспорта самоходной машины и экскаватор для осмотра. Как разъяснено в п.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 2 от 10.02.2009 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», к решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. При этом необходимо учитывать, что решения могут быть приняты как в письменной, так и в устной форме. В свою очередь, письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме (в частности, распоряжение высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), так и в произвольной (например, письменное сообщение об отказе должностного лица в удовлетворении обращения гражданина). Из представленного суда договора купли-продажи трактора, прицепа и иной самоходной машины от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО1 приобрела у ФИО5 экскаватор ЭО 2621, 1992 года выпуска, паспорт машины ВЕ № от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельство о регистрации № от ДД.ММ.ГГГГ. Право ФИО1 на машину на основании ее заявления произведено ДД.ММ.ГГГГ. выдан государственный регистрационный знак №. свидетелство о регистрации серии № Согласно договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 продала, а ФИО2 оплатил и принял транспортное средство (номерной агрегат) экскаватор, изготовленный южным машиностроительным заводом <адрес> в 1992 году, номер рамы, двигателя отсутствует, за 170 000 рублей. Договор является одновременно актом приема-передачи. Административный ответчик, отказывая в снятии с регистрационного учета транспортного средства, сослались на подп. 3 пункта 2.6 Административного регламента по государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, утвержденного приказом Инспекции Гостехнадзора Республики Башкортостан от 25.04.2019 № 158 (далее по тексту Административный регламент). В силу пункта 2.3. указанного Административного регламента результатом предоставления государственной услуги является, в том числе мотивированный отказ в предоставлении государственной услуги. Действительно в соответствии с п. 2.6 Административного регламента установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем, в частности заявление согласно приложению № 1 к настоящему Административному регламенту, поданное в адрес инспекции гостехнадзора по району или городу следующими способами: документ, удостоверяющий личность заявителя, представителя заявителя (в случае обращения за получением государственной услуги представителя заявителя), предусмотренный законодательством Российской Федерации); окументы на машину (прицеп): а) документы на машину (прицеп): паспорт самоходной машины и других видов техники по форме, утвержденной законодательством (далее - паспорт самоходной машины); регистрационный документ, подтверждающий государственную регистрацию машины (прицепа) и присвоение ему государственного регистрационного знака (для ранее зарегистрированной техники); документы о временном ввозе машины (прицепа) на территорию Российской Федерации на срок более 6 месяцев, выданные таможенными органами; б) документы на номерные агрегаты: документы с отметками таможенных органов о выпуске номерных агрегатов в обращение на таможенной территории Таможенного союза; документы (свидетельства) на высвободившиеся номерные агрегаты, выданные инспекциями гостехнадзора по району или городу; документы, удостоверяющие право собственности на машину (прицеп), номерной агрегат в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно пункту 2.14 Административного регламента основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги являются: представление не всех необходимых документов, предусмотренных пунктом 2.6 настоящего Административного регламента. Между тем, согласно п.1.8 Административного регламента на Республиканском портале государственных услуг размещается следующая информация: перечень нормативных правовых актов, непосредственно регулирующих предоставление государственной услуги, с указанием их реквизитов и источников официального опубликования (в том числе наименование и текст Административного регламента с указанием реквизитов утвердившего его нормативного правового акта и источников официального опубликования либо наименование и текст проекта административного регламента). На это же указывает и п. 2.5 Административного регламент, согласно которому перечень нормативных правовых актов, регулирующих предоставление государственной услуги (с указанием их реквизитов и источников официального опубликования), размещен на официальном сайте и на РПГУ. Как следует из информации, размещенной на сайте государственных услуг, нормативными актами, регулирующими предоставление государственной услуги по государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, являются: Федеральный закон Российской Федерации от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»; Административный регламент Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Республики Башкортостан по предоставлению государственной услуги по государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним; Конституция Российской Федерации; Налоговый кодекс Российской Федерации; Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ; Федеральный закон Российской Федерации «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 19.02.2002 № 117 «О порядке проведения государственного технического осмотра тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, зарегистрированных органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации»; Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 регистрационный номер № 51-ФЗ; Указ Президента Республики Башкортостан от 30.04.2002 № УП-197 «О государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники при Министерстве сельского хозяйства Республики Башкортостан»; Положение о Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники при Министерстве сельского хозяйства Республики Башкортостан (Утверждено постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 16.06.2002 № 210); Федеральный закон Российской Федерации от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»; Приказ Минсельхоза РФ от 16.07.1999 № 543 «Об утверждении Перечня сборов, взимаемых органами гостехнадзора»; Постановление Совета Министров Правительства РФ «О государственном надзоре за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации» от 13.12.1993 № 1291 г.; Об утверждении положения о военно-транспортной обязанности; Постановление Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации»; Правилами государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (гостехнадзора) (утв. Минсельхозпродом РФ от 16 января 1995 г.); Постановление Правительства РФ от 15.05.1995 № 460 «О введении паспортов на самоходные машины и другие виды техники в Российской Федерации». Между тем, в силу положений ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; В силу п. 3.75 Правил государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (гостехнадзора)» (далее по тексту – Правила) снятие с регистрационного учета самоходной машины (прицепа) производится по следующим основаниям: подача заявителем заявления о снятии с регистрационного учета машины (прицепа) в связи с утратой машины (прицепа); подача заявителем заявления о снятии с регистрационного учета машины (прицепа) в связи с хищением машины (прицепа); подача заявления прежнего владельца машины (прицепа) и предъявление им документов о заключении сделок, направленных на отчуждение машины (прицепа); подача заявителем заявления лизингодателя в случае расторжения договора лизинга в отношении машин (прицепов), зарегистрированных за лизингополучателем на ограниченный срок; подача заявителем заявления о снятии с регистрационного учета машины (прицепа) в связи в связи с утилизацией; подача заявителем заявления о снятии с регистрационного учета машины (прицепа) в связи с переездом за пределы Республики Башкортостан; наличие сведений о смерти физического лица либо сведений о прекращении деятельности юридического лица (физического лица, осуществляющего деятельность индивидуального предпринимателя), являющихся собственниками машин (прицепов). Таким образом, в силу подп. 3 пункта 3.75 Правил предусмотрено снятие с регистрационного учета самоходной машины (прицепа) по основанию обращения заявления прежнего владельца машины (прицепа) и предъявление им документов о заключении сделок, направленных на отчуждение машины (прицепа). При этом в силу п.1 ст.235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом. Таким образом, Гражданским кодексом Российской Федерации установлено, что право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества, а Правилами предусмотрено снятие с регистрационного учета самоходной техники по основанию обращения заявления прежнего владельца машины и предъявление им документов о заключении сделок, направленных на отчуждение машины. Судом установлено, что ФИО1, обращаясь с заявлением о снятии с регистрации экскаватора, представила административному ответчику договор купли-продажи от 28 апреля 2018 года, согласно которому ФИО1 произвела отчуждение транспортного средства, а потому в силу статьи 235 ГК РФ право собственности ФИО1 на экскаватор прекратилось. При этом п. 5.1. Правил обязывает владельцев снять машины с учета по месту их регистрации в том числе в случае прекращения права собственности на машины, однако ФИО1, при обращении к административному ответчику, в том числе во исполнение указанного пункта Правил, было отказано в снятии с регистрационного учета экскаватора. Между тем, государственная регистрация транспортных средств производится с целью регистрации самих транспортных средств для допуска их к дорожному движению и осуществлению технического учета транспортных средств на территории РФ (п. 3 ст. 15 ФЗ «О безопасности дорожного движения», п. 3 Постановления Правительства РФ № 938 от 12.08.1994 «О государственной регистрации автотранспортных средств и других видов самоходной техники на территории РФ»). Учитывая, что административным истцом представлены документы, свидетельствующие об отчуждении самоходной машины с передачей ее новому владельцу с представлением копии паспорта нового владельца, непредставление паспорта транспортного средства и паспорта на него не могло явиться отказом в снятии с регистрационного учета спорного экскаватора. Таким образом, отказ Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Республики Башкортостан в совершении регистрационных действий по снятию транспортного средства заявителя с регистрационного учета нельзя признать законным. Отказ в снятии с регистрационного учета экскаватора нарушает права ФИО1, поскольку, не являясь собственником самоходной машины, она продолжает нести бремя уплаты налогов за нее. Анализируя вышеприведенные положения законодательства, суд приходит к выводу о том, что усматриваются основания для удовлетворения требований административного истца о признании незаконным отказа в снятии с регистрационного учета транспортного средства. Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227-228 Кодекса административного производства РФ, суд РЕШИЛ: удовлетворить административное исковое заявление ФИО1 к Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Республики Башкортостан о признании незаконным отказа в снятии с регистрационного учета транспортного средства. Признать незаконным отказ заместителя начальника отдела-главного государственного инженера-инспектора Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Республики Башкортостан № от ДД.ММ.ГГГГ в снятии с регистрационного учета транспортного средства Экскаватора ЭО-2621, 1992 г.в., изготовленного Южным машиностроительным заводом, цвет многоцветный, паспорт машины № от ДД.ММ.ГГГГ. Обязать Государственную инспекцию по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Республики Башкортостан снять с регистрационного учета самоходную машину: Экскаватор ЭО-2621, 1992 г.в., завод-изготовитель: Южный машиностроительный завод, цвет многоцветный, паспорт машины № от ДД.ММ.ГГГГ, государственный регистрационный знак № 02. На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме через Октябрьский районный суд города Уфы Республики Башкортостан. Судья Октябрьского районного суда г.Уфы РБ подпись У.В. Зинова |