УИД 11RS0001-01-2022-005249-28 Дело № 2а-5130/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 мая 2022 года г. Сыктывкар
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе
Председательствующего судьи Леконцева А.П.
с участием административного истца ФИО4,
административного соответчика ФИО5,
при секретаре Гут Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО4 ФИО1 к отделу по вопросам миграции УМВД России по г. Сыктывкару, инспектору ОВМ УМВД России по г. Сыктывкару ФИО5, УМВД России по г. Сыктывкару о признании незаконным отказа в приеме заявления о выдаче вида на жительство, обязании принять заявление и выдаче вида на жительство
УСТАНОВИЛ
ФИО4 обратился в суд с административным исковым заявлением к отделу по вопросам миграции УМВД России по г. Сыктывкару о признании незаконным письменного отказа в приеме заявления о выдаче вида на жительство от 22.03.2022, обязании принять заявление и выдать вид на жительство.
В обосновании заявленных требований истец указал, что является гражданином республики Узбекистан, на территории Российской Федерации проживает с 2014 года на основании разрешения на временное проживание в Российской Федерации, имеет постоянное место проживания по адресу: .... Законодательство Российской Федерации им не нарушалось, к ответственности он не привлекался, угрозу основам конституционного строя Российской Федерации и безопасности для Российской Федерации он не представляет.
Определением суда от 01.04.2022 к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечено УМВД России о г. Сыктывкару, должностное лицо ФИО5
В судебном заседании административный истец заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, указав, что в отделе по вопросам миграции в городе Артем в устной форме ему было отказано в приеме заявления о выдаче вида на жительство, рекомендовано обратиться в аналогичный отдел в г. Сыктывкар.
Административный ответчик ФИО5 требования не признала, указав, что первоначально административный истец проживал на основании выданного патента, в марте 2018 получил разрешение на временное проживание до 28.03.2021. Он может жить и работать лишь в субъекте выдачи такого разрешения. Менять место жительство иностранный гражданин вправе лишь при смене адреса супруги или при наличии недвижимости в другом регионе. В 2019 с ОМВД России по городу Артем (... пришел запрос на личное дело в связи с регистрацией ФИО4 в .... Учетное дело было направлено в .... При обращении ФИО4 с заявлением о выдаче вида на жительства ему было отказано и в том числе по основанию, что с таким заявлением он должен обратиться в ОМВД России по ..., как по разрешенному месту временного проживания. В г. Сыктывкаре административный истец имеет лишь место пребывания.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу названой нормы и положений ст. 227 КАС РФ для признания оспариваемого решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления незаконными, необходима следующая совокупность: признание таких решения, действий (бездействия) несоответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Статья 62 (часть 3) Конституции Российской Федерации закрепляет, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"
По общим правилам, изложенным в пункте 1 ст. 8 данного Закона, вид на жительство может быть выдан иностранному гражданину, прожившему в Российской Федерации не менее одного года на основании разрешения на временное проживание.
Пунктами 4, 5 названной нормы определено, что заявление о выдаче вида на жительство подается иностранным гражданином в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Заявление о выдаче вида на жительство подается не ранее чем через восемь месяцев первого года проживания в Российской Федерации на основании разрешения на временное проживание и не позднее чем за четыре месяца до истечения срока действия разрешения на временное проживание.
В соответствии с п. 10 ст. 8 названного Закона, Порядок выдачи вида на жительство, формы заявлений о выдаче вида на жительство, срок рассмотрения таких заявлений и порядок подачи заявлений в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования утверждаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. Такой порядок определен Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство, замене иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации", утвержденным приказом МВД России от 11.06.2020 N 417 (далее – Административный регламент)
Пунктом 2 регламента определено, что заявителями являются иностранный гражданин или лицо без гражданства, проживший(ее) не менее восьми месяцев в течение первого года проживания в Российской Федерации на основании разрешения на временное проживание.
Положением пункта 96 Административного регламента установлено, что заявители, указанные в подпункте 2.1 пункта 2 Административного регламента, обращаются с заявлением о выдаче вида на жительство в подразделение по вопросам миграции по разрешенному месту временного проживания.
По обстоятельствам дела следует, что в настоящее время административный истец проживает на территории Российской Федерации на основании разрешения на временное проживание № ... выданное МВД по Республике Коми 28.03.2018 со сроком действия до 28.03.2021.
При этом в документе удостоверяющем личность иностранного гражданина – паспорте, в качестве регистрации по месту жительства указан адрес в городе ... (...) на период с 26.07.2018 по 28.03.2021, что следует из соответствующего штампа Отдела по вопросам миграции ОМВД России по ... и подтверждено самим административным истцом.
Из письма начальника ОВМ ОМВ России по ... от 27.04.2019 следует, что 26.07.2018 в отдел по вопросам миграции обратился гражданин Узбекистана ФИО4 с заявлением об изменении места жительства. 26.07.2018 по данному заявлению принято положительное решение, ФИО4 зарегистрирован по месту жительства в ОВМ ОМВД России по ... с 26.07.2018 по разрешению на временное проживание, выданное МВД по .... Названным письмо запрашивается личное дело иностранного гражданина.
Таким образом местом жительства административного истца является жилое помещение в ... края.
В ОВМ УМВД по г. Сыктывкару обратился ФИО4 с заявлением о выдаче вида на жительства. Письменным ответом (справкой) от 22.03.2022 заявителю отказано в приеме заявления со ссылкой на пункты 57.5, 96 Административного регламента.
С учетом названных обстоятельств, ссылка должностного лица на пункт 96 Административного регламента является обоснованным и соответствует обстоятельствам дела.
Наличие адреса проживания в ... – ... не изменяет порядок предоставления государственной услуги по экстерриториальному принципу, поскольку данный адрес является адресом пребывания.
Вместе тем, суд полагает возможным исключить из оспариваемого ответа ссылку должностного лица на пункт 57.5 Административного регламента, поскольку данный пункт регламентирует основания для отказа в приеме заявления о выдаче вида на жительство, поданного в форме электронного документа с использованием Единого портала. По материалам дела следует, что административный истец обратился в отдел по вопросам миграции с письменным заявлением о выдаче вида на жительства.
При этом, окончание срока регистрации, проставленного в паспорте иностранного гражданина по месту временного проживания в ... – до 28 марта 2021 не изменяет территориальность обращения с заявлением, исходя из следующего.
Указом Президента Российской Федерации от 18.04.2020 № 274 приостановлено на период с 15.03.2020 по 15.06.2021 включительно течение сроков временного пребывания, временного или постоянного проживания иностранных граждан.
Указом Президента Российской Федерации от 15.06.2021 № 364 приостановлено с 16 июня до 31 декабря 2021 включительно течение сроков временного или постоянного проживания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся в Российской Федерации, сроков на которые иностранные граждане и лица без гражданства зарегистрированы по месту жительства.
С учетом даты окончания регистрации – 28 марта 2020, положения названных Указов в полном объеме распространяется на приостановление течение срока регистрации по временному месту жительства.
Согласно Методических рекомендаций МВД России по организации работы с иностранными гражданами в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15.06.2021 № 364 следует, что разрешительные документы на проживание и регистрация по месту жительства иностранных граждан, находящихся в Российской Федерации, срок действия которых истекает до 31 декабря 2021, считаются действительными до 18 июля 2022 включительно.
Названое означает, что срок регистрации административного истца, как иностранного гражданина, по месту временного проживания в ..., с учетом действий Указов Президента продлевается до 18 июля 2022.
Таким образом, при рассматриваемых правоотношениях, ФИО4 в силу пункта 96 Административного регламента обязан обратиться с заявлением о выдаче вида на жительства в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел по месту временной регистрации по месту жительства.
Установив данной обстоятельство должностное лицо верно приняло оспариваемый ответ, не согласится с которым суд оснований не усматривает.
Необходимой совокупности для признания оспариваемого отказа от 22.03.2022 незаконным, материалы дела не содержат, в связи с чем административное исковое заявление ФИО4 суд оставляет без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 175-177 КАС РФ, суд
РЕШИЛ
Административное исковое заявление ФИО4 ФИО3 к отделу по вопросам миграции УМВД России по г. Сыктывкару, инспектору ОВМ УМВД России по г. Сыктывкару ФИО5 ФИО2, УМВД России по г. Сыктывкару о признании незаконным отказа в приеме заявления о выдаче вида на жительство от 22 марта 2022, обязании принять заявление и выдаче вида на жительство, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховных Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения в мотивированной форме.
В мотивированной форме решение принято 24 мая 2022
Судья А.П. Леконцев